Научная статья на тему 'РОЛЬ СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

РОЛЬ СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нуриев Ринат Салаватович

СМИ вторгаются в частную жизнь, и до сих пор исследователи не смогли точно определить, какое влияние оказывает на людей множество стимулов. Религия и эмоциональность между собой тесно связаны, и большинство религиозных отражений в средствах массовой информации носят эмоциональный характер. Средства массовой информации продемонстрировали признаки разрушения общечеловеческих ценностей. Фрагментация изображения, информации, манипуляции, созданные путем «монтажа», создают своего рода «полуправду», которая препятствует сохранению толерантности друг к другу представителей различных этносов и конфессий. В этом исследовании изучалась степень, в которой средства массовой информации служат инструментом эскалации, порождения и деэскалации конфликтов, связанных с религией, и вытекающие из этого последствия роли средств массовой информации в обеспечении этноконфессиональной толерантности. Вторичные источники данных были основным методом, использованным при сборе данных. Проведен качественный анализ отдельных аналитических материалов, были рассмотрены радиопередачи, телевизионные новости и международные репортажи информационных агентств об этнорелигиозных конфликтах. Анализ показал, что средства массовой информации в течение исследуемого периода внесли свой вклад в эскалацию этих конфликтов, которые, следовательно, повлияли на этноконфессиональную толерантность в коммуникативном пространстве. В некоторых случаях, когда конфликты возникали из-за других факторов и приобретали религиозную окраску, их трудно было идентифицировать, что делало их трудноразрешимыми. Исследование также показало, что средства массовой информации в случаях репортажей об этнорелигиозных конфликтах, играли роли столь же разнообразные интересы их владельцев и редакторов. Поэтому исследователи рекомендуют изменить парадигму в этнорелигиозных репортажах средств массовой информации, чтобы уменьшать конфликтные ситуации, не нагнетать их, а содействовать национальному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MEDIA IN ENSURING ETHNO-CONFESSIONAL TOLERANCE

The media invade privacy, and until now, researchers have not been able to determine exactly what effect a lot of stimuli have on people. Religion and emotionality are closely related to each other, and most religious reflections in the media are emotional in nature. The mass media have shown signs of the destruction of universal values. Fragmentation of images, information, manipulations created by "editing" create a kind of "half-truth" that prevents the preservation of tolerance to each other of representatives of various ethnic groups and faiths. This study examined the extent to which the mass media serve as an instrument of escalation, generation and de-escalation of conflicts related to religion, and the resulting consequences of the role of the mass media in ensuring ethno-confessional tolerance. Secondary data sources were the main method used in data collection. A qualitative analysis of individual analytical materials was carried out, radio broadcasts, television news and international reports of news agencies on ethno-religious conflicts were reviewed. The analysis showed that the mass media during the study period contributed to the escalation of these conflicts, which, consequently, influenced ethno-confessional tolerance in the communicative space. In some cases, when conflicts arose due to other factors and acquired religious overtones, they were difficult to identify, which made them intractable. The study also showed that the mass media, in cases of reporting on ethno-religious conflicts, played the roles of equally diverse interests of their owners and editors. Therefore, researchers recommend changing the paradigm in ethno-religious media reports in order to reduce conflict situations, not to escalate them, but to promote national development

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Venediktov A. Patriotism cannot be waved like underwear / A.Venediktov //Arguments and facts. 2015. April 22. (In Rus.).

Volkov Yu.G. A sociological portrait of the youth of the Rostov region. Rostov-on-Don, March, 2016. (In Rus.).

The History of world journalism /A.G.Bespalova [et al.]. Moscow; Rostov-on-Don: March, 2003. p. 231(331). (In Rus.).

The history of domestic television. The view of researchers and practitioners: a textbook; edited by A.G.Shevelev. M.: Aspect-Press, 2012, p. 161. (In Rus.).

Kozlova M.M. History of domestic mass media //M.M.Kozlova. Ulyanovsk: UlSTU, 2009. Р. 104. (In Rus.).

Milyukova O. Etacratism of the Russian mass consciousness / O.Milyukova, A.Fedotov //Power. 2012. No. 7., p. 10. (In Rus.).

Sociological portrait of the youth of the Rostov region: monograph /Ed. by Yu.G.Volkov. Rostov-on-Don, March, 2016, pp. 142-164. (In Rus.).

Trifonov Yu.N. Globalization and patriotism: allies or enemies /Yu.N.Trifonov //Political management. 2014. No. 2 (8), pp. 14-15. (In Rus.).

Trifonov Yu.N. Manifestations and distortions of patriotism: theoretical and methodological aspect //Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2015. http: //cyberlelinka.ru ; Globalization and patriotism //Political management. 2014. No. 2 (8). (In Rus.).

Tsipko A.S. Values and the struggle of conscious patriotism /A.S.Tsipko. M.: LKI Publishing House, 2009. p. 157.

