РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
THE ROLE OF SOCIAL ADVERTISING IN THE CONSOLIDATION OF RUSSIAN SOCIETY
УДК 339.138 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.40.45
ЛЕВИН Владимир Александрович
генеральный директор ООО «АРТ Северо-Запад», кандидат экономических наук, competition2007@mail.ru
LEVIN, Vladimir Aleksandrovich
CEO of the ART North-West LLC, Candidate of Economic Sciences, competition2007@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена роли информационной содержательности социальной рекламы в процессе формирования общественной идеологии и патриотических чувств граждан для консолидации и сплочения российского общества, решения задач социального и экономического развития России. Проанализированы возможные варианты размещения социальной рекламы, особенности создания социального контента и способы его визуализации. Проведен анализ рынка социальной рекламы. Выделены медиа, занимающие доминирующее положение на рекламном рынке. Обоснована необходимость особого внимания к распространению социального контента в социальных сетях.
Ключевые слова: социальная реклама, консолидация, общество, контент, медиа, социальные сети.
Abstract.
The article is devoted to the role of information content of social advertising in the formation process of public ideology and citizens' Patriotic feelings for the consolidation and cohesion of Russian society, problems solution of social and economic development of Russia. The paper analyzes possible variants of placing of social advertising, especially in the creation of social media content and ways of its visualization. It shows the analysis of the social advertising market. The media with dominant position in the advertising market are highlighted. The necessity of special attention to the distribution of social content in social networks is substantiated.
Key words: social advertising, consolidation, society, content, media, social networks.
© Левин В. А., 2019.
В последние годы можно наблюдать нарастание внешнеполитической напряженности в международных отношениях. Со стороны отдельных стран проводится недружественная политика в отношении России. Организуются разного рода политические акции, вводятся все новые экономические санкции, ущемляющие экономические интересы России во всем мире.
В послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на сплоченность, патриотизм граждан России, на «солидарный» настрой на перемены к лучшему в своей стране как осознанный выбор самих людей [1]. «Они делают его, когда понимают, что развитие страны зависит именно от них, от результатов их труда, когда стремление быть нужным, полезным ценится и поддерживается, когда каждому находится дело по призванию и по душе и, главное, когда есть справедливость, широкое пространство для свободы и равных возможностей для работы, учебы, инициативы и новаторства» [1].
Достичь поставленных целей устойчивого экономического развития и построения социального общества в России возможно только при позитивном настрое самих граждан и их информированности.
Важнейшим инструментом для достижения информированности граждан России-может стать социальная реклама. Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», под социальной рекламой понимается: «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [2].
Важными составляющими социальной рекламы являются ее информационная содержательность (контент) и направленность, которые необходимо учитывать при ее создании, выборе способов распространения, для того, чтобы она воспринималась, была понятной и близкой всем гражданам России.
Необходим такой контент, который вызывает не только живой интерес, но при этом
отражает и духовные ценности российских граждан. При создании социального контента очень важно учитывать возраст, увлечения, предпочтения и интересы потенциальной аудитории, учитывать изменения ее настроений и через социальный контент транслировать ту идеологию патриотизма и сохранения российской идентичности, которая основана на многовековых традициях, культуре, духовных ценностях народов и целостности России.
Поэтому необходимо обращаться к самым глубинным патриотическим чувствам граждан России, с целью их консолидации, сплочения для реализации стратегий экономического развития, достижения цифрового суверенитета, национальной безопасности, сохранения ее территориальной целостности.
Социальная реклама может создавать определенное настроение, «вытаскивать» те либо иные чувства, эмоции - наводить на размышления. Использование социальной рекламы в непрерывном процессе воспитания подрастающего поколения поможет воспитать уважение к своей стране, предоставляя правдивую информацию об ее истории, героическом прошлом, вырастить и воспитать граждан с высокими духовными ценностями, не допустить, чтобы оставалось пространство для негативной информации, которая способна изменить отношение к своей стране.
В качестве социальной рекламы, примера ее информационной содержательности автором статьи предложен следующий авторский текст: «Россия - Великая Страна!»
Россия - Великая Страна!
Россия, - ты для нас одна;
Россия - Слава трудных дней;
Россия - отвага сыновей.
Россия - история отцов;
Россия, - талант твоих творцов;
Россия, - умный твой народ;
России - Славу вознесет!
