Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВЕТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН'

РОЛЬ СОВЕТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛ / ОБРАЗ ПРОШЛОГО / СОВЕТСКАЯ СИМВОЛИКА / СССР / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ВТОРИЧНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДЕКОММУНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титов Виктор Валериевич

Исследование посвящено изучению вопроса о причинах, обусловливающих высокую значимость советской символики в процессе воспроизводства национально-государственной идентичности россиян. Методология исследования выстроена за счёт комбинирования структурного анализа с вторичной обработкой данных количественных социологических исследований. Теоретический фундамент представленной работы формирует концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера. Автор приходит к выводу, что особая роль советского символического наследия в обеспечении воспроизводства национально-государственной идентичности граждан РФ детерминирована сложным комплексом факторов, в рамках которого ностальгия старших поколений или симпатии части населения к коммунистическим идеям не играют первостепенной роли. Отсутствие привлекательного образа будущего и достижений в настоящем, сопоставимых по масштабам с победами прошлого, определяют ситуацию, при которой обоснование ингруппового фаворитизма россиян приобретает ретроспективный вектор. В результате наиболее значимые события советского периода, отображённые в рамках мемориальной «традиции победителей», начинают выполнять роль парадигмального элемента в структуре обоснования престижного характера идентичности россиян. Высокую значимость советской символики определяет наличие в её смысловом базисе такого ценностного элемента, как социальная справедливость. Последняя чрезвычайно востребована в широких слоях населения РФ. Дополнительную значимость символике СССР приносит её декоммунизация в глазах части носителей правых взглядов. За счёт последнего советская символика начинает восприниматься как «имперская», что придаёт ей позитивный характер в глазах части правой общественности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOVIET SYMBOLS IN THE NATIONAL-STATE IDENTITY FORMATION OF THE RUSSIANS

This study is devoted to the study of the reasons for the high importance of Soviet symbols in the process of reproduction of the national-state identity of Russians. The research methodology is built by combining structural analysis with secondary processing of quantitative sociological research data. The theoretical foundation of the presented work is formed by the concept of social identity by G. Tajfel and D. Turner. The author has come to the conclusion that the special role of the Soviet symbolic heritage in ensuring the reproduction of the national-state identity of the citizens of the Russian Federation is determined by a complex set of factors, within which the nostalgia of the older generations or the sympathy of a part of the population for communist ideas do not play a primary role. The absence of an attractive image of the future and achievements in the present, comparable in scale with the victories of the past, cause a situation in which the justification of the in-group favoritism of Russians acquires a retrospective vector. As a result, the most significant events of the Soviet period, reflected in the memorial “tradition of the winners,” begin to play the role of a paradigmatic element in the structure of substantiating the prestigious nature of the identity of Russians. The high importance of Soviet symbols is determined by the presence in its semantic basis of such a value element as social justice. The latter is extremely in demand among the broad strata of the population of the Russian Federation at the moment. In addition, the additional significance of the symbols of the USSR is brought by its decommunization in the eyes of some of the bearers of right-wing views. Due to the latter, Soviet symbolism is beginning to be perceived as “imperial”, which gives it a positive character in the eyes of a part of the right-wing public

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВЕТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН»

УДК 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-3-82-86

РОЛЬ СОВЕТСКОЙ СИМВОЛИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН

THE ROLE OF SOVIET SYMBOLS IN THE NATIONAL-STATE IDENTITY FORMATION OF THE RUSSIANS

Исследование посвящено изучению вопроса о причинах, обусловливающих высокую значимость советской символики в процессе воспроизводства национально-государственной идентичности россиян. Методология исследования выстроена за счёт комбинирования структурного анализа с вторичной обработкой данных количественных социологических исследований. Теоретический фундамент представленной работы формирует концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера.

