Научная статья на тему 'Роль сознания в понимании человеком современного социума'

Роль сознания в понимании человеком современного социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
868
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ПОЗНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / PICTURE OF THE WORLD / COGNITION / UNDERSTANDING / SELF-IDENTITY / CONSCIOUSNESS / SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович

В статье рассматривается влияние сознания на понимание и познание человеком современного социума, устанавливаются сущностные особенности рассматриваемых феноменов, прослеживаются причинно-следственные связи между ними. Анализируется построение картины мира сегодняшним человеком, интерпретируется влияние, оказываемое ею на способность к восприятию информации. В качестве предмета исследования выступают механизмы формирования и взаимодействия сознания с окружающим миром, социальной действительностью. Сопоставляются тенденции восприятия окружающей реальности, общественно-исторических процессов в разрезе процессов воспитания и образования. Выявляются особенности влияния сознания на восприятие информации и самоидентичность по различным основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of consciousness in person’s understands and cognition of modern society is considered. Substantive peculiarities of the phenomena under consideration are stated; casual relationship between them is observed. The analysis of construction of world’s picture by present-day man is done; its influence on capacity to perceive information is interpreted. Mechanisms of formation and interaction of consciousness with the surrounding world and social reality are the objects of the study. Tendencies in perception of surrounding reality and social-and-historical processes as a result of nurture and education are compared. Peculiarities of consciousness’s influence on information perception and self-identity have been revealed.

Текст научной работы на тему «Роль сознания в понимании человеком современного социума»

УДК 159.922

DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).026-030

РОЛЬ СОЗНАНИЯ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕКОМ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

В. И. Колесов

Для цитирования

Колесов, В. И. Роль сознания в понимании человеком современного социума / В. И. Колесов // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 1(46).-С. 26-30. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).026-030.

I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

соттоп5 Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается влияние сознания на понимание и познание человеком современного социума, устанавливаются сущностные особенности рассматриваемых феноменов, прослеживаются причинно-следственные связи между ними. Анализируется построение картины мира сегодняшним человеком, интерпретируется влияние, оказываемое ею на способность к восприятию информации. В качестве предмета исследования выступают механизмы формирования и взаимодействия сознания с окружающим миром, социальной действительностью. Сопоставляются тенденции восприятия окружающей реальности, общественно-исторических процессов в разрезе процессов воспитания и образования. Выявляются особенности

© Колесов В. И., 2019

влияния сознания на восприятие информации и самоидентичность по различным основаниям.

Ключевые слова: картина мира, познание, понимание, самоидентичность, сознание, социальная действительность.

Сознание как научная проблема преследует человечество длительное время: фактически она появилась с зарождением непосредственно самого феномена сознания. Однако до сегодняшнего дня не только отдельные аспекты данного понятия, но и оно само остаются дискуссионными.

С позиций современной научной мысли сознание понимается как способность человека воспроизводить, отражать окружающую действительность в собственном мышлении [2]. В данном случае имеется в виду ин-

терпретация осязаемой картины путем активизации мыслительных процессов. Однако не стоит рассматривать сознание только как отображение событий, имевших место в реальности, поскольку оно может носить также общественно-исторический и творческий характер.

Первый аспект связан с особенностями социализации:человек есть существо социальное, ему свойственно принятие определенных норм, ценностей, шаблонов, мифологии и др., то есть, не будучи активным участником либо свидетелем того или иного события, конкретный индивид через воспитание, коммуникацию, поиск информации, знакомство с ней принимает те или иные события фактически на веру. Следует отметить, что речь идет не только о религиозной, философской или мифологической картинах мира, но и о широком спектре естественнонаучных дисциплин: большинство людей не могли и никогда не смогут наблюдать за физическими опытами с ядерной реакцией, большим адронным коллай-дером, зафиксировать воочию те или иные астрономические явления, изучить механизмы работы собственного организма и др.

Получая информацию из какого-либо достоверного для себя источника, человек включает ее в собственное мировоззрение, а следовательно, она становится частью его интерпретации картины окружающего мира, а также мира, находящегося вне поля осязания как в пространственном, так и во временном измерениях. Последнее представляет собой так называемое историческое сознание. Его особенность заключается в том, что среднестатистический человек в большинстве случаев не является свидетелем событий,

имевших место. Однако социальная потребность быть частью той или иной группы предполагает принятие определенных моделей и фактов как данности. При этом существует ряд проблем, связанных с доказательной базой, над которыми работают профессиональные историки. Мы, в свою очередь, не оспариваем существование или несуществование тех или иных фактов, а коснемся только отдельных аспектов исторического сознания.

