тории Эстонии: «События последних дней показывают, что у Советского Союза отсутствует какая-либо безопасность. Следует полагать, что в Финском заливе имеется место, где подводные лодки могут базироваться и снабжаться горючим. В море, на пороге Ленинграда торпедируют и топят суда Советского Союза, тонут советские моряки. Возможно, в нападении не участвовала бежавшая из Таллинна лодка, возможно, в Балтийском мире находится база какого-либо третьего государства, например, Англии, однако факт в том, что у Советского Союза отсутствует безопасность на море и правительство Эстонии не в состоянии обеспечить эту безопасность. Если бы в Эстонии находилась советская армия, тогда можно было бы быть уверенными, что никто не рискнет предпринять подобных нападений» [4, с. 39].
После долгих прений Советское и Эстонское руководство договорились о заключении договора о взаимопомощи, в котором говорилось об изменении торгового соглашения с Эстонией, о размещении военных баз СССР на территории Эстонии с общей численностью 25000 человек, и о предоставлении Советскому Союзу в аренду незамерзающих портов в Палдиски и Таллине. При этом в договоре подчеркивалось, что СССР не намерен покушаться на суверенитет Эстонии.
Библиографический список
Инцидент, связанный с подводной лодкой «Огее!» послужил поводом для заключения договоров о взаимопомощи, причины которых были более серьезными и вызваны , в первую очередь, начавшейся в Европе войной. Говоря о причинах событий в Прибалтике, стоит отметить наиболее существенные: во-первых, вынужденные меры по обеспечению безопасности СССР, во-вторых, необходимость торгового соглашения со стороны Эстонии, вызванное военными действиями на Западе Европы и прекращением возможности вести торговлю через Балтийское море, и, в-третьих, желание СССР усилить свои позиции в Восточной Европе.
Стоит подчеркнуть вместе с тем, что переговоры эти проходили при отсутствии со стороны СССР должного дипломатического такта. Отчасти это объясняется сложной обстановкой в Европе, а также тем, что в рассматриваемый период жесткость и даже откровенная грубость стали, едва ли не общим явлением в дипломатической практике великих держав. Правительство СССР, между тем, руководствовалось желанием отстаивать национальные интересы безопасности и целостности страны, Это обстоятельство, на наш взгляд, в известной мере оправдывало те решения, которые оно применяло в отношении стран Балтии.
1. Правда. - 1939. - 17 сентября.
2. Мельтюхов, М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения). -М., 2000.
3. Правда. - 1939. - 19 сентября.
4. 1940 год и его последствия // Сборник документов. Евроуниверситет. - Таллинн, 1999.
5. Правда. - 1939. - 28 сентября.
Bibliography
1. Pravda. - 1939. - 17 sentyabrya.
2. Meljtyukhov, M.I. Uputhennihyj shans Stalina. Sovetskiyj Coyuz i borjba za Evropu: 1939-1941 (Dokumentih, faktih, suzhdeniya). - M., 2000.
3. Pravda. - 1939. - 19 sentyabrya.
4. 1940 god i ego posledstviya // Sbornik dokumentov. Evrouniversitet. - Tallinn, 1999.
5. Pravda. - 1939. - 28 sentyabrya.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК: 93-99
Shmatov V.G. ROLE OF THE SOVIET UNION IN «REHABILITATION» OF SOCIO-ECONOMIC LIFE OF XINJIANG PROVINCE (1934-1937). This article is devoted to The Soviet Union policy in relation to Chinese province - Xinjiang. In particular, based on the archival documents, it's considered range of activities undertaken by the Government of the USSR. These activities are aimed to “rehabilitation” of socio-economic life of the region.
Key words: economics, transport infrastructure, industry, national war, equipment.
В.Г. Шматов, аспирант факультета истории и права Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В «ОЗДОРОВЛЕНИИ» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИИ СИНЬЦЗЯН (1934-1937 ГГ.)