Автор приходит к выводу, что особая роль советского символического наследия в обеспечении воспроизводства национально-государственной идентичности граждан РФ детерминирована сложным комплексом факторов, в рамках которого ностальгия старших поколений или симпатии части населения к коммунистическим идеям не играют первостепенной роли. Отсутствие привлекательного образа будущего и достижений в настоящем, сопоставимых по масштабам с победами прошлого, определяют ситуацию, при которой обоснование ингруппового фаворитизма россиян приобретает ретроспективный вектор. В результате наиболее значимые события советского периода, отображённые в рамках мемориальной «традиции победителей», начинают выполнять роль парадигмального элемента в структуре обоснования престижного характера идентичности россиян. Высокую значимость советской символики определяет наличие в её смысловом базисе такого ценностного элемента, как социальная справедливость. Последняя чрезвычайно востребована в широких слоях населения РФ. Дополнительную значимость символике СССР приносит её декоммунизация в глазах части носителей правых взглядов. За счёт последнего советская символика начинает восприниматься как «имперская», что придаёт ей позитивный характер в глазах части правой общественности

Ключевые слова: национально-государственная идентичность; символ; образ прошлого; советская символика; СССР; структурный анализ; вторичный анализ социологических исследований; привлекательный образ будущего; социальная справедливость; декоммунизация; общественная дискуссия

This study is devoted to the study of the reasons for the high importance of Soviet symbols in the process of reproduction of the national-state identity of Russians. The research methodology is built by combining structural analysis with secondary processing of quantitative sociological research data. The theoretical foundation of the presented work is formed by the concept of social identity by G. Tajfel and D. Turner.

The author has come to the conclusion that the special role of the Soviet symbolic heritage in ensuring the reproduction of the national-state identity of the citizens of the Russian Federation is determined by a complex set of factors, within which the nostalgia of the older generations or the sympathy of a part of the population for communist ideas do not play a primary role. The absence of an attractive image of the future and achievements in the present, comparable in scale with the victories of the past, cause a situation in which the justification of the in-group favoritism of Russians acquires a retrospective vector. As a result, the most significant events of the Soviet period, reflected in the memorial "tradition of the winners," begin to play the role of a paradigmatic element in the structure of substantiating the prestigious nature of the identity of Russians. The high importance of Soviet symbols is determined by the presence in its semantic basis of such a value element as social justice. The latter

© В. В. Титов, 2021 82

_

В. В. Титов, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва [email protected]

V. Titov, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

is extremely in demand among the broad strata of the population of the Russian Federation at the moment. In addition, the additional significance of the symbols of the USSR is brought by its decommunization in the eyes of some of the bearers of right-wing views. Due to the latter, Soviet symbolism is beginning to be perceived as "imperial", which gives it a positive character in the eyes of a part of the right-wing public

Key words: national-state identity, symbol, image of the past, Soviet symbols, USSR

Б ведение. Символическое наследие СССР продолжает играть роль одного из ключевых факторов формирования национально-государственной идентичности россиян. Это закономерно порождает широкую общественную дискуссию, затрагивающую вопросы как о дальнейшей судьбе советской символики, так и о причинах её повышенной значимости для широких слоёв населения, что говорит об актуальности и злободневности исследования.

Социологические исследования показывают, что в среднесрочной перспективе соответствующая проблематика вряд ли утратит актуальность естественным образом. Как показал опрос, проведённый ВЦИОМ в марте 2016 г, 47 % россиян в возрасте 18...24 лет проголосовали бы за сохранение СССР в случае повторения соответствующего референдума, прошедшего 17 марта 1991 г.1. И это ставит под сомнение гипотезу о фундировании симпатий к советской символике преимущественно на ностальгии старшего поколения.

Ситуацию усугубляет то, что соответствующие дискуссии ведутся преимущественно на уровне публицистики. В последние годы опубликовано множество работ общего плана, посвящённых развитию национально-государственной идентичности россиян. В частности, следует упомянуть фундаментальные исследования О. Ю. Малиновой [6], И. 3. Герштейна [1], П. К. Гречко [2], Т. В. Евгеньевой [3], В. С. Комаровского [4; 5], С. П. Перегудова [7], А. В. Селезневой [9] и Н. Н. Седовой [8]. В их рамках раскрывается широкий спектр вопросов, в силу чего проблема ретроспективной ориентации идентичности россиян в целом и вопрос о роли советской символики в её формировании, в частности, освещаются лишь по остаточному принципу.

