роль славянофилов в формировании российской консервативной политико-правовой идеологии
С.А. Шестаков
(профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор политических наук, доцент; 8 (3452) 59-84-32)
Л.В. Ребышева
(доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, кандидат социологических наук,
доцент; [email protected])
В статье излагается процесс становления идеологии славянофильства как исторически первой версии российской консервативной политико-правовой идеологии. Подвергнуты анализу идейные истоки, а также определены основные принципы славянофильства. Показано историческое значение славянофильства в процессе оформления российского консерватизма.
Ключевые слова: политико-правовая идеология, консерватизм, традиция, славянофилы.
Проблему оформления консервативной политико-правовой идеологии в России нельзя рассматривать как одномерный линейный процесс. Рационализация российской традиции происходила в потоке противоречий, заимствований, инверсий, взаимопереплетения идей, сюжетов, концепций. В целом же в первой трети XIX века сложились устойчивые предпосылки для формирования российской консервативной идеологии.
Рационализация российской традиции произошла в рамках историософского направления, получившего условное (не очень удачное) наименование «славянофильство». Славянофильство, весьма неоднородное по идейному содержанию, представлено, в первую очередь, А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, К.С. Аксаковым, И.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным и рядом других мыслителей. В славянофильской парадигме находятся многие идейные установки творчества Ф.М. Достоевского, оказавшего, несомненно, сильное влияние на формирование российской консервативной идеологии. В сущности, славянофильство - это целое социально-философское и идеологическое течение в России XIX века, определявшее ее политический и духовный облик, параметры внутрироссийской идеологической борьбы и имевшее своих приверженцев и недоброжелателей.
Славянофилы впервые сделали предметом теоретической рефлексии российскую традицию, они осуществили ее рационализацию и апологетику. Роль славянофилов на этом поприще весьма точно определил корреспондент и единомышленник выдающегося русского философа К.Н. Леонтьева И. Фудель: «Славянофильство есть первая попытка нашего национального самоопределения. Заслуга первых славянофилов та, что они проникли в дух народа и русской истории и указали нам основы нашего национального бытия. Их дело было также закрепить определение этих основ в логических формулах» [1, с. 61] .
Именно от славянофилов следует вести начало российской консервативной идеологии как системы взглядов, в основании которой лежит российский традиционализм. Именно у славянофилов получил первоначальное оформление ряд базовых принципов российского консерватизма; большинство из них являются актуальными в рамках данной идеологии и по сегодняшний день. Принципы эти не сосредоточены в одном месте, они разбросаны по всему массиву славянофильского литературнофилософского наследия, которое и поныне является предметом пристального внимания исследователей. Славянофильская система принципов и ценностей явилась основой, матрицей в процессе формирования и
Юридическая наука и правоохранительная практика развития различных направлений российской консервативной политико-правовой идеологии.
У славянофилов получил развитие тезис о культурно-исторической разнородности России и Европы, принципиальном различии их цивилизационных начал. В работе «О старом и новом» (1839 г.) А.С. Хомяков писал: «Мы будем продвигаться вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия Запада, но придавая им смысл более глубокий и открывая в них человеческие начала, которые для Запада остались тайными» [2, с. 63].
Константином Аксаковым была выведена формула соотношения между общечеловеческим, универсальным и народным, национальным, которую можно определить как вполне консервативную: «Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, ... не через посредство и с соизволения Западной Европы. К Европе относится он критически и своеобразно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая» [3, с. 112]. К. Аксаков проблему цивилизационной идентичности России решает однозначно: Россия
- не Европа, у нее свой исторический путь; Россия - самостоятельный, отличный от Запада культурный мир.
Из осознания славянофилами цивилизационной самости России вытекало их антизападничество как реакция на процесс разрушения российской самобытности. Вместе с тем антизападничество славянофилов не означало стремление к самоизоляции России, к полному дистанцированию ее от Запада. Славянофилы считали приемлемым и необходимым творческое усвоение западного опыта, однако без разрушения российских самобытных основ. Особость российского пути, его отличие от европейского - один из главных принципов славянофильства. Об антизападничестве славянофилов следует говорить как о своеобразной форме антиуниверсализма.
Славянофильский антиуниверсализм вытекал из получившего у них первоначальное обоснование принципа народности. Необходимо особо подчеркнуть: из
всего контекста творчества славянофилов следует, что речь надо вести не о «социально-классовом» понимании ими термина «народность» (в смысле «любви к простому народу»), а о соответствии славянофильского термина «народность» современному термину «национализм» (не путать с шовинизмом, ксенофобией). Е.А. Дудзинская по этому поводу отмечает, что «славянофилы употребляли слово “народ”, “народный” в смысле “нация”, “национальный”» [4, с. 37]. Именно славянофилы первыми поставили проблему необходимости культурно-национальной самоидентификации России, четкой фиксации ее культурно-исторических границ как социально значимую. «Спор о народном воззрении был бы непонятен ни для француза, ни для немца, ни для англичанина.., - писал К. Аксаков.