Первый вопрос: происходило ли конкретное событие в действительности? В данном случае это мифологические, легендарные, а также дискуссионные события. Длительное время античная мифология играла важную роль в европоцентричном сознании. Сказания о подвигах Геракла, приключениях аргонавтов, Одиссея и многие другие мифы стали неотъемлемой частью европейского (в широком смысле) мировоззрения. Даже сегодня Купидон в сознании большинства является символом любви, а римское изображение Фемиды (Юстиции) с повязкой на глазах, держащей в руках меч и весы, ассоциируются с правосудием.

Более прочное место в сознании может занимать религиозное мировоззрение, когда верующий не подвергает сомнению, например, воскрешение Осириса, смех Заратустры при рождении и многое другое, что воспринимается как непреложная истина.

Однако и конкретные исторические события могут стать полем для дискуссии на предмет существования. В частности, в 2017 г. развернулись ожесточенные споры вокруг истории о 28 панфиловцах: одни отрицали факт их существования, а другие утверждали. При этом последние отвергали свидетельства, в том числе первых авто-

ров статьи об описываемых событиях, то есть, как видим, для человека не важен факт реальности или нереальности явлений для того, чтобы они стали или не стали частью сознания.

Важен и вопрос масштабности и значимости описываемого события: конкретная картина мира может требовать как их преувеличения, так и преуменьшения. Долгое время существовала точка зрения о том, что в нашествии Батыя на Киевскую Русь принимал участие миллион воинов, что опровергнуто современными историками. По-прежнему не решен вопрос о крупномасштабности Невской и Чудской битв. Однако для исторического сознания русской нации названные события важнее, чем дискуссии историков, и в мировоззрении граждан возникают образы, созданные режиссером С. М. Эйзенштейном. Следовательно, здесь включается механизм восприятия себя частью социальной группы, ввиду чего человек переключается на символы, повышающие ее привлекательность.

В то же время преуменьшение значения определенных событий в сознании также характерно для отстаивания интересов своей общности и противостояния группам, воспринимаемым как инородные. В частности, длительное время ведется спор между российскими, американскими и английскими активистами о переломе во Второй мировой войне: первые утверждают, что им стала Сталинградская битва (иногда Курская), вторые указывают на сражение при Мидуэй, третьи - на Эль-Ала-мейн. Все три события имели разный масштаб и значение, однако для сознания человека значимо показать привлекательность именно его социальной группы и ее интересов даже за счет

принижения роли людских смертей.

Аналогичная ситуация может возникнуть и внутри страны, например, по прошествии ста лет с момента революции 1918 г. и гражданской войны в России стоит вопрос правоты тех или иных сторон, сравнение «красного и белого террора». До сих пор не закрыта дискуссия о репрессиях в СССР, в первую очередь в сталинский период. В этом случае включается механизм повышения привлекательности своей социальной группы, в результате чего факты указанного периода либо преуменьшаются, либо отрицаются, либо даже находят одобрение.

Схожая ситуация наблюдается и в США, где до сегодняшнего дня идет широкий общественный диалог относительно событий Гражданской войны 1861-1865 гг., свидетельством чего стали столкновения в 2017-2018 гг. по вопросу фигуры генерала Р. Э. Ли.

Таким образом, сознание представляет собой интерпретацию окружающей действительности, в первую очередь действительности социальной, воспринимаемой в рамках ориентиров, заданных процессами социализации, что оказывает значительное влияние на познание и понимание человеком реальности.

Сущность сознания заключается в потребности соотнести переживания собственного бытия с внешними феноменами, то есть определить собственное место в мире и мир вокруг себя через самовосприятие. В связи с этим возникает вопрос о формировании сознания. П. Бурдьё отдельное внимание уделял практике в социализации человека. Под ней он понимал активность человека и воздействие социума на личность. Однако особенность сознания заключается в том, что оно

оказывает влияние на практику, но не детерминировано ею, то есть, с одной стороны, рассматриваемый феномен способствует построению человеком того или иного характера взаимодействия с миром, активности. При этом информация, получаемая нами извне, воздействует на характер движения нашего сознания. С другой стороны, существование данного феномена не зависит от внешних факторов, поскольку невозможна ситуация, когда человек бессознателен, а после какого-либо влияния у него просыпается сознание. Следовательно, сознание не предопределяется практикой с позиции возникновения [1].