3аявленная нами тема так и не приобрела статуса самостоятельного предмета ис-

следования, что естественным образом обусловило лакунарность и фрагментарность степени ее изученности.

В качестве объекта исследования выступают ретроспективные основы формирования национально-государственной идентичности россиян.

Предметом изысканий являются причины, объясняющие высокий уровень значимости советской символики в рамках процесса воспроизводства национально-государственной идентичности граждан РФ.

Цель работы заключается в том, чтобы выявить факторы, детерминирующие особую роль символического наследия СССР в формировании национально-государственной идентичности россиян.

Обозначенная цель предполагает необходимость решения определённого круга задач, включающего:

- сбор данных социологических исследований по заявленной теме;

- анализ, систематизацию и интерпретацию соответствующей эмпирической базы.

Методология и методы исследования - сочетает в себе элементы структурного анализа и вторичной обработки данных социологических исследований. В роли теоретического основания выступает концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера [10].

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из ключевых обстоятельств, обусловливающих высокую значимость советской символики в качестве ресурса конструирования национально-государственной идентичности россиян, является наличие прямой ассоциативной связи между образом СССР и событиями, выступающими в глазах граждан РФ главным обоснованием престижности их модели самоопределения.

В ходе массового опроса, проведённого по заказу Левада-центра в ноябре - декабре 2018 г, установлено, что для совершенно-

1СССР: сказка о потерянном референдуме. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115619 (дата обращения: 09.02.2019). - Текст: электронный.

летних россиян в роли главных оснований для гордости за свою национально-государственную идентичность выступают победа в Великой Отечественной войне (соответствующий вариант ответа выбрали 87 % респондентов) и ведущая роль страны в освоении космоса (50 %)2.

Исследование ВЦИОМ, датируемое июнем 2020 г., позволило установить, что, по мнению 95 % респондентов, победа в Великой Отечественной войне является главным событием российской истории в XX в. Более того, почти 70 % участников опроса обозначили ее как важнейшее событие в отечественной истории3.

Эти данные позволяют утверждать, что эмпирическое обоснование ингруппового фаворитизма россиян в настоящее время носит в первую очередь ретроспективный характер. При этом ключевую роль в рамках формирования престижного образа прошлого играют именно события, связанные с советской эпохой.

Однако попытки обосновать популярность советской символики среди россиян и её особую роль в формировании их национально-государственной идентичности исключительно преобладанием в социальной памяти россиян триумфального мемориального нарратива, связанного с эпохой СССР, представляются нам заведомым упрощением.

Социологи фиксируют не только высокий уровень ностальгии россиян по Советскому Союзу (который можно было бы объяснить идеализацией гражданами старших возрастов представлений о собственной молодости). Наблюдается и высокий уровень симпатий к советскому прошлому среди молодёжи, в том числе - в отношении противоречивых символов, не связанных с памятью об однозначно «победоносных» событиях.

Так, опрос, проведённый ВЦИОМ в январе 2016 г, показал, что взгляды почти 60 %

россиян относительно судьбы и путях развития страны полностью или частично совпадают с воззрениями В. И. Ленина. О кардинальном расхождении со взглядами «вождя» заявили лишь 20 % опрошенных. По мнению 65 % участников опроса, В. И. Ленин действовал в интересах общества в целом либо большинства его членов. Среди опрошенных, относящихся к возрастной группе 18.24 лет, это мнение поддержали 70 %4.

