Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СЕГМЕНТ / СТРАТЕГИЯ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурина И.П., Саенко И.И., Долгополюк Э.Э., Коломыцева О.С.

За последние несколько лет наблюдался рост числа людей, заболевших сахарным диабетом, что связано с ранним его выявлением и постоянным наблюдением за собственным здоровьем граждан России. С целью снижения количества заболеваний сахарным диабетом первым и вторым типом и необходимости постоянного мониторинга данного заболевания в силу распространения коронавирусной инфекции в 2019-2022 годах, в статье приводится анализ конкурентоспособности товара методом И. В. Максимовым предприятия ООО «Хлебокомбинат Курганинский» при внедрении в производство булочки с фруктовой начинкой на фруктозе. Данный продукт способствует привлечению покупателей с особыми предпочтениями для реализации стратегии фокусирования. Приведенные расчеты показателей конкурентоспособности показывают целесообразность введения нового продукта и привлечения клиентов, имеющих сахарный диабет или находящиеся в риске заболеваемости данной социально-значимой болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бандурина И.П., Саенко И.И., Долгополюк Э.Э., Коломыцева О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SOCIAL FACTOR IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Over the past few years, there has been an increase in the number of people with diabetes mellitus, which is associated with its early detection and constant monitoring of their own health of Russian citizens. In order to reduce the number of diseases with diabetes mellitus of the first and second type and the need for constant monitoring of this disease due to the spread of coronavirus infection in 2020-2021, the article provides an analysis of the competitiveness of the goods by I. V. Maksimov of the enterprise LLC "Kurganinsky Bakery" when introducing a bun with fruit filling on fructose into production. This product helps to attract buyers with special preferences to implement a focus strategy. The above calculations of competitiveness indicators show the expediency of introducing a new product and attracting customers with diabetes mellitus or at risk of morbidity of this socially significant disease.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

4. Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ / А.Р. Шафиева // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.5 (28). - С. 325 - 328.

5. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - Режим доступа: URL: https://cbr.ru/. References:

1. Bulatova Yu.I. Essence and functions of the financial market / Yu.I. Bulatova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. - 2018. - No. 11. - S. 162 - 163.

2. Lesnykh Yu.G. Risks and threats to Russia's economic security from the world financial market in new geopolitical conditions / Yu.G. Lesnykh, I.V. Povoyko // Scientific journal of KubSAU. - 2015. - No. 112 (08). - S. 1 - 13.

3. Pikalkina M.G. Russian stock market in 2019: indicators and prospects / M.G. Pikalkina // Economics and En-trepreneurship. - 2019. - No. 11 (112). - S. 188 - 192.

4. Shafieva A.R. Economic security. Factors representing a threat to the economic security of the Russian Federation / A.R. Shafieva // Bulletin of Modern Research. - 2019. - No. 1.5 (28). - S. 325 - 328.

5. Official website of the Central Bank of the Russian Federation - Access mode: URL: https://cbr.ru/.

EDN: VCDHHH

И.П. Бандурина - к.с.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, chepuraib@gmail.com,

I.P. Bandurina - candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Management and Marketing, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

И.И. Саенко - к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, saenkoirina@yandex.ru,

I.I. Saenko - candidate of economic sciences, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; Э.Э. Долгополюк - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, erika.dolgopolyuk@mail.ru,

E.E. Dolgopolyuk - student of the Faculty of Economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

О.С. Коломыцева - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, olgakolomytseva04@gmail.com,

O.S. Kolomytseva - student of the Faculty of Economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ THE ROLE OF THE SOCIAL FACTOR IN INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. За последние несколько лет наблюдался рост числа людей, заболевших сахарным диабетом, что связано с ранним его выявлением и постоянным наблюдением за собственным здоровьем граждан России. С целью снижения количества заболеваний сахарным диабетом первым и вторым типом и необходимости постоянного мониторинга данного заболевания в силу распространения коронавирусной инфекции в 2019-2022 годах, в статье приводится анализ конкурентоспособности товара методом И. В. Максимовым предприятия ООО «Хлебокомбинат Курганинский» при внедрении в производство булочки с фруктовой начинкой на фруктозе. Данный продукт способствует привлечению покупателей с особыми предпочтениями для реализации стратегии фокусирования. Приведенные расчеты показателей конкурентоспособности показывают целесообразность введения нового продукта и привлечения клиентов, имеющих сахарный диабет или находящиеся в риске заболеваемости данной социально-значимой болезни.

