Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

РОЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

А.А. Векшин1

РОЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению межпарламентского сотрудничества между Российской Федерацией и зарубежными странами. За последние годы межпарламентское сотрудничество Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с парламентами других государств органично вошло в жизнь российской власти и стало одной из важнейших функций российского парламента.

Совет Федерации как «верхняя» палата Федерального собрания - парламента Российской Федерации и как палата российских регионов, обладающая высоким авторитетом, придает большое значение межпарламентскому сотрудничеству с зарубежными странами в своей деятельности, устанавливает и развивает контакты с парламентами почти всех государств мира.

Совет Федерации вправе устанавливать и осуществлять международные связи с парламентами других государств, заключать с ними и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве, обмениваться делегациями. Следует отметить, что обмен парламентскими делегациями, как правило, осуществляется в соответствии с годовым планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации. План меж-

1 А.А. Векшин - младший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН.

парламентского сотрудничества утверждается Председателем палаты и составляется на базе основных направлений межпарламентского сотрудничества, ежегодно принимаемых Советом Федерации, Проект основных направлений готовится Аппаратом Совета Федерации и предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комитетом Совета Федерации по делам СНГ1.

Рассматривая вопрос о межпарламентских отношениях Совета Федерации с парламентами других государств, следует отметить, что Регламент Совета Федерации содержит специальные статьи, закрепленные в главе 28, посвященные реализации межпарламентского сотрудничества. Немаловажным фактом является закрепление в Регламента Совета Федерации ряда полномочий Председателя Совета Федерации в международной сфере. В частности, в ст. 18 Регламента Совета Федерации закреплено, что Председатель Совета Федерации направляет в комитеты и комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые парламентом Союзного государства, Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств2.

Активная роль Совета Федерации в межпарламентских отношениях является одной из перспективных форм интеграции на постсоветском пространстве. «Формы интеграции государств в постсоветском пространстве весьма разнообразны: начиная от создания союзов по конкретным отраслям и сферам сотрудничества и заканчивая формированием универсальных межгосударственных объединений, содержащих в себе элементы федеративного устройства»3.

Значительную роль играет Совет Федерации в Межпарламентском союзе (МС). Это международная неправительственная организация, представляющая собой объединение национальных парламентских групп, разделяющих цели этой организации и же-

1 Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хаб-риевой.- М., 1999. - С. 222-223.

2 Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. (с послед. Измен. И дополнен.) № 22-СФ.

3 Конюхова И.А. Международное и конституционное право: Теория и практика взаимодействия. - М., 2006. - С. 387.

лающих участвовать в ее работе. Межпарламентский союз был создан в 1889 г. парламентариями-пацифистами нескольких государств для пропаганды идеи арбитража при решении международных споров. На 1 января 1974 г. МС уже объединял парламентские группы 72 государств (в том числе СССР и других социалистических стран). Согласно Уставу, принятому в 1922 г., целью Союза является «поощрение личных контактов между членами всех парламентов... и объединение их для совместной деятельности..., в деле укрепления и развития представительных институтов, а также в интересах поощрения дела международного мира и сотрудничества...». Решения Межпарламентского союза не имеют обязательной силы, однако, являясь выражением мнения представителей законодательных органов большинства стран мира, они оказывают определенное влияние на мировую общественность, на правительства, на другие международные организации.

Парламентская группа СССР являлась членом Межпарламентского союза с 1955 г.1. В настоящий момент членами Межпарламентского союза являются 177 государств, причем 65 имеют двухпалатные парламенты и 112 - однопалатные2.

В соответствии с Уставом Межпарламентского союза и Положением о Межпарламентской группе Российской Федерации палата Федерального собрания Российской Федерации, Совет Федерации, в целях обеспечения участия своих членов в деятельности Межпарламентского союза и поддержания межпарламентских контактов в рамках групп по связям с парламентами иностранных государств сформировал Межпарламентскую группу Российской Федерации3.

Среди направлений взаимодействия Совета Федерации с другими государствами в контексте межпарламентского сотрудничества основное место отводится сотрудничеству с парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств

1 Швецов В. Л. Межпарламентский союз. - М., 1964. - С. 103.

2 Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2005. -С. 409. 3

3 Постановление Совета Федерации от 22 февраля 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 85-СФ «О формировании Межпарламентской группы Российской Федерации (о членах Межпарламентской группы Российской Федерации от Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1996. -№ 10. - Ст. 849.

