Научная статья на тему 'РОЛЬ СОСЛОВНО-ПОЗЕМЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И КОМИТЕТОВ В РЕШЕНИИ АГРАРНОГО ВОПРОСА НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ В 40-70-Х ГОДАХ XIX ВЕКА'

РОЛЬ СОСЛОВНО-ПОЗЕМЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И КОМИТЕТОВ В РЕШЕНИИ АГРАРНОГО ВОПРОСА НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ В 40-70-Х ГОДАХ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / АГРАРНЫЙ ВОПРОС / ПОЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОСЛОВНЫЙ ВОПРОС / КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ / ТЕРСКАЯ СОСЛОВНО-ПОЗЕМЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афаунова Диана Феликсовна

Рассматривается работа комитетов и комиссий в Терской области в 40-70-х гг. XIX в. Анализируются причины их создания, состав, задачи и основные направления деятельности. Исследованы попытки этих комитетов и комиссий решить аграрный вопрос на Центральном Кавказе. Показано значение их деятельности для изучения аграрных и сословных отношений в регионе, благодаря чему удалось ослабить остроту социальных конфликтов. Ими было положено начало разрешению земельного вопроса, которое продолжалось в последующие десятилетия. В результате кропотливой работы комитетов и комиссий было собранно огромное количество материалов, имеющих большое значение для изучения истории того времени. Материалы этих комитетов и комиссий зачастую являлись главнейшим источником информации и легли в основу исследований историков и этнографов разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ESTATE AND LAND COMMISSIONS AND COMMITTEES IN SOLVING THE AGRARIAN QUESTION IN THE CENTRAL CAUCASUS IN THE 40-70S OF 19TH CENTURY

The article is devoted to the work of the committees and commissions that worked in the Terek region in the 40-70s of 19th century. The article analyzes the reasons for the creation, composition, tasks and main activities of the committees. The study examines the attempts of these committees and commissions to resolve the agrarian issue in the Central Caucasus. The conclusion shows the importance of their activities for the study of agrarian and class relations in the region. The author comes to the conclusion that the activities of the committees and commissions were of great practical importance. Thanks to their work, it was possible to ease the severity of social conflicts in the region. They laid the foundation for the settlement of the land issue, which continued in the following decades. Thanks to the painstaking work of the committees and commissions, a huge amount of materials was collected. They are of great importance for studying the history of that time. The materials of these committees and commissions in most cases were the main source of information, which formed the basis for the research of historians and ethnographers of different generations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОСЛОВНО-ПОЗЕМЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И КОМИТЕТОВ В РЕШЕНИИ АГРАРНОГО ВОПРОСА НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ В 40-70-Х ГОДАХ XIX ВЕКА»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2021. № 1

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

УДК 94

doi 10.18522/2687-0770-2021 -1 -42-47

РОЛЬ СОСЛОВНО-ПОЗЕМЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И КОМИТЕТОВ В РЕШЕНИИ АГРАРНОГО ВОПРОСА НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ

В 40-70-х ГОДАХ XIX ВЕКА

© 2021 г. Д. Ф. Афаунова а

а Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Пятигорск, Россия

THE ROLE OF ESTATE AND LAND COMMISSIONS AND COMMITTEES IN SOLVING THE AGRARIAN QUESTION IN THE CENTRAL CAUCASUS

IN THE 40-70s of 19th CENTURY

D.F. Afaunova а

а North Caucasus Institute - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk, Russia

Афаунова Диана Феликсовна - Diana F. Afaunova -

аспирант, Postgraduate,

Северо-Кавказский институт - филиал North Caucasus Institute - Branch of the Russian

Российской академии народного хозяйства Presidential Academy of National Economy

и государственной службы при Президенте РФ, and Public Administration,

ул. Кирова, 43/45, г. Пятигорск, 357502, Россия. Kirova Str., 43/45, Pyatigorsk, 357502, Russia.