Abstract. Over the past few years, there has been an increase in the number of people with diabetes mellitus, which is associated with its early detection and constant monitoring of their own health of Russian citizens. In order to reduce the number of diseases with diabetes mellitus of the first and second type and the need for constant monitoring of this disease due to the spread of coronavirus infection in 2020-2021, the article provides an analysis of the competitiveness of the goods by I. V. Maksimov of the enterprise LLC "Kurganinsky Bakery" when introducing a bun with fruit filling on fructose into production. This product helps to attract buyers with special preferences to implement a focus strategy. The above calculations of competitiveness indicators show the expediency of introducing a new product and attracting customers with diabetes mellitus or at risk of morbidity of this socially significant disease.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, сахарный диабет, конкурентная позиция, сегмент, стратегия, интегральный показатель конкурентоспособности.

Keywords: competitive advantage, diabetes mellitus, competitive position, segment, strategy, integral indicator of competitiveness.

Сфера здравоохранения после ограничений, связанных с распространением вируса COVID-19, стала играть большую роль в социально-экономической жизни людей. Граждане начали чаще обращаться в медицинские учреждения для обследования у врачей-специалистов, стали больше внимания уделять своему здоровью и состоянию организма. Ввиду чего, количество случаев заболевания сахарным диабетом различного типа за последние три года постепенно увеличилось с помощью онлайн мониторинга списка пациентов с сахарным диабетом (СД) в РФ. Данное социальное положение в стране может подвигнуть предпринимателей к новым действиям, способствующим повышению эффективности деятельности и получению конкурентных преимуществ на рынке конкретных ассортиментов товаров и услуг за счет привлечения новых потребителей и включение в номенклатуру продуктов новых. А также к улучшению финансового состояния организации и оптимизации процессов производственной активности.

Приведем динамику зарегистрированных больных сахарным диабетом впервые в жизни за пять лет (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика заболеваемости сахарным диабетом впервые в жизни за 2016-2020 гг., тыс. человек [3]

Согласно приведенной выше динамике, численность заболеваемости сахарным диабетом за исследуемые года снизилась на 5,2 %. В 2019 году наблюдается наиболее высокое значение случаев (411 тыс. человек). В 2020 г. наблюдается спад заболеваний сахарным диабетом, связанный с появлением и распространением коронавирусной инфекции, на которую было обращено практически все внимание медицинских служб.

Рассмотрим изменение новых случаев СД первого (развивается у детей до 15 лет) и второго типа (приобретается у людей старше 40 лет), наблюдающихся у граждан РФ в разных возрастах (рисунок 2)

Рисунок 2 - Динамика новых случаев заболеваемости сахарным диабетом 1 и 2 типа в разрезе возрастных групп за 2016-2020 гг., случаев [1]

Исходя из выше представленной тенденции инцидентов заболеваемости сахарным диабетом, можно выделить, что в структуре СД первого типа темп роста среди детей в 2020 г. по сравнению с 2016 г. сократился на 14 %, а среди взрослых на 63 %. Заболеваемость первым типом сахарного диабета наблюдается больше у взрослых, чем у детей до 18 лет (на 146 случаев). Динамика СД второго типа снизилась примерно на 30 % в течение пяти лет, а максимальное количество случаев выявления данной болезни зафиксировано в 2018 году.