(СНГ). Совет Федерации уделяет приоритетное внимание развитию добрососедских и подлинно партнерских отношений со всеми странам СНГ. Работа ведется по широкому спектру направлений: содействие становлению государств СНГ как стратегических партнеров России; обеспечение политической стабильности во всем пространстве СНГ; формирование долговременных и взаимовыгодных хозяйственно-экономических и гуманитарных связей между всеми участниками СНГ; защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ1.

Одним из структурных подразделений СНГ является Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). Межпарламентская ассамблея была образована 27 марта 1992 г. на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, как консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. В 1993-1995 гг. членами Межпарламентской ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 г. к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Верховная Рада Украины. 26 мая 1995 г. главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 г. В соответствии с этой Конвенцией Межпарламентская ассамблея получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе органов Содружества Независимых Государств. 28 августа 1997 г. состоялось подписание Соглашения между Межпарламентской ассамблеей государств -участников Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межпарламентской ассамблеи на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Конвенции о Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств местом ее пребывания является Санкт-Петербург.

Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской ассамблеи (МПА) имеют вопросы, связанные со сближением и гар-

1 Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. - М., 2004. -

С. 459. 102

монизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Межпарламентская ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Возрастает роль Ассамблеи в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, соблюдению основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества. Для использования в национальном законотворческом процессе МПА направляет парламентам модельные акты и рекомендации, касающиеся социальных прав и гарантий граждан, защиты прав потребителей, миграции трудовых ресурсов, защиты гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.

Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. В рамках деятельности МПА создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли.

Во всех обозначенных выше направлениях Совет Федерации как палата Российского парламента принимает активное участие. Роль Совета Федерации усиливается тем фактом, что последние два срока подряд председателем Совета Межпарламентской ассамблеи стран СНГ избран Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

Одной из важнейших задач Межпарламентской ассамблеи является миротворческая деятельность. Она предусматривает миротворческие акции в «горячих точках» стран Содружества и разработку правовых основ для последовательного осуществления этой деятельности. В прошедшие с момента образования Ассамблеи годы ее усилия были направлены на содействие Совету глав государств - членов СНГ, а также ООН и ОБСЕ в разрешении региональных конфликтов, укреплении мира в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Республике Молдова, Абхазии, Грузии, а также на внешних рубежах Содружества (Таджикистан). Советом МПА образованы комиссии Межпарламентской ассамблеи по урегулирова-

нию конфликтов в указанных регионах СНГ. Члены Совета Федерации играют ключевую роль в деятельности данных органов.

В октябре 1999 г. и январе 2000 г. группа депутатов парламентов - членов МПА, в состав которой входили и члены верхней палаты российского парламента, работала в районе Северного Кавказа Российской Федерации (Чечня, Ингушетия, Дагестан) с целью получения информации о ходе антитеррористической операции федеральных сил России в Чечне и о положении временно перемещенных лиц на территории Ингушетии. Итоги работы депутатской группы доведены до сведения депутатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ и Европарламента.

Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления; контрольно-бюджетная. В работе данных комиссий активное участие принимают члены Совета Федерации.

Другое направление активного межпарламентского сотрудничества обусловлено широкой интеграцией Российской Федерации и Республики Беларусь. Россия и Беларусь в своей интеграционной политике демонстрируют наиболее последовательное развитие межгосударственных отношений, основанных на конфедеративных и даже в какой-то степени федеративных началах. После распада СССР отношения между ними претерпели поступательное развитие в сторону формирования Союзного государства1. В рамках нового объединения стали функционировать Парламентское собрание и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России, в который входят, в том числе, и представители Совета Федерации2.

1 Конюхова И.А. Международное и конституционное прав: Теория и практика взаимодействия. - М., 2006. - С. 408.

2 Например, Постановление Совета Федерации от 10 июля 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 178-СФ «О представителях Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в состав депутации Федерального собрания Российской Федерации в Парламентском собрании Союза Беларуси и России» // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 1997. - № 25. - Ст. 2808.

Примером успешного межпарламентского сотрудничества России и Республики Беларусь является подписание 8 мая 2002 г. в г. Минске Соглашения о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. В соответствии с Соглашением, стороны обязуются содействовать развитию межпарламентского сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в целях создания Союзного государства и договорно-правовой базы дальнейшего углубления равноправных отношений в политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, представляющих взаимный интерес. Стороны выразили готовность содействовать установлению и активизации связей между постоянными комитетами и комиссиями, а также между экспертами и аналитическими службами своих аппаратов; регулярно обмениваться информацией о текущей законодательной деятельности, базами данных и официальными изданиями.

На основании рассматриваемого Соглашения были образованы: межпарламентские комиссии Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Совет Республики) по межрегиональному сотрудничеству. Организацию и координацию взаимодействия Совета Федерации и Совета Республики осуществляют наделенные соответствующими полномочиями Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств и Постоянная комиссия Совета Республики по международным делам и национальной безопасности.