Россия - горы и луга;
Россия - хлебные поля;
Россия, - умелый твой народ;
Россия - блага обретет!
Россия - золото орлов; Россия - святость куполов; Россия, - гордый твой народ; Россия - трудности пройдет!
Россия, - за тебя стеной; Россия, - светлый образ твой; Россия, - сильный твой народ; Россию - к Победе приведет!
Россия - в боях закалена; Россия - Героев ордена; Россия - блеск-салют огней; Россия - к памяти детей!
Россия - Великая Страна! Россия, - ты для нас одна; Россия - Слава трудных дней; Россия - честь и гордость с ней! Россия!!!
Для восприятия социальной рекламы, носящей воспитательный характер, важное значение имеют места ее размещения. Например, для контента в текстовом формате лучшим образом подойдут рекламные площади (стенды), в том числе в общественном транспорте, развороты учебников для всех категорий учебных заведений, скринсейверы (хранитель экрана, заставка) на компьютерах и иных электронных устройствах.
В современных условиях привлечение и удержание внимания аудитории к информации - важная задача, которая предъявляет самые высокие требования к производителям социального контента. Производство медийного социального контента, как правило, - командная работа, которая требует от их представителей высокого профессионализма и большого творческого потенциала. В процессе создания медийного социального контента не-
110,
31.=
56.
159,&
136,
11
97"
2010 2011 2012 2013 2014 --Телевидение--Радио--Пресса
2015 2016 2017 2018 ■ Наружная р еклаы а--Интернет
Рисунок 1
Рекламный рынок России 2010-2018 гг., млрд руб. [3]
обходимо привлекать к работе авторитетных экспертов в вопросах истории, культуры, искусства, образования, спорта. Выпускающим командам, от которых зависит, как увидит и услышит информацию аудитория, необходимо наличие безупречных эстетических характеристик. Распространение информации на целевую аудиторию возможно при задействовании медийных каналов: телевидение, сеть Интернет, радио, пресса, наружная реклама.
На рисунке 1 представлена динамика объемов рынка рекламы России. До 2012 г. доминирующее положение на рынке рекламы занимало телевидение. Объемы размещения рекламы на телевидении в 2011 г. превышали объемы размещения рекламы на радио в 10,9 раза (телевидение - 131,5 млрд руб., радио -12,1 млрд руб.), более чем в 3 раза превышали объемы размещения рекламы в прессе -40,4 млрд руб., наружной рекламе - 38,4 млрд руб., в сети Интернет - 42,2 млрд руб.
Начиная с 2012 г. объемы размещения рекламы в сети Интернет ежегодно увеличивались. Так к 2017 г. объемы размещения рекламы в сети Интернет достигли 166,3 млрд руб. и приблизились к объемам размещения рекламы на телевидении (170,9 млрд руб.). К концу 2018 г. объемы размещения рекламы в сети Интернет составили 203 млрд руб., на телевидении - 187 млрд руб., что более чем в 8 раз превысило объемы размещения рекламы в прессе (18 млрд руб.) и на радио (16,9 млрд руб.), а объемы размещения наружной рекламы превысили более чем в 3,9 раза (43,8 млрд руб.). По итогам 2018 г. сеть Интернет и телевидение являлись безусловными лидерами на российском рекламном рынке и пока удерживают на нем доминирующее положение.
Современный контент для социальной рекламы, ориентированный на аудиторию традиционного телевидения, необходимо адаптировать и на тех людей, которые стали чаще получать основную информацию через сеть Интернет. В. В. Путин на Пленарном заседании Международного конгресса по кибер-безопасности также обратил внимание на то, что Россия «занимает первое место в Европе сегодня по числу пользователей глобальной
сети: их в России уже более 90 миллионов человек...» [4].
Сегодня большинство традиционных субъектов медийной рекламы (телевидение, радио, пресса) создают или уже создали свои представительства в сети Интернет. Аудитория сети Интернет - эта наиболее молодая и экономически активная часть населения, которая воспринимает информацию в несколько иной форме, например, через социальные сети. Формат медийных площадок - социальных сетей отличается от формата традиционных медиа.
Современные информационные и коммуникационные технологии создали глобальный охват, придавший новую форму, характер и динамику политическим и культурным процессам [5].
С постоянно увеличивающимся количеством пользователей сети Интернет, электронное представительство органов законодательной и исполнительной властей, а также высокопоставленных государственных служащих стало необходимым и обязательным.