Cherkunova N.V. The formation of the image of a hero in the 30s in the USSR as a way of militarization of youth consciousness. Izvestiya PSU named after V.G.Belinsky. http://cyberleninka.ru. 18.05.2020.

Chubais I. Unraveled Russia. What will happen to the Motherland and to us (The experience of philosophical journalism) /I.Chubais. M., 2005. pp. 3-4. Sharkov F.I. Political consulting. M.: Dashkov and Co., 2004.

Sharkov F.I., Silkin V.V. Communication: theory and practice of mass media. Moscow: Publishing Corporation "Dashkov and Co.", 2017.

Sharkov F.I., Yudina E.N., Regulation of relations in the modern media space. Communicology. 2013. Vol. 1. No. 1. pp. 36-43.

Sheveleva A.G. The History of domestic television. M.: Aspect-Press, 2012. Ebzeev B.S. Constitution, State and personality in Russia: Philosophy of Russian constitutionalism //Constitutional and municipal law. 2013. № 11.

■ ■ ■ Роль СМИ в обеспечении этноконфессиональной

толерантности

Нуриев Р.С.

Болгарская исламская академия, Казань, Российская Федерация.

Аннотация. СМИ вторгаются в частную жизнь, и до сих пор исследователи не смогли точно определить, какое влияние оказывает на людей множество стимулов. Религия и эмоциональность между собой тесно связаны, и большинство религиозных отражений в средствах массовой информации носят эмоциональный характер. Средства массовой информации продемонстрировали

признаки разрушения общечеловеческих ценностей. Фрагментация изображения, информации, манипуляции, созданные путем «монтажа», создают своего рода «полуправду», которая препятствует сохранению толерантности друг к другу представителей различных этносов и конфессий. В этом исследовании изучалась степень, в которой средства массовой информации служат инструментом эскалации, порождения и деэскалации конфликтов, связанных с религией, и вытекающие из этого последствия роли средств массовой информации в обеспечении этноконфессиональной толерантности. Вторичные источники данных были основным методом, использованным при сборе данных. Проведен качественный анализ отдельных аналитических материалов, были рассмотрены радиопередачи, телевизионные новости и международные репортажи информационных агентств об этнорелигиозных конфликтах. Анализ показал, что средства массовой информации в течение исследуемого периода внесли свой вклад в эскалацию этих конфликтов, которые, следовательно, повлияли на этноконфессиональную толерантность в коммуникативном пространстве.

В некоторых случаях, когда конфликты возникали из-за других факторов и приобретали религиозную окраску, их трудно было идентифицировать, что делало их трудноразрешимыми. Исследование также показало, что средства массовой информации в случаях репортажей об этнорелигиозных конфликтах, играли роли столь же разнообразные интересы их владельцев и редакторов. Поэтому исследователи рекомендуют изменить парадигму в этнорелигиозных репортажах средств массовой информации, чтобы уменьшать конфликтные ситуации, не нагнетать их, а содействовать национальному развитию.

Ключевые слова: политические партии, медиакоммуникации, этнорелигиозные конфликты.

Для цитирования: Нуриев Р.С. Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности: на примере Болгарской исламской академии// Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. No 3. C. 88-103.

Сведения об авторе: Нуриев Ринат Салаватович,

начальник управления по связям с общественностью и СМИ Болгарской исламской академии. Член Союза журналистов Республики Татарстан тел. +7(917) 229-55-77. E-mail: nurislam-09@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 12.06. 2022. Принята к печати: 24.09.2022.

Конфликты и этноконфессиональная толерантность

Конфликты в целом не новы для человеческих обществ, они так же стары, как и само человеческое общество. Они существовали во всех сферах человеческой жизни с начала истории. Конфликты различного

масштаба и интенсивности возникают и ныне систематически в разных частях мира.

Конфликты являются непременными характеристиками любого человеческого сообщества, возникающие в процесс взаимодействия, особенно в сложных ситуациях, к примеру, когда не хватает ресурсов. Однако конфликт становится ненормальностью, когда он приводит к насилию. Религиозный аспект конфликта также не является новым явлением, поскольку при случайной проверке некоторых религиозных текстов обнаруживаются сообщения о кровавых конфликтах, которые велись, ссылаясь на религию. Религия способна служить как силой добра, так и зла в ситуациях конфликтов, особенно с применением насилия.

Наибольшие последствия оставляют за собой насильственные конфликты. Массовые насильственные конфликты (особенно в глобальных масштабах) не просто влекут за собой негативные последствия для социально-экономического развития тех или иных стран, а представляют угрозу всему человечеству.