За период с 2005 по 2006 г. состоялось четыре заседания.

Первое заседание было проведено 22 марта 2005 г. в Москве. Его итогом стало утверждение Регламента Межпарламентской комиссии Совета Федерации и Совета Республики по межрегиональному сотрудничеству. В структуре Межпарламентской комиссии образованы постоянные рабочие группы: по законодательному обеспечению межрегионального и приграничного сотрудничества, содействия реализации региональных программ; по содействию развитию научно-технического, торгово-экономического, военно-технического сотрудничества и обеспечению безопасности; по содействию развитию социального и гуманитарного сотрудничества.

Второе заседание состоялось 5 июля 2005 г. в Минске, на нем основное внимание было уделено рассмотрению целого комплекса

актуальных вопросов. Участники Межпарламентской комиссии обсудили состояние и перспективы межрегионального и приграничного сотрудничества между Россией и Белоруссией; рассмотрели вопросы торгово-экономического сотрудничества субъектов Российской Федерации и областей Республики Белоруссия и проанализировали возможности парламентского обеспечения его развития. Среди правовых вопросов в центре внимания парламентариев оказались проблемы совершенствования национального законодательства России и Белоруссии, регулирующего создание и деятельность финансово-промышленных групп, лизинговых компаний и других совместных хозяйствующих структур. На заседании Межпарламентской комиссии была учреждена также должность Ответственного секретаря Межпарламентской комиссии от Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Белоруссия.

С точки зрения сотрудничества с регионами интерес представляет третье заседание Межпарламентской комиссии, которое прошло 5 апреля 2006 г. в г. Орел (Орловская область Российской Федерации). В заседании Межпарламентской комиссии приняли участие белорусские и российские представители Межпарламентской комиссии, приглашенные члены Совета Федерации, руководители и ответственные работники заинтересованных министерств, руководители и официальные представители Орловской области Российской Федерации и Витебской области Республики Беларусь, Исполнительного комитета СНГ, Постоянного комитета Союзного государства, профильных институтов, Орловской областной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» России, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Центрально-Черноземная», предпринимательских объединений, а также средств массовой информации. На заседании Комиссии были рассмотрены важнейшие для регионов России и Беларуси вопросы. Речь шла о создании условий для взаимного продвижения продукции, товаров и услуг, развития товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий и предпринимателей, а также об итогах выполнения Программы совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002-2005 гг.

В центре внимания четвертого заседания Межпарламентской комиссии, состоявшегося 11 октября 2006 г. в г. Могилеве Республики Беларусь, стали вопросы, имеющие гуманитарное значение

для населения двух стран. Комиссия проанализировала ход выполнения межрегиональных договоров о торговом, экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве Могилевской области с регионами Российской Федерации, а также рассмотрела ключевую для граждан России и Беларуси проблему создания условий для реализации равных прав граждан на территории Союзного государства.

Взвешенные и конструктивные решения Межпарламентской комиссии способствуют нормализации межгосударственных отношений, развитию межрегионального и приграничного сотрудничества, укреплению двустороннего межпарламентского сотрудничества в целом.

Немаловажное значение в контексте развития межпарламентских отношений имеет сотрудничество Совета Федерации с международными парламентскими структурами. Как известно, деятельность международных парламентских организаций может регулироваться как нормами международного права, так и нормами национального права государств, где располагаются их штаб-квартиры. По определению международной правосубъектности парламентских организаций, предложенному С.А. Хабаровым, «международные парламентские организации обладают правами на соответствующие привилегии и иммунитеты, объем и содержание которых регламентируются в специально заключаемых между государствами-членами международных конвенциях о привилегиях и иммунитетах, а также соглашениях между международной парламентской организацией и страной пребывания»1. К настоящему времени Совет Федерации участвует в работе 18 международных и региональных межгосударственных парламентских организаций2. В первую очередь речь идет об участии делегаций Совета Федерации в Парламентской ассамблее в Совете Европы (ПАСЕ), Межпарламентском союзе (МПС), Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Парламентской ассамблее НАТО (ПА НАТО), Конгрессе местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), Северном совете, Ассамблее Западноевропейского союза (АЗЕС), Парламентской ас-

1 Хабаров С.А. Международные парламентские организации: Правовые аспекты. - М., 1994. - С. 30.

2 Совет Федерации (1996-2000) в истории парламентаризма. - М., 2001. -

С. 240.

самблее Черноморского экономического сотрудничества (ПА ЧЭС), Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме.

