Научная статья на тему 'Роль социологических исследований в системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации'

Роль социологических исследований в системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / НАРКОТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / НЕМЕДИЦИНСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / DRUG SITUATION MONITORING / SOCIOLOGICAL RESEARCH / OFFICIAL STATISTICS / NARCOTIZATION OF THE PUBLIC / NON-MEDICAL USE OF DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Жан Жанович, Сидоров Павел Геннадьевич

В статье анализируется роль социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации. Актуализируется значимость и важность задачи уточнения данных официальной статистики, обосновывается необходимость усиления роли социологических исследований в рамках дальнейшего совершенствования системы мониторинга наркоситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новиков Жан Жанович, Сидоров Павел Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE SYSTEM OF DRUG SITUATION MONITORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyses the role of sociological research within the drug situation monitoring. The significance of the task of refinement procedure of official statistics is actualized, the necessity of intensification of the role of sociological research within further improvement of drug situation monitoring system is substantiated.

Текст научной работы на тему «Роль социологических исследований в системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

УДК 316+343.9

Жан Жанович НОВИКОВ,

начальник отдела научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН России

[email protected]

Павел Геннадьевич СИДОРОВ,

старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и редакционно-издательской работы Дальневосточного института повышения квалификации ФСКН России, кандидат социологических наук

РОЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE ROLE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE SYSTEM OF DRUG SITUATION MONITORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье анализируется роль социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации. Актуализируется значимость и важность задачи уточнения данных официальной статистики, обосновывается необходимость усиления роли социологических исследований в рамках дальнейшего совершенствования системы мониторинга наркоситуации.

The article analyses the role of sociological research within the drug situation monitoring. The significance of the task of refinement procedure of official statistics is actualized, the necessity of intensification of the role of sociological research within further improvement of drug situation monitoring system is substantiated.

Ключевые слова: мониторинг наркоситуации, социологические исследования, официальная статистика, наркотизация населения, немедицинское употребление наркотиков.

Keywords: drug situation monitoring, sociological research, official statistics, narcotization of the public, non-medical use of drugs.

Социологические исследования, проводимые в форме массовых опросов, являются мощным инструментом познания социальной реальности и находят широкое применение в различных областях практической деятельности, выступают источником надежных и достоверных данных о состоянии, структуре, свойствах, динамике, условиях и факторах изменения объекта исследования, наличие которых

является непременным условием для эффективного управленческого воздействия.

Социологические исследования закономерно находят место и в созданной в Российской Федерации системе мониторинга наркоситуации. Мониторинг осуществляется на федеральном уровне Государственным антинаркотическим комитетом, в субъектах Российской Федерации - антинаркотическими комиссиями.1 В разрабо-

1 Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 485. URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/ main/info/legal_foundation/4043/13579/index.shtml.

_ 32 . Спецвыпуск

Декабрь • 2013

Опыт и проблемы организации — мониторинга наркоситуации

танных и утвержденных Государственным антинаркотическим комитетом Методике и порядке осуществления мониторинга, а также критериях оценки развития наркоситуации Российской Федерации и ее субъектах1 (далее - методические рекомендации) определено, что аппаратами антинаркотических комиссии осуществляются сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка статистических сведений, информационно-аналитических сведений и экспертных оценок министерств и ведомств, а также результатов социологических исследований.

Таким образом, источниками информации о наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации являются, с одной стороны, данные официальной статистики министерств и ведомств, с другой -результаты социологических исследований. Между ними видится принципиальное различие, прежде всего в том, что официальные статистические данные фиксируют конкретные наблюдаемые характеристики сложившейся наркоситуации, но ничего не говорят о социальных отношениях в обществе, обуславливающих ее состояние и развитие. Задачу социологического измерения и оценки мнений, отношений, настроений людей, разделяемых ими ценностей, сложившихся социальных норм и т.д. возможно решить, только применяя социологические исследования. Именно они являются адекватным инструментом изучения социальной действительности во всем ее многообразии, позволяющим получать надежные достоверные данные о наркоситуации как социальной реальности.

Так, категория людей, допускающих немедицинское употребление наркотиков, представляет собой не гомогенную социальную группу, а целый спектр общностей, значительно различающихся по социальным характеристикам. В известной степени упрощая существующее многообразие, их можно разделить на три группы по степени вовлеченности в процесс наркоти-

зации: экспериментальные и эпизодические потребители "'легких" наркотиков, регулярные потребители, не имеющие наркотической зависимости ("контролирующие" потребители), наркозависимые. Одновременно данная классификация отражает такие важные характеристики, как количество представителей и включенность в активную социальную жизнь. Самая многочисленная - первая группа, она характеризуется наименьшей степью наркотизации и наибольшей социальной активностью. Собственно наркоманы представляют численное меньшинство часто десоциализированных, опускающихся на социальное "дно", исключенных из социальной жизни людей.