Рассматривая заболеваемость сахарным диабетом по половому признаку, выявленной в государственном регистре пациентов в клиниках России, важно отметить, что мужчины больше болеют сахарным диабетом первого типа, чем женщины (на 8,2 п.п.), однако заболеваемость СД вторым типом у женщин появляется чаще, чем у мужчин (на 40 п.п.).

Развитие заболевания, в первую очередь, связано с генетической предрасположенностью, то есть хроническим нарушением метаболизма за счет нехватки выработки инсулина в организме и повышением уровня глюкозы в крови. Во вторую - со снижением чувствительности клеток организма к инсулину (чаще в зрелом возрасте) и с нарушением выработки инсулина поджелудочной железой из-за аутоиммунного заболевания или из-за перенесённой вирусной инфекции.

Главными симптомами данного заболевания считаются жажда, слабость, головокружение, повышенный аппетит и медленное заживление ран, апатия. Сахарный диабет развивается арифметической прогрессией и основной методикой его лечения является введение инсулина в конкретную часть тела.

К профилактике заболевания относят: исключение из рациона простых быстроусвоя-емых углеводов (сахар), отказ от курения и алкоголя, ограничение животных жиров, физическую активность. Основой профилактики является питание, что в случае с сахарным диабетом (и его предотвращением) означает - диета, построенная на дробном питании и исключении, в первую очередь, сахара [2]. Дробное питание предполагает небольшие и частые приемы пищи и/или перекусы, к сожалению, в России самой популярной формой перекуса остаются хлебобулочные изделия, несмотря на наличие более здоровых альтернатив [5].

Основной причиной использования в собственном рационе фруктозы вместо сахара является меньшее количество добавления данной сладости, чем сахар, а значит менее калорийно. В силу того, что больным сахарным диабетом, несмотря на повышенный уровень сахара в крови, хотят употреблять сладкие продукты: булочки, десерты, пирожные, конфеты и т.д., а также из-за популярности и актуальности принятия в рацион продуктов, обладающих полезными свойствами и предназначенные для клиентов, соблюдающих и поддерживающих здоровый образ жизни.

Исходя из реалий потребительского рынка России и для снижения уровня потребления сахара гражданами, необходимо внедрить на рынок хлебобулочных изделий продукты содержащие заменитель сахара, например, фруктозу.

Для внедрения альтернативного хлебобулочного изделия на фруктозе нужно найти предприятие, которое будет заинтересовано в создании нового проекта по внедрению продукта, а также предприятие должно осуществить данный проект на основе ресурсного потенциала. В качестве примера такого предприятия используем ООО «Хлебокомбинат Курга-нинский», потому что данная организация имеет конкурентное преимущество на рынке отрасли, исходя из проведения оценки финансового состояния.

Для понимания необходимости внедрения нового продукта, рассмотрим рентабельность реализации и сравним ассортимент товаров с конкурентами, для того, чтобы осуществить прогноз доходной части компании и определить тип стратегии планирования действий. Выявленные результаты представлены в таблице 1 и разделены на категории: хлеб, кондитерские и булочные изделия.

Таблица 1 - Рентабельность реализации продукции ООО «Хлебокомбинат Курганинский»

Продукт Показатель

Денежная выручка, тыс. руб. Полная себестоимость, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности, %

