Жичкин К.А., Жичкина Л.Н. Роль специализированной программы Project Expert в подготовке экономистов в аграрных вузах // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/411-00160. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147
Жичкин Кирилл Александрович
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО СамарскаяГСХА, г. Кинель [email protected]
Жичкина Людмила Николаевна
Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, г. Кинель [email protected]
Роль специализированной программы Project Expert в подготовке экономистов
в аграрных вузах
Аннотация. Проведен анализ возможностей использования специализированного программного обеспечения (на примере Project Expert) при подготовке специалистов на всех уровнях организации учебного процесса.
Ключевые слова: программное обеспечение, формирование знаний, комплексная задача, дипломное проектирование, курсовое проектирование
Актуальность. Обучение экономиста-аграрника требует специфических подходов. Кроме знания теоретических основ обучающийся во время подготовки должен получить и практические навыки по принятию управленческих решений, формированию пакетов документов, проведению расчетов. В ряде случаев получению практических умений способствует использование специализированных программных продуктов, в т.ч. и программы Project Expert. Компьютерная программа Project Expert представляет собой IT-продукт, предназначенный для имитационного моделирования процессов, происходящих в экономических системах с инвестиционной составляющей. К основным задачам, реализованным в программе, относятся: определение эффективности инвестиций, формирование и структурирование проектов, проведение эмпирических экспериментов по определению устойчивости разработанной модели [1, 2]. Такие широкие возможности программного комплекса позволяют на различных этапах подготовки студентов-экономистов использовать весь спектр ситуационных задач профессиональной направленности.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - формирование профессиональных знаний и умений студентов-экономистов и их активное закрепление при помощи программного комплекса Project Expert. При этом необходимо решить следующие задачи: -определение круга ситуационных задач, решаемых с помощью программного комплекса на различных этапах подготовки студентов; - выявление перечня профессиональных компетенций по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, которые могут быть сформулированы и закреплены с помощью программы; - закрепление знаний и умений по каждой компетенции.
Результаты. Исходя из опыта использования программного продукта Project Expert при подготовке экономистов в Самарской ГСХА, можно выделить несколько уровней его применения:
- практические занятия;
- курсовое проектирование;
- государственный экзамен;
- выпускная квалификационная работа (диссертация) [3].
На практических занятиях студенты нарабатывают навыки принятия управленческих решений, выбора оптимальных вариантов, планировании деятельности предприятия, подготовки документации и организации инвестиционных проектов, формирования документации при работе с коммерческими банками и др. [4, 5] Основным условием качественной работы обучающихся и фиксирования знаний и умений является полное погружение в ситуацию, активация инициативы студента, подготовка исходных параметров ситуационного задания с учетом особенностей моделируемой отрасли, предприятия, характера примера.
На уровне курсового проектирования студент в форме индивидуальной работы должен закрепить материал, полученный на практических занятиях. Самостоятельный выбор параметров расчета (базовое предприятие, набор производимой продукции, характер и содержание мероприятий по повышению экономической эффективности), подготовка исходной информации, окончательное формулирование проблематики, практическое и выполнимое решение поставленной задачи - все это реализованное в полном объеме с учетом всех реальных особенностей ситуации свидетельствует о готовности студента к практической деятельности в ходе работы в качестве работника планово-экономической службы предприятия [6,
7].
Использование программы Project Expert в рамках государственного экзамена было апробировано в ходе подготовки студентов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК». При подготовке практической части государственного экзамена была поставлена задача по составлению прикладного задания, включающего в себя элементы большей части дисциплин специализации. В ходе решения студенты на основании предложенных исходных данных разрабатывали стратегию развития предприятия, в рамках которой реализовывался инвестиционный проект, параметры и эффективность которого необходимо было просчитать. Результатом такого подхода являлась не только демонстрация объема знаний, полученных в ходе обучения [8], но и профессиональная и психологическая готовность выпускников к решению нестандартных ситуаций в рамках своих компетенций в условиях ограниченного времени.
Пример комплексного задания для государственного экзамена по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК».
На основании данных необходимо выбрать одну из предлагаемых стратегий, просчитать при помощи программы Project Expert ее эффективность и по полученным расчетам сделать вывод.
Предприятие производит следующий вид продукции (табл. 1). Определить стратегию развития выбранного направления сроком на 5 лет, определить схему финансирования, сделать вывод.
Таблица 1
Исходные данные для определения стратегии развития предприятия_
Наименование продукции Темпы роста рынка, % Объем реализации, млн.руб. Крупнейший конкурент
наименование объем реализации, млн. руб.
Свинина 18,0 180,10 «СВ-Поволжье» 321,2
Предлагается построить СТФ на 100.000 гол. откорма в год. Ввод в эксплуатацию 1.08.2017 г. Стоимость капитальных вложений, связанных с этим проектом составляет 148 млн.руб (табл. 2).
Таблица 2
Строительно-монтажные работы
Дата 1.04.2016 г. 1.06.2016 г. 1.08.2016 г. 1.09.2016 г. 1.03.2017 г. 1.07.2017 г.
Сумма, млн.руб. 30,0 30,0 15,0 1,0 12,0 25,0
Ремонтные свинки 6 мес. возраста по 7 тыс.руб./гол. приобретаются по схеме (табл. 3)
Таблица 3
П риобретение молодняка
Дата 1.03.2017 г. 1.04.2017 г. 1.05.2017 г. 1.06.2017 г. 1.07.2017 г.