E-mail: afaunovagucheva@mail.ru E-mail: afaunovagucheva@mail.ru

Рассматривается работа комитетов и комиссий в Терской области в 40-70-х гг. XIX в. Анализируются причины их создания, состав, задачи и основные направления деятельности. Исследованы попытки этих комитетов и комиссий решить аграрный вопрос на Центральном Кавказе. Показано значение их деятельности для изучения аграрных и сословных отношений в регионе, благодаря чему удалось ослабить остроту социальных конфликтов. Ими было положено начало разрешению земельного вопроса, которое продолжалось в последующие десятилетия. В результате кропотливой работы комитетов и комиссий было собранно огромное количество материалов, имеющих большое значение для изучения истории того времени. Материалы этих комитетов и комиссий зачастую являлись главнейшим источником информации и легли в основу исследований историков и этнографов разных поколений.

Ключевые слова: Терская область, Центральный Кавказ, аграрный вопрос, поземельные отношения, сословный вопрос, комитеты и комиссии, Терская сословно-поземельная комиссия.

The article is devoted to the work of the committees and commissions that worked in the Terek region in the 40-70s of 19th century. The article analyzes the reasons for the creation, composition, tasks and main activities of the committees. The study examines the attempts of these committees and commissions to resolve the agrarian issue in the Central Caucasus. The conclusion shows the importance of their activities for the study of agrarian and class relations in the region. The author comes to the conclusion that the activities of the committees and commissions were of great practical importance. Thanks to their work, it was possible to ease the severity of social conflicts in the region. They laid the foundation for the settlement of the land issue, which continued in the following decades. Thanks to the painstaking work of the committees and commissions, a huge amount of materials was collected. They are of great importance for studying the history of that time. The materials of these committees and commissions in most cases were the main source of information, which formed the basis for the research of historians and ethnographers of different generations.

Keywords: Tersk region, Central Caucasus, agrarian question, land relations, estate question, committees and commissions, Tersk estate-land commission.

Решение сословного и земельного вопросов в тельностью сословно-поземельных комитетов и Центральном Предкавказье начиная с 40-х гг. комиссий. Их главная функция состояла в уре-XIX в. было тесно связано с созданием и дея- гулировании обострившихся социальных отно-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

шений, в поиске решения сословных и земельных проблем.

Первый такой комитет был открыт во Владикавказе 19 марта 1847 г. по распоряжению царского наместника на Кавказе князя М.С. Воронцова по разбору сословных и поземельных прав жителей Владикавказского военного округа под руководством генерал-майора Нестерова. «Членами Комитета назначены командир Владикавказского казачьего полка полковник Ильинский, главный пристав горских народов полковник Авалов, стоящий при Отдельном Кавказском корпусе полковник Казбек, командир Горского казачьего полка подполковник князь Эристов и Генерального штаба подполковник Бибиков» [1, с. 70]. Главной задачей комитета стало разрешение конфликта между тагаурскими старшинами, т. е. осетинскими феодалами, и зависимыми сословиями - фарсаглагами и кавдарсардами. Поскольку тагаурские старшины и дигорские баде-ляты - высшие сословия Осетии - в прошении от 27 апреля 1845 г. ходатайствовали утвердить личные права над крестьянами, а «на земли, занимаемые теперь, выдать акты с правом владения ими вечно и потомственно» [2, с. 70].

Главная же просьба старшин состояла в том, чтобы правительство удостоило их звания та-гаурских алдаров, «каковыми титулами пользовались их предки... во всех горах Кавказа» [3, с. 73].

Наиболее массовое и непримиримое к феодальному произволу сословие осетинских крестьян - фарсаглаги - настаивали на том, чтобы им было отведено вне всякой зависимости от старшин, на общем праве пользования достаточное количество земли и чтобы утвердили «оную за ними письменным актом и признали бы «законом их независимое положение». Также они требовали поселить их обособленно от феодалов [3, с. 74].

Рассмотрев просьбы сторон, Нестеров подготовил проект. Он предполагал выполнить просьбу тагаурских старшин и звать их теперь «алдарами» или тагаурскими дворянами. Одновременно он хотел учесть интересы фарсаглагов и поселить их отдельно от старшин. Земли же плоскостной Осетии было рекомендовано объявить казенными, ибо «из собранных фактов видно, что собственности у тагаурцев никогда не было» [2, с. 71]. Данный проект Нестерова был одобрен 13 декабря 1847 г. князем Воронцовым. Лишь пункт об отдельном поселении фарсаглагов был пропущен.