Наглядным примером такого сотрудничества является участие Совета Федерации в осенней сессии Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) 13-15 ноября 2006 г. в Москве. Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) -один из трех основных органов Совета Европы, который представляет свыше 200 тыс. региональных и местных органов власти 46 государств - членов Совета Европы. КМРВЕ занимается широким кругом вопросов общеевропейского сотрудничества, входящих в компетенцию Совета Европы, рассматривая эти вопросы с позиций местных и региональных органов власти. Российская делегация в Конгрессе состоит из 18 представителей и 18 их заместителей. Персональный состав делегации формируется на двухгодичный период распоряжением Президента Российской Федерации. По инициативе российской делегации в повестку заседания пленарной сессии КМРВЕ был включен вопрос «Национальные проекты как инструмент устойчивого социально-экономического развития на региональном и местном уровне». Кроме того, по инициативе России на заседание Палаты регионов вынесен вопрос «Оценка эффективности работы региональных органов власти», а Палаты местных властей - «Европейские города - какую поддержку они могут оказать на Ближнем Востоке».

Отдельно хотелось бы затронуть тему отношений Федерального собрания Российской Федерации и Европейского парламента. Россия не является участвующей страной в Европейском парламенте, но делегация Федерального собрания Российской Федерации работает в Комитете парламентского сотрудничества и имеет следующие квоты: от Государственной думы - 16 мест плюс сопредседатель Комитета, от Совета Федерации - 6 мест. Комитет межпарламентского сотрудничества Россия - Европейский союз работает с 1 декабря 1997 г. и действует на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС, подписанного 24 июня 1994 г. (Соглашение вступило в свою юридическую силу лишь спустя три года после подписания)1. Однако с 1 декабря 2007 г. заканчивается срок действия данного Соглашения, которое является правовой основой для сотрудничества России и ЕС и поэтому стоит

1 Правовая система России в условиях глобализации региональной интеграции: Теория и практика / Отв.ред. Поленин С.В. - М., 2006. - С. 128.

ожидать начала конструктивного диалога о подписании нового соглашения.

В последнее время активность Совета Федерации в вопросах межпарламентского сотрудничества заметно возросла. Это подтверждается анализом межпарламентской деятельности Совета Федерации между двумя сессиями 2002 и 2006 гг. За весеннюю сессию 2002 г. состоялось пять официальных визитов делегаций Совета Федерации во главе с Председателем палаты С.М. Мироновым в Израиль, Беларусь, Армению, Грузию, Азербайджан. Делегации Совета Федерации принимали участие в работе 107-й конференции Межпарламентского союза, 53-й ПАСЕ, Ассоциации европейских сенатов, других международных и межгосударственных организаций. В Совете Федерации было проведено более 70 встреч, бесед и других мероприятий международного характера с участием руководства Совета Федерации и его членов1.

В период весенней сессии Совета Федерации 2006 г. межпарламентские связи верхней палаты парламента строились в соответствии с Планом межпарламентского сотрудничества на 2006 г. и в свете таких важных событий, как председательство России в «Большой восьмерке», Совете Европы и Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме.

Важной инициативой Совета Федерации явилось проведение первой встречи руководителей парламентов государств - участников ШОС. Центральное место в тематике международных мероприятий отводилось вопросам международной безопасности и борьбы с международным терроризмом, проблемам энергетической безопасности, двустороннему и многостороннему сотрудничеству, в том числе в сфере экономики. В ходе весенней сессии 2006 г. состоялось три официальных (Индонезия, Сингапур и Узбекистан) и четыре рабочих (ФРГ, Украина, Казахстан и Швейцария) зарубежных визита делегаций палаты.

В течение рассматриваемого периода Советом Федерации проводилась планомерная работа по дальнейшему развитию и укреплению взаимодействия с парламентами стран СНГ, в том числе на многосторонней основе, прежде всего, в рамках МПА СНГ. Делегации Совета Федерации принимали участие в работе постоянных комиссий, пленарных заседаниях МПА СНГ и других между-

1 Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Смирнягин Л.В. -М., 2003. - С. 356.

народных мероприятиях, которые проводились по линии МПА СНГ. Сенаторы активно участвовали в работе МПА ЕврАзЭС и Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

В течение весенней сессии 2006 г. 116 делегаций Совета Федерации посетили 50 стран, причем 70 визитов прошло по линии международных парламентских организаций и 46 - в рамках двустороннего сотрудничества. В зарубежных визитах приняли участие 99 членов Совета Федерации. Традиционно наибольшее количество визитов приходится на европейские государства (62). Значительно выросло количество визитов в страны СНГ (22) и в государства Азии (14). Состоялось семь визитов в Северную и два в Латинскую Америку, три в страны Ближнего Востока и три визита в африканские страны.