Для предоставления достоверной информации общественности во времена насильственного конфликта требуются дополнительные журналистские навыки. Обычно средства массовой информации сообщают только голые факты о насильственном конфликте, поэтому граждане могут воспринимать описанный конфликт только в пределах полученной информации. Если же средства массовой информации ищут новости, выходящие за рамки голых фактов, и предоставляют гражданам больше информации, включая возможные решения, они могут видеть конфликт в разных терминах. Чувствительный к конфликтам журналист применяет анализ конфликтов и ищет новые сведения о конфликте. Он или она сообщает о том, кто пытается разрешить конфликт, внимательно рассматривает все стороны и сообщает о том, как были разрешены другие конфликты. Сочетание этих этических аспектов журналистской деятельности даст исследованию основу для анализа и оценки репортажей средств массовой информации о этноконфессиональных общностях.

Понятие «этноконфессиональная общность» было введено в научный оборот еще в 1969 г. известными отечественными этнологами С.И. Бруком, Н.Н. Чебоксаровым и Я.В. Чесновым для обозначения конкретных территориальных образований, «которые по своему характеру занимают переходное положение между собственно этническими образованиями и другими историческими группами населения», выделяясь среди этнически родственных групп своей религиозной принадлежностью [Брук, Чебоксаров, Чеснов].

Формирование толерантной культуры религиозных и конфессиональных отношений является одной из актуальных теоретических и практических проблем нашего многонационального и многоконфессионального общества. Именно в межэтнических и межконфессиональных отношениях толерантность приобретает свое содержательное наполнение, выполняя регулирующую функцию. В этом смысле культура толерантности должна стать нормой и нравственной ценностью в этноконфессиональных отношениях.

Отношение религиозных деятелей и населения к средствам массовой информации

Оценки представителей различных конфессий сильно отличаются -от некритического принятия до полного неприятия присутствия средств массовой информации в этнокофессиональном пространстве. Церкви в основном патерналистски воспринимают средства массовой информации, объективно отражающие контент этнического и конфессионального. При этом можно выделить различные подходы к освещению средствами массовой информации этноконфессиональных процессов и явлений. Во-первых, они часто склонны сводить роль СМИ к инструментальному освещению их службы. Во-вторых, они хотели бы видеть себя единственными толкователями правильного отражения роли СМИ в формировании этноконфессиональной толерантности. В-третьих, у них все же остается заметное недоверие к аудитории, которая призвана защищать, направлять и контролировать протекание этноконфессиональных процессов. Такой патернализм не является препятствием, а, наоборот позитивным фактором формирования этноконфессиональной толерантности.

Сегодня самая большая критика со стороны религиозных людей заключается в том, что средства массовой информации узурпируют место религии в обществе. Многие представители религиозного населения открещиваются от средств массовой информации, особенно потому, что медиа стали разрушать традиционные религиозные ценности и убеждения. Религиозный язык нарушается, создаются новые символы, образы и обряды. «Средства массовой информации, особенно телевидение, овладели силой мифа ... Одна из ролей мифа - позиционировать нас, определять мир и наше место в нем» [Goethals: 25]. Кроме того, некоторыми авторами стали разрабатываться религиозные темы, которые не имеют никакого отношения к традиционной религии. Это приветствуется некоторыми

независимыми евангелистскими группами с некритичной верой в средства массовой информации.

Роль СМИ в предотвращении этнорелигиозных конфликтов

Этнорелигиозные конфликты относятся к тем видам напряженного состояния, в которых участвуют группы, для которых религия является неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, а религиозные институты являются представительными, обладают моральной легитимностью и мобилизационным потенциалом. Там, где конфликтующие группы определяют себя по этнорелигиозным признакам, религиозная идентичность может создавать резкие различия между сторонами и повышать групповую мобилизацию. Другие отличительные факторы включают высокую частоту жертв среди гражданского населения (взрывы террористов-смертников, этнические чистки) и действия, «узаконенные» религиозной риторикой, текстами и изображениями. Такие конфликты часто носят внутригосударственный характер. В общинах с давней историей возникновения и развития напряженности и страдающих от постколониальной политической или экономической нестабильности, религиозные лидеры склонны критиковать действующую власть и вызывать недовольство населения.

Предвзятое изображение различных групп в СМИ (на основе социальных конструктов, таких как раса, пол, сексуальность) может создать долговременно сохраняющиеся впечатления, особенно в умах молодежи. Негативные образы и напряженные ситуации вызывают у членов определенной группы состояние опасности, отчуждения, и могут представлять угрозы их психическому здоровью. В таких обстоятельствах этнорелигиозные семьи и общины иногда идут на адаптивные компромиссы, чтобы защитить своих детей. Существует потребность в безопасных пространствах, в которых могут проводиться открытые аналитические дискуссии по деликатным вопросам с участием представителей всех сторон. Точные представления о состоянии людей и этнорелигиозных сообществ важны не только для развития критического мышления, но и для выработки оптимальной социальной технологии воспитания этноконфессиональной толерантности. Для предотвращения возможных конфликтов на различных уровнях следует систематически изучать предвзятые сообщения, появляющиеся в СМИ, и, таким образом, минимизировать или полностью исключать возможность их появления в будущем.