Количество, гол. 1000 1000 1000 1000 1000
После завершения первого производственного цикла начинается реализация продукции (табл. 4).
Таблица 4
Реализация продукции i [начинается с 01.10.20] L7 г.)
Наименование продукции Цена реализации, Объем реализации,
руб./кг т./мес.
Свинина 35,0 1000,0
При производстве продукции на предприятии отмечается следующий уровень ежемесячных производственных затрат (табл. 5).
Таблица 5
Наименование затрат Количество Затраты, руб./мес.
Заработная плата 230 чел. 8000 руб./чел.
Корма 16 425 000
Энергоносители 1 800 500
Накладные расходы 3 550 000
Прочие 2 109 000
Затраты начинаются с момента начала производственного этапа. Параметры кредитования: длительность 5 лет, ставка с учетом субсидии - 2,5%, отсрочка первой выплаты - 2,5 года. Налоговая схема: НДС -18%, ЕСН - 20,3%.
Решение комплексной задачи заключается в определении стратегии развития предприятия с помощью модели BCG, составления расчета эффективности проекта при помощи программного продукта Project Expert и формулировании выводов [9]. Время решения задачи ограничивается 1 часом, что достаточно при наличии необходимой квалификации выпускника.
На уровне подготовки выпускной квалификационной работы (диссертации) студент получает гибкий и эффективный инструмент обоснования правильности выбранных предложений и мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности конкретного предприятия. Стандартные инструменты, используемые в расчетах (определение показателей эффективности: прибыли, окупаемости, рентабельности и др.) не дают полной картины реализации предложенных мероприятий и зачастую вносят искажающий эффект [10, 11]. В данном случае достоверность расчетов и их точность повышаются за счет возможности полного отображения особенностей предлагаемых мероприятий (длительности, условий финансирования, исходных условий реализации).
Выводы. Использование специализированного программного обеспечения (в том числе и Project Expert) позволяет подготовить экономиста, отвечающего всем требованиям современных условий хозяйствования, обладающего кроме хорошего знания теоретических аспектов работы и необходимыми практическими навыками.
Ссылки на источники:
1. Жичкина, Л.Н. Комплексная оценка формирования компетенций выпускника при государственной итоговой аттестации / Л.Н. Жичкина, К.А. Жичкин // Научно-практическое обеспечение интеграции современной обучающей среды: проблемы и перспективы: матер. Междунар.науч.-практ.конф. - Соленое Займище : ПНИИАЗ, 2016. - С.362-367.
2. Жичкина, Л.Н. Итоговая аттестация как способ комплексной оценки компетенций выпускника / Л. Н. Жичкина, К. А. Жичкин // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: материалы учебно-методической конференции. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 6-8.
3. Тиндова, М.Г. Алгоритм нечеткого логического вывода для определения цены земельных участков / М.Г. Тиндова, В.В. Носов // Никоновские чтения. - 2012. - №17. -С. 320-322.
4. Жичкин, К.А. Оценка современных технологий в сельском хозяйстве / К.А. Жичкин, Л. Н. Жичкина // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования: I Международная научно-практическая Интернет-конференция. - Соленое Займище: ПНИИАЗ, 2016. - С. 38303838.
5. Жичкин, К.А. Бюджетная эффективность лесотехнических мероприятий в условиях Самарской области / Жичкин К. А., Жичкина Л.Н. // Наука. Научно-производственный журнал. 2016. - №S (4-3). - С. 143-147.
6. Жичкин, К.А. Информационное обеспечение в концепции оптимизации систем территориального размещения сельскохозяйственного производства в регионе / К.А. Жичкин, А.Ю. Кувшинов // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: материалы VI Международной научно-практической конференции "Ин-формАгро-2012". - М.: ФГБНУ "Росинформагротех", 2012. - С. 129-134.
7. Петросян, А. Л. Прогнозирование ущерба нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения / А. Л. Петросян, К. А. Жичкин, Л. Н. Жичкина // Математическое моделирование в экономике, страховании и управлении рисками : сборник материалов IV Междунар. молодежной науч.-практ. конф. - т. 1. - Саратов : Изд-во Сарат.ун-та, 2015. - С. 177-182.
8. Жичкин, К.А. Теоретические основы планирования / К. А. Жичкин // Аграрная наука в условиях инновационного развития АПК: Сборник научных трудов. - Кинель: РИЦ СГСХА, 2015. - С. 88-90.
9. Жичкин, К.А. Стратегическое планирование в организации АПК: Учеб.пособие / К.А. Жичкин, А. А. Пенкин, В.Б. Перунов. - Самара: Иц СГСХА, 2005. - 141 с.
10. Жичкин, К.А. Программирование развития животноводства в Самарской области / К.А. Жичкин, Х.Б. Баймишев, Р.Ш. Баймишева, А.А. Перфилов // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №12. - С. 35-37.
11. Носов, В.В. Экономическая устойчивость сельскохозяйственного производства в современных условиях. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 28 с.
Kirill Zhichkin
Associate Professor
FSBEI HE Samara State Agricultural Academy, Kinel
Lyudmila Zhichkina
Associate Professor
FSBEI HE Samara State Agricultural Academy, Kinel
The Project Expert Role In The Economists' Preparation In Agricultural Universities
Abstract. The analysis of the using specialized software possibilities (for example, Project Expert) in the specialists preparation at all levels of the educational process.
Keywords: software, knowledge creation, complex task, diploma design, course design