Научная статья на тему 'Роль социально-культурных технологий в формировании эффективного имиджа социально-культурной деятельности вуза'

Роль социально-культурных технологий в формировании эффективного имиджа социально-культурной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Сергей Николаевич

В статье рассматривается роль социально-культурных технологий в продвижении вуза в социокультурном пространстве для создания эффективного имиджа, раскрывается смысл социально-культурной деятельности, структура коммуникационной модели. Указывается на важность понимания коммуникационных технологий, как явления медиакультуры, приводится авторская дефиниция имиджа, дается понятие «эффективный имидж», обосновывается значение его в повышении конкурентоспособности организации. Формирование имиджа рассматривается как педагогически управляемый процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социально-культурных технологий в формировании эффективного имиджа социально-культурной деятельности вуза»

УДК 378.1

Павлов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления информации и общественных связей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова public@magtu.ru

Роль социально-культурных технологий в формировании эффективного имиджа социально-культурной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Sergei N. Pavlov

candidate of pedagogical Sciences, docent, Head of Department of information and public relations Magnitogorsk State Technical University of G.I. Nosov public@magtu.ru

The role of

socio-cultural technologies in the formation of

AN EFFECTIVE IMAGE OF

socio-cultural activity of the university

Аннотация. В статье рассматривается роль социально-культурных технологий в продвижении вуза в социокультурном пространстве для создания эффективного имиджа, раскрывается смысл социальнокультурной деятельности, структура коммуникационной модели. Указывается на важность понимания коммуникационных технологий, как явления медиакультуры, приводится авторская дефиниция имиджа, дается понятие «эффективный имидж», обосновывается значение его в повышении конкурентоспособности организации. Формирование имиджа рассматривается как педагогически управляемый процесс.

Ключевые слова: технология, механизм, эффективность, медиакультура, формирование, имидж.

Annotation. The article considers the role of socio-cultural technologies in the promotion of the University in socio-cultural space for creating an efficient image, the meaning of socio-cultural activities, the structure of the communication model. It identifies the importance of understanding of communication technologies as a phenomena of media culture; the author gives a definition for «image» and the concept of «effective image», explains its importance in enhancing the competitiveness of the organization. Image formation is considered as a pedagogically-driven process.

Keywords: technology, mechanism, efficiency, media culture, formation, image.

Современная ситуация в российском образовании, связанная с жесткой конкуренцией на рынке образовательных услуг, диктует вузам необходимость создавать и совершенствовать свой имидж как инструмент выживания, развития и противостояния конкурентам.

Под имиджем мы понимаем впечатление, основанное на лидирующей оценке в сознании индивида какого-либо объекта, отвечающей критериям, превалирующим в общественном мнении [3].

В имидже в сжатом виде присутствуют все целостные характеристики и качества социальнокультурной деятельности объекта, он структурирован теми реальными условиями воздействия, которые способствуют его формированию.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социального статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных

процессах [2]. Ряд исследователей (Ю.Д. Красильников, Н.Н. Ярошенко, В.Е. Новаторов и др.) расширяет значение содержания этого понятия и вводит в научный оборот понятия «Социальнокультурный менеджмент», «социально-культурный маркетинг», при этом указывая на взаимодействие субъектов и объектов, выстраивая их по законам социальной педагогики.

Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие руководства вуза с целевой аудиторией представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и влияние с помощью социально-культурных технологий и педагогических средств на потребителей образовательных услуг посредством социально-культурной деятельности. Следовательно, воздействие на сознание индивида, общественности для восприятия имиджевых компонентов вуза с целью создания эффективного имиджа возможно с использованием социально-культурных технологий.

«Эффективный имидж - это имидж, в котором набор положительных характеристик о вузе в

85

комплексе способствует достижению основных его целей, создает устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и PR-объектом, формирует символический и паблицитный капиталы» [4].

Заметим, что имидж является результатом получения, освоения информации и ее оценки, он представляет собой коммуникативную единицу, связан с общественным мнением. Исходя из этого, мы считаем целесообразным использовать технологии организации действий, связанных с проведением информационной политики вузом, направленной на формирование в общественном мнении социума позитивного образа образовательного учреждения.

В первую очередь, это касается проектной технологии, суть которой заключается в оформлении проектной идеи. В нашем случае это связано с инициированием использования социальнокультурных технологий для создания коммуникационно-диалогового пространства, обеспечивающего общение с целевыми аудиториями в рамках формирования предпочтений в пользу имиджа вуза.

В качестве базы социокультурных технологий мы выбрали информационные технологии, технологии коммуникации и общественных связей, масс-медиа и рекламные технологии, т.к. они являются, как показала практика, универсальным инструментом педагогического воздействия на субъект формирования имиджа. Сущность их состоит в том, что они, во-первых, сориентированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различной по объему и содержанию информации, касающейся всех сторон социально-культурной деятельности вуза, во-вторых, их объединяет общий предмет в виде информационного продукта, направленный на удовлетворение информационных потребностей населения, в-третьих, технологии общественных связей (вербальные) обеспечивают неформальное общение.