С учётом достаточно низкого уровня осведомлённости большинства россиян о деятельности и взглядах В. И. Ленина, столь высокий уровень симпатии к этой фигуре можно объяснить лишь одним образом: её воспринимают как символ, в ключе концепции «вождя революции», запустившей процесс формирования в России социального государства современного типа. Таким образом, в В. И. Ленине видят не носителя идей марксизма, а исторического деятеля, положившего начало созданию систем бесплатного образования и здравоохранения, ликвидировавшего сословные привилегии и т. д., что естественным образом превращает его в глазах многих россиян в символ борьбы за социальную справедливость, запрос на которую остаётся одним из главных факторов, определяющих динамику общественного мнения в России.

Исследования, проведённые ВЦИОМ в 2015-2016 гг., позволяют установить, что даже в период «крымского консенсуса» существующая социально-экономическая модель не воспринималась как справедливая солидной частью россиян; 48 % придерживались мнения, что представители истеблишмента в массовом порядке уходят от ответственности за совершённые преступления5; 77 % опрошенных оценивали систему распределения доходов в экономике как несправедливую. В том числе, эту точку зрения декларировали 69 % респондентов с высоким уровнем личных доходов6.

Национальная идентичность и гордость. URL: https://www.levada.ru/2019/01/17/natsionalnaya-identichnost-i-gordost/ (дата обращения: 12.02.2021). - Текст: электронный.

3Великая победа - главное событие в истории нашей страны в XX веке. - URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10339 (дата обращения: 12.02.2021). - Текст: электронный.

"Индекс идеологического согласия демонстрирует, насколько респонденты солидарны со взглядами политика. Чем выше значение индекса, тем больше проявляется консолидация во взглядах. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 0 до 100.

Неравенство перед судом и как с ним бороться? - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=362 (дата обращения: 09.02.2021). - Текст: электронный.

6Богатые и бедные - вчера и сегодня. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=79 (дата обращения: 09.02.2021). - Текст: электронный.

Формирование несправедливой социально-экономической модели закономерно воспринимается многими россиянами как результат распада СССР. Согласно подсчётам экспертов Всемирной лаборатории экономического неравенства, в 1968 г доля первого дециля в распределении национального дохода в Советском Союзе составляла менее 22 %, а к 1991 г. была равна 25 %. К 2016 г. она увеличилась до 45,5 %. За аналогичный период удельная доля первых пяти децилей сократилась с 31 до 17 %.

На фоне идеализации представлений о качестве жизни широких масс населения в СССР это естественным образом способствовало формированию соответствующих позитивных стереотипов, нашедших своё образное выражение в символическом наследии советского строя. Фактически речь идёт не о ностальгии по официальной идеологии или политической модели управления СССР, а симпатиях к беатизированной системе представлений о модели распределения материальных благ в Советском Союзе7.

Важно учитывать и то, что образ СССР за последние десятилетия в значительной степени подвергся декоммунизации. За счёт этого Советский Союз начал позитивно восприниматься значительной частью носителей правых взглядов, позиционирующих СССР как одну из исторических форм национальной империи. В частности, согласно созданной ими исторической мифологии, «большой террор» 1930-х гг. представлял собой фактически контрреволюцию, в ходе которой партийная фракция «государственников» во главе с И. В. Сталиным уничтожила идейных большевиков и инициировала процесс возвращения общественно-политической системы к традиционным формам.

Список литературы _

Помимо этого, симпатии части националистов к СССР подпитывает осознание геополитических последствий распада Советского Союза, в первую очередь - в рамках превращения русского народа в «разделённый этнос» и утраты территориальной империи, созданной в XVII-XIX вв. [6, с. 97, 98].

Заключение. Таким образом, особая роль советского символического наследия в обеспечении воспроизводства национально-государственной идентичности россиян обусловливается сложным комплексом факторов, в рамках которого ностальгия старших поколений или симпатии части населения к коммунистическим идеям играют второстепенную роль. На фоне отсутствия привлекательного образа будущего и сопоставимых по значимости с победами прошлого достижений в настоящем обоснование ингруппового фаворитизма россиян обретает ретроспективный характер. Как следствие, ключевые события советского периода, отображённые в рамках мемориального «нарратива победителей», начинают играть роль основного элемента в структуре обоснования престижного характера российской идентичности. Популярность советской символики определяет наличие в её смысловой парадигме такой ценности, как социальная справедливость, чрезвычайно востребованной в широких слоях населения. Роль факультативного фактора в данном случае играет декоммуни-зация части советских символов в глазах носителей правых взглядов, благодаря которой СССР начинает восприниматься как одна из исторических форм «российской империи». Последнее автоматически превращает её распад в глазах части националистов в катастрофу. Советская символика при этом обретает «имперский», т.е. позитивный характер.

