Роль Совета министров Северных стран в развитии Арктики
с»
Й. Гжеля*
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития Арктического бассейна и подробно освещена деятельность Совета министров Северных стран по их решению. Исследование процессов освоения Арктики имеет важное значение для всего мира, поскольку данный регион имеет значительные природные ресурсы, которые пока еще недостаточно используются в экономической деятельности. Для решения данной задачи автор подчеркивает важность сотрудничества северных стран с Россией.
Ключевые слова: Северное сотрудничество; Совет министров Северных стран; арктический регион; устойчивое развитие; окружающая среда.
The Role of the Nordic Council of Ministers in Development of Arctic
J. Gzhelja
Abstract. In article actual problems of development of the Arctic pool are put and activity of Ministerial council of Northern countries under their decision is in detail shined. Research of processes of development of Arctic regions has great value for the whole world as the given region has considerable natural resources which for the present are insufficiently used in economic activities. For the decision of the given problem the author underlines importance of cooperation of northern countries with Russia.
Keywords: Northern cooperation; Nordic Council of Ministers; Arctic region; steady developments; environment.
В последние годы в результате потепления климата на Крайнем Севере произошли значительные изменения. Ледяной покров Арктики исчезает очень быстрыми темпами1, а это означает повышение уровня морей, а также уменьшение жизненного пространства животных, прежде всего полярных медведей2. Тающий лед также влияет на существующую там дорожную и социальную инфраструктуру3.
С другой стороны, исчезающий арктический лед открывает перед человеком новые районы для освоения и эксплуатации (как ожидается, это вызовет рост добычи энергоресурсов и прочих полезных ископаемых), а также ведет к усилению различных форм экономической деятельности, в том числе к развитию туризма. Открытие новых судоходных путей и более тонкий ледяной покров также могут повлиять на развитие межконтинен-
* Йоанна Гжеля — кандидат политических наук, преподаватель кафедры стран Северной Европы факультета управления и администрации Университета гуманитарных и естественных наук Яна Кохановского в г. Кельце, Польша.
1 Symonides J. Status prawny i roszczenia do Arktyki oraz Bieguna Potnocnego, „Panstwo i Prawo” 1/ 2008. С. 31-32.
2 Как указано в докладе Совета министров Северных стран (СМСС) «Признаки изменений климата в северной природе», опубликованном в сентябре 2009 года, эффектом изменений климата является, в частности, потеря массы тела у полярных медведей. В этом докладе указаны
14 показателей, которые описывают влияние потепления на окружающую среду. См.: Signs of Climate Change in Nordic Nature [Электронный ресурс]. URL: www.norden.org/sv/publikationer/publikationer/2009-551 (дата обращения :28.05.2012); см. также.: K^pkaK. Arktyka a zmiany klimatu [Электронный ресурс]. URL: http://www.stosunki.pl/?q=content/arktyka-zmiany-klimatu (дата обращения 28.05.2012).
3 National security challenged by Arctic climate change, 23.03.2010 Nature [Электронный ресурс]. URL: http://www.barentsobserver.com/national-security-challenged-by-arctic-climate-change.4762526-58932.html (дата обращения: 13.06.2011).
тального морского транспорта при условии создания нужной инфраструктуры4.
Для решения проблем дальнейшего развития Арктики северными странами было создано несколько региональных международных организаций, в частности Северное сотрудничество (Official co-operation in the Nordic region), которое является одной из наиболее известных и широких форм региональных контактов с участием Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и трех независимых регионов: Фарерских островов, Гренландии и Аландских островов.
Сотрудничество северных стран имеет долголетнюю традицию (с 1952 г.)5, и факторами, которые способствуют его развитию, являются: географическое положение, этническое, культурное, религиозное и частично политическое содружество. Оно охватывает много сторон социальных, экономических, культурных и политических отношений, а его участниками являются: правительство, парламенты, государственные учреждения, регионы и отдельные города.
Региональная политика в Северном сотрудничестве от начала его формирования состояла в сглаживании различий между государствами, вытекающих из несхожей географической среды, неблагоприятного климата и небольшого населения. В настоящее время оно охватывает свыше 25 млн жителей и площадь в 3,5 млн кв. км6. Важнейшими организациями по сотрудничеству и интеграции северных государств являются Северный Совет (СС) и Совет министров Северных стран (СМСС).
