Научная статья на тему 'Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи'

Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8810
711
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи»

08’2007______________________ВЛАСТЬ_____________________________53

Светлана КУЗИНА

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРИОРИТЕТОВ МОЛОДЕЖИ

Преемственность исторических, культурных, государственных традиций - основа и гарантия существования и поступательного развития нации, общества и государства. Если объективно оценить ситуацию в России, то такого положения нет, пожалуй, ни в одной стране мира. Современная молодежная культура все более отрывается от культуры поколений, национальных традиций. Это проявляется в моделях поведения, языке, культурных пристрастиях, литературных увлечениях (если таковые имеются) и особенно в массовой молодежной музыке, где национальные традиции утрачиваются ускоренными темпами. Подрастающие поколения все более утрачивают коренные особенности национального менталитета, национальную гордость. Молодежи внушается комплекс некоей «национальной вины» перед всем остальным миром.

КУЗИНА Светлана Владимировна — РАІС при президенте РФ

Ведущие державы мира интенсивно используют огромные возможности современных СМИ для усиления своего влияния в других странах. Манипуляция сознанием подрастающих поколений с использованием СМИ, Интернета на современном этапе развития нашего государства приобрела невиданные прежде масштабы, широко используется совокупность всех средств духовного манипулирования, идейного воздействия на сознание подростков. Информационная обработка молодежи России уже принесла свои плоды в виде всевозрастающей разобщенности поколений, незнания или абсолютно искаженного представления молодежи об истории своей страны и мировой истории, утраты чувства патриотизма, любви к Родине, понимания долга и ответственности. Происходят замена общинных традиций позициями крайнего индивидуализма, утрата морально-нравственных традиций во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной — любви, верности, чистоты, искренности и бескорыстности взаимоотношений.

Информацию деструктивного характера уместно сравнивать с самым жестким, самым действенным средством воздействия на общество. Если ей не оказывать соответствующего противодействия, она может разрушить целые государства, спровоцировать войны и другие негативные процессы.

Сейчас практически ни у кого из исследователей не возникает сомнений в том, что одним из способов воздействия на массовое сознание со стороны СМИ является манипулирование мыслями и поведением людей. Сегодня под термином «манипулирование» (от лат. «ташри1аге» — «управлять со знанием дела», «оказывать помощь») понимают искусство управлять поведением индивидов с помощью «незаметного» воздействия на их сознание и подсознание.

СМИ и другие институты социализации влияют на сознание и поведение подрастающего поколения не только через информацию об окружающем мире, но и путем изменения самого человека: его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. Они создают те ценностные магнитные полюса, которые структурируют поведение молодежи в нужных для государства направлениях. Фактически уже сейчас наша страна живет в условиях информационного общества, в котором информация становится средством социального прогресса, цивилизованного развития, социального управления.

54___________________________ВЛАСТЬ_______________________08’2007

К сожалению, «положительными» — с точки зрения официальной пропаганды

— и на Западе, и в современной России становятся потребительство, доминирование материальных критериев при определении социального статуса личности (богатство и власть — его основные критерии), понимание жизненного успеха только как повышение социального ранга, обладание престижными вещами, презрение к неудачникам. Система идей и ценностей, основанная на потребительстве, вещизме, статусности и индивидуализме, изо дня в день внушаемая с помощью рекламы и других средств, выступает своего рода «политической религией».

С помощью искусных методов информационно-психологического воздействия, а также многократных повторений в современном обществе формируется потребительское индивидуалистическое мировоззрение. Как замечает О. Хаксли в своей антиутопии, поразительно предвосхищающей многие современные реалии ряда государств, «по сотне повторений три раза в неделю в течение четырех лет... — и готова истина»1.

Мы знаем, что информация позитивного характера может служить средством приобщения человека к общественнополитической жизни, способствовать его возвышению, социальной защищенности, понимаемой в самом широком плане, обогащению духовного мира человека, его общению с другими людьми. Однако есть и информация другого рода: в СМИ нередко встречаются низкопробные материалы, сцены жестокости и насилия, публикации, разжигающие ненависть к другим народам. Интернет дает виртуальную возможность человеку самоутвердиться в качествах, нереализуемых в социальной действительности, что ведет к потере своего реального социального «Я» путем переноса самореализации и самоидентичности в киберпространство и т. д., что в свою очередь не может способствовать «очеловечиванию», развитию личности, нормальному общению с другими людьми.