Хлеб из муки смешанной валки 1123740 345600 108918 31,5

Хлеб Дарницкий 1456780 456700 141111 30,8

Хлеб Фитнес 1234560 234500 112881 47,9

Хлеб Фитнес 1234560 234500 112881 47,9

Хлеб Зэтеч 1117890 134500 110444 82,1

Хлеб Бородинский новый 1678900 223400 165656 74,1

Хлеб Кубанский кирпич пшеничный 2345670 245600 232111 94,5

Хлеб Прибалтийский 1789000 256700 176333 68,69

Хлеб пшеничный с отрубями 2178880 127800 216610 169,4

Хлеб Баварский пшеничный 2345610 245600 232105 94,5

Хлеб тостовый в нарезке 1678900 1456000 166434 114,3

Хлеб Слободской 1567890 1237000 155552 125,7

Булочные изделия из муки в/с, в т.ч.: 8946600 1062500 884035 83,2

Хлеб белый 2678900 145600 266434 182,9

Батон нарезной 1789800 178900 177191 99

Батон с изюмом 1675450 111100 166434 149,8

Рожок городской 1234560 126700 122189 96,4

Батон пшеничный с луком 1567890 113400 155655 137,2

Батон Станичный 1986540 127800 197376 154,4

Батон Курганинский 1786540 136800 177286 129,5

Булка черкизовская 1768900 122200 175668 143,7

Кондитерские изделия, в т.ч.: 30924370 784500 1184592 150,9

Рулет с маком 5987650 145600 197309 135

Пряники дорожные 5238900 115600 122734 106

Пряники городские 4456780 136700 244311 178,7

Печенье круглое 3678900 123400 266656 216

Печенье песочное 5999800 135600 198624 146,4

Итого хлеба и хлебобулочных изделий 98 345675 3070000 4839000 93,5

Из данных таблицы 1 мы видим высокий уровень рентабельности по всему ассортименты продукции предприятия. Из всех изделий выделяются: печенье круглое (216 %), хлеб белый (182 %), пряники городские (178,7 %), батон станичный (154,4 %), батон с изюмом (149,8 %) и печенье песочное (146,4 %).

Для понимания какой ассортимент предприятия нуждается в пополнении новыми хлебобулочными изделиями, исходя из покупательского спроса, необходимо провести АВС анализ. АВС-анализ - это способ разделения (сегментирования) показателей деятельности предприятия по определенному признаку, который позволяет сосредоточиться на объектах, участвующих в планировании производственного процесса и выявления главных целей деятельности предприятия.

В основе анализа правило 20/80, т.е. закон Парето. Исходя из закона, 20 % реализуемых товаров приносят 80 % дохода, а 20 % ресурсов предприятия дают 80 % всего оборота. Данное соотношение считается классическим, но подвластно корректировке с учетом ассортимента и специфики товара.

Сегментирование товарных линеек происходит с учетом их деления на три группы:

- группа А (товары-лидеры) - занимают 20 % ассортимента и дают 80 % выручки;

- группа В (товары-середняки) - 30 % ассортимента и 15 % выручки;

- группа С (товары- аутсайдеры) - 50 % ассортимента и всего 5 % от общей выручки. За основу взят показатель - выручка. Для того, чтобы понять какой вид продукта имеет высокий спрос среди потребителей и на какой ассортимент следует обращать больше внимания, произведем анализ АBC. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2 - АВС анализ ассортимента изделий ООО «Хлебокомбинат Курганинский»

Наименование ассортимента Выручка Доля Нарастающая группа Группа

Хлеб из муки смешанной валки 1123740 р. 4,4 % 4,4 % С

Хлеб Бородинский новый 1678900 р. 6,6 % 11 % В

Батон с изюмом 1675450 р. 6,5 % 17,5 % В

Булка черкизовская 1768900 р. 7 % 24,5 % В

Рожок городской 1234560 р. 4,9 % 29,4 % С

Витушка Минераловодская 3562340 р. 14,1 % 43,5 % А

Пряники городские 4456780 р. 17,7 % 61,2 % А

Печенье песочное 5999800 р. 23,8 % 85 % А

Печенье круглое 3678900 р. 15 % 100 % А

Итого: 25179370 р.

Из таблицы 2 видим, что в группу А вошли: печенье песочное, витушка Минерало-водская, пряники городские, печенье круглое, на эти изделия приходится 77,6 % продаж, т.е. данные товары нуждаются в тщательном контроле.

К группе В относятся: хлеб Бородинский новый, батон с изюмом, булка черкизовская, их доля в продажах предприятия - 20,1 %.