Статья посвящена политике Советского Союза в отношении китайской провинции Синьцзян. В частности, на основе архивных документов, рассматривается ряд мероприятий, проводимых правительством СССР, направленных на «оздоровление социально-экономической жизни региона».
Ключевые слова: экономика, транспортная инфраструктура, промышленность, национальная война, оборудование.
Политика Советского Союза в отношении крупнейшей китайской провинции Синьцзяна занимает во второй трети XX века отдельное и достаточно важное место в истории дипломатических и торгово-экономических связей двух государств [1, с. 101].
Повышенный интерес историков к этому периоду становится вполне понятным, если учитывать масштабность и значимость процессов, которые развивались в этом регионе в 20-х- 40-х годах ХХ века.
После подавления китайской администрацией национально-освободительного движения коренных народов Синьцзяна, вспыхнувшего в провинции в 1933 году и продолжавшегося в течение двух лет, экономика региона пришла в упадок. Разру-
шенное войной хозяйство не в состоянии было обеспечить торгово-экономические связи провинции. Это в свою очередь обрекало на нищету и голод значительную часть населения провинции. Члены правительства Синьцзяна и её губернатор, генерал Шен Шицай, хорошо осознавали, что собственными силами, при отсутствии материально-технической базы, восстановить экономику региона не возможно. В этих условиях провинциальные власти обратились за помощью к СССР. В свою очередь руководство Советского Союза, заинтересованное в поставках дешёвого и качественного синьцзянского сырья, поступавшего на предприятия лёгкой промышленности, откликнулось на эту просьбу и в августе 1933 года на специальном заседании ПБ ЦК
ВКП (б) приняло постановление о принятии мер, направленных на развитие и поддержку экономики провинции [2, с. 20].
Широкий круг мероприятий, определённых постановлением касался вопросов развития сельского хозяйства и земледелия, дорожного строительства и транспорта, электрификации, промышленности и коммуникаций провинции. Большие усилия и значительные материальные средства в первую очередь пошли на развитие транспортной инфраструктуры провинции. В документах, характеризующих Синьцзян в тот период, указывалось, что дорог, за исключением некоторых участков на севере провинции, нет. А имеющиеся дороги - «грунтовые и плохо разработанные». Здесь же подчёркивалось, что из автотранспорта в Кашгарском и Хотанском округах имеется 30 грузовых автомобилей и около 5 легковых [3, Л. 32].
Понимая, что отсутствие развитой дорожной системы в регионе не может в достаточной степени удовлетворять торговоэкономическим интересам сотрудничающих сторон, Советский Союз, по просьбе правительства Синьцзяна в 1935-1936 гг. осуществил:
- поставку автомашин-тракторов для дорожного строительства в количестве 30 автомашин, грузовиков, тракторов и запасных частей к ним на сумму 200 тыс. рублей. [4, Л. 75];
- произвел финансирование дорожного строительства в Синьцзяне на сумму 600 тыс. рублей. В частности была произведена «гравировка дороги Урумчи - Кульджа толщиной в 10 см.». Дорога стала шириной 8, 5 метров, с построенными мостами. Кроме того, в Синьцзяне были построены еще ряд дорог, которые уже можно было использовать для бесперебойной транспортировки грузов. В их числе особое значение имели трассы:
Урумчи-Бахты, через Шихо, Чугучак - 652 км;
Урумчи-Хоргос, через Цзынхе - Кульджа - 824 км;
Урумчи-Зайсан, через Шара-Сумэ-972 км;
Урумчи-Хами-768 км [3, Л. 70].
Одновременно, был решен вопрос о создании дорожного комитета в Синьцзяне, в обязанности которого вошли функции охраны существующих дорог и их обслуживание. Это, в свою очередь, дало определенную гарантию безопасности при перевозках.
Особо важную роль в экономике региона всегда играло сельское хозяйство. Пришедшее после войны в упадок, оно существенным образом сократило товарооборот между сторонами. Осознавая необходимость развития сельского хозяйства для провинции, руководство СССР осуществило поставку в регион различных сельскохозяйственных машин и оборудования для ирригационных целей на сумму 260 тыс. рублей. В частности были поставлены жатки, сеялки, разный инвентарь, племенной скот, сортовые семена, предметы для удобрения почвы, различные сельскохозяйственные материалы [3, Л. 78].