Развитие средств массовой информации и коммуникации породило феномен «дефицита от изобилия». Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого наме-

1 Хаксли О. О дивный новый мир. Роман. М., 1989, стр. 8-9

ренно убирают сущностные аспекты, причинно-следственные связи, молодежь перестает ее воспринимать и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке в результате утраты доверия к подаваемой информации молодой человек оказывается как бы в информационном вакууме.

СМИ, а также тем лицам, группам, организациям, кто за ними стоит, принадлежит решающее значение в укреплении демократического государства и общества. Основная их функция, как подчеркивалось в соответствующих исследованиях, состоит в поддержании и укреплении господствующих общественных отношений, шире — в информационном обеспечении жизнедеятельности общества.

В связи с этим немаловажную роль играет конкретизация основной функции СМИ, которая может быть представлена через решение следующих задач: социального контроля и управления; интеграции общества и его саморегуляции; формирования общественного сознания; создания определенного эмоционально-психологического тонуса; реализации социальной активности молодого поколения; распространения культуры; развлечения; связи между различными социальными группами. Важнейшими признаками массовой коммуникации являются ее публичность, универсальность (включает всевозможную информацию), социальная активность (выражает потребности и интересы больших социальных групп и слоев), периодичность информации.

Автором была сделана попытка проанализировать процентное содержание негативных и позитивных сообщений в информационных, аналитических и публицистических программах телевидения только за один месяц (ноябрь 2006 года, 1-я, 2-я программы, НТВ). Результаты ошеломляющие — более 80% сюжетов этих программ несли в себе прямое или опосредованное негативное содержание, заряженное отрицательным эмоциональным напряжением, навязывающее зрителям состояние «тревожного ожидания», мнительности, психической неустойчивости.

Такие темы (контртеррористическая операция в Чечне, различного рода ЧП

— падения самолетов, пожары и т. д., межпартийное, корпорационное проти-

08’2007______________________ВЛАСТЬ_____________________________55

востояние, безработица, подорожание продуктов, рост преступности, эпидемии, наркомания, деятельность тоталитарных сект), превалирующие на экранах наших телевизоров, создают тот фон, который провоцирует развитие неврозов.

Большая часть коммерческого времени вещания отведена рекламе, где фигурируют вещи, о которых по законам этики публично не говорят.

Любые кризисы, происходящие в государстве, в первую очередь обостряют проблемы молодежи, но и от нее же в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России. Исторический опыт свидетельствует, что статичные и постоянные общества в своем развитии опираются на опыт старших поколений, сознательно пренебрегая духовными резервами молодежи. Динамические, изменяющиеся общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в ней социальной или политической философии, должны опираться главным образом на сотрудничество с молодежью.

Вподлиннодемократическомгосударст-ве роль СМИ как элемента политической структуры есть по сути роль составной части, при этом части неотъемлемой, в механизме функционирования демократии. Последняя строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, участвующей в принятии политических решений. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без идейно-воспитательного воздействия СМИ. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов и принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за пределы узкого горизонта непосредственного индивидуального опыта и делают понятным весь мир политики.

Механизм влияния СМИ на формирование сознания и поведения молодежи является достаточно сложным феноменом. С одной стороны — он сохраняет общие закономерности воздействия на сознание и психику личности. С другой

— общество, качественно изменившее-

ся в условиях перехода к рыночной экономике, часто не воспринимает нравственно-гуманистическую составляющую информации, ее нравственную направленность, существовавшие ранее формы социального контроля не срабатывают. Учитывая, что СМИ являются управляемой сферой и имеются влиятельные силы, прежде всего за рубежом, заинтересованные в деструктурировании российского социума и насаждении гедонистического эгоцентризма, эти механизмы стали использоваться в разрушительных целях и прежде всего — для внесения разрушительных тенденций в сознание подрастающего поколения. Данная цель достигается через негативное воздействие механизмов подражания, скрытого воздействия негативной информации СМИ на неустойчивую психику и ценностные представления молодежи. Это приводит к значительному расширению в молодежном и образовательном социуме негативных поведенческих действий, к скептическому отношению молодежи к идейным и нравственным ценностям родителей, в своем абсолютном большинстве родившихся при советском строе.