Однако опыт показывает, что многие из тех, кто был вовлечен в насильственные конфликтные ситуации, использовали религию или

этническую принадлежность для получения поддержки, оправдания своих действий и провозглашения «морального превосходства» над другими.

По мнению Kadayifci-Orellana, S. A. религиозное переосмысление политических, социальных, экономических и культурных факторов может способствовать усилению определенной точки зрения на возникающие конфликты. Мобилизованное через этнорелигиозную идентичность население может стать основным действующим лицом в решении экономической или политической проблемы, осознавая свою роль и способности. Религиозные ритуалы примирения обеспечивают восстановление, исцеление, реинтеграцию, искупление и прощение после травмы. Религиозное миростроительство может обеспечить духовную основу для трансформации, компенсируя механистические модели разрешения конфликтов. Практически все религиозные традиции включают идеалы мира; позитивные интерпретации ценностей, мифов, текстов и образов могут быть вплетены в ткань повествований о мире, поскольку религиозные деятели пытаются мобилизовать людей на примирение [Kadayifci-Orellana S. A.: 264-280].

В статье «Религия и медиа» Карлос А. Валле1 ссылается на Пьера Бабена, который называя новую эру эпохой религиозной коммуникации, предлагает поразительный контраст мировоззрений, который помогает указать на потенциал, который телевидение и другие средства массовой информации могут оказать влияние на религиозность2. Для начала Бабен знакомит нас с практикой некоторых индейских племен, живущих в канадской глуши, затыкать ноздри своим детям и закрывать им глаза после рождения, чтобы лучше приспособить их к шумам леса, в котором им придется выживать. Затем, в отличие от этих «гиперслуховых» людей, чутко реагирующих на малейшие звуки природы, Бабен предлагает нам рассмотреть современного американского подростка, выросшего среди шума конкурирующих средств массовой информации (такой человек к шестнадцати годам имеет около 20 000 часов просмотра). Возможно ли, чтобы люди с такой разной степенью воздействия средств массовой информации имели схожие представления о Боге и трансцендентном? Можно ли считать, что их представление о святом имеет хотя бы отдаленно схожие контуры [Religion and the media...].

Конфликт интересов журналистов, освещающих этноконфессиональные проблемы

1 Карлос А. Валле является генеральным секретарем Всемирной ассоциации христианского общения ^АСС), 357 Кеннингтон Лейн, Лондон, SE11 5^, Англия.

2 https://www.religion-online.org/article/religion-and-the-media/

Факторы этнической принадлежности, экономики, политической принадлежности действительно влияют на модели освещения в СМИ этнорелигиозных конфликтов. Религиозное влияние владельцев средств массовой информации, редакторов или репортеров оказывают большее влияние на средства массовой информации. Христианский журналист, работающий в принадлежащих христианам СМИ, не может не поддерживать свою религию, освещая религиозный кризис, который затрагивает религиозные проблемы своей конфессии. Точно так же журналист-мусульманин, работающий в медиа-организации, принадлежащей мусульманам, безусловно, сознательно или бессознательно будет склонен освещать проблемы в пользу своей религии. Профессор Сирил Имо обратил внимание на конфликт интересов работников средств массовой информации, когда заявил, что: «...когда мы рассматриваем деятельность журналиста, который в данный момент придерживается ряда религиозных убеждений, ... как он может сообщать факты, не искажая взгляды и доктрины другой религии, частью которой он не является? Поэтому средствам массовой информации становится необходимым искать почву для репортажей, которые отдавали бы должное религиозным убеждениям и признавали многоконфессиональный характер современных обществ» [Cyril].

Источником информации и обучения ценностям все чаще и чаще становятся средства массовой информации. Один известный богослов говорил, что мы должны читать Библию и газету вместе. Но какая газета? Какие газеты говорят правду, несут информацию о том, что на самом деле происходит в мире? Кто решает, какими должны быть новости и их содержание?

Все это требует выработки особой модель коммуникации, которая, несомненно, повлияет на все религиозные выражения, на государственной службе высшим критерием является присутствие общества и его институтов, а также уважение религиозных и культурных традиций. В частном случае цель состоит в том, чтобы охватить как можно больше представителей аудитории. Какие у нас есть шансы узнать о себе и проблемах, потребностях и мечтах других, если наши голоса и их голоса вынуждены проходить через фильтры, которые сдерживают все, что затрагивает интересы владельцев СМИ? Сегодня эти фильтры расположены в нескольких крупных центрах, которые доминируют в сфере информации и коммуникации в нашем мире [Ramirez: 104-105].

Мы живем в плюралистическом обществе, в котором отношение людей к организованной религии ослаблено. Люди получают, выбирают и интерпретируют сообщения, отправляемые им, со своей собственной

социальной и культурной точек зрения, и на основе этой интерпретации делают свои собственные выводы. По этой причине подлинные отношения между СМИ и религией могут строиться лишь на основе уважения к достоинству людей [Religion and the Media... ].