Инфокоммуникационные технологии, как средство коммуникации, позволяют преодолеть государственные границы и расстояния между людьми, решать множество задач в сфере бизнеса, управления, образования, политики. Воздействие и усиление влияния телекоммуникационных технологий на жизнь общества, несомненно, оказывают влияние на процессы политической коммуникации.
Социальные сети уже стали площадками для политических высказываний, которые распространились на многие медийные платформы. Сегодня социальные сети - это своего рода виртуальная среда общественной жизни и одновременно средство массовой информации.
Стратегия ведения социальных сетей и грамотное разделение информации между сетевыми платформами - очень важные части успеха, которые могут дать мгновенный отклик аудитории. Социальные сети увеличивают свою аудиторию быстрыми темпами, это нельзя не учитывать, а представителям медиа, которые отвечают за социальную рекламу и привлечение внимания к социальному контенту, необходимо контактировать с аудиторией в социальных сетях.
Предпочтения аудитории социальных сетей тоже меняются: если одна информация прекрасно может быть воспринята через платформу коротких сообщений или инфоканалов, то другая будет наилучшим образом воспринята через платформу с фото- и видеоконтентом. Формат коротких видеороликов позволяет одинаково интересно рассказывать о серьезных вещах как в деловой и политической жизни, так и давать познавательную информацию. В социальных сетях крайне важно создание дружественного отношения и правильным образом выстроенное общение с подписчиками.
На рисунке 2 представлена информация о наличии учетной записи (аккаунта) в тех или иных социальных сетях у российских пользователей Интернета, которые используют их каждый или почти каждый день, в процентах от опрошенных в каждой группе.
Социальную сеть Instagram ежедневно используют 38% пользователей из возрастной группы от 18 до 24 лет, 37% пользователей в возрасте от 25 до 34 лет соответственно. Ежедневная аудитория социальной сети ВКонтакте составляет 40% пользователей из возрастной группы от 25 до 34 лет и 30% пользователей из возрастной группы от 18 до 24 лет. В возрастных группах от 35 до 44 лет и от 45 до 59 лет наиболее популярные социальные сети Мой мир с 21 и 39% ежедневной аудиторией соответственно, Facebook с 28 и 26% посетителями соответственно, Одноклассники привлекают с 25 и 27% посетителей соответственно. Предпочтения аудитории на использование определенной социальной сети зависят от возрастных особенностей. У молодежной аудитории наиболее популярны социальные сети Instagram и ВКонтакте [6; 7; 8; 9].
Рисунок 2
Наличие аккаунтов в социальных сетях у российских пользователей сети Интернет, которые используют социальные сети каждый или почти каждый день, процент от опрошенных в каждой группе пользователей [6]
Таким образом, для решения задач социального и экономического развития российского общества в условиях напряженной внешнеполитической обстановки и регулярного санк-ционного давления необходим солидарный настрой и сплоченность граждан страны.
Обязательное информирование общественности, проведение воспитательной работы с молодежью на основе размещения социальной рекламы позволит уделять должное внимание подрастающему поколению - основной сегодняшней аудитории социальных сетей.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (20 февраля 2019 года, 13:30, Москва). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 27.02.2019).
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «О рекламе». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc 50a4b676674c1416/ (дата обращения: 05.03.2019).
3. Объемы рекламного рынка / Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size (дата обращения: 02.04.2019).
4. Пленарное заседание Международного конгресса по кибербезопасности (6 июля 2018 года, 13:40). URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57957 (дата обращения: 10.04.2019).
5. Байкова И. А. Особенности использования политических маркетинговых и телекоммуникационных технологий в медиаиндустрии // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 18.
6. Каждому возрасту - свои сети / Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936 (дата обращения: 11.04.2019).
7. Микролидеры Instagram. Что поддерживает доверие к сетевым звездам и позволяет им влиять на поведение потребителей / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/217660131.html (дата обращения: 28.03.2019).
8. Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи / Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30068120& (дата обращения: 20.02.2019).
9. Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика // Информационно-аналитический журнал «Университетская книга». URL: http://www.unkniga.ru/news/8004-tsifrovizatsiya-v-sfere-kultury-zakonodatelstvo-i-pravoprimenitelnaya-praktika.html (дата обращения: 05.04.2019).