- У этих народов народность действует постоянно, чувство ее живо, мысль вытекает прямо из нее и стремится к общечеловеческому. Что такое народное воззрение? Народное воззрение есть самостоятельное воззрение народа, при котором только и возможно постижение общей человеческой истины» [5, с. 113, 117]. Позднее Иваном Аксаковым, братом Константина Аксакова, в лапидарной формулировке, которую вполне можно охарактеризовать как кредо российского (и любого другого) консерватизма, была установлена неустранимая взаимосвязь консерватизма и национализма: «Консервативно только то, что народно, то есть что действительно живет и способно к жизни, и только то, что народно (и потому консервативно), - только то и прогрессивно» [6, с. 55].
Мысль о центральной роли православия в жизни русского народа является, несомненно, главным принципом славянофильства. Общим местом в рассуждениях славянофилов являлся тезис об избранничестве русского народа и об исключительной роли православия в этой миссии. Для славянофилов православие было естественной средой обитания русского народа, стержнем, основой его бытия. Следует говорить о ясном и четком понимании славянофилами системообразующей роли русского православия для российской ци-
вилизации. Действительно, в православии наиболее полно воплощены традиция, исторический опыт русского народа, архетипы российской цивилизации. Даже почти исчезнув на время как церковь внешняя, православие, как совокупность культурных архетипов, неизменно пронизывает весь массив российской культуры и определяет социальные стереотипы российского общества.
А.С. Хомяков ввел в российскую социальную философию понятие «соборность», содержание которого восходит к российской традиции. Принцип соборности основан на православной этике, исходит из исторического опыта народной жизни, организация которой уходит в глубину веков. Согласно славянофилам, русскому народу присуща не формальная западная, а органическая народная демократия, основанная на древней славянской форме самоуправления - общине, где проблемы решаются «всем миром» и «по совести». Принцип соборности отражает коллективную волю народа, освященную православной моралью, и во многом противоположен либерально-западному принципу парламентаризма, принципу «демократии чисел». Принцип соборности отражает весь образ жизни русского народа, он органически вытекает из всего исторического опыта России.
Органицизм славянофилов проявился в критике ими петровских реформ, нарушивших, по их мнению, ход естественного, органического развития России. Вместе с тем славянофилы отнюдь не ратовали за возвращение к отжившим формам социального бытия. «Желать ли нам возвратить прошедшее и можно ли возвратить его? - спрашивал И. Киреевский и отвечал: - Возвращать <.> насильственно было бы смешно, если бы не было вредно» [7, с. 72]. Согласно славянофилам, непрерывность исторического развития, опирающегося на традицию, есть непременное условие стабильной и успешной социальной жизни. Органицизм идеологии славянофилов опирался на национальную традицию, на культурно-национальную архетипику, на всю совокупность исторического опыта России. Хомяков пи-
сал, что консерваторство «есть постоянное усовершенствование, всегда опирающееся на очищающуюся старину. Совершенная остановка невозможна, а разрыв гибелен» [8, с. 212].
Весьма опасными для самобытного и стабильного развития России становились, по мнению славянофилов, западнические тенденции внутри самого российского общества, носителями которых были как определенные круги в правящем классе России, так и либерально настроенная часть российского образованного слоя.
В рамках славянофильской идеологической парадигмы получило оформление понятие «русская идея», вокруг которого до сих пор идут ожесточенные, доходящие до взаимных оскорблений, дискуссии. Термин «русская идея» родился под пером Достоевского: впервые он увидел свет в объявлении о подписке на журнал «Время» за 1861 год. Это понятие органически вошло в русскую философию. Проблема русской идеи, имеющая давнюю, длительную традицию, - это, говоря современным языком, проблема российской национально-государственной идеологии, которая впервые получила оформление в рамках славянофильских концепций.
Американский историк и политолог Р. Пайпс, рассматривая проблему генезиса российской консервативной идеологии, дал следующую оценку славянофильству: «Русский консерватизм из статической доктрины сохранения существующего строя превращается в теорию изменений. Несомненно, развитие консерватизма в этом направлении идет параллельно развитию современного ему западного консерватизма» [9, с. 4].
Итак, в процессе славянофильской рационализации российской традиции, напряженной работы по национально-цивилизационной идентификации в рамках славянофильской историософии был выведен ряд базовых принципов российской консервативной идеологии. Приведенные к общему знаменателю, эти принципы выглядят следующим образом.
1. Принцип православного традиционализма. Православие является главной,
Юридическая наука и правоохранительная практика основной формой российской традиции. Православие - это средоточие российской традиции.
2. Принцип цивилизационной осо-бости России. У России особый исторический путь; Россия - не Европа, не Азия, а отдельная культурно-историческая общность.
3. Принцип народности, или, говоря современным языком, национализм.
4. Принцип соборности, который является залогом органичности и непрерывности линии исторического развития России.
Таким образом, славянофилами впервые была проделана фундаментальная работа по культурно-цивилизационной идентификации России, рационализации российской традиции - иными словами, произошло оформление консервативной идеологии.
1. Фудель И. Культурный идеал К.Н. Леонтьева // К.Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1995.
2. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея / сост. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992.
3. Аксаков К.С. О русском воззрении // Там же.
4. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983.
5. Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея.
6. Аксаков И.С. О взаимном отношении народа, государства и общества. Статья 8 // Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 2: Славянофильство и западничество. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1891.
7. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея.
8. Хомяков А.С. Письмо А.Н. Попову. № 25. (1852 г.) // Хомяков А.С. Соч. Т. 8. М.: Университет, типография, 1900.
9. Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М.: Наука, 1970.