В группе С находятся: рожок городской, хлеб из смешанной валки, составляя всего 9,3 % от общих продаж. Прибыль от данных изделий не значительно, но в прекращении их производства нет необходимости.

Чтобы понять, в каком положении находится ООО «Хлебокомбинат Курганинский» в конкурентной среде воспользуемся методикой И.В. Максимова (таблица 3).

Таблица 3 - Матрица создания конкурентной карты рынка хлебобулочной продукции в г. Курганинске (доля рынка ДО

Темпы роста рыночной доли, Ti Классификационные группы

I II III IV

лидеры рынка с сильной конкурентной позицией со слабой конкурентной позицией аутсайдеры рынка

Дср + а2; Дтах Дтах; Дср - а2 Дср - а1; Дср Дтт; Дср - а1

I с быстро растущей конкурентной позицией Тср + а2; Tmax АО «Хадыженский Хлебокомбинат»

II с улучшающейся конкурентной позицией Тср; Тср + а2

III с ухудшающейся конкурентной позицией Тср - а1; Тср

IV с быстро ухудшающейся конкурентной позицией Tmin; Тср - а! ООО «Хлебокомбинат Курганинский» ООО «Хлебокомбинат Лавина»

Согласно анализу конкурентоспособности предприятий, включающий в себя четыре групповых показателя: эффективность управления процессом производства, оборотными фондами, продвижения товара и регулирования объемом продаж, а также затраты, приходящиеся на обслуживание товара и качество продукции, ООО «Хлебокомбинат Курганинский» по сравнению с конкурентами является предприятием с сильным конкурентным преимуществом и одновременно с ухудшающейся конкурентной позицией.

Полученные данные выше показывают о необходимости в исследуемом предприятии разработок целей и задач и использовании средств, способствующих выявлению такой стратегии, которая будет направлена на недопущение снижения и повышения конкурентоспособности комбината.

Для выявления соответствующей стратегии предприятия, важно произвести оценку внутренней и внешней среды на основе пяти угроз, выдвинутых М. Портером. Выявленные результаты повествуют о необходимости таких путей развития конкурентных преимуществ, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержание и усовершенствование уникальности продукции;

- концентрация всех усилий на построении осведомленности об уникальном предложении;

- постоянный мониторинг предложений конкурентов;

- разработка персональных предложений и акций для партнеров;

- снижение влияния ценовой конкуренции на продажи.

Рассматривая маркетинговое планирование стратегии деятельности ООО «Хлебокомбинат Курганинский», можно сделать вывод о том, что данная организация имеет высокий потенциал в осуществлении инновационных проектов, а также должна привлекать молодое население в качестве потребителя и включать механизмы, в основе которых лежит сервисное обслуживание клиента и качество произведенного товара различного ассортимента. Поэтому наиболее приемлемым типом стратегии бизнеса будет являться стратегия фокусирования, главной целью которой считается удовлетворение спроса выбранной сферы с максимальной плодотворностью в сопоставлении с конкурентами, которые агентируют наиболее масштабную сферу рынка. Она способна ориентироваться на издержки компании или на целевом сегменте. Следовательно, привлекательнее использовать такие способы увеличения конкурентоспособности, которые будут ориентированы на расширении ассортимента, запуска новой продукции, а значит и вовлечение новых потребителей.

В силу этого, произведя расчеты суточной производительности печей ООО «Хлебокомбинат Курганинский», важно отметить, что загруженность оборудования исследуемой организации не полная (меньше 50 т в сутки), которая приведена в таблице 4. Отсюда следует, что предприятию целесообразно внедрить новый товар под наименованием «Булочка с яблочным пюре», начинка которой состоит из фруктозы, что может поспособствовать привлечению такой группы клиентов, как люди, болеющие сахарным диабетом.