Руководитель факультета коммуникационных искусств Нью-Йоркского университета Нил Постман отмечает: «Экран насыщен непристойными событиями, связанными с миром коммерциализации и развлечений. В некотором смысле это предполагает, что религия может быть успешной на телевидении, только если она предлагает то, что хотят люди, что предполагает упрощение и опустошение контента. В этом отношении мы должны принять определенное предупреждение против средств массовой информации, потому что их манипулятивные намерения более очевидны. Но эта сложная реальность не должна заставлять нас верить, что возвращение к более традиционным формам просто даст нам возможность избежать любого загрязнения в общении» [Postman].

Развитие масштабных этноконфессиональных конфликтов в Нигерии за последние три десятилетия

Во время масштабных этнорелигиозных конфликтов экономическое положение организаций средств массовой информации является нестабильным, поскольку инфраструктура, от которой зависят средства массовой информации может быть разрушена или повреждена. Это, конечно, отрицательно сказывается на работе редакций средств массовой информации. Этнорелигиозные конфликты, особенно мятежи, влияют на средства массовой информации, является область запугивания и разрушения учреждений средств массовой информации [Meenal, Desiree and Vital-Gonzalez]1. Так, характер освещения этих кризисов в средствах массовой информации Нигерия никак не соответствует стандартам, установленным различными этическими кодексами средств массовой информации. Репортажные материалы СМИ были нечувствительными и действительно способствовали возникновению и эскалации непрекращающихся этнорелигиозных конфликтов. Большинство средств массовой информации Нигерии демонстрировали этнорелигиозные пристрастные тенденции и первобытные чувства при освещении этих кризисов. Это исследование также показывает, что средства массовой информации в этих случаях пренебрегали этикой социальной ответственности, объективности и сбалансированного освещения при освещении этнорелигиозных конфликтов. Репортеры и некоторые медиа-менеджеры часто были односторонними и публиковали комментарии и

1 https://www.mdpi.com/2077-1444/10/10/571/htm

передовицы, которые скорее усугубляли, чем деэскалировали кризисы. Большинство организаций средств массовой информации, рассмотренных в этом исследовании, можно было бы обвинить в том, что они не смогли тщательно изучить природу, масштабы и структуру кризисов, о которых они сообщали, и поэтому основывали свои взгляды и интерпретации на ошибочных и позиция, порождающая конфликт. Кроме того, некоторые из отобранных медиа-организаций, проанализированных в этом исследовании, проявили крайнюю симпатию к той или иной стороне в различных этнорелигиозных конфликтах, рассмотренных до сих пор. Хотя средства массовой информации все это время заявляли о своей нейтральности при выполнении своих обязанностей, все они в этом анализе демонстрировали черты принятия чьей-либо стороны и, таким образом, разжигания и подстрекательства одной стороны в конфликте против другой. Некоторые из этих медиа-организаций по отдельности продемонстрировали отсутствие чувствительности и понимания этнорелигиозного плюрализма и настроений этого страна, таким образом, способствовала эскалации конфликтов, а также спровоцировала новые, как в случае с беспорядками «Мисс мира» и датскими мультфильмами [John, Rashid].

За последние три десятилетия этнорелигиозных конфликтов в Нигерии многие организации средств массовой информации закрыли магазины в результате прямого правительственного порицания или изъятия печатных экземпляров газет или журналов. Этнорелигиозные конфликты также затрагивают рекламодателей и, таким образом, влияют на экономическое состояние медиа-организаций.

Негативные последствия этнорелигиозных конфликтов в Нигерии за последние три десятилетия описывались многими средствами массовой информации. В этих исследованиях делается вывод о том, что 244 этнорелигиозных конфликта являются затяжными, широко распространенными, сложными и опасными формами конфликтов, от которых страдает сегодня Нигерия, особенно северная часть страны. Эти конфликты продолжаются уже три десятилетия, и решений не видно. Последствия этих конфликтов привели к гибели людей и уничтожению имущества, физическому и психическому опустошению, лишениям и перемещению многих нигерийцев. Роль средств массовой информации в эскалации или деэскалации этих непрекращающихся конфликтов ставилась под сомнение как учеными, так и неучеными. Результат этого исследования показывает, что большинству работников СМИ недостаточно общих знаний в области журналистики, чтобы эффективно освещать этнорелигиозные конфликты. В результате следствием может

стать стиль репортажа, который подпитывает и повторяет наихудшие стереотипы, драматизм и непосредственность конфликта и подпитывает их разжигание до насилия, как показало исследование.

Затяжные этнорелигиозные конфликты, которые терзают эту страну более трех десятилетий, негативно отразились на том факте, что работники средств массовой информации в основном находились под влиянием своих этнических и религиозных разногласий. Во время этнорелигиозных конфликтов в стране, новости, которые читают в газетах и журналах, слушают по радио и телевидению, столь же разнообразны, как и состояние веры репортеров. Для того чтобы должным образом распространять, формулировать и защищать свои религиозные взгляды, многие религиозные организации в некоторых случаях создают свои собственные средства массовой информации. Таким образом, из этих нескольких примеров ясно, что в той мере, в какой средства массовой информации влияют на конфликтные ситуации, конфликты, в свою очередь, отрицательно влияют на работу средств массовой информации. c Служба Би-би-си Хауса также организовала интерактивную сессию, посвященную кризису на Плато, в ходе которой тогдашний губернатор штата (шеф Джошуа Дарие) общался с журналистами.