Последний был создан в 1971 г. и является межправительственным органом пяти северных стран — Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции, входящих в Северное сотрудничество. Имеет собственный бюджет, что позволяет ему оперативно решать
вопросы, связанные с развитием Арктики. С 1997 года на основании Меморандума о взаимопонимании между Правительством РФ и СМСС в Санкт-Петербурге начало работу Информационное бюро СМСС, которое организует сотрудничество северных стран с северными регионами России в первую очередь в области образовательных и информационных программ.
С начала 90-х годов XX века деятельность СС и СМСС в сфере международных контактов сосредоточивалась на трех главных направлениях: внутреннем сотрудничестве между северными странами; общеевропейском сотрудничестве, в частности с ЕС и с Европейской экономическим пространством; со смежными регионами Арктики и Балтийского моря, а также с Северо-Западной Рос-сией7. Платформой для активных действий в данных географических регионах является принятая СМСС в 1990 году программа их развития «The Adjacent Areas Programme», которая считается приоритетной программой в сфере реализации внешней политики северных государств.
В 2011 году СМСС возглавляла Финляндия. Основной темой ее председательства являлось изменения климата (особенно в Арктике), а также связанные с этим вызовы8. В Финляндии Северное сотрудничество очень ценится и пользуется, так же как и в остальных скандинавских странах, сильной общественной поддержкой. В значительной степени оно является образцом для других регионов Европы. В 2012 г. в СМСС председательствует Норвегия. Ее задачей в период председательства является повышение эффективности социальной модели государства благосостояния в северных странах в современных условиях.
Активность северных государств в Арктике заметна и на парламентском уровне. Пар-
4 См.: Bugajski D. R. Nowe arktyczne szlaki morskie. „Przegl^d Morski” № 4/2011. С. 19.
5 Pessel W. K. Pomorzanin na tronach potnocy. Przyczynek do historii idei skandynawizmu, „Rubikon” nr 4/2000; Veggeland N. Battyk i Region Morza Barentsa: wymiar skandynawski, в: A. Kuklinski (ред.), Problematyka przestrzeni europejskiej, EUROREG Warszawa 1997. С. 44 -51;
Cieslak T. Skandynawia a swiat wspotczesny, PISM, Warszawa 1971; Detlfsen J. Norden i Europa, „Flensborg Avis”, от 03.05.1991; Doliwa Z. M. - Klepacki, Integracja europejska (po Amsterdamie i Nicei), Temida 2, Biatystok 2001 passim.
6 Nordic Statistical Yearbook 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.norden.org/en/publications/publications/2008-001/at_download/ publicationfile (дата обращения: 31.06.2011).
7 Wielowieyska A. Gtowne kierunki polityki zagranicznej panstw nordyckich, „Sprawy Mifdzynarodowe” 1995, № 5, s. 71 и др.; The Nordic Region in an International Perspective, Nordic co-operation in a European framework 2007, Nordic Council of Ministers, Copenhagen 2008.
8 См.: The Nordic Region: A Green Climate Leader Programme for the Finnish Presidency of the Nordic Council of Ministers 2011 [Электронный ресурс]. URL: www.norden39.ru/galery/_norden/programs/anp2010768.pdf (дата обращения: 28.05.2012).
ламентеры обсуждают вопросы Крайнего Севера в рамках Северного Совета, а также посредством Постоянного Комитета Парламентариев Арктического Региона (SCPAR)9.
В целом, анализируя деятельность северных стран в Арктике, необходимо отметить, что она несомненно пролила свет на социальные условия жизни в этом регионе, обратила внимание на потребность в устойчивом развитии экономики северных регионов (северные страны, в частности, поддерживают оленеводство10), а также расширила знания по проблемам загрязнения окружающей среды и климатических изменений на Крайнем Севере. (Одним из примеров является инициатива ARKUFO. В конце 2005 г. Северный Совет выразил желание исследовать изменения климата и их последствия для населения, живущего на арктических территориях. Это задание было передано NordForsk СМСС в феврале 2007 г.). Это удалось благодаря многочисленным исследованиям и докладам, финансируемым СМСС. В частности, в 2010 г. СМСС опубликовал результаты исследований, проводимых рабочей группой из стран-участниц, в отчете под заглавием «Arctic Social Indicators»12. Этот документ являлся продолжением доклада «Arctic Human Development Report» за 2004 г. («Доклад об Общественном Развитии Арктики» был первой комплексной оценкой состояния благополучия людей, живущих во всем арктическом регионе. Он представлял собой главную цель представительства Исландии в Арктическом Совете). В документе представлено несколько социальных показателей, которые отражают ключевые аспекты общественного развития в Арктике, а в будущем облегчат их наблюдение и мониторинг. Здесь речь идет, в частности, об
изменениях, связанных со статусом Арктики, развитием прав коренного и местного населения и ростом экономики региона.