Особо следует выделить такую проблему среди молодежи как массовое употребление наркотиков. Освещение проблемы наркотиков в современных российских СМИ, за редким исключением (официальные государственные каналы и издания), приносит сегодня больше вреда, чем пользы. Суть профилактической деятельности, в которой должны участвовать СМИ, состоит в том, чтобы оказать предупреждающее воздействие на подростков, входящих в группу риска, еще до того, как сработал пусковой механизм наркотизации (или по крайней мере пока не возникло зависимости от наркотиков), и нейтрализовать факторы риска.

Следует учитывать, что профилактическими усилиями со стороны правоохранительных органов и других субъектов профилактики противостоит в отличие от прошлых лет организованная наркопреступность.

Влияние СМИ необходимо рассматривать в контексте всей совокупности проявлений «политического» качества общественных явлений: на уровне идеологии и психологии, на уровне отношений, институтов и процессов, в границах различных форм политического участия,

56___________________________ВЛАСТЬ_______________________08’2007

поведения и деятельности региональных и центральных СМИ.

Сегодня в российских СМИ наблюдается американское информационное доминирование. Характерными средствами манипулирования является целенаправленное создание абсолютно чуждой России языковой среды, навязывание западных стандартов, стереотипов образа жизни и мышления.

Даже простой анализ объема задействованных в России информационных ресурсов показывает, что удельный вес зарубежных многократно превосходит отечественные программы. В условиях кризисного состояния российской эконо -мики реклама западных потребительских товаров или их аналогов способствует формированию западных запросов массовой телеаудитории, особенно детской и молодежной, запросов, не соответствующих их материальным возможностям.

Вестернизация российской телепродукции — одно из проявлений духовного кризиса общества. Хотя и с опозданием, в Доктрине информационной безопасности РФ зафиксирована одна из угроз

— девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов западной культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

Не рассматривая детально существующие типологии функций СМИ применительно к телевидению, выделим две основные группы. К первой группе относятся функции информационного, организаторского воспитательного характера, которые определяются сущностной ролью СМИ в обеспечении единства и стабильности общества.

Вторая группа функций призвана удовлетворять широкий спектр культурнорекреационных потребностей аудитории.

Следовательно, в любом случае СМИ могут играть и позитивную, и отрицательную роль. Соотношение между этими выполняемыми ролями зависит не только от качества всех элементов коммуникации (в частности, коммуникатора и технических средств), но и целей, которые ставит коммуникатор, удовлетворения потребностей и интересов либо всего общества, большинства населения, или определенных узких социальных групп, правящих и других элит в обществе.

В условиях кризиса, социальной напряженности положительную роль может сыграть функция эмоциональной разрядки, осуществляемая с помощью передач, материалов развлекательного характера. Однако во всем нужна, как говорил Гегель, мера. Дело в том, что обилие таких передач уводит в мир иллюзий, отвлекает от существующих реальностей в обществе.

Почему в последнее время качество информации, подаваемой СМИ, резко снизилось, с чем это связано? По мнению социологов, снижение качества информации произошло по ряду причин: во-первых, достоверно информировать общество по социально-экономической тематике становится все труднее. Доступ к информации ограничен. Во-вторых, квалификация журналистов недостаточна. В-третьих, информационные барьеры, возникающие в СМИ, появляются из-за нарушений закона «О средствах массовой информации», в частности доступа к информации, а также из-за некомпетентности тех, кто обязан информировать журналистов. В-четвертых, качественное освещение экономической проблематики затруднено из-за перехода большинства источников информации на платную основу. В результате чего издания и телевизионные каналы вынуждены сокращать площадь, отведенную под содержательные материалы, в пользу рекламных и коммерческих публикаций.

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.

Важнейшей является проблема оптимального использования СМИ в формировании политической культуры молодежи. Учитывая современные условия, образ жизни, когда радио, телевидение, пресса — носители общественного сознания, социально-политического воспитания масс постоянно и по доброй воле реципиентов приходят в каждый дом, в государственной информационной политике необходимо усилить внимание к важнейшим вопросам противодействия негативному влиянию СМИ на учащуюся молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.