Важным моментом, который входил в «план мероприятий по оздоровлению экономики Синьцзяна» был вопрос о развитии промышленности провинции, которая в рассматриваемый период была представлена лишь кустарными предприятиями.
Понимая, что преодоление послевоенного экономического кризиса возможно только при наличии собственной промышленности в регионе, Советский Союз, на основании ряда договоров, (от 27 ноября 1935 года, курсив мой В.Ш) поставил в Синьцзян:
- оборудование для хлопкоочистительного завода с производительностью 8 - 10 тонн хлопка-сырца в сутки;
- оборудование для маслобойного завода, производительностью 1638 кг. масла в сутки. Общая стоимость поставленного оборудования была определена в 13 тыс. золотых рублей [3, Л. 83-90];
- оборудование для передвижного лесопильного завода с локомобилем в г. Урумчи. В частности было осуществлено проектирование всей установки, руководство монтажом, пуском в эксплуатацию и обучением технического персонала. Общий
Библиографический список
объём договора, включая проектирование, пуск завода и обучение персонала выражался в сумме 6 098 золотых рублей.
Важным разделом в план мероприятий «по оздоровлению экономики Синьцзяна» вошел вопрос электрификации региона. Так, на основании отдельных договоров Советский Союз поставил оборудование для временной электростанции в г. Кульдже мощностью 36 киловатт и городской электростанции в г. Урумчи. Общая стоимость всего оборудования, включая проектирование, монтаж и обучение персонала была определена в 117. 025 золотых рублей [3, Л. 83-90].
Помимо плана мероприятий, направленных на «оздоровление» экономики региона, Советский Союз в 1934-1937гг выполнил ряд задач, направленных на улучшение жизни и быта населения. Например, существующая в регионе связь функционировала в техническом отношении довольно плохо, а порой и отсутствовала полностью, несмотря на наличие нескольких почтовых отделений и телеграфа. Учитывая это, Советский Союз, поставил в Синьцзян:
- 5 радиостанций типа МРК-08, смонтированных на 10 автомашинах, с запасными частями, инструментом и оборудованием. Общая стоимость оборудования была определена в 69 тыс. золотых рублей.
- Оборудование для 2-х телефонных станций по 100 номеров каждая. Одна в Урумчи, одна в Кульдже. Стоимость всего оборудования, включая проектирование, монтаж и обучение персонала, была определена в 6820 золотых рублей каждая станция, и общая стоимость определилась в 13 640 золотых рублей.
- Оборудование для расширения телефонной станции на 300 дополнительных абонентов.
Очевидный интерес в освещении вопроса о помощи Советского Союза Синьцзяну в это период представляет запись беседы руководителей Восточного управления НКВТ СССР от 08.02.1941г. с представителями Синьцзянского правительства. В ходе этой беседы была достигнута устная договоренность о строительстве в Синьцзяне еще целого ряда предприятий. В том числе, таких как:
1. Сахарный завод с производительностью - 3 000 тонн в год.
2. Спичечная фабрика - производительность 15 тонн ящиков в год.
3. Бумажная фабрика - производительность 500 тонн в год.
4. Цементный завод с производительностью 1500 тонн цемента в год.
5. Шерстянная фабрика - производительность 90 тыс. метров в год.
6. Бельевая фабрика.
7. Табачная фабрика - производительность 4500 ящиков в год.
8. Консервный завод - производительность 300 тыс. банок в год.
9. Мыловаренный завод с производительностью 10 тыс. ящиков в год.
11. Свечной завод с производительностью 3 тыс. ящиков в год [4.Ф.413 оп 12, Д.4594 Л. 43].