Большинству работников СМИ недостаточно общих знаний в области журналистики, чтобы эффективно освещать этнорелигиозные конфликты. В результате следствием может стать стиль репортажа, который подпитывает и повторяет наихудшие стереотипы, драматизм и непосредственность конфликта и подпитывает их разжигание до насилия, как показало исследование. сообщать об этнорелигиозных конфликтах, когда они понимают психологию и эмоции, связанные с этническими и религиозными проблемами. Как только работники средств массовой информации смогут разобраться в различных вопросах и тонкостях этнорелигиозных конфликтов, они займутся объективным и ответственным репортажем для мирного общества, которое приведет к национальному развитию. Таким образом, мирное сосуществование между приверженцами различных религий в Нигерии, особенно мусульманами и христианами, лучше всего может продвигаться средствами массовой информации в интересах национального развития [Unpublished paper.].

Влияние этнорелигиозных конфликтов на масс-медиа

Средства массовой информации имеют особое отношение к конфликтным ситуациям, о чем свидетельствует это исследование в предыдущих главах. Эта связь существует потому, что все мировой конфликт, особенно этнорелигиозный конфликт, представляет большую

новостную ценность для средств массовой информации, и это вопрос общественной важности и интереса из-за его последствий для безопасности. Эти отношения проявляются во многих отношениях. В той мере, в какой средства массовой информации очень заинтересованы в этнорелигиозных новостях и, следовательно, могут положительно или отрицательно влиять на этнорелигиозные конфликты, этнорелигиозные конфликтные ситуации и отсутствие безопасности также по-разному влияют на работу средств массовой информации. Существует много точек зрения на проблему взаимосвязи между массовым СМИ и этнорелигиозные конфликты, начиная от мнения, что общество получает средства массовой информации, которых оно заслуживает, до аргумента о том, что средства массовой информации - это зеркало, которое показывает, что такое страна, каковы ее люди и какое общество существует. Другие все еще объясняют, что средства массовой информации - это всего лишь инструмент, который правящий класс использует для защиты своих интересов, продвижения своего дела и контроля над обществом, в котором они живут, и людьми, которыми они управляют. Таким образом, средства массовой информации, согласно этой точке зрения, являются оружием дальнейшего угнетения со стороны правящего класса.

Одной из основных областей, в которых этнорелигиозный конфликт влияет на средства массовой информации, является то, что конфликтующие стороны пытаются использовать средства массовой информации для достижения своих собственных целей. В результате средства массовой информации в значительной степени подвергаются всевозможным нежелательным давлениям и притяжениям, а также угрозам. В большинстве случаев средства массовой информации подвергаются давлению и запугиванию, а также смягчению этих влияний. Более того, этнорелигиозные конфликты, как и любой другой конфликт, сильно нарушают нормальные рыночные условия, в которых работают средства массовой информации. Печатные СМИ, в частности, сталкиваются с серьезными проблемами производства и распространения во время конфликтов.

Еще одной важной областью, в которой этнорелигиозные конфликты влияют на средства массовой информации, является свободный доступ работников средств массовой информации в районы конфликтов, мобильность и безопасность во время конфликтных ситуаций при выполнении своих обязанностей и разумный доступ к официальной информации. Если все эти требования будут отклонены, то, очевидно, работники средств массовой информации не смогут выполнять свою

работу. Если будет обеспечен доступ к официальной информации и доступ в районы конфликта , качество освещения новостей снова сильно зависит от честности и сотрудничества официальных источников.

Выводы

Понимание того, как религиозные традиции, самобытность и религиозно-культурные элементы способствуют культуре насилия, имеет решающее значение. Государственным органам, религиозным общественным организациям, средствам массовой информации следует учитывать, что выявление ключевых событий и анализ того, как они воспринимаются, имеют жизненно важное значение для понимания мотивов насилия. Религиозные субъекты имеют все возможности для посредничества, пропаганды, наблюдения, обучения и участия в межконфессиональном диалоге. Воспринимаемые как законные и заслуживающие доверия, они имеют общую основу для обсуждения и доступ к финансовым, институциональным и людским ресурсам в рамках своего религиозного сообщества.

Выявление религиозных учреждений, которые поддерживают ненасильственные ценности, и расширение их финансовых, технических возможностей и посредством обучения может способствовать миростроительству и распространению информации как среди ближайшего сообщества, так и в более широкой сети инициатив по всему социальному, политическому и экономическому спектру.

