Таблица 2
Пропуски занятий в связи с гриппом
Месяцы
Количество дней, пропущен-
ных в месяц
хлорированные нехлорирован-классы ные классы
Количество дней на 1 учащегося
хлорированные классы
Сентябрь Октябрь . Ноябрь . Декабрь Январь Февраль Март . Апрель Май . .
Всего
53 19 35 17 16 12 8 5
165 (93)1
34
35 150
88
62 с8
39 52 11
509 (440)
5,9 3,8 4,4
4,2
5,3' 4,0 4,0 5,0
4,4
В течение всего периода хлорирования учащиеся находились под постоянным врачебным контролем, в частности, в одном из хлорируемых классов, систематически проводилось термом етрирование детей. Последнее было предпринято для проверки отмечаемого в литературе (Арутюнов) повышения температуры у здоровых после хлорирования, указывающего на повышение обмена.
Однако отмеченная у некоторых детей субфебрильная температура, по нашим наблюдениям, не имела связи с хлорированием.
Проведенное нами опытное хлорирование путем обработки классных комнат раствором хлорной извести свидетельствует о положительном влиянии этого метода на заболеваемость гриппом.
Однако небольшой масштаб опыта не позволяет сделать по этому поводу окончательных выводов. Необходима дальнейшая проверка эффективности этого способа на большем материале в ряде школ, находящихся в различных санитарно-гигиенических условиях в течение продолжительных сроков, а также при эпидемических вспышках гриппа. Кроме обработки помещений хлорной известью, при борьбе с гриппом необходимо помнить о прочих гигиенических мероприятиях: рациональной вентиляции, должном температурно-влажностном режиме помещений школы, их уборке, выполнении учащимися правил личной гигиены, максимальном пользовании свежим воздухом, о физкультурной работе в школе и применении методов закаливания.
Д-р Ю. И. ПИНУС (Сталинграду
Роль советской общественности в осуществлении задач школьно-санитарной инспекции
Многочисленность объектов, находящихся под наблюдением школьно-санитарного инспектора (школы, детдома, детсады), их территориальная разбросанность, отсутствие помощников, недостаточ-
1 В скобках указано количество дней, пропущенных за время хлорирования.
ность кадров школьных врачей и сестер делают своевременный контроль за жизнью и работой учреждений и за выполнением ими указаний саинспектуры весьма затруднительным. Вместе с тем, по ряду причин заведующие этими учреждениями не всегда могут, даже при желании, немедленно выполнять требования санинспекции. В этих случаях мы не можем ограничиться протоколами и предложениями, а должны помочь учреждениям получить необходимые средства для исправления отмеченных санитарных недостатков. Только крепкая и постоянная связь с советской общественностью может гарантировать улучшение санитарно-гигиенической обстановки в наших учреждениях, успех нашего дела.
Государственная школьно-санитарная инспекция еще молода, она только нащупывает методы и формы своей работы. Вот почему мы считаем возможным поделиться своим небольшим пока опытом работы. В первую очередь мы связываем свою работу с секциями городского совета и районных советов. Обычно госсанинспектора связываются с секциями здравоохранения. Не отрицая важности этих секций в санитарной работе, надо, однако, отметить, что основное свое внимание эти секции уделяют лечебным учреждениям и наиболее общим вопросам санитарного благосостояния города. Вот почему мы с самого начала включились главным образом, в работу секции культурного строительства.
Здесь вопросы детских учреждений превалируют и секционеры прикреплены непосредственно к отдельным точкам. В форме содокладов или в прениях мы обращаем внимание секционеров на санитарное состояние учреждений, включаемся в бригады по разработке вопросников для бригад, участвуем в обсуждении поступивших отчетов, формулировке предложений по конкретным мероприятиям, необходимым для той или иной школы. Так, например, при разработке вопроса о школьных завтраках мы, представив горсовету докладную записку о питании в школах и проект постановления по этому вопросу, одновременно с этим в секции проработали план обследования секционерами всех школ. Секция и президиум горсовета получили, таким образом, свежий и детальный материал, который дал возможность конкретно указать в утвержденном затем президиумом постановлении, в каких школах какие именно мероприятия должны быть проведены. Точно так же мы поступили в борьбе за удаление посторонних жильцов из школьных зданий. Надо прямо сказать, санитарная инспекция без помощи секционеров не могла бы так быстро справиться с этим злом. Было выселено 12 семей, и только в 2—3 школах еще остались жильцы. Кроме того присутствующие на заседаниях секции школьные работники-директора школ и педагоги видят, что инспекция не только требует от них, но конкретно помогает им в горсовете изживать недостатки, что, несомненно, повышает авторитет Госсанинспекции в глазах массы школьных работников. Затем мы связались с комиссиями советского контроля.