Северные страны стремятся к охране чувствительных экосистем, а также к сбалансированному использованию ресурсов региона и к охране его биологического разнообразия12. Они стремятся активно участвовать в решении проблем климатических изменений, в том числе в сфере предотвращения и смягчения отрицательных последствий, вызванных потеплением климата в Арктике, при сотрудничестве в данной области с другими заинтересованными сторонами13. В связи с данной задачей СМСС обязался предпринимать усилия в пользу ограничения эмиссии тепличных газов и вредных для окружающей среды веществ, а также предоставления информации на тему существующих угроз. В 2008 году министры по охране окружающей среды северных стран приняли Северную стратегию по вопросам климата и загрязнений среды в Арктике (Nordic strategy for the Arctic climate and environmental pollutants), которая дополняет «Arctic Cooperation Programme», и «Nordic Environmental Action Plan» и является основой дальнейшего сотрудничества в рамках СМСС. В документе намечены цели и приоритеты, которые представляют собой основу для реализации конкретных экологических и других проектов в Арктике.
СМСС также предпринимает усилия для повышения качества жизни коренного населения на арктических территориях. В рамках Международного Полярного Года (2007-2009) он финансировал проект «Survey of Living Conditions in the Arctic» (SLiCA) — «Исследование условий жизни в Арктике». Его результаты были представлены 11 мая 2011 года
9 Конференция Парламентариев Арктического Региона (CPAR) является парламентарным органом, состоящим из государственных делегаций, назначаемых государственными отечественными парламентами стран арктического региона (Канада, Дания, Финландия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США) и Европейского Парламента. В ее состав входят также постоянные участники, представляющие автохтонное население и наблюдатели. Конференцию организуют каждые два года. Первая состоялась в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. См.: [Электронный ресурс]. URL: www.arcticparl.org/about.aspx (дата обращения: 28.05.2012).
10 Future Challenges for Reindeer Herding Societies. Report from a workshop in Umea, Sweden 20-21 March 2007 [Электронный ресурс]. URL: www.sametinget.se/10283 (дата обращения: 28.05.2012).
11 Arctic Social Indicators — a follow-up to the Arctic Human Development Report, TemaNord 2010:519, Nordic Council of Ministers, Copenhagen 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.svs.is/ASI/Report%20Chapters/Report%20Final%20Version/ASI%20umbrot%20final%20lowres%20(2).pdf (дата обращения: 28.05.2012).
12 См.: Well L., Francke P., Langlais R., Damsgaard O. Planning for Climate Change: The Adaptation Challenge A Nordic Perspective Conference Report, NORDREGIO. 2007.
13 В 2004 году СМСС был главным спонсором отчета ACIA — Arctic Climate Impact Assessment, в котором было описано влияние глобальных климатических изменений на среду Арктики и на ее общественность. Это была общая инициатива Арктического Совета и Международного Научного Комитета Арктики (IASC).
в Университете в Гренландии, в рамках цикла лекций, предшествующих очередной министерской встрече членов Арктического Совета в городе Нуук. В рамках проекта были определены и проанализированы условия жизни автохтонного населения в Арктике (эскимосов, саами и туземных народов Чукотки). Это было первое исследование такого типа. В нем приняли участие представители местного населения и ученые из США, Канады, Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, а также коренные жители Кольского полуострова и Чукотки в России. Исследование, которое продолжалось 10 лет, показало, что крепкие семейные связи, сеть социальной поддержки, возможность продолжать традиционные формы экономической деятельности являются главными причинами того положения дел, что большинство коренного населения довольно своей жизнью в Арктике14.
Внимания заслуживают также меры, предпринимаемые в пользу сокращения барьеров в образовании жителей Крайнего Севера. Это происходит путем финансовой поддержки СМСС деятельности Арктического университета, который развивает образовательные связи между северными странами и поэтому с этим является эффективным инструментом улучшения качества человеческого капитала. Его слушатели приобретают знания о том, какие инструменты нужны для сохранения устойчивого развития Арктики при одновременном улучшении охраны окружающей среды. Данный Университет имеет также целью создание общей региональной структуры образования путем продвижения культурного и языкового разнообразия, поддерживает также равенство полов и одновременно обращает внимание на значение партнерства между коренным населением региона и остальными жителями Крайнего Севера15.