Средства массовой информации как субъект социального управления играют огромную роль в национальном развитии. Национальное развитие, с другой стороны, предполагает изменения или продвижение в стране, направленные на улучшение политической, экономической и социальной жизни из народа [Abe, Lawal].

Исследование выдвинуло на первый план тот факт, что средства массовой информации призваны играть решающую роль в общих интересах общества, особенно во времена жестоких этнорелигиозных конфликтов, подобных тем, которые преследуют эту страну на протяжении последних трех десятилетий. Из-за этих центральных ролей средств массовой информации в обществе и особенно в единстве, стабильности, социально-экономическом/политическом развитии Нигерии и, в данном случае, в миростроительстве во время конфликта, исследование в равной степени изучил кодексы этики СМИ, которые, как предполагается, должны служить руководством при выполнении этих огромных обязанностей. Это исследование показало, что существует несколько факторов, которые мешают средствам массовой информации выполнять свои функции

ответственно, как и ожидалось. Некоторые из этих факторов обсуждаются в следующих подразделах [Oluwatoyin, Lawal: 237-241]. Средства массовой информации могут преодолеть многие проблемы, связанные сообщать об этнорелигиозных конфликтах, когда они понимают психологию и эмоции, связанные с этническими и религиозными проблемами. Как только работники средств массовой информации смогут разобраться в различных вопросах и тонкостях этнорелигиозных конфликтов, они займутся объективным и ответственным репортажем для мирного общества, которое приведет к национальному развитию. Таким образом, мирное сосуществование между приверженцами различных религий в Нигерии, особенно мусульманами и христианами, лучше всего может продвигаться средствами массовой информации в интересах национального развития.

Ответственность средств массовой информации заключается в том, чтобы излагать факты такими, какие они есть, беспристрастно, точно и ответственно, чтобы помочь читателям и зрителям сформировать информированное общественное мнение. Проблема состоит в том, чтобы сообщать получателям информацию точно, беспристрастно и ответственно нужно тогда, когда общество находится в состоянии насильственного конфликта. Это связано с тем, что во время насильственного конфликта средства массовой информации несут дополнительную социальную ответственность в отношении того, что сообщать, о чем не сообщать и как сообщать.

Источники

Брук С. И., Чебоксаров Н. Н., Чеснов Я. В. (2016). Проблемы этнического развития стран зарубежной Азии//Вопросы истории, № 1, Январь 1969. C. 89-107.

Силкин В.В. Информационно-коммуникативные управленческие процессы в политическом пространстве общества//Коммуникология.2017. Vol.5. No.6. C. 15-30.

Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. (2013). Регулирование отношений в современном медиапространстве//Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. Т. 8. № 3. С. 52-62.

Bosch David (1996). Transforming communication, Orbis Books, Maryknoll, New York, p. 326.

Cyril Imo O. The role of Media in a Multi-Religious Society: A Christian Perspective. Unpublished paper presented at the International Conference on Christian-Muslim Mutual Relations in Nigeria (ACMMRN) in conjunction with the Nigerian Supreme Council for Islamic Affairs (NSCIA) and the Zamfara State Government at Gusau Hotel, Gusau, Zamfara Sate 1-5 March, 2005. Print.

Galadima, D. John, and Olaniyi, Rasheed. The Mass Media and Conflict in Plateau State, 2001-2002. In: Joses Yoroms and Abubakar Mu"azu (eds). Conflict Management and

The Media in Nigeria. Kano, Centre for Research and Documentation (CRD). 2009. Print. 259.

Goethals Gregor. Media Mythologiesin. Religion and the media, University of Wales Press, Cardiff, 1993, p. 25

Kadayifci-Orellana, S. A. (2009). Ethno-Religious Conflicts: Exploring the Role of Religion in Conflict Resolution. In: The SAGE Handbook of Conflict Resolution, eds., J. Bercovitch, V. Kremenyuk, and I. W. Zartman, SAGE, London, pp. 264-280.

Oluwatoyin, Abe and Lawal, Tolu. (2011). National Development. In Nigeria: Issues, Challenges And Prospects/ Journal of Public Administration And Policy Research Vol. 3(9), pp. 237-241,

Postman Neil (1985). Amusing ourselves to death, Viking Penguin. Ramirez Mina (1986). Communication as if people matter: the challenge of alternative communication. In: The myth of the information revolution, Sage, London, pp. 104-105.

Rana Meenal, Qin B.Desiree and Vital-Gonzalez Carmina. Mistaken Identities: The Media and Parental Ethno-Religious Socialization in a Midwestern Sikh Community. In: Religions 2019, 70(10), 571/ https://doi.org/10.3390/rel10100571

Religion and the Media by Carlos A. Valle. In Media Development. World Association for Christian Communication. London, 1992.

Roger Fowler (1991). Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge.

Unpublished paper presented at the National Conference on Crises and Conflict Management in Nigeria since 1980. Oorganised by Nigerian Defence Academy. Kaduna. June 14 -17, 2005. Print.

