Научная статья на тему 'Роль социального педагога в межведомственном взаимодействии в области охраны здоровья детей'

Роль социального педагога в межведомственном взаимодействии в области охраны здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
121
12
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль социального педагога в межведомственном взаимодействии в области охраны здоровья детей»

202 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

По мнению родителей, существенную роль в деятельности медсестер играет внешний вид и культура общения. Наибольшее число респондентов оценили внешний вид школьной медицинской сестры как аккуратный и подтянутый (86,8%), 13,2% отметили, что медицинской сестре необходимо поработать над улучшением внешнего вида.

Работа школьной медицинской сестры имеет свою специфику, которая заключается в том, что большая часть ее времени уделяется проведению профилактических мероприятий. Работая в условиях общеобразовательной школы, медсестра имеет возможность обучать детей и их родителей простым, доступным методам восстановления здоровья, предупреждения заболеваний, приемам массажа, закаливающим процедурам и прочим манипуляциям. Но никто из опрошенных родителей не дал положительного ответа на вопрос о полноте рекомендаций по организации режима дня и питания первоклассников, профилактике нарушения зрения и осанки. Две трети родителей дали положительный ответ на вопрос, касающийся своевременности информирования о предстоящих профи-

лактических осмотрах, но только 15,4% из них довольны полнотой информации о результатах данных осмотров.

Результаты обследования свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья первоклассников к концу учебного года, проявляющиеся увеличением количества детей с патологией зрения, нарушением осанки, снижением массы тела, стойкими проявлениями пограничных нервно-психических расстройств, повышенной заболеваемостью острыми респираторно-вирусными инфекциями.

Средний медперсонал школы не обладает достаточными знаниями и навыками по организации работы с родителями в условиях детского общеобразовательного учреждения, что является причиной отсутствия знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, низкий уровень сформированное™ мотивации здоровьесберегающего поведения у школьников, а также пассивности медработников, педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Коньшина Р.И., Варешина В.Б., Русова Т.В., Жданова Л.А., Батанова Е.В., Молькова Л.К.

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» МУЗ «Многопрофильная клиника ИвГМА», г. Иваново

В настоящее время отмечается неуклонный рост соматической патологии у детей и подростков. В то же время более половины детей нашей страны, начиная уже с дошкольного возраста, имеют различные пограничные нервно-психические расстройства, признаки социальной и психологической дезадаптации. Необходим комплексный подход к оценке состояния здоровья ребенка с целью выявления возможных неблагоприятных социальных и психогенных факторов, пограничных нервно-психических или психосоматических расстройств, что диктует необходимость создания интегрированной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в учреждениях здравоохранения и образования с участием специалистов разнообразного профиля — педиатра, невролога, психотерапевта, психолога, педагога. В этой связи представляется важным роль социального педагога в работе с детьми групп риска, их семьями, специалистами образовательных учреждений (ОУ).

Примером межведомственной интеграции в области охраны здоровья детей является взаимодействие специалистов образовательных учреждений, родителей ребенка и отделения медикосоциальной помощи (ОМСП) детям в структуре поликлиники, регламентируемое приказом М3 РФ № 154 от 1999 г., функционирующее на базе клиники ГОУ ВПО ИвГМА, в штате которого с февраля 2007 г. работает социальный педагог.

Ниже представлены основные разделы его работы.

1. Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите личности.

2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности детей.

3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении.

4. Посредничество между личностью ребенка и семьей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Определение задач, форм, методов социаль-но-педагогической работы, способов решения личностных и социальных проблем, социальной помощи.

6. Способствование установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

7. Участие в медико-психологическом консилиуме.

8. Взаимодействие социального педагога с психологом, педиатром, неврологом по выявлению детей групп риска (с психическими отклонениями, девиантным поведением, отсутствием интереса к учебе и др.).

9. Педагогическая консультация родителей по воспитанию детей.

10. Патронаж семей из групп риска.

Т. 12, N° 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

203

11. Помощь учителям, воспитателям ОУ в работе с детьми из групп риска.

В ОМСП на обследование, лечение и реабилитацию поступают дети от 3 до 18 лет по направлению от участкового педиатра или врача ОУ с указанием цели обращения.