Кроме того, сознание не является каким бы то ни было видом активности. Оно может оказывать влияние на деятельность, но не выступает побудительным мотивом. При этом осознание себя, самосознание не является практикой, как таковой, а лишь элементом сознания. В связи с этим отдельного внимания заслуживают процессы понимания и познания, поскольку человек выступает субъектом, но они, с одной стороны, предопределены рассматриваемым феноменом, а с другой -влияют на него непосредственно.

Как уже отмечалось, сознание строится в том числе на информации, получаемой извне. Важную роль здесь играет процесс социализации и в первую очередь процессы воспитания и образования. Фактическое принятие на веру информации, транслируемой родителями, педагогами, значимыми лицами, формирует картину мира, которая часто не сильно меняется на протяжении жизни у множества людей. Сюда входит и образовательная информация, и идеология, и самоидентичность по различным основаниям, и

верования, и многое другое, что влияет на интерпретацию картины мира, а следовательно, на сознание [4].

В связи с этим интересен феномен идентификации по механизму «свой -чужой», выражающийся в большинстве случаев «наши». Генетические различия между людьми составляют мизерные доли процентов [3], однако в сознании множества людей существует подобное деление как по объективным внешним признакам (цвет кожи, волос, пигментация радужной оболочки, разрез глаз и др.), так и по этническим признакам даже среди этнически близких групп, а в некоторых случаях и среди одной группы. Данное явление связано с осознанием себя как части определенного сообщества и может не выражаться в каких-либо агрессивных действиях, например, в поддержке национальной, региональной, локальной спортивной команды. Однако в основе по-прежнему лежит тот же механизм, поскольку распространенное выражение «Болеем за наших!» работает на той же сознательной основе.

Познание и понимание могут воздействовать на сознание с позиций получения информации и интерпретации событий окружающего мира, и сознание способно влиять на эти процессы. В частности, устоявшаяся картина мира имеет шанс противостоять данным, входящим с ней в резонанс. Так, человек со сформированным мифологическим, религиозным или схожим сознанием может отвергнуть научные факты: в частности, согласно исследованиям NASA, на 2017 г. в мире число людей, верящих, что Земля плоская, составляет 40 000 [5].

В то же время понимание как способность интерпретировать события, происходящие или происходившие в

действительности, также может подвергаться противодействию из-за расхождения со сформированным на этот момент сознанием. В частности, новостная картина мира способна быть подвержена классификации по критерию «устраивающая - неустраиваю-щая» информация, в основе которой лежат те же механизмы, что в описанном выше явлении «свой - чужой». Подобная ситуация приводит к делению средств массовой информации на правдивые (те, которые преподносят нравящиеся новости вне зависимости от степени достоверности) и нечестные (транслирующие информацию, которая вступает в конфликт с мировосприятием индивида).

Таким образом, влияние сознания на понимание и познание человеком в современном социуме имеет противоречивую сущность. С одной стороны, это вызвано природой рассматриваемого феномена, который присутствует как данность, но одновременно испытывает влияние окружающего, с другой - степенью воздействия, которое оказывает устоявшаяся картина мира на восприятие, и интерпретацией информации. Указанные обстоятельства

осложняют проблему социализации во все более ускоряющемся современном мире, поскольку функциональные способности организма и мозга человека были заложены еще в первобытном обществе.

Библиографический список

1. Бурдьё П. Практический смысл / пер. с фр. : А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко ; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб. : Алетейя, М. : Ин-т экспериментальной социологии, 2001. 562 с.

2. История и философия науки : эн-цикл. слов. / Р. А. Бурханов и др. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2010. 341 с.

3. Васильева Е. Е. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач : учеб. пособие. М. : Лань, 2016. 96 с.

4. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М. : АСТ, 2017. 928 с.

5. Inside-world-flat-Earthers. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/ article-4682728/Inside-world-flat-Earthers.html (дата обращения: 08.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.