Научная статья на тему 'Роль социальной ответственности бизнеса в социально-экономическом развитии территории'

Роль социальной ответственности бизнеса в социально-экономическом развитии территории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
бизнес / социальная ответственность / развитие / партнерство / механизм / предприятие / проблемы. / business / social responsibility / development / partnership / mechanism / enterprise / problems.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Е. А., Луговской С. И.

В статье раскрывается сущность и положительные стороны социальной ответственности бизнеса, а также анализируются функции и принципы организации социально ответственного бизнеса. Авторами формулируются три основных вектора, в рамках которых осуществляется деятельность в формате социально ответственного бизнеса, выявляются проблемы, с которыми приходится сталкиваться предприятиям на пути формирования социально ответственного бизнеса, а также предлагаются возможные направления совершенствовании регулирования социальной ответственности бизнеса со стороны государства. Настоящая статья подготовлена в рамках выполнения проекта при поддержке программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (номер научно-исследовательской работы в ЕГИСУ НИОКТР 122053100147-6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social responsibility of business in the socio-economic development of the territory

The article reveals the essence and positive aspects of the social responsibility of business, and also analyzes the functions and principles of organizing a socially responsible business. The authors formulate three main vectors within which activities are carried out in the format of a socially responsible business, identify the problems that enterprises have to face on the way to the formation of a socially responsible business, and also suggest possible directions for improving the regulation of social responsibility of business by the state. This article was prepared as part of a project with the support of the Strategic Academic Leadership Program "Priority 2030" (research work number in EGISU NIOKTR 122053100147-6).

Текст научной работы на тему «Роль социальной ответственности бизнеса в социально-экономическом развитии территории»

The role of social responsibility of business in the socio-economic development of the territory *

Shevchenko Evgeny Aleksandrovich, PhD of Economic Sciences, Associate Professor

Lugovskoy Sergey Ivanovich, PhD of Economic Sciences, Associate Professor

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article reveals the essence and positive aspects of the social responsibility of business, and also analyzes the functions and principles of organizing a socially responsible business. The authors formulate three main vectors within which activities are carried out in the format of a socially responsible business, identify the problems that enterprises have to face on the way to the formation of a socially responsible business, and also suggest possible directions for improving the regulation of social responsibility of business by the state.

Keywords: business; social responsibility; development; partnership; mechanism; enterprise; problems.

Цитировать: Шевченко Е.А., Луговской С.И. Роль социальной ответственности бизнеса в социально-экономическом развитии территории // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 96-101. EDN: GGNZXU. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.15

Шевченко Евгений Александрович, кандидат экономических наук, доцент

Луговской Сергей Иванович, кандидат экономических наук, доцент

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

В статье раскрывается сущность и положительные стороны социальной ответственности бизнеса, а также анализируются функции и принципы организации социально ответственного бизнеса. Авторами формулируются три основных вектора, в рамках которых осуществляется деятельность в формате социально ответственного бизнеса, выявляются проблемы, с которыми приходится сталкиваться предприятиям на пути формирования социально ответственного бизнеса, а также предлагаются возможные направления совершенствовании регулирования социальной ответственности бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: бизнес; социальная ответственность; развитие; партнерство; механизм; предприятие; проблемы.

УДК 332

5.2.3

Шевченко Е.А., Луговской С.И.

Роль социальной ответственности бизнеса в социально-экономическом развитии территории **

В современных условиях развития нашей страны вопросы социальной ответственности бизнес-структур являются достаточно актуальными, так как сформировавшийся в нашем государстве за последние годы механизм обеспечения социальными гарантиями является не до конца проработанным для полного оказания требуемого комплекса социальных услуг населению, а система социальной защиты по многим аспектам является неэффективной. В таких обстоятельствах важную роль играет развитие сферы социальной ответственности бизнеса, предусматривающая его действенное участие в обеспечении социальных потребностей не только сотрудников своих предприятий и жителей муниципального образования, но и всего местного сообщества, где этот бизнес функционирует.

Социальная ответственность бизнеса как система реализации своего бизнеса, во главе которой стоит обязательства бизнеса перед персоналом, потребителями товаров и услуг, поставщиками и подрядчиками, инвесторами, средствами массовой информации, окружающей средой, обществом, государством. С экономической точки зрения социальная ответственность бизнеса - это комплекс социально-экономических отношений, связанных с объединением экономических, социальных и экологических основ ведения бизнеса, нацеленный на получение прибыли для решения задач, связанных с ростом качества жизни населения путем обеспечения их материальных и нематериальных нужд.

Суть социально ответственного бизнеса раскрывается через его функции: репутационная, инвестиционная, воспроизводственная, распределительная, стимулирующая, социальная, повышение качества управления бизнесом.