В Совете Федерации было проведено 56 встреч с представителями иностранных государств, принято шесть парламентских делегаций, посетивших Россию с официальными и рабочими визитами по приглашению Совета Федерации. В ходе встреч и визитов весенней сессии 2006 г. были подписаны Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Совместное заявление участников Первой встречи руководителей парламентов государств - участников Шанхайской организации сотрудничества. В этот же период начала работу Российско-китайская межпарламентская комиссия.

В практику Российской Федерации входит регулярное проведение совещаний парламентариев и представителей исполнительной власти по вопросам координации межпарламентской деятельности при продвижении российских интересов за пределами нашего государства. Например, в феврале 2005 г. в совещании по вопросам межпарламентского сотрудничества принимали участие Председатель Совета Федерации С. Миронов, министр иностранных дел С. Лавров, руководители профильных комитетов и комиссий палаты, главы групп дружбы с парламентариями зарубежных стран. На совещании рассматривались вопросы взаимодействия с российскими диаспорами за рубежом, защиты прав и интересов соотечественников и ряд других вопросов. Было отмечено, что в России отсутствует законодательно закрепленное понятие «соотечественник», что делает неопределенным его статус, затрудняет проведение политики защиты прав соотечественников и русскоязычных граждан за рубежом. В результате принято решение о законодательном урегулировании данного вопроса.

Оценивая перспективы межпарламентского сотрудничества, следует заметить, что существует мнение о необходимости усиления взаимодействия «треугольника» действующих субъектов во внешней политике России - парламента, МИД России и Министерства финансов РФ, что обеспечило бы оперативность и своевременность финансирования внешнеполитических процессов. При этом отмечается, что парламентская дипломатия должна устойчиво занять «свою нишу» в оркестре внешнеполитической деятельности России, не подменяя при этом исполнительную власть. Основной формой парламентской дипломатии должна быть ее деятельность в сфере защиты прав международного гуманитарного права и прав человека во внешней и внутренней политике1.

Думается, что другими, не менее важными направлениями межпарламентского сотрудничества Совета Федерации должны стать:

- совершенствование законодательства в сфере международных отношений и отдельных положений постановлений Совета Федерации, регулирующих межпарламентское сотрудничество в соответствии с новым временем;

- дальнейшее развитие отношений с Межпарламентским Союзом, в рамках которого можно было бы обмениваться опытом с парламентами других государств;

- укрепление отношений с парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств;

- усиление взаимодействия с органами исполнительной власти (не только с Министерством иностранных дел и Министерством финансов РФ) в международных отношениях.

Успешная деятельность Совета Федерации с вышеобозна-ченных направлениях позволит укрепить позиции Российской Федерации на международной арене.

Подводя итоги изложенному, необходимо отметить следующее. Международное сотрудничество современных государств в целях интенсификации интеграционных процессов в межпарламентских отношениях является не только важнейшим фактором прогрессивного развития стран, но и ареной отстаивания национальных интересов в постоянно изменяющихся условиях совре-

1 См.: Смирнова Е.С. Некоторые проблемы и перспективы российского межпарламентского сотрудничества // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21-23 марта 2002 г. / Под ред. С .А. Авакъяна. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

менного мироустройства. Легитимное отстаивание национальных интересов требует слаженности всего механизма правового регулирования международных отношений, включающих в себя и межпарламентское сотрудничество1. Думается, что Совет Федерации в целом выполняет ту роль, которая на него возложена в межпарламентском сотрудничестве не только как «верхняя» палата российского парламента, но и как палата российских регионов. Интересы последних находят реальное выражение в межпарламентских отношениях через Совет Федерации. Перспективы дальнейшего повышения роли верхней палаты заставляют еще более пристально изучать международный и зарубежный конституционно-правовой опыт.

Международное сотрудничество современных государств в целях интенсификации интеграционных процессов в межпарламентских отношениях является не только важнейшим фактором прогрессивного развития стран, но и ареной отстаивания национальных интересов в постоянно изменяющихся условиях современного мироустройства. Легитимное отстаивание национальных интересов требует слаженности всего механизма правового регулирования международных отношений, включающих в себя и межпарламентское сотрудничество2. Думается, что Совет Федерации в целом выполняет ту роль, которая на него возложена в межпарламентском сотрудничестве, не только как «верхняя» палата российского парламента, но и как палата российских регионов. Интересы последних находят реальное выражение в межпарламентских отношениях через Совет Федерации.

1 Правовая система России в условиях глобализации региональной интеграции: теория и практика. Отв. Ред. С.В. Поленина. - М., 2006. - С. 115.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.