4. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника / Л.С. Колмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 86-91.
5. Леонтьев Д.А. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Лонтьев. - М., 2003 - 487 с.
6. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб., 2002. -416 с.
7. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дисс. ... д-ра психол. наук / Н.Т. Селезнева. - М., 1997. - 565 с.
8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. - СПб., 2002. - 155 с.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ © Марокова М.В.*, Бисинова З.Е.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
Данная работа посвящена изучению роли социальных сетей в социализации молодежи - аудитории, составляющей значительную часть пользователей Интернета. Обращение к проблематике исследования вызвано значительным влиянием социальных сетей на процесс социализации современной молодёжи, социализирующая роль которых несёт негативный характер.
Актуальность и практическая значимость темы обусловлены высоким уровнем развития информационных технологий, способствующих выходу общества на совершенно иной уровень развития, при котором обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, отдых и т.п. переходят из реального мира в мир виртуальный и, как следствие, возникновению виртуальной компьютерной социализации или киберсоциализации человека.
Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной аудиторией пользователей социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: ин-
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.
* Студент Естественно-географического факультета.
формационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении. В последнее время они влияют на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей: отодвигают на второй план классические институты социализации - семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным [4, 5].
В связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о таком явлении, как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация [3-5]. Киберсоциализация человека (социализация личности в киберпространстве) - процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - фактически новым виртуальным жизненном пространством человека. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, погружаясь в мир виртуальный. Отрицательное воздействие проявляется также в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия и так сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.
Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение особенностей влияния социальных сетей на процесс социализации молодежи. Их социализирующая роль, на наш взгляд, несёт негативный оттенок. Социальные сети заменяют традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы.
В результате анализа социально-психологической литературы мы пришли к выводу, что наиболее рациональным из числа методов социальнопсихологических исследований будет являться метод опроса. Поэтому, в
своей работе мы обратились именно к нему. Основываясь на теоретических знаниях о методе опроса, нами была разработана анкета. Целью анкетного опроса было определение степени влияния социальных сетей на процесс становления личности молодежи. Разработанная нами анкета включала 13 вопросов, содержание которых было опосредовано решением следующих задач: выяснить особенности препровождения молодёжью своего свободного времени; выявить частоту обращения и пользования глобальной сетью Интернет; исследовать представления молодежи о понятии «социальные сети»; проанализировать цели посещения социальных сетей; определить, помогают ли социальные сети в организации досуга молодёжи; выяснить, считает ли молодёжь общение в сети достойной заменой реальному общению; исследовать социальные нормы и ценности, которые распространены в социальных сетях; выявить, каким образом нормы и ценности, распространенные в социальных сетях влияют, соотносятся с общепринятыми. При обработке полученных данных мы обратились к контент-анализу.
В экспериментальном исследовании участвовала молодёжь в возрасте 14-30 лет: учащиеся школы № 48 г. Волгограда (14-17 лет), студенты и работники Волгоградского государственного социально-педагогического университета (18-25 лет), а также представители группы, принадлежащей к работающей молодежи (25-30 лет). Данный возрастной интервал был выбран на основе стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, разработанной на период до 2016 года [1, 2, 6]. Всего 154 человека.
Так как мы ограничены рамками публикации, то считаем необходимым более подробно остановиться на тех данных, которые отражают ценности в жизни современной молодёжи. Система ценностных ориентаций, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. На переломном этапе развития Российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. В связи с этим мы выяснили, что наиболее ценным в жизни для молодёжи г. Волгограда является, во-первых - здоровье - 145 человек, во-вторых, семейные ценности - 136 человек, и, в-третьих - любовь (123 респондента). Затем рейтинг ответов распределился следующим образом - дружба (118 человек), работа - 109 человек, отношения с людьми (104 человека), верность (98 человек), независимость и свобода (44 респон-
дента), социальный статус (41 человек). Так же незначительная часть респондентов указали, что наиболее ценным для них в жизни являются деньги (5 человек). Графическое представление результатов распределения ответов испытуемых относительно ценностей отражено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите, что для Вас является наиболее ценным в жизни?»