Основными принципами организации социально ответственного бизнеса являются: добровольность, социальная ориентация, этичность, гуманность, систематичность, подотчетность. [8]

Основные положительные стороны социальной ответственности бизнеса состоят в следующем:

- в рамках данного механизма осуществляется прямая социальная взаимосвязь бизнес-структур с обществом. Это является очень важным не только с позиции общего благосостояния общества, быстрого устранения возникающих в нем разногласий, но и с позиции взаимопонимания, объединения общества, поскольку и бизнес-структуры, и политические партии, и общественные организации и прочее формируют в итоге гражданское общество в его взаимоотношении с государством;

- социальная ответственность бизнеса более живая и динамичная, чем соответствующее функционирование государственных структур;

- социальная ответственность бизнеса осуществляется конкретными субъектами управления, как с точки зрения конкретного предприятия, так и с точки зрения определенной личности руководителя организации, что очень важно для их общественного имиджа, который напрямую оказывает влияние на результаты бизнеса в целом. [6]

Актуальность социальной ответственности для предприятий и организаций раскрывается в двух аспектах:

1. Бизнес-структура в рамках своей деятельности и своей миссии рассматривает социальную ответственность через систему возможных преимуществ. Такими преимуществами могут быть совершенствование подготовки трудового коллектива, что будет способствовать не только снижению уровня текучести кадрового состава, но и появлению возможности привлечения высококлассных сотрудников на рынке, увеличение уровня производительности труда на предприятии, повышение имиджа организации, улучшение репутационных качеств и как результат устойчивость функционирования предприятия в стратегической перспективе.

2. Бизнес-структура как экономический субъект не только принимает во внимание внутренние и внешние факторы функционирования предприятия, но и постоянно оказывает воздействие на их возникновение и преобразование. В данном контексте социальная ответственность бизнеса раскрывается как механизм, направленный на формирование благополучного климата функционирования предприятия. [2]

Социальная ответственность предприятий в настоящее время выстраивается посредством нескольких направлений: предоставления качественных товаров и услуг потребителям; обеспечение рабочих мест, легальных заработных плат; соблюдение трудового, налогового и экологического законодательства; учет и соблюдение общественных норм и ценностей.

Существует три основных вектора, в рамках которых осуществляется деятельность в формате социально ответственного бизнеса: экологический, экономический и социальный, первый из которых направлен на устранение и противодействие таким проблемам, как загрязнение земельных и водных ресурсов и атмосферы, истощение природных ресурсов, уничтожение и снижение биологического разнообразия. Это осуществляется посредством специальной экологической политике предприятий. Экономический вектор включает в себя нацеленность на получение не только выгоды для предприятия, а и на повышение общего благосостояния общества. Он предусматривает инвестиции на развитие продукции, обеспечение устойчивых поставок, эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, исследования на предмет развития бизнеса, а также соблюдение этических норм по отношению к конкурентам. Социальный вектор обращен к вопросам этики и играет в пользу персонала, целевой аудитории и общественности в целом. Это выражается в соблюдении прав человека, правил охраны труда, вкладах в культурное развитие региона и страны в целом. [1]

Социальная ответственность бизнеса имеет в своей структуре несколько уровней:

- первый уровень ответственности включает в себя реализацию таких обязательств, как осуществление налоговых платежей, своевременная оплата труда сотрудникам, создание по возможности дополнительных рабочих мест, т.е. первый уровень является основным условием системы социальной ответственности бизнеса;

- второй уровень ответственности ориентирован на социальное инвестирование внутри организации: предоставление сотрудникам соответствующих условий не только труда, но и жизни; рост уровня профессиональной квалификации сотрудников, медицинское обеспечение, предоставление жилья, развитие сферы социального обеспечения;

- третий уровень ответственности заключается в ориентировании на внешнюю среду предприятия, когда организация адресует часть финансовых ресурсов на решение задач по развитию муниципального образования или субъекта РФ в целом, на территории которого она осуществляет свою деятельность, а также деятельность, связанную с благотворительностью. [2]

Партнерство бизнес-сообщества и властных структур всегда является взаимовыгодным. От органов государственной и муниципальной власти зависит формирование благоприятного предпринимательского климата для осуществления бизнеса, который способствует более интенсивному его развитию. Законная и открытая деятельность предприятия содействует росту налоговых платежей в бюджеты всех уровней, формированию дополнительных рабочих мест для помощи в трудоустройстве жителей муниципального образования. Также бизнес-сообщество показывает социально ответственное функционирование в отношении местного сообщества, проявляя особое внимание к совместному решению властью и населением значимых социально-экономических задач с помощью социального инвестирования, решения вопросов экологии, а также благотворительности.