В целом военная администрация, занимавшаяся вопросами землеустройства, была довольна работой нестеровской комиссии, хотя значимых результатов она не дала. Члены комиссии по причинам личного характера и служебной занятости не могли принимать активного участия в работе комиссии. Поэтому в ноябре

1848 г. она прекратила свое существование.

Воронцов предписал начальнику Центра

Кавказской линии Эристову в сентябре 1848 г. разобраться с делами в Дигорском обществе и предоставить свои соображения по этому сложному вопросу. Для рассмотрения дела Воронцов учредил особую комиссию, которая в составе командира Донского казачьего полка подполковника Попова, майора Наттера, секретаря Кабардинского суда Дадышева начала работу в марте 1849 г. в Нальчике. Председателем ее был назначен новый командир Горского Казачьего полка полковник Э.С. Алехин. Комиссии предстояло детально разобраться в сословных отношениях дигорцев, в степени и формах зависимости крестьян от баделят [3, с. 82]. Работа проводилась скрупулезно, сначала заслушивались представители крестьянства, а затем - баделят. Учитывая то, что показания их расходились, между ними начали устраивать очные ставки. Комиссия закончила свою работу в декабре

1849 г. Результаты не удовлетворили Воронцова. Поэтому «дигорский вопрос» еще долго оставался злободневным.

Под председательством нового начальника Владикавказского военного округа барона И.А. Вревского в июне 1850 г. был открыт новый комитет, который разработал свой проект разрешения противоречий между населением Осетии. Он утвердил проект размежевания земель, который предполагал наделить алдарские дворы по 225 десятин, а фарсаглагские и кав-дарсардские - по 36 десятин [2, с. 72].

Комитет проводил землеустроительные работы около трех лет. 10 ноября 1856 г. Вревский доложил новому царскому наместнику генерал-адъютанту А.И. Барятинскому, что поземельный вопрос тагаурцев на правой стороне Терека полностью решен [2, с. 72]. Всего было отмежевано 44 885 дес. земли. При этом 61 алдарский двор, или около 8 % тагаурского населения, получил 17 430 дес., оставшаяся земля - 27 455 дес. -отдана фарсаглагам, которые были собраны в 9 аулах [3, с. 96].

Завершить разработанный проект Вревскому не удалось из-за того, что он в конце 1856 г. был

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

переведен на другое место службы. Пользуясь его отъездом, влиятельные алдары подали жалобу новому командующему войсками левого фланга Кавказской линии генерал-лейтенанту Н.И. Евдокимову, в которой настаивали на создании нового комитета.

В ноябре 1857 г. во Владикавказе учредили «Комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев Левого фланга Кавказской линии» из 9 человек. Председателем его назначался генерал-лейтенант А.П. Грамотин. Новый комитет должен был решить окончательно со-словно-поземельный вопрос не только в Осетии, но и в Кабарде, Чечне, Ингушетии, Кумыкии [2, с. 73].

На работу в Осетии отводилось 2 года, а затем следовало решать вопросы в других округах. Но в силу того, что комитет работал медленно и не организованно, в ноябре 1858 г. он был упразднен. Вместо него появились комиссии Чеченского и Осетинского округов и Кабардинский и Кумыкский комитеты.

«Комитет для разбора личных и поземельных прав», рассмотрев многочисленные заявления претендентов из чеченцев на признание за ними «особых сословных привилегий», заявил, что за 10 чеченскими фамилиями можно было бы признать «просимые ими привилегии». Но, придерживаясь уже официально высказанной точки зрения властей о «бессословности чеченского общества», Комитет отказал чеченцам в их просьбе. Власти признавали «законными» за чеченскими владельцами только те привилегии, которые присваивались царским правительством за «личные заслуги», в том числе выделение в потомственное владение земельных наделов и т. д. [4, с. 657].