Современная молодежь проходит свое становление в сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и в общество. Для более глубоко анализа мы рассмотрели зависимость ответов на вопрос «Что является для Вас наиболее ценным в жизни» и по полу. В результате было выявлено, что для респондентов мужского пола главную тройку ценностей составляют - во-первых, здоровье и дружба, во-вторых - семейные ценности, и на третьем месте - отношения с людьми. Для респондентов женского пола на первом месте стоят - семейные ценности, на втором месте -здоровье, и на третьем - любовь.
А при изучении связи между выделенными респондентами ценностями в виртуальном мире в зависимости от пола, выявили, что для респондентов мужского пола на первом месте стоит дружба, на втором - отношения с людьми и на третьем - честность. Первое место для респондентов женского занимают отношения с людьми, на втором месте - дружба, на третьем - честность (рис. 2).
Обращаем внимание, что, несмотря на то, что подавляющее большинство молодёжи в первую очередь своё свободное время тратит на общение в Интернете, 61 % опрошенных респондентов заявляют, что используют социальные сети лишь как развлекательный ресурс, а не как помощь в реше-
нии своих социальных проблем - 39 %. Это ещё раз подтверждает развлекательный характер обращения и пользования социальных сетей. Интересен и тот факт, что 80,7 % опрошенных респондентов считают, что виртуальное общение ни при каких обстоятельствах не может быть заменено виртуальным, это при том, что при проведении своего досуга молодёжь на первое место ставит общение в Интернете и проводит там как минимум несколько часов вдень. Эго говорит о том, что молодые люди, понимая, что виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в сети. Возможно, это является следствием нежелания признать свою зависимость
Рис. 2. Зависимость вопроса «Укажите, что для Вас является наиболее ценным в виртуальном мире?» от пола респондентов
Таким образом, анализ результатов проведенного теоретического и экспериментального исследований позволяют утверждать, что социальные сети оказывают значительное влияние на процесс социализации современной молодёжи. Широкое включение социальных сетей в жизнь современного человека начинает приводить к замене традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы.
Данная работа носит практико-ориентированный характер, т.к. сформулированные выводы могут быть полезны специалистам, молодежным объединениям и общественным организациям, осуществляющим деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию. Полученные результаты могут быть внедрены в работу системы региональных и местных информационно-аналитических центров органов по делам молодежи субъектов РФ с целью их включения в общий государственный доклад о положении молодежи в РФ для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению про-
блем молодежи, а также для разработки необходимых мероприятий по реализации социального потенциала молодых людей.
Список литературы:
1. Закон Волгоградской области от 15 июля 2011 г. N 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области»: [принят Волгоградской областной Думой 30 июня 2011 года] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regюnz.m/mdex.php?ds=Ш2788.
2. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р. «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.govemment.ru.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособ. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 375 с.
4. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека / А.В. Ко-зыревская, В.Е. Осипов // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования. - Иркутск, 2010. - Вып. 12. - С. 24-30.
5. Плешаков, В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности / В.А. Плешаков // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст. / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. -М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. - Вып. 21. - С. 48-49.
6. www.kdm34.ru/KDM-official/Legislation.
ДИСТАНЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ © Правкина Я.Ю.*
Саратовский государственный технический университет, им. Ю.А. Гагарина,
г. Саратов
В статье рассматривается проблема развития дистанционной занятости, социально-трудовых практик дистанционного характера в среде молодых людей. С аксиологических позиций анализируется значение дистанционной занятости как инновационной формы социальнотрудовых отношений для молодежи. Приводятся результаты исследований ценностей в сфере труда молодежи, рейтинга новых форм занятости в её аксиологической иерархии.
* Аспирант кафедры Социологии, социальной антропологии и социальной работы.