Бизнес-сообщество берет на себя добровольные обязательства социального характера, что содействует формированию положительного мнения со стороны населения муниципального образования и органов местного самоуправления, а также благожелательному отношению к своей деятельности. Социальная ответственность показывает, что предприятие проявляет себя надежным субъектом хозяйственной деятельности и небезразлично относится к решению задач, связанных с формированием благополучных условий труда для своего трудового коллектива, развитием экономики и социальной сферы, а также экологическими вопросам территориального развития. [7]

В научной литературе выделяют две степени социальной ответственности бизнеса: внутренняя и внешняя.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

- обеспечение качества условий осуществления трудовой деятельности;

- обеспечение безопасности трудовой деятельности;

- обеспечение стабильной выплаты денежного содержания;

- предоставление дополнительного медицинского и социального страхования персонала;

- совершенствование профессиональной подготовки сотрудников через дополнительные образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;

- поддержка сотрудников предприятия в трудных жизненных ситуациях.

Внешняя социальная ответственность бизнеса включает в себя:

- оказание спонсорской помощи и проведение благотворительных акций;

- проведение мероприятий экологической направленности по охране окружающей среды;

- взаимовыгодное сотрудничество с общественностью и властными структурами;

- стремление прийти на помощь в сложной жизненной ситуации;

- способность нести ответственность перед клиентами и заказчиками. [9]

Факторов, которые оказывают влияние на социальную ответственность бизнеса, можно объединить в три группы:

- первая – допустимая лояльность органов государственного м муниципального управления к тем бизнес-структурам, которые вместе с государственными структурами решают социальные задачи по развитию территории;

- вторая – допустимые преимущества предприятий на внутрирегиональном рынке, получаемые на основе более высокого уровня конкурентоспособности в том случае, если достигнут высокий уровень социальной ответственности;

- третья – принципы, связанные с нравственными аспектами ведения бизнеса и влияющие на осуществление предприятиями благотворительности на добровольной основе. [5]

В нашей стране подходы к пониманию понятия социальной ответственности бизнеса имеют свои особенности. Социальная ответственность бизнес-сообщества анализируется в узком и широком понимании данного механизма. В узком смысле под социальной ответственностью бизнеса понимается только выполнение предприятием задач по формированию добавленной стоимости, четкая реализация социально-экономических и экологических обязательств, определенных государственными правовыми актами, а также существующим в обществе порядком и принципами развития.

Социальная ответственность бизнеса в широком понимании подразумевает активное участие предприятий в развитии разных сфер общественной жизни на добровольной основе, очень часто не связанное с основной сферой функционирования организации, ответственность перед сотрудниками, потребителями и заказчиками, местным сообществом.

Необходимо отметить, что социальная ответственность бизнеса может быть направлена как на внутреннюю, так и на внешнюю среду предприятия.

Внутренняя социальная ответственность бизнес-сообщества включает в себя своевременную оплату труда сотрудников, обеспечение безопасных условий труда, сохранение социально необходимого уровня оплаты труда, обеспечение исходя их возможностей предприятия дополнительного медицинского и социального страхования сотрудников, непрерывное совершенствование уровня профессиональной подготовки сотрудников через прохождение курсов по дополнительным профессиональным программам, своевременная поддержка сотрудников, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Под внешней социальной ответственностью бизнес-структур понимается благотворительная и спонсорская помощь, реализация социально значимых программ и проектов, ответственность предприятия перед потребителями и заказчиками за уровень качества товаров и предоставляемых услуг, участие в мероприятиях экологической направленности и т.д. [4].

Можно выделить несколько проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям на пути формирования социально ответственного бизнеса:

1. Очень часто государство рассматривает предприятие не как равноправного партнера при реализации социальных задач по развитию территории, а лишь как источник финансовых ресурсов.

2. Социальная ответственность предполагает вложение определенных материальных ресурсов, поэтому не все предприятия могут позволить себе реализацию соответствующей социальной политики.

3. Сущность социальной ответственности бизнеса предполагает не только желание и возможность помочь развитию местного сообщества. Она имеет конкретные цели, установленные индикаторы, определенную систему учета и мониторинга, процедуру аудита и совершенствования. [10]

Кроме недостаточного привлечения бизнес-сообщества в развитие механизмов социальной ответственности бизнеса в нашей стране имеется и другая проблема – низкий уровень заинтересованности в совершенствовании данного направления государственных предприятий и организаций. Именно государственные компании должны подавать пример как быть более социально ориентированными и открытыми. На практике все иначе, что связано с тем, что механизм социальной ответственности бизнеса подразумевает опубликование предприятием отчета о своей деятельности, касающейся участия в устойчивом социально-экономическом развитии, то есть публиковать все необходимые данные в добровольном порядке. На этот шаг пойти многие предприятия пока желания не имеют.