Таблица 4 - Расчет производительности печей по каждому ассортименту

Ассортимент Часовая производительность,кг/ч Продолжительность работы печи, ч. Суточная производительность, т/сут

Батон 509,14 15 7,94

Хлеб пшеничный 374,21 7 8,61

Хлеб ржано-пшеничный 808,30 23 18,59

Булочки 208,93 20 4,81

ИТОГО 39,95

Для определения прибыльности и иных количественных показателей компании до и после введения в производство булочки с начинкой на фруктозе, необходимо вычислить затраты, приходящиеся на реализацию булочки в течение дня и их объема продаж, тем самым найдя прибыль и рентабельность данного товара (таблица 5).

Таблица 5 - Расчет показателей предприятия до и после мероприятий по выпуску «Булочки с яблочным пюре»

Показатели До внедрения мероприятия После внедрения мероприятия Результаты

Выпуск продукции, т 5678900 5679470,24 + 570,24

Объём продаж продукции, тыс. руб. 89 04560 8908520 + 3960

Себестоимость продукции, тыс. руб. 3 077000 3078948,32 +1948,32

Прибыль от реализации, тыс. руб. 4 839000 5829571,68 + 990,68

Рентабельность производства продукции, % 157 185 + 28

Рентабельность продаж,% 45,4 52,35 +6,95

Следует учитывать, что себестоимость данной булочки в сутки составляет 24 602,22 руб. с учетом расходов на сырье, электроэнергию и заработную плату сотрудника. А при выпечке объемом в 1900 шт., средние издержки на булочку будут равны 12,3 рублей.

Исходя из приведенных выше вычислений, можно сделать вывод, что при осуществлении данной процедуры внедрения нового вида продукции, прибыль от ее реализации увеличится на 991 тыс. руб., а значит, рентабельность производства возрастет на 28 %, рентабельность продаж на 7 %. Срок окупаемости затрат, приходящихся на выпуск товара составит 5 месяцев, что говорит о коротком периоде покрытия расходов доходами организации.

Основываясь на методе И.В. Максимова, анализирующем конкурентоспособность предприятия до и после внедрения продукта «булочка на фруктозе» с использованием единичных показателей конкурентоспособности хлебного комбината, применяется следующая формула:

Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Кт, (1)

где Эп - величина показателя эффективности производственной деятельности организации;

Фп - величина показателя финансового положения организации;

Эс - величина показателя эффективности организации продаж и продвижения продукта на рынке;

Кт - величина показателя конкурентоспособности продукта/услуги [4].

Приведенные выше коэффициенты постоянны и установлены при помощи экспертного метода поочередного сравнения.

Значение конкурентоспособности товара определяется, как отношение качества продукта к его цене (руб.).

Осуществленные значения изображены в таблице 6

Таблица 6 - Расчет показателей конкурентоспособности «Булочки с фруктовым

пюре» до и после ее внедрения

Показатели До внедрения мероприятия После внедрения мероприятия Результаты

Конкурентоспобность товара 0,043 0,05 + 0,007

Интегральный показатель конкурентоспособности 7,3 11,4 + 4,1

Приведенные выше данные свидетельствуют о повышении показателя конкурентоспособности товара на 0,007 п. и интегрального показателя конкурентоспособности на 4,1 п. после выпуска булочки с начинкой на фруктозе.

Таким образом, проведенный анализ АВС хлебобулочных изделий в разрезе ассортимента, оценка конкурентоспособности хлебных комбинатов и разработки стратегии фокусирования и последующего исследования показателей конкурентоспособности до и после внедрения мероприятий, направленных на ее повышение позволят ООО «Хлебокомбинат Курганинский» повысить конкурентоспособность предприятия и выпускаемой продукции за счет применения стратегии фокусирования; образования нового целевого сегмента - клиентов с особыми потребностями, в частности людей, которые имеют заболевание сахарного диабета; и выпуска нового рода продукции - «Булочка с яблочным пюре». Тем самым предприятие образовало новый целевой сегмент - покупатели с особыми потребностями, а именно население, имеющее сахарный диабет, и выпустило новый продукт, который предназначен, в первую очередь, для нового потребителя и обладающий полезными свойствами для здоровых граждан России.