1. Герштейн И. З. Символика традиционализма в современной национально-государственной идентичности России // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2-1. С. 139-141.

2. Гречко П. К. К вопросу о национально-государственной идентичности // Ценности и смыслы. 2015. № 5. С. 36-46.

3. Евгеньева Т. В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 27-36.

4. Комаровский В. С. Бедность и неравенство как вызовы национально-государственной идентичности и формированию гражданской нации России // Власть. 2017. Т. 25, № 1. С. 5-11.

7Эксперты признали неравенство в России сопоставимым с 1905 годом. - URL: https://www.rbc.rU/economics/16/12/2 017/5a33e2fc9a79471b6d846e24 (дата обращения: 09.02.2021). - Текст: электронный.

5. Комаровский В. С. Формирование национально-государственной идентичности России: вызовы и риски // Россия и мусульманский мир. 2016. № 9. С. 5-15.

6. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. 2010. № 2. С. 90-105.

7. Перегудов С. П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис. Политические исследования. 2011. № 3. С. 141-163.

8. Седова Н. Н. Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 3. С. 29-35.

9. Селезнева А. В. Политические представления российской молодежи как основания формирования национально-государственной идентичности // Ценности и смыслы. 2012. № 5. С. 149-166.

10. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior // The psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 7-24.

References _

1. Gershteyn I. Z. Mezhdunarodny nauchno-issledovatelskiy zhurnal (International Research Journal), 2017, no. 2-1, pp. 139-141.

2. Grechko P. K. Tsennosti i smysly (Values and meanings), 2015, no. 5, pp. 36-46.

3. Evgenieva T. V. Tsennosti i smysly (Values and meanings), 2012, no. 5, pp. 27-36.

4. Komarovsky V.S. Vlast (Power), 2017, vol. 25, no. 1, pp. 5-11.

5. Komarovsky V. Rossiya i musulmanskiy mir (Russia and the Muslim world), 2016, no. 9, pp. 5-15.

6. Malinova O. Yu. Polis (Polis. Political Studies), 2010, no. 2, pp. 90-105.

7. Peregudov S. P. Polis. Politicheskie issledovaniya (Polis. Political Studies), 2011, no. 3, pp. 141-163.

8. Sedova N. N. Monitoring obshhestvennogo mneniya: ekonomicheskie isotsialnye peremeny (Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal), 2005, no. 3, pp. 29-35.

9. Selezneva A.V. Tsennosti i smysly (Values and meanings), 2012, no. 5, pp. 149-166.

10. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior, The psychology of intergroup relations (The social identity theory of intergroup behavior, The psychology of intergroup relations). Chicago, 1986. P. 7-24.

Коротко об авторе_Briefly about the author

Титов Виктор Валериевич, канд. полит. наук, старший научный сотрудник, департамент политологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия. Область научных интересов: политическая психология, политика идентичности, национально-государственная идентичность [email protected]

Victor Titov, candidate of political science department, senior researcher, Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. Scientific interests: political psychology, politics of identity, national-state identity.

Образец цитирования_

Титов В. В. Роль советской символики в формировании национально-государственной идентичности россиян // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 82-86. DOI: 10.21209/2227-92452021-27-3-82-86.

Titov V. The role of Soviet symbols in the national-state identity formation of the Russians // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 3, pp. 82-86. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-3-82-86.

Статья поступила в редакцию: 09.04.2021 г. Статья принята к публикации: 12.04.2021 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.