Научная статья на тему 'Роль сми в проведении выборов'

Роль сми в проведении выборов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18312
1292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ВЫБОРЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / POLITICS / ELECTIONS / MASS MEDIA / ELECTION CAMPAIGN / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комилова Зилола

Институт выборов в современном Таджикистане, являясь одним из самых зримых элементов новой для страны политической системы, выступает в числе наиболее активно исследуемых проблем в политологии, В статье анализируется проблема роли средств массовой информации, и в частности, таджикских СМИ в предвыборной агитации. Автор подчеркивает, что роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role in Conducting Elections

The institute of elections in modern Tajikistan being one of the mostly tangible elements of the political system, new for the country, is one of the actively researched problems in politology. The author dwells on the problem of MM role, Tajik ones in particular, in pre-election agitation. The author emphasizes that the role of MM in pre-election campaign depends on a considerable number of factors among which national traditions are of no minor importance; vicissitudes of a historic way, structural standard of civil society, domineering ethical ideas should be taken into account as well.

Текст научной работы на тему «Роль сми в проведении выборов»

3. Комилова РОЛЬ СМИ В ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

Ключевые слова: полшпика, выборы, средства массовой информации, общественное мнение

Современную политику невозможно представить без средств массовой информации. СМИ как средства коммуникации и информации необходимы для функционирования политической системы и представляют ее очень важный, динамичный элемент - информационно-коммуникативную подсистему.

Особая политическая роль СМИ, являющихся субъектом демократического процесса, резко усиливается в период подготовки и проведения выборов органов власти. Потому что именно в этот период особенно актуальным становится общий для свободных стран демократический принцип. Это весьма специфическая сфера деятельности СМИ, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей, средством предвыборной агитации и инструментом гражданского контроля.

Время выборов - серьезное испытание как для населения, так и для средств массовой информации Средства массовой информации, как государственные, так и частные, государственные и независимые, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формировании общественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее - предвыборной агитации.

Опыт новейшей политической истории показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости; способствовать и помогать компетентному участию в политике.

обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом зависит будущее общества.

При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой -ее участие в политическом процессе, в конечном счете, является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. (6). Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию.

Говоря о возможностях политического влияния СМИ, следует иметь в виду, что влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает

иметь двойную власть (3, 392). Непосредственное обладание такой властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также комментируют и распространяют их. Соответственно, средства массовых коммуникаций, являясь основным источником, из которого граждане берут всю необходимую информацию, должны помогать своему потребителю анализировать происходящее, раскрывая и объясняя причины общественных изменении, ибо для устойчивого развития демократических обществ необходимо, чтобы все граждане были вовлечены в политику, и чтобы их участие в политической жизни было основано на информированности, результатах анализа и понимания причин, по которым такое участие необходимо.

Почему же проблема взаимодействия СМИ и политики так волнует множество ученых, экспертов и самих журналистов? На современном этапе, когда Таджикистан проходит первые ступени на пути демократии, очень важно научить простого избирателя правильно и объективно оценивать ту или иную информацию, которую преподносят нам СМИ. Знание информационных технологий и методов искажения информации позволит избирателю сделать тот выбор, от которого может зависеть судьба страны (1).

Проблема роли таджикских средств массовой информации в предвыборной агитации значима в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях

Вместе с тем, одна треть избирателей нашей страны по своим повседневным жизненным установкам вообще выключена из информационных каналов. Эта часть населения не читает, не слушает, не смотрит ничего политического и в этом смысле практически независима от информационно-политического влияния. Другая треть избирателей включена в информационные каналы, но, тем не менее, не является информационно-чувствительной аудиторией по той причине, что имеет достаточно крепкие убеждения, ориентиры ценности и т.п. Для этой группы избирателей выбор той же партии или политика, в общем-то, определены некой историей, контекстом и другими факторами - далеко не только информационными. И только треть избирателей является информационно-чувствительной, т.е. она, во-первых, включена в политические информационные каналы, и, во-вторых, имеет такие установки, предпочтения и

электоральные ориентации, которые могут быть в той или иной степени изменены под влиянием СМИ (2).

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований. Однако нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении.

Если говорить в общих чертах о материалах, которые печатаются на страницах таджикской прессы во время выборов, то их можно разделить на два типа.

1.Освещение при прямом доступе кандидата к СМИ. Это встречи, выступления, дебаты кандидатов и их интервью в формате круглого стола, которые становятся всё более популярными. К ним можно отнести телеочерки, радиовыступления, печатную продукцию в периодических изданиях. Также публикации, в которых журналисты освещают жизнедеятельность, общественную активность, рекламируют и преподносят образ кандидата с позитивной стороны:

-показывают его победителем на трудовом поприще, человеком, который умеет работать и вести за собой массу:

-демонстрируют, что его личные оценки происходящих событий соответствуют политической обстановке в современных реалиях и близки идеям основных групп избирателей;

-отмечают его способность к лидерству, политическую зрелость и готовность к благотворительности, к оказанию помощи малоимущим слоям населения.

В качестве верных помощников для достижения наиболее значимого результата кандидаты нередко используют различные исторические даты, доступные информационные каналы.

всевозможные поводы официального и частного характера, которые зачастую эффективно используются в предвыборной агитационной компании, к которым можно отнести:

- поздравления с праздниками и другими историческими датами;

-легенда о кандидате (жизнедеятельность, положительные жизненные факты, когда он кому-то помог и теперь его за это благодарят);

-пропаганда с целью подмены общественного мнения своим или стратегической идейной линией своей партии по какому-нибудь общественно-важному вопросу.