Характеризируя сложившуюся ситуацию, помощник царского наместника князь Г.Д. Ор-белиани писал военному министру Д. А. Милютину: «Общества, отдельные аулы и даже отдельные семейства, приносившие покорность, или оставлены были на старых местах их жительства, или, что бывало чаще, переселялись на новые им указанные места: но как в том и в другом случае им указывалась земля только примерно и временно. Затем по требованию военных обстоятельств из земель, указанных туземцев, мы нередко отнимали часть под казачьи поселения или укрепления и раз поселенных на новых местах по требованию же этих обстоятельств снова переселяли и иногда по несколько раз с места на место; но и при этом новом пере-

селении земли указывались туземцам только в примерном количестве и для временного пользования. Этот порядок дел, по необходимости продолжавшийся многие годы, никак не мог развить в туземцах оседлости; а напротив, он поселял к правительству недоверие, заставлял каждого быть в постоянном опасении за будущее...» [5].

Основной целью царской администрации стало, во-первых, умиротворение народов, покоренных в ходе Кавказской войны, и улучшение их быта, во-вторых, приспособление этого региона к новым условиям пореформенной России.

В 1858 г. Владикавказский округ был преобразован в Военно-Осетинский. Начальником округа и по совместительству председателем комитета стал осетин полковник Мусса Кунду-хов. Проект, предложенный Кундуховым, был отклонен. Впоследствии его полномочия были переданы майору Карякину. Но и он не стал «хорошим» председателем. Подготовив отчет о своей деятельности, комитет завершил работу.

19 ноября 1861 г. в Кабардинском округе образовался комитет под председательством князя В.В. Орбелиани. Членами комитета являлись капитан Масловский, подпоручик Ладыженский и помощник председателя майор Шредер. Задача комитета состояла в том, чтобы «приводить в известность количество земель в Кабардинском округе»: казенных, частных и общинных [6, с. 122].

На первом заседании, которое состоялось 12 февраля 1862 г., комитет выработал программу действий из 18 пунктов.

В ней указывалось, что предмет действий Комитета - разбор личных прав туземцев по происхождению, а потом - права поземельные. Разбор этот планировалось начать с жителей Большой Кабарды, а затем и других народов, населяющих Балкарский участок. Основанием к разбору личных прав служили: 1) грамоты императрицы Екатерины II, императора Александра I, данные кабардинскому народу; 2) статьи законов, «относящихся до кавказских горцев»; 3) прокламации генералов И.В. Гудовича, А.П. Тормасова, Н.Ф. Ртищева, А.П. Ермолова и другие письменные документы кавказского начальства, касающиеся сословных прав горцев; 4) народные обычаи представленные генералу Ермолову; 5) список князей и узденей, составленный по предписанию его высокопревосходительства; 6) показания народных депутатов, основанные на народных преданиях; 7) свидетель-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

ства и протоколы Кабардинского суда; 8) исторические сведения [7, с. 76].

Комитет подготовил: 1) список кабардинских фамилий, пользовавшихся поземельной собственностью. В него вошли 4 княжеских фамилии Большой Кабарды: Атажукина, Мисостова, Бекмурзина, Кайтукина; 2) список землевладельцев, ушедших в Турцию; 3) список землевладельцев, которые в разное время бежали за Кубань [6, с. 124].

Из 35 заседаний 29 были посвящены разбору сословных прав, 6 - земельного устройства. По подсчетам комитета, в Большой Кабарде в 1862 г. было 3510 дворов с населением 20 850 душ обоего пола, исключая жителей Вольного аула и крепостей [8, с. 20].

Несмотря на высокие результаты, кавказская администрация выработала свой проект решения земельного вопроса и весной 1863 г. «Комитет жителей Кабардинского округа по разбору личных и поземельных прав горцев» был упразднен.

В конце 1862 г. генерал М.Т. Лорис-Меликов был назначен на должность начальника Терской области. После этого в 1863 г. действующие в каждом округе комиссии и комитеты были распущены и вместо них создана общая для Терской области «Комиссия по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области», которая вела работу под руководством чиновника особых поручений при царском наместнике Д.С. Кодзокова.