Подчеркнем, что умелая организация деятельности субъектов формирования имиджа по представлению его в социокультурном пространстве является еще и важным средством гармонизации социальных связей, что помогает вузу с позитивным имиджем привлекать абитуриентов, партнеров обеспечивать доступ к разного рода ресурсам, что актуально в нынешних условиях.

Если обратиться к сущности механизма перечисленных коммуникационных технологий, то важно заметить, что структура коммуникационной модели предельно проста. На это указывает Ю.Д. Красильников. Она подразумевает наличие источника (отправителя, вуза), информации (информационного сообщения), передатчика, преобразующего сообщение в сигнал, удобный для передачи и восприятия, получателя (адресата), обратной связи [2].

Разновидностью коммуникационных технологий является технология общественных связей (паб-лик рилейшнз), конечным результатом которой

является создание «паблисити» (общественной популярности и имиджа) вузу для продвижения его на рынке образовательных услуг. Пиаровские технологии доводят с помощью различных средств коммуникации до сведения общественности и всего населения выгодную информацию о социально-культурной деятельности вуза с целью аттракции - притяжения к нему.

Масс-медийные технологии в организации педагогически управляемого процесса формирования имиджа вуза обогащают возможности, находящиеся в арсенале средств руководства, прессслужбы, деканов с помощью обогащения содержания информационных, художественно-зрелищных и других технологий. За счет огромного объема информации, вмещающейся на лазерный диск, сайт специальным программным средствам обеспечивается быстрый и удобный поиск нужного ответа представителей целевой аудитории, к примеру: каков процент трудоустройства выпускников, какие конкурсы на ту или иную специальность и т.д.

Мультимедийный продукт может содержать больше, чем музей, справочник, энциклопедия, и он доступен любому для самостоятельного потребления, поэтому, готовя его, организаторам необходимо спроектировать создание такого меню, чтобы оно соответствовало целям подачи медиапортрета вуза в социокультурное пространство. Вместе с тем, как подчеркивает Т.Г. Киселева, данная технология предполагает, чтобы «Педагог, менеджер и другой специалист, от которого зависит успех или неуспех мультимедийного продукта, соединял в себе качества сценариста и методиста, дизайнера и звукооператора, режиссера-постановщика и компьютерщика» [2].

Стоит отметить, что достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа раскрываются в рекламных технологиях. Социологи к наиболее эффективным рекламно-информационным средствам относят выставки, ярмарки, фестивали, конкурсы, газетные издания, рекламные листовки, телевидение, радио, рекламно-информационные сайты, полиграфическую и сувенирную продукцию, что должны использовать широко органы управления вузом в процессе создания имиджа.

Таким образом, социальная цель предложенных технологий-продвижение вуза в социокультурном пространстве, «раскрутка» его на рынке образовательных услуг для того, чтобы вызвать у читателей, зрителей - совокупной аудитории-набор устойчивых позитивных ассоциаций, мыслей, представлений, переживаний, рождаемых упоминанием о вузе, т.е. вызвать восприятие образа в сознании потребителей на основе суммы впечатлений о нем для превращения в инструмент повышения конкурентоспособности организации.

Подводя черту под нашими рассуждениями, нельзя не отметить, что совокупность информационно-коммуникативных технологий - явление коммуникационное и есть не что иное, как медиакультура. Она представляет собой особый тип

86

информационного процесса, благодаря чему у контактной аудитории становится возможным накопление и умножение информации, позволяющей оценивать имидж вуза. Поскольку потребление определенных видов медиакультуры проЛитература:

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 2001. 522 с.

2. Киселева Т.Г.Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.

3. Павлов С.Н. Управление информацией и общественными связями для создания эффективного имиджа вуза: монография. М. Изд. Дом «Академия естествознания», 2011.213 с.

4. Фимина М.А. Имидж вуза как составляющая системы образования // Актуальные задачи педагогики: Мат. межд. заоч. науч. конф. Чита: Изд. «Молодой ученый», 2011. С. 68-72.

исходит в момент досуга, когда аудитория настроена на развлечение, отдых, расслабление, этим и обусловлено использование социально-культурных технологий для формирования эффективного имиджа вуза.

Literature:

1. Ariarskii M.A. Applied cultural studies. SpB.: Saint-Petersburg State University of Culture and Arts Press, 2001. 522 p.

2. Kiseleva T.G. Socio-cultural activity : textbook / T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasil'nikov. M. : Moscow State University of Culture Press, 2004. 539 p.

3. Pavlov S.N. Information management and public relations for creating an effective image of the University : monograph. M.: Academy of natural history, 2011. 213 p.

4. Fimina M.A. The Image of the University as a component of the education system // Actual problems of pedagogics: proceedings of distant Scientific. Conf. Chita: Young scientist, 2011. P. 68-72.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.