2.Скрытое информирование и просвещение избирателей.

К этому типу можно отнести публикации так называемой «скрытой рекламы» той или иной партии, а также кандидатов. Через их призму, кандидаты и партии (не называя себя) продвигали свои программы, предлагали пути решения, а иногда опосредованно критиковали своих соперников. Такие материалы создавали образ непредвзятости, однако выполняли четкую цель

- привлечение избирателя на свою сторону. Для победы на выборах все кандидаты и партии выбирают разные стратегии. Особенно ярко это отражается на партийной прессе (5).

Следует отметить, что роль средств массовой информации в избирательном процессе двойственна: во-первых, СМИ являются каналом информирования избирателей о ходе подготовки и проведения избирательных мероприятий; во-вторых, СМИ являются важнейшим инструментом предвыборной агитации кандидатов в депутаты. Помимо этого, представители средств массовой информации, наряду с наблюдателями, доверенными лицами и представителями избирательных штабов, должны обеспечивать прозрачность выборного процесса и информировать население о результатах голосования.

Особая роль в политической борьбе в Таджикистане сейчас отводится телевидению. Дороговизна печатных изданий сделала телевидение одним из самых доступных источников получения политической информации для широких слоев общества. Особенно это касается наиболее отдаленных уголков нашей страны, куда пресса попадает с большим опозданием.

Влияние телевидения на ход предвыборных кампаний просто трудно переоценить. Изменились и стали более изощренными тех-

нологии телевизионного процесса при работе с кандидатами.

Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.

Спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера, способностей, внешности кандидата, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение обладает неограниченными возможностями для создания имиджа.

По степени влияния на избирателей публикации в прессе также занимают определенное место. Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Эффективность использования СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.

Проходившие в прошлом году выборы президента в Таджикистане являются одним из важнейших избирательных мероприятий общенационального характера, в котором немаловажную роль сыграли СМИ.

Таджикистан — молодая республика и имеет небольшой опыт в вопросах уважения свободы средств массовой информации и проведения свободных и демократических выборов. В этой связи способность СМИ достоверно освещать выборы в период проведения предвыборной кампании и обеспечивать равный доступ к информации о кандидатах приобретает значительную роль.

Относительно прозрачности выборов президента Таджикистана, по данным неофициальных опросов общественного мнения, "Озодагон" отмечает, что в опросе, проведенном в январе среди представителей партий и экспертов, мнения относительно прозрачности предстоящих выборов расходились. Усмон Солех, руководитель департамента по пропаганде Народно-Демократической партии (НДПТ) утверждал, что для проведения

прозрачных выборов в Таджикистане есть все необходимые условия, в первую очередь - правовые и административные

Тем временем, Махмадали Хаит, заместитель руководителя Партии исламского возрождения (ПИВТ) и Шокирджон Хакимов, заместитель руководителя Социал-Демократической партии (СДПТ) сомневались в прозрачности предстоящих президентских выборов, ссылаясь на отсутствие политической воли власть имущих.

В опросе «Азии Плюс» лишь 20% респондентов ответили, что в Таджикистане есть достойные женщины на высшее кресло в правительстве. Опрос сайта газеты «Фараж» также показал, что 41% респондентов не против увидеть женщину на посту президента. Но опрос сайта «Озодагон» показал другую картину: 90% участников поддержали мнение, что женщина может управлять государством.

В опросе сайта «Озоди» относительно того, как пройдут президентские выборы. 40% ответили, что выборы пройдут «как всегда». 20% считали, что выборы-2013 будут «лучше, чем в предыдущие разы» и демократическими (4).

Подводя итоги всего вышесказанного, можно отметить, что политическая борьба в Таджикистане неразрывно связано со СМИ. Становление демократии в стране обусловило большие перемены и мощный скачок в развитии СМИ. Пресса, радио, телевидение и интернет становятся настоящей ареной для предвыборных баталий. И хотя СМИ порой обрушивают на избирателя поток самой противоречивой информации, но именно они помогают избирателю определиться в своем выборе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаханов У. СМИ Таджикистана и власть: от конфронтации к диалогу // Asia-Plus. 2004. 11 марта.

2. В Душанбе обсуждают роль СМИ в проведении парламентских выборов.- http://www.avesta.tj/goverment/3299.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994.

4. Интернет-ресурс: http://www ozodagon.com 8657

5. Какую роль играют СМИ в проведении агитации того или иного кандидата?- http://www.medialawca.org/node/2302

6. Федотов М.А., СМИ в избирательной кампании: Нормы и практика.- http://www.indem.ru/IDD2000

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ~ 255 ~

Роль СМИ в проведении выборов З.Комилова

Ключевые слова: полшпика, выборы, средства массовой информации, избирательная кампания, общественное мнение

Институт выборов в современном Таджикистане, являясь одним из самых зримых элементов новой для страны политической системы, выступает в числе наиболее активно исследуемых проблем в политологии. В статье анализируется проблема роли средств массовой информации, и в частности, таджикских СМИ в предвыборной агитации.

Автор подчеркивает, что роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления.

MM Role in Conducting Elections Z. Komilova

Key words: politics, elections, mass media, election campaign, public opinion

The institute of elections in modern Tajikistan being one of the mostly tangible elements of the political system, new for the country, is one of the actively researched problems in politology. The author dwells on the problem of MM role, Tajik ones in particular, in pre-election agitation.

The author emphasizes that the role of MM in pre-election campaign depends on a considerable number of factors among which national traditions are of no minor importance; vicissitudes of a historic way, structural standard of civil society, domineering ethical ideas should be taken into account as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.