По замечанию Т.Х. Кумыкова, начальник Терской области уделял большое внимание формированию данной комиссии, предавал огромное значение поиску ее членов, так как считал, что комиссия должна быть «составлена из членов, практически и теоретически специально просвещенных не только в военном искусстве и в военной администрации, но, если не более, по крайней мере столько же, сведущих в правоведении, истории, географии и статистике... в политической экономии и в деле сельского хозяйства» [9, с. 73].

Советский историк Г.А. Кокиев, весьма основательно рассматривавший вопросы крестьянской реформы на Северном Кавказе, указывал, что «назначение Кодзокова председателем сословной комиссии не являлось случайным шагом. Царское правительство, выдвигая Код-зокова на этот ответственный пост, несомненно, руководствовалось тем, что Кодзоков, происходя из высших горских социальных слоев, клас-

сово был вполне приемлем, а также он как горец мог легче ориентироваться в сложной горской обстановке и легче, чем царский чиновник, расположить к учреждению, которое он возглавлял, доверие горских масс.» [10, с. 8-9].

Терская сословно-поземельная комиссия должна была наконец решить земельный и сословный вопросы в области. В ее программе стояли цели определить размеры территории, занятой каждым туземным обществом и племенем, нанести эти земли на планы со всеми деталями, важными для их правильного разграничения и распределения. Комиссия должна была провести расследование и разъяснение всех земельных споров и вопросов между обществами и племенами, привести в известность все документы и другие бумаги, принадлежащие туземцам области и касающиеся предметов занятий комиссий, равно и все когда-либо составленные распоряжения правительства, относящиеся к туземному населению. Необходимо было заняться распределением земель по племенам и обществам, а в некоторых случаях и по фамилиям с доскональным описанием границ участка фамилии, общества и племени [11, с. 16].

«Кодзоковская комиссия» занялась исследованием сословно-правовых отношений населения области и проведением земельной реформы. После разграничения земель в плоскостной части Терской области 31 декабря 1869 г. комиссия была реорганизована во временную «Комиссию для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей» [2, с. 75].

С данного времени особой задачей комиссии являлся сословный вопрос, т. е. предоставлять ли права российских дворян представителям высших сословий горских народов. Уже в декабре 1871 г. администрацией была сделана первая попытка разрешения аграрного вопроса в Нагорной Осетии. Комиссия выполнила стоявшую перед ней задачу, но не смогла реализовать ее на практике без одобрения высшей власти.

В январе 1874 г. Кодзоков представил итоги работы комиссии в докладной записке под названием «Исследование комиссии о сословном строе в Терской и Кубанской областях» [9, с. 74]. Рассмотрение земельного вопроса было исключено из ведения комиссии Кодзокова, хотя на равнине он не был решен, а в нагорной полосе даже попыток решить его не наблюдалось.

Земельное устройство нагорной полосы в 1875 г. было передано межевому отделу Терского областного правления [4, с. 659]. Комиссия

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

Кодзокова просуществовала с перерывами до 1908 г.

Деятельность комитетов под руководством Нестрова, Ильинского, Эристова, Вревского, Грамотина, Кундухова и Терской сословно-поземельной комиссии под руководством Кодзокова имела большое практическое значение. Именно благодаря их труду стало возможным ослабление социальных конфликтов в регионе. Комитеты положили начало разрешения аграрного вопроса, которое тянулось еще последующие десятилетия.

Материалы, собранные в ходе работы комиссий и комитетов, имеют большое значение для проведения исследования того времени. В них можно проследить отношения между разными сословиями народов Терской области, связь между царскими властями и местным населением, изучить существовавшие формы землевладения и землепользования. Материалы этих комитетов и комиссий во многих случаях являлись основным источником информации, которые привлекались и привлекаются в исследованиях историков и этнографов разных поколений.

Литература

1. Народы Центрального Кавказа в 40-х - начале 60-х годов XIX века : сб. док. материалов : в 2 т. / сост. П.А. Кузьминов, Б.К. Мальбахов. М. : Поматур, 2005. Т. 2. 392 с.