Таким образом, комплекс мероприятий, осуществленных Советским Союзом в Синьцзяне в рамках плана направленного на «оздоровление социально-экономической жизни региона», существенным образом улучшил положение провинции. В результате в регионе началась модернизация хозяйственной жизни, повысилось благосостояние населения, улучшилась система торгово-экономического сотрудничества двух стран. Советские специалисты, находящиеся в Синьцзяне, отмечали весьма дружелюбное отношение к советскому государству как со стороны местных властей, так и основной массы населения.
Следует подчеркнуть, что построенная совместными усилиями инфраструктура и промышленный комплекс в провинции серьезно повлияли на события, связанные с начавшейся в июле 1937 г. широкомасштабной агрессии Японии против Китая.
1. Бармин, В.А. Еще раз о характере отношений советского руководства и губернатора Синьцзяна Шен Шицая в 30-40 гг. ХХ в., или что лежало в основе разрыва связей Советского Союза и Китайской провинции // VII востоковедческие чтения памяти Лившица С.Г.: международная научно-практич. конф. - Барнаул, 2012.
2. Мировицкая, РА. Советский Союз и Китайская Республика. 1930-е годы, проблемы внутриполитической стабильности в Китае // Роль СССР и Китая в достижении победы во второй мировой войне: сб. материалов науч. конф., организованной Институтом дальнего Востока РАН и Китайским Институтом международных исследований МИД КНР / сост. А.Ф. Клименко. - М., 2012.
3. РГВА (Российский Государственный Военный Архив). Ф.25895 оп. 1,Д.938.
4. РГАЭ (Российский Государственный Архив экономики). Ф.413 оп12 с., Д.2879.
Bibliography
1. Barmin, V.A. Ethe raz o kharaktere otnosheniyj sovetskogo rukovodstva i gubernatora Sinjczyana Shen Shicaya v 30-40 gg. KhKh v., ili chto lezhalo v osnove razrihva svyazeyj Sovetskogo Soyuza i Kitayjskoyj provincii // VII vostokovedcheskie chteniya pamyati Livshica S.G.: mezhdunarodnaya nauchno-praktich. konf. - Barnaul, 2012.
2. Mirovickaya, R.A. Sovetskiyj Soyuz i Kitayjskaya Respublika. 1930-e godih, problemih vnutripoliticheskoyj stabiljnosti v Kitae // Rolj SSSR i Kitaya v dostizhenii pobedih vo vtoroyj mirovoyj voyjne: sb. materialov nauch. konf., organizovannoyj Institutom daljnego Vostoka RAN i Kitayjskim Institutom mezhdunarodnihkh issledovaniyj MID KNR / sost. A.F. Klimenko. - M., 2012.
3. RGVA (Rossiyjskiyj Gosudarstvennihyj Voennihyj Arkhiv). F.25895 op. 1,D.938.
4. RGAEh (Rossiyjskiyj Gosudarstvennihyj Arkhiv ehkonomiki). F.413 op12 s., D.2879.
Статья поступила в редакцию 31.10.13
УДК 796.82(571.51/.52)
Domogaschev O.S. THE ORIGIN AND INITIAL STAGE OF THE DEVELOPMENT OF WRESTLING IN THE REGIONS OF SOUTHERN SIBERIA IN THE 60-70TH OF THE XX CENTURY. The paper deals with the basic questions of origin and development at the initial stage of wrestling in the regions of Southern Siberia. This work is based on archive documents, personal memoirs of trainers, periodicals and specialized scientific literature.
Key words: history of wrestling; Southern Siberia, the state policy in the sphere of physical culture and sports.
О.С. Домогашев, ст. преп. каф. физической культуры и спорта ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, Е-mail: [email protected]
ЗАРОЖДЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В РЕГИОНАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ В 60-70-Е ГГ. ХХ В.
В работе рассматриваются основные вопросы зарождения и развития на первоначальном этапе спортивной борьбы в регионах Южной Сибири. Данная работа основана на архивных документах, личных воспоминаниях тренеров, периодической печати и специализированной научной литературе.
Ключевые слова: история спортивной борьбы; регионы Южной Сибири, государственная политика в сфере физической культуры и спорта.