Очевидно, что наибольшим влиянием на социум обладают представители первой и второй групп. Так, подросток, изредка в компании употребляющий марихуану и успешно избегающий значимых негативных последствий для физического и социального здоровья, всегда будет "примером" того, что "употребление наркотиков может быть безопасным". Будучи полностью включенным в активную социальную жизнь, одним только фактом продолжающегося "безопасного" наркоопыта он уже будет влиять на ближайшее социальное окружение. Потенциал такого влияния значительно увеличивается, если принять во внимание активную позицию отдельных потребителей наркотиков в распространении элементов наркокультуры, приобщению к ним представителей референтных групп, формировании соответствующих ценностей и социальных норм. Результат этого влияния - формирование в обществе толерантности к немедицинскому потреблению наркотиков, нормализация наркопрактик (установление их социальной нормой), распространение ценностей, присущих наркокультуре. Поэтому данные группы наркопотребителей представляют значительный исследовательский интерес, как теоретический, так и прикладной.

Однако объектом внимания специалистов государственных структур, отражаю-

1 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п.3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 №18. URL: gak.gov.ru>pages/gak/4605/4604/17004/index.shtml.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

щимся в цифрах официальной статистики, являются в первую очередь наркозависимые. Важнейшими показателями, используемыми в рамках мониторинга наркоситуации, являются медицинские: "количество стоящих на учете с диагнозом наркомания", "количество впервые поставленных на учет с диагнозом наркомания" и т.д. Эти данные дополняются сведениями полицейской статистики о совершивших административные и уголовные правонарушения потребителях наркотиках.

Таким образом, применение социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации является крайне востребованным и перспективным, поскольку позволяет выявлять условия и факторы развития социального процесса наркотизации, в то время как данные официальной статистики в основном количественно характеризуют результирующие показатели его состояния.

В этом отношении важно указать еще одно обстоятельство. Данные официальной статистики часто отражают объективно "зауженный", "ведомственный" взгляд на сложившуюся ситуацию, что обусловлено сферой деятельности конкретного ведомства, и неизбежно не показывают целостную картину во всем ее многообразии. Кроме того, на полноту и качество статистических данных оказывают влияние внутриведомственные правила формирования отчетности, различающиеся в разных ведомствах. В итоге с учетом высокой латентности наркопотребления практически все статистические данные, отражающие его состояние, являются в значительной степени неточными.

Применение социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации как мощного инструмента познания, обладающего потенциалом решения широкого круга задач, позволяет получить более точную информацию о практиках наркопотребления и тем самым уточнить и скорректировать данные официальной статистики. Это определяет другой полюс их востребованности в рамках мониторинга наркоситуации.

Таким образом, в рамках мониторинга наркоситуации крайними точками спектра использования социологических исследований можно обозначить: с одной стороны, поиск условий, факторов, детерминант наркотизации общества как социального процесса; с другой - уточнение данных официальной статистики.

Анализ анкеты массового опроса, предложенной в качестве единого инструментария в указанных методических рекомендациях, позволяет констатировать существующее на практике использование социологических исследований в рамках обоих направлений. Так, анкета содержит множество вопросов, направленных на выявление мнений, установок, ценностей респондентов. Одновременно в ней есть и достаточно мощный блок, ориентированный на измерение наркорынка, структуры наркопотребления и т.п. Однако баланс соотношения двух стратегий, на наш взгляд, неоправданно смещен в сторону уточнения статистических данных. Об этом свидетельствует и доминирование в научном и практическом дискурсе оценки исследований как инструмента уточнения статданных. В этом отношении необходимо добавить, что применение исследований для социологического изучения наркотизации определяет в качестве одного из основных требований к ним их высокий аналитический уровень. Это также закреплено в регламентирующих документах, однако значительно усложняет реализацию исследований на практике.

Таким образом, использование социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации в Российской Федерации является важным и перспективным направлением антинаркотической деятельности. Наиболее ценным результатом использования социологических исследований нам представляется возможность изучения наркотизации как социального процесса. Не отрицая значимости и важности задачи уточнения данных официальной статистики, считаем необходимым усиление роли социологического анализа исследований в рамках дальнейшего совершенствования системы мониторинга наркоситуации.

Спецвыпуск Декабрь • 2013

Опыт и проблемы организации

мониторинга наркоситуации

Библиографический список

1. Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от

2. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п.3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 №18. URL: gak.gov.ru>pages/gak/4605/4604/17004/index.shtml.

3. Сидоров, П.Г. Использование косвенных вопросов для определения группы наркориска в ходе массовых социологических опросов / П.Г. Сидоров. - Хабаровск, 2011.

20.06.2011 № 485.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.