2. Кузьминов П.А. Работа сословно-поземельных комиссий и комитетов в 40-70-х XIX в. в Центральном Предкавказье // Вестн. Дагестанского научного центра. 2005. № 22. С. 69-76.

3. Берозов Б.П. Путь, равный столетию. Орджоникидзе : Ир, 1986. 315 с.

4. Ибрагимов М.М. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный : Книжное изд-во, 2008. Т. 1. 828 с.

5. 1861 г. июля 3. Копия с отзыва временно командующего Кавказской армией генерал-адъютанта Г.Д. Орбелиани военному министру Д.А. Милютину о назревших задачах по землеустройству горцев, а также о принципах распределения земель между ними. URL: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Kavkaz/XIX/1820-1840/Probl_kavk_vojny/61 -80/79.htm (дата обращения: 24.12.2020).

6. Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и

Балкарии. Нальчик : Кабардино-Балкарское книжное изд-во, 1959. 172 с.

7. Документы по истории Балкарии 40-90-х гг. XIX в. / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик : Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1959. 262 с.

8. Кузьминов П.А. Открытие Терской сословно-поземельной комиссии во Владикавказе // История и культура народов Северного Кавказа. Пятигорск : ПГТУ, 2005. Вып. 4. С. 17-24.

9. Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик : Эльбрус, 1985. 178 с.

10. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Северной Осетии. Орджоникидзе : Госиздат Северо-Осетинской АССР, 1940. 223 с.

11. Гаибов Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области // Аграрные отношения у народов Северного Кавказа в Российской политике XVIII - начала XX века. Нальчик : Эль-Фа, 2006. Т. II. 467 с.

References

1. Peoples of the Central Caucasus in the 40s - early 60s of the 19th century. Collection of documentary materials: in 2 vol. (2005). P.A. Kuzmmov, B.K. Malbach (Comp.). Moscow, Pomatur Publ., vol. 2, 392 p. (in Russian).

2. Kuzminov P.A. (2005). The work of estate and land commissions and committees in the 40-70s of the 19th century in the Central Ciscaucasia. Vestn. Dage-stanskogo nauchnogo tsentra, No. 22, pp. 69-76. (in Russian).

3. Berozov B.P. (1986). A path equal to a century. Ordzhonikidze, Ir Publ., 315 p. (in Russian).

4. Ibragimov M.M. (2008). History of Chechnya from ancient times to the present day. Grozny, Book Publishing House, vol. 1, 828 p. (in Russian).

5. 1861, July 3. A copy from the recall of the temporary commander of the Caucasian army, Adjutant General G.D. Orbeliani to the Military Minister D.A. Milyutin about urgent tasks for the land management of highlanders, as well as the principles of land distribution between them. Available at: http:// www.vostlit.info/ Texts/ Doku-menty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Probl_kavk_vojny/61 -80/79.htm (accessed December 24, 2020). (in Russian).

6. Kumykov T.Kh. (1959). Socio-economic relations and the abolition of serfdom in Kabarda and Balkaria. Nalchik, Kabardino-Balkarian Publishing House, 172 p. (in Russian).

7. Documents on the history of Balkaria in 40-90s of 19th century. (1959). E.O. Krikunova (Comp.). Nalchik,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1

Kabardino-Balkarian Publishing House, 262 p. (in Russian).

8. Kuzminov P.A. (2005). Opening of the Terek estate and land commission in Vladikavkaz. History and culture of the peoples of the North Caucasus. Pyatigorsk, PSTU Press, iss. 4, pp 17-24. (in Russian).

9. Kumykov T.Kh. (1985). Dmitry Kodzokov. Nalchik, Elbrus Publ., 178 p. (in Russian).

10. Kokiev G.A. (1940). Peasant reform in North Os-setia. Ordzhonikidze, State Publishing House of the North Ossetian Autonomous Soviet Socialist Republic, 223 p. (in Russian).

11. Gaibov N.D. (2006). On the land structure of the mountain tribes of the Terek region. Agrarian relations among the peoples of the North Caucasus in the Russian policy of the 18th - early 20th century. Nalchik, El-Fa Publ., vol. II, 467 p. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 1 февраля 2021 г. / February 1, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.