■ ■ ■ The role of the media in ensuring ethno-confessional tolerance

Nuriev R.S.

Bulgarian Islamic Academy, Kazan, Russian Federation.

Abstract. The media invade privacy, and until now, researchers have not been able to determine exactly what effect a lot of stimuli have on people. Religion and emotionality are closely related to each other, and most religious reflections in the media are emotional in nature. The mass media have shown signs of the destruction of universal values. Fragmentation of images, information, manipulations created by "editing" create a kind of "half-truth" that prevents the preservation of tolerance to each other of representatives of various ethnic groups and faiths. This study examined the extent to which the mass media serve as an instrument of escalation, generation and de-escalation of conflicts related to religion, and the resulting consequences of the role of the mass media in ensuring ethno-confessional tolerance. Secondary data sources were the main method used in data collection. A qualitative analysis of individual analytical materials was carried out, radio broadcasts, television news and international reports of news agencies on ethno-religious conflicts were reviewed. The analysis showed that the mass media during the study period contributed to the escalation of these conflicts, which, consequently, influenced ethno-confessional tolerance in the communicative space.

In some cases, when conflicts arose due to other factors and acquired religious overtones, they were difficult to identify, which made them intractable. The study also showed that the mass media, in cases of reporting on ethno-religious conflicts, played the roles of equally diverse interests of their owners and editors. Therefore, researchers recommend changing the paradigm in ethno-religious media reports in order to reduce conflict situations, not to escalate them, but to promote national development.

Keywords: political parties, media communications, ethno-religious conflicts.

For citation: Nuriev R.S. The role of Muslim Media in Ensuring Ethno-Confessional Tolerance: the Example of the Bulgarian Islamic Academy// Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No 3. P. 88-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inf. about the author: Nuriev Rinat Salavatovich,

Head of the Department of Public Relations and Mass Media of the Bulgarian Islamic Academy. Member of the Union of Journalists of the Republic of Tatarstan. tel. +7(917) 229-55-77. E-mail: nurislam-09@mail.ru

Received: 12.06. 2022. Accepted: 24.09.2022. References

Bosch David (1996). Transforming communication, Orbis Books, Maryknoll, New York, p. 326.

Brook S. I., Cheboksary N. N., Chesnov Ya. V. (2016). Problems of ethnic development of the countries of foreign Asia//Questions of History, No. 1, January 1969, pp. 89-107.

Cyril Imo O. The role of Media in a Multi-Religious Society: A Christian Perspective. Unpublished paper presented at the International Conference on Christian-Muslim Mutual Relations in Nigeria (ACMMRN) in conjunction with the Nigerian Supreme Council for Islamic Affairs (NSCIA) and the Zamfara State Government at Gusau Hotel, Gusau, Zamfara Sate 1-5 March, 2005. Print.

Galadima, D. John, and Olaniyi, Rasheed. The Mass Media and Conflict in Plateau State, 2001-2002. In: Joses Yoroms and Abubakar Mu"azu (eds). Conflict Management and The Media in Nigeria. Kano, Centre for Research and Documentation (CRD). 2009. Print. 259.

Goethals Gregor. Media Mythologiesin. Religion and the media, University of Wales Press, Cardiff, 1993, p. 25

Kadayifci-Orellana, S. A. (2009). Ethno-Religious Conflicts: Exploring the Role of Religion in Conflict Resolution. In: The SAGE Handbook of Conflict Resolution, eds., J. Bercovitch, V. Kremenyuk, and I. W. Zartman, SAGE, London, pp. 264-280.

Oluwatoyin, Abe and Lawal, Tolu. (2011). National Development. In Nigeria: Issues, Challenges and Prospects/ Journal of Public Administration and Policy Research Vol. 3(9), pp. 237-241,

Postman Neil (1985). Amusing ourselves to death, Viking Penguin.

Ramirez Mina (1986). Communication as if people matter: the challenge of alternative communication. In: The myth of the information revolution, Sage. London, pp. 104-105.

Rana Meenal, Qin B.Desiree and Vital-Gonzalez Carmina. Mistaken Identities: The Media and Parental Ethno-Religious Socialization in a Midwestern Sikh Community. In: Religions 2019, 70(10), 571/ https://doi.org/10.3390/rell0100571

Religion and the Media by Carlos A. Valle. In Media Development. World Association for Christian Communication. London, 1992.

Roger Fowler (1991). Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge.

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension//Communication. Vol. 8. No. 3, pp. 52-62.

Sharkov F.I., Yudina E.N. (2013). Regulation of relations in the modern media space//Communication. Vol. 1. No. 1, pp. 36-43.

Silkin V.V. Information and communication management processes in the political space of society // Communicology. 2017. Volume 5. No 6, pp. 15-30.

Unpublished paper presented at the National Conference on Crises and Conflict Management in Nigeria since 1980. Oorganised by Nigerian Defence Academy. Kaduna. June 14-17, 2005. Print.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.