Соответственно, вышеизложенные мероприятия позволят улучшить финансовое состояние ООО «Хлебокомбинат Курганинский», повысить конкурентоспособность его товаров и предприятия в целом, для дальнейшего успешного соперничества на рынке.

Источники:

1. Дедов И. И. и др. Эпидемиологические характеристики сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным регистра сахарного диабета на 01.01.2021 // Сахарный диабет. 2021. Т. 24, № 3. С. 204-221. doi:10.14341/DM12759.

2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Памятка по профилактике сахарного диабета. Профилактика сахарного диабета у мужчин, женщин и детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://05.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).

3. Федеральная служба государственной статистики. Здравоохранение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 10.06.2022).

4. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2017. - 464 c.

5. Эвотор. Самые популярные уличные перекусы в России - сосиски в тесте, беляши и курники [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://evotor.ru/research/samye-populyarnye-ulichnye-perekusy-v-rossii-sosiski-v-teste-belyashi-i-kurniki/ (дата обращения: 20.06.2022).

References:

1. Dedov I. I. et al. Epidemiological characteristics of diabetes mellitus in the Russian Federation: clinical and statistical analysis according to the data of the register of diabetes mellitus on 01.01.2021 // Diabetes mellitus. 2021. vol. 24, No. 3. pp. 204-221. doi:10.14341/DM12759.

2. Management of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-being. A memo on the prevention of diabetes mellitus. Prevention of diabetes mellitus in men, women and children [Electronic resource] - Access mode: https://05.rospotrebnadzor.ru / (accessed: 20.06.2022).

3. Federal State Statistics Service. Healthcare [Electronic resource] - Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (date of reference: 10.06.2022).

4. Shestopal, Yu.T. Strategic management: Textbook / Yu.T. Shestopal, V.D. Dorofeev. - M.: KnoRus, 2017. - 464 p.

5. Evotor. The most popular street snacks in Russia are sausages in dough, belyashi and kurniki [Electronic resource] — Access mode: https://evotor.ru/research/samye-populyarnye-ulichnye-perekusy-v-rossii-sosiski-v-teste-belyashi-i-kurniki / (accessed: 20.06.2022).

EDN: VMYTUE

А.З. Барыбина - аспирант, м.н.с., Институт экономики УрО РАН, ag-91@mail.ru, A.Z. Barybina - postgraduate student, junior researcher, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЦЕНАРНЫМ ПОДХОДОМ1 MODELING OF INFORMATION SECURITY THREATS WITH A SCENARIO APPROACH

Аннотация. Невероятное количество данных генерируемые компаниями в процессе своей деятельности требуют к себе особенного отношения, так как представляют собой определенный вид ресурсов, несущий особенную ценность. Планирование рисков и угроз связанных с потерей данных не представляется возможным без моделирования возможных источников угроз. Одним из эффективных способов моделирования подобных ситуаций является сценарное моделирование, так как оно способно учесть человеческую неопределённость, свойственную при разработке нападения. В данной статье рассмотрено применение сценарного моделирования информационных угроз. На промышленных предприятиях при использовании интернета вещей и созданием умного производства. Предприятия при использовании умного производства получают большие преимущества в виде повышения производительности труда сотрудников и интуитивного понятного выполнения важнейших бизнес-процессов.

Abstract. The incredible amount of data generated by companies in the course of their activities requires special treatment, as they represent a certain type of resource that carries special value. Planning risks and threats associated with data loss is not possible without modeling possible sources of threats. One of the effective ways to model such situations is scenario modeling, as it is able to take into account the human uncertainty inherent in the development of an attack. This article considers the use of scenario modeling of information threats. At industrial enterprises when us-

1 Подготовлено в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2022 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.