Сотрудничество между северными странами, направленное на то, чтобы справиться с общими вызовами, является важным аспектом их вовлечения в дела Арктики. Важнейшим из них является безопасность. «Северный Атлантический океан представляет собой важную часть Скандинавии, и у нас есть общая ответственность за безопасность в этом регионе. Это естественная область сотрудничества на северном уровне, не вспоминая уже о наших соседях <...> Новые вызовы и шансы на Северном Атлантическом океане увеличат потребность в более близком региональном и международном сотрудничестве», — такими словами председатель Северного Совета Х. Д. Кристенсен открыл конференцию на тему безопасности на море в города Торхсван (Фарерские острова) 9 июня 2011 года16.
Потепление климата дает возможность развития международного морского судоходства в арктических районах и позволит плавать по кратчайшим путям из Европы в Азию. Вместе с тем Арктика особенно восприимчива к угрозам, а небольшая плотность населения и слабо развитая инфраструктура являются причиной того, что управление этим регионом в кризисных ситуациях здесь особенно трудно. В связи с этим, безопасность Крайнего Севера требует внедрения интегрированной системы управления безопасностью морского транспорта, развития инфраструктуры, а также эффективных способов реагирования в случае аварии или катастрофы на море. Таким образом, Арктика получает новое значение в масштабе и международной экологической безопасности.
Арктика, по нашему мнению, является новым регионом в глобальной политике (новые отношения, появляющиеся между Арктикой и внешним миром, важны с политической точки зрения — ибо они становятся существен-
14 См.: Survey of Living Conditions in the Arctic: Results, 22 March 2007 [Электронный ресурс]. URL: www.arcticlivingconditions.org (дата обращения: 21.06.2011); Andersen Т., Kruse J., Poppel B., Survey of Living Conditions in the Arctic: Inuit, Saami and the Indigenous Peoples of Chukotka (SLICA), “ARCTIC” VOL. 55, NO. 3/ 2002. S. 310-317; Survey of Living Conditions in the Arctic: What Did We Learn? [Электронный ресурс]. URL: elders.uaa. alaska.edu/reports/SLiCA_07.pdf (дата обращения: 28.05.2012); Hansen J. Heavy Metal in Greenland [Электронный ресурс]. URL: arctic-council.org/ article/2009/2/heavy_metal_in_greenland (дата обращения: 21.06.2011) и др.
15 Университет Арктики (UArctic) — это сеть сотрудничающих университетов и других организаций — представителей системы высшего образования, принимающих участие в развитии научных исследований на Крайнем Севере. Управлением сетью занимается Международный Секретариат, находящийся в Лапландском университете в г. Рованиеми (Финляндия). См.: [Электронный ресурс] URL: www.uarctic.org/ ThemeFront.aspx?m=6 (дата обращения 21.06.2012).
16 Spotlight on safety at sea in the North Atlantic, см.: [Электронный ресурс] URL: www.norden.org/en/news-and-events/news/spotlight-on-safety-at-sea-in-the-north-atlantic (дата обращения: 28.05.2012).
ным элементом мировой геополитики). Здесь сталкиваются интересы великих держав, в том числе и России. Параллельно с глобализацией, которая вводит в Арктику новые субъекты, международное сотрудничество в северном регионе становится все более ин-
тенсивным. На глазах международной общественности появляется интенсивно развивающийся регион весомого политического и экономического значения, что отражает новую важную тенденцию в международных отношениях.
Литература:
1. Bugajski D. R. Nowe arktyczne szlaki morskie. „Przegl^d Morski” № 4/2011.
2. Cieslak T. Skandynawia a swiat wspotczesny, PISM, Warszawa 1971.
3. Pessel W. K. Pomorzanin na tronach potnocy. Przyczynek do historii idei skandynawizmu, „Rubikon” nr 4/2000.
4. Symonides J. Status prawny i roszczenia do Arktyki oraz Bieguna Potnocnego, „Panstwo i Prawo” 1/ 2008.
5. Well L., Francke P., Langlais R., Damsgaard O. Planning for Climate Change: The Adaptation Challenge A Nordic Perspective Conference Report, NORDREGIO, 2007.
6. Wielowieyska A. Gtowne kierunki polityki zagranicznej panstw nordyckich, „Sprawy Mifdzynarodowe”. 1995. № 5.