В предлагаемой статье впервые раскрывается история зарождения спортивной борьбы в регионах Южной Сибири, проводится сравнительный анализ организации секций спортивной борьбы в Хакасии, Туве и Горном Алтае. Особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры, деятельности первых квалифицированных тренерских кадров, первым успехам на региональном и международном уровне, а также региональной политике в области спорта.
История спортивной борьбы в Южной Сибири берет свое начало в конце 1950-х - нач. 1960-х гг. В спортивной жизни советского общества того времени начался новый период. Одним из приоритетов социальной политики остается развитие физической культуры и спорта. В решениях XXII съезда КПСС отмечалось следующее: «Партия считает одной из важнейших своих задач обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры в т.ч. в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи» [1].
Важным фактором качественного подъема спортивного движения является начало участия команды Советского Союза в Олимпийских играх 1952 г., где спортивная борьба являлась одной из обязательных дисциплин. Одним из следствий явилось массовое создание секций спортивной борьбы. Выстраивается многоуровневая система подготовки и отбора лучших борцов для участия на соревнованиях различного ранга, для чего были объединены усилия ученых, методистов, тренеров, преподавателей специальных учебных заведений [2].
Развитие спортивной борьбы в регионах Южной Сибири базировалось на основе действовавших с 1930-х гг. физкультурных обществ. При этом необходимо отметить, что в Хакасии, Туве и Горном Алтае была сильна традиционная школа борьбы (курес, хуреш, куреш). В 1930-1950-х гг. внутри каждого региона регулярно проводились состязания по национальным видам борьбы в рамках спартакиад, на которых принимало участие большое число спортсменов. Молодежь приходила в открывавшиеся спортивные секции, уже обладая сформированными на-
выками борьбы. Отмеченная особенность учитывалась тренерскими кадрами, которые использовали технический арсенал национальных видов при подготовке спортсменов. Первоначально на территории Южной Сибири функционировали как секции классической (греко-римской), так и вольной борьбы. Позднее, тренеры и спортивное руководство в Горном Алтае и Туве, по всей видимости, учитывая не в последнюю очередь специфику традиционных видов, сконцентрировались на одном виде спортивной борьбы. В Хакасии было решено сохранить секции, как вольного, так и классического стилей.
Развитие спортивной борьбы в Хакасии началось с деятельности таких специалистов как: Лукин В.Е., Боргояков М.И., Чар-ков В.И., Косов К.А. На первоначальном этапе в 1960-ее гг. практиковались тренировки и участие в соревнованиях борцов одновременно как по классической, так и по вольной борьбе. Первый мастер спорта по вольной борьбе из Хакасии Карамашев А.Н. объяснял это несколькими причинами: во-первых, слабым финансированием, отсутствием квалифицированных тренерских кадров, ограниченным числом спортивных соревнований, небольшим по сравнению с последующими годами числом занимавшихся. Необходимость в практике, соревновательном опыте заставляла юных борцов принимать участие в соревнованиях по разным видам борьбы [3].
Первая секция борьбы (классической) была создана в г. Черногорске в сер. 1950-х гг. под руководством Лукина В.Е. Ее воспитанник С. Макаров стал чемпионом Сибири в 1957 г. [4]. В г. Абакане, пос. Усть-Абакан и с. Аскиз в этот же период начали осуществлять свою деятельность небольшие любительские секции, где трудились тренеры-энтузиасты [5]. Выход на всесоюзный и международный уровень спортивной борьбы связывается с именами Боргоякова М.И. и Чаркова В.И. открывших спортивному миру таких спортсменов как И. Ярыгин,
С. Карамчаков, В. Токчинаков, А. Талачев, И. Голощапов и др. Роль этих двух тренеров в становлении хакасской вольной и классической борьбы явилась определяющей.
М.И. Боргояков начал осуществлять тренерскую деятельность с 1961 г. в Хакасской областной национальной школе. Несмотря на сложные материально-технические условия, были получены значительные успехи - второе место на командном