Первичный прием ребенка в ОМСП осуществляется врачом-педиатром, который намечает предварительный план обследования и дальнейший маршрут ребенка в отделении. Психолог отделения анализирует психологические факторы риска, осуществляет первичную и/или углубленную психодиагностику, проводит психологическое консультирование детей и членов их семей, выявляет; совместно с социальным педагогом намечает план коррекционно-развивающей работы. При необходимости врач запрашивает недостающую информацию о ребенке, обращаясь к врачам-специалистам детской поликлиники, других учреждений системы здравоохранения, психологам и педагогам ОУ. Таким образом, вся медицинская, социальная и психолого-педагогическая информация о ребенке стекается к врачу-педиатру. Результаты обсуждаются на медико-психологическом консилиуме (МПК), где проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, дается меди-ко-психолого-педагогическое заключение, намечается план медико-психолого-педагогической, социальной реабилитации, которую ребенок будет проходить в ОМСП и/или в ОУ. При этом педиатром и врачами-специалистами назначается лечение по обычным традиционным схемам, психологи проводят индивидуальную, семейную и групповую оздоровительную и психокоррекционную работу с детьми и родителями. Задачами социального педагога является патронаж семей из групп риска, педагогическая консультация родителей по вопросам воспитания детей, воспитательная работа с детьми, их социальная защита. В отношении детей, получивших реабилитацию в условиях ОМСП, повторно проводится МПК для оценки эффектив-

ности медицинскои, психологическои и социальной реабилитации и выработки рекомендаций по дальнейшему ведению ребенка участковым педиатром, врачом, психологом и педагогами ОУ. Результаты обследования и лечения ребенка в условиях отделения педиатр оформляет в виде выписки в детскую поликлинику.

Социальным педагогом проведена работа с 22 детьми из групп риска и их семьями. У всех детей, кроме соматических заболеваний, неврологической патологии, имелись психологические и социальные проблемы. Большинство детей из социально неблагополучных семей, относились к группе «трудных». Основная задача социального педагога в работе с этими детьми — воспитание, социальная защита личности. С каждым ребенком и его родителями проведена разъяснительная работа, даны конкретные рекомендации по воспитанию детей. Критерии эффективности проведенной работы: улучшение поведенческих функций, успеваемости детей, возвращение детей в семьи, налаживание внутрисемейных взаимоотношений, появление интереса к учебе.

Перспективными направлениями в работе социального педагога являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация лекториев для родителей детей, посещающих школу;

• совместно с психологами и логопедом — проведение индивидуальных коррекционных занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью, задержку психического развития.

Таким образом, тесное взаимодействие медиков, психологов, социального педагога, специалистов ОУ, семьи, позволяет не только сохранить, но и улучшить показатели психического и соматического здоровья детей.

РОЛЬ ГЛАВНОЙ И СТАРШИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Косульникова Ф.И., Смирнова Л.А., Гусев Н.В.

ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница»

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира. Характеризуя ВБИ, необходимо отметить, что данная категория инфекций имеет свои особенности эпидемиологии. Они выражаются в своеобразии механизмов и факторов передачи, особенностей течения эпидемиологического и инфекционного процесса, а также и в том, что в возникновении, поддержании и распространении очагов ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. Профилактика ВБИ является одной из острейших проблем современной медицины и приобрела большую медицинскую и социальную значимость. На протяжении многих лет происходила недооценка работы по профилактике госпитальных инфекций. Это, в

свою очередь, явилось причинои уменьшения контроля за ВБИ со стороны сестринского звена.

Ивановская областная клиническая больница — крупное многопрофильное учреждение здравоохранения, в структуру которого входят 64 подразделения, из них 35 — лечебных на 1470 коек, 2 консультативные поликлиники (для взрослых и детей), 6 операционно-перевязочных блоков с 20 операционными и 19 перевязочными кабинетами, центр рентгенэндоваскулярных исследований, эндоскопическое отделение, отделение переливания крови, центр амбулаторного диализа и др.

Как показал наш многолетний опыт, важная роль в организации работы среднего и младшего медицинского персонала по профилактике ВБИ при-