Помимо этого, развитию в России социальной ответственности бизнеса препятствует и тот фактор, что сотрудники предприятий хотя и высказываются неодобрительно в отношении своих работодателей по вопросу нежелания последних помогать в решении их социальных проблем, но и при этом сами же целиком и полностью устраняются от возможностей осуществить какие-либо меры в этом вопросе самостоятельно, выбирая метод перекладывания ответственности за это на руководящий состав предприятия. [11]

Таким образом, причины низкой социализации российского бизнеса состоят в следующем: несовершенство нормативно-правовой базы осуществления бизнеса; недостаток мотивации и практики социально ответственного ведения бизнеса; нестабильное функционирование многих предприятий; низкий уровень подготовка управленцев в сфере социализации бизнеса; психология бизнесменов, у которых на первом месте получение максимальной прибыли в минимальные сроки; преобладание сиюминутных целей и задач в развитии бизнеса над долгосрочными; коррупционная составляющая; низкая эффективность партнерства бизнес-сообщества с властными структурами, общественными организациями и жителями муниципальных образований; низкий уровень взаимодействия самих органов муниципальной власти с общественными организациями, функционирующими на территории местных сообществ. [8]

Указанные выше проблемы развития механизма социальной ответственности бизнеса в нашей стране и формирования положительного отношения российского бизнеса к социальной ответственности в большинстве своем связаны с несовершенством технологии оценки эффективности реализации социальной политики для самого предприятия, то есть руководству организации очень сложно просчитать, какую выгоду их предприятию даёт деятельность, связанная с социальной ответственностью.

В связи с этим существует острая необходимость в совершенствовании регулирования социальной ответственности бизнеса со стороны государства, основные направления которого могут включать в себя следующие мероприятия:

- более активное применение механизма государственного-частного партнерства как одной из главных моделей взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти при достижении целей программ и проектов в социальной сфере;

- совершенствование системы контроля и содействия социальной ответственности бизнеса на уровне субъектов РФ;

- развитие существующей нормативно-правовой базы в разных сферах территориального социально-экономического развития;

- совершенствование системы материального и нематериального поощрения социально ответственных предприятий;

- внедрение обязательной отчетности предприятий по реализуемым мероприятиям социальной направленности;

- внедрение единой формы государственного стандарта в сфере социальной ответственности бизнеса. [5]

В заключение необходимо отметить, что механизм социальной ответственности бизнес-структур становится все более важным и необходимым для развития местного сообщества. Однако в нашей стране еще не сформировались понятные и нормативно закрепленные взаимоотношения между государственными институтами и бизнес-сообществом в сфере финансовых вложений социальной направленности при одновременном увеличении региональных обязательств социальной направленности и постоянного дефицита ресурсов на их обеспечение. Механизм социальной ответственности бизнеса взаимоувязывает функционирование предприятия с устойчивым развитием местного сообщества. Посредством реализации социальных задач бизнес-субъекты вносят свою лепту в решение экологических вопросов территории, повышение качества жизни населения конкретного муниципального образования, что положительно отражается на работе самого предприятия, посредством роста доверия общества к организации.

Литература:

1. Андронова И.В., Барсукова Е.А. Проблемы социальной ответственности российского бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. - 2018. - №8. - С. 12-15.

2. Карева Н.Н., Швецова В.Д. Актуальные модели социальной ответственности бизнеса // Евразийский союз ученых. - 2018. - №4-2(49). - С. 70-72.

3. Колесников Д.В. Социальные инвестиции как основная форма реализации социальной ответственности бизнеса // Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2019. - №3(31).- С. 4-8.

4. Миронов Д.А. Социальная ответственность бизнеса: понятие и сущность // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сб. науч. тр. по материалам XXVII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 93-98.

5. Миронов Д.А. Развитие социальной ответственности бизнеса в современных условиях // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сб. науч. тр. по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 25-30.

6. Морозов А.А. Теоретико-методологический подход к исследованию проблемы социальной ответственности бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - №1(107). - С. 9.

7. Мясникова С.В. Корпоративная социальная ответственность: взаимодействие органов власти и бизнеса // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. - 2017. - Т. 6. - №2(8). - С. 63-69.

8. Тарханова Н.А., Норкина Т.П. Социальная ответственность бизнеса // В книге: Social economics: theory and practice. Collective monograph. United Kingdom, 2017. - С. 100-109.

9. Темирова З.Д. Корпоративная социальная ответственность как важная составляющая современного бизнеса // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития: сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский институт истории, экономики и права. - 2017. - С. 129-132.

10. Томаева З.Г. Теория социальной ответственности в бизнесе // Проблемы науки. - 2018. - №4(28). - С. 121-123.

11. Юдина Л.В., Андреева О.А., Верещагина Е.В. Корпоративная социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия // Наука, образование и культура. - 2018. - №5(29). - С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.