Пример. Когда, например, советский контроль предпринял совместно с комсомолом обследование ремонтных нужд школ, мы на собрании обследователей дали подробный инструктаж о том, что считать недостатками ремонта, указали на существующие нормы и требования гигиены к школьным помещениям, на первоочередные задачи в борьбе за культурную школу, и таким образом получили возможность добиться на основании материала этого обследования и при содействии этих организаций очень хороших результатов ремонта. Так, многие школы, гнавшиеся за приведением в порядок внешнего вида зданий, после этого обследования переключились на классную мебель, форточки, раздевальни и т. п.
Третий раздел нашей работы — работа с общественностью. Это — работа с заведующими школами и участие в педагогических конференциях.
Заведующие школами собираются обыкновенно в гор- или райОНО 1—2 раза в месяц. На этих собраниях мы делимся своими наблюдениями за истекший промежуток времени, указываем «а главные достижения и недостатки по санитарной линии. Так, мы поставили вопрос о питьевом режиме. У нас в Сталинграде, как, вероятно, и в других местах, в этом деле не все благополучно. Баки часто грязны, их мало (оцинкованную жесть трудно достать), вода часто теплая, одна кружка на «собачьей цепочке», кругом бака лужи. Мы предложили всем заведую-
щим обсудить, насколько это соответствует культурному облику советской школы, и предложили перейти на систему отдельных графинов со стаканами или небольшими кружками в столовых, при буфетах или даже в классных комнатах. И надо сказать, что очень многие школы, не ожидая посещения и протокола санинспекции, перешли на эту систему. В таком же порядке проработаны вопросы о проветривании школ, о борьбе с инфекциями и вопросы личной гигиены самого школьника.
Мы поставили в конце ноября и в декабре 1935 г. во второй раз на учительских конференциях вопрос о перегрузке учащихся, особенно седьмых и восьмых классов, домашними письменными и устными заданиями, приводящими к тому, что подростки не пользуются почти свежим воздухом. Ряд школ после этого взялся за проверку этих замечаний. Заведующим учебной частью было предложено проследить за количеством и содержанием заданий, проведены кое-где анкетные обследования среди учащихся, и можно рассчитывать, что во втором полугодии мы добьемся улучшения в этом вопросе.
Затем надо отметить необходимость работы с отдельными совсо-дами и шефскими организациями. К сожалению, в этом отношении нами сделано еще очень мало. В отдельных случаях даже небогатые шефы, когда к ним обращается врач-санинспектор, находят кое-как средства для удовлетворения нужд школы, когда просьбы директора школы остаются без удовлетворения. Например, артель инвалидов обеспечила устройство форточек и переоборудование искусственного , освещения в подшефной школе им. Тургенева, ассигновав на это 500 рублей. Конечно, санинспекция не должна заменить собой органы просвещения в вопросах связи с шефскими организациями, но иногда такая помощь в школе необходима и только повышает авторитет санитарной организации.
Постоянное общение с врачами и сестрами, работающими в детских учреждениях, методическое руководство ими в вопросах санитарии и гигиены, использование их наблюдений представляют собой также необходимый раздел работы государственной школьно-санитарной инспекции.
Мы в этом кратком сообщении, конечно, не охватили всех вопросов связи с общественностью.
Но эти вопросы настолько актуальны, что следует и другим товарищам поделиться своим опытом, и совместными усилиями мы двинем вперед дело борьбы за здоровые детучреждения, за оздоровление растущего поколения.
Д-р А. А. ДЕНИСОВ (Сталинград)
Способ обмывания вымени коров при дойке
Из Сталинградской краевой научно-исследовательской лаборатории (зав. отд. гигиены труда—д-р А. П. Черников)
Условия, при которых доятся коровы в пастбищный период по всем гуртам совхоза «Победа Октября» Калачевского района Сталинградского края, характеризуются рядом неудобств в работе доярок и неблагополучием в санитарно-гигиеническом отношении.
На площадке, отведенной для стоянки коров — «тырле», хотя и выделено специальное место для дойки коров около привязи, но фактически это место используется редко или совсем не используется и дойка проводится на «тырле» среди коров всего гурта.