Научная статья на тему 'Роль Славяно-греко-латинской академии в формировании системы высшего образования в России XVII-XIX вв'

Роль Славяно-греко-латинской академии в формировании системы высшего образования в России XVII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1694
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОКЛАССИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / БРАТЬЯ ЛИХУДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеева Нэлли Викторовна

В статье рассмотрены этапы развития первого учреждения высшей школы в России, особенности организации учебного процесса и роль в формировании системы классического университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Славяно-греко-латинской академии в формировании системы высшего образования в России XVII-XIX вв»

УДК 378 (091) (470+571)

РОЛЬ СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ХУП-Х1Х ВВ.

Н.В. Тимофеева, канд. техн. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки

В статье рассмотрены этапы развития первого учреждения высшей школы в России, особенности организации учебного процесса и роль в формировании системы классического университетского образования.

Ключевые слова: Славяно-греко-латинская академия; высшее образование; докласси-ческие университеты; братья Лихуды.

Создание условий для формирования «системы учёности» в нашей стране не в последнюю очередь было связано с изменением представлений об образованности и с появлением славяноязычных печатных изданий. Первая типография открылась в Москве в 1553 году, а незадолго до этого события, в 1551 г., при участии царя Ивана IV состоялся знаменитый Стоглавый собор. После рассмотрения жалоб на низкий уровень грамотности среди различных слоёв населения в статье 26 «Стоглава» была зафиксирована необходимость создания училищ, в которых бы шло массовое обучение чтению и письму.

Об учебных заведениях XVI в. сохранилось очень мало сведений. В основном дошедшие до нас источники ограничиваются записями о том, что по достижении определённого возраста Имярек отдавался в научение («книгам поучатися»). По

некоторым сведениям, уже в это время можно было говорить о существовании двух способов получения начального образования: с «грамотной хитростью» можно было познакомиться как в центрах книгописа-ния (монастырях), так и вне монастырских стен. О качестве подготовки можно судить по сохранившемуся свидетельству, что в Новгороде чтению учили «простые мужики», и это обучение скорее «речь ему испортит», чем научит.

Острота вопроса о создании системы образования, отвечающей новым историческим реалиям, не снималась вплоть до конца XVII в., когда при дворе царя Фёдора Алексеевича появился конкретный проект по организации первого высшего учебного заведения в Москве. Предположительно автором проекта стал известный на то время учёный деятель Симеон Полоцкий. Проект предусматривал подготовку как для го-

ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОИ ГСХА 2015 №4

сударственной, так и для церковной службы, в том числе дипломатов, преподавателей, переводчиков, редакторов («справщиков»).

Итогом многолетних усилий по реализации проекта стало учреждение в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. Документы Патриаршего казённого приказа фиксировали название, относящееся к преподавателям академии: «учителя высоких наук», чем подчёркивался более высокий статус академии по сравнению с учреждениями массового образования [3].

Другими обстоятельствами, свидетельствующими об изначально высоком статусе нового учебного заведения, можно считать постройку для нужд академии первого в Москве каменного здания общественного назначения, независимость академии от судебных инстанций, которым подчинялись массовые образовательные учреждения, а также весьма большие денежные выплаты как ученикам, так и преподавателям.

«Академической привилегией», подписанной государем Фёдором Алексеевичем, статус академии официально был приравнен к статусу европейских университетов. На начальном этапе развития Славяно-греко-латинской академией управляли братья Лихуды, Иоанникий и Софроний, греки, уроженцы острова Кефалонии, получившие образование сперва в Венеции, а после в Па-дуанском университете.

Как следствие просветительской деятельности Лихудов впервые

для нашей страны в круг изучаемых дисциплин был введён обязательный для университетов Европы семича-стный образовательный канон, тривиум и квадривиум. В отличие от западных университетов, Славяно-греко-латинская академия не использовала в качестве основы схоластический томизм, при этом дополнительно вводила курсы по славянскому языку, поэзии, катехизису и некоторые другие.

В академии практиковалось обучение на трёх языках. Изначально студенты по большей части находились на государственном иждивении, позже появились так называемые «своекоштные студенты», самостоятельно оплачивающие обучение.

Занятия велись круглогодично, срок обучения составлял от 12-13 до 20 лет и зависел от успеваемости. За это время требовалось пройти 8 классов («школ»), из которых четыре считались низшими, два средними и два высшими, однако многие прекращали обучение уже после первых лет и уходили в другие учебные заведения получать специальное образование. Так, Славяно-греко-латинская академия явилась своеобразным поставщиком контингента для Навигацкой школы, Медицинского училища и некоторых других.

К высшим классам относились философия и богословие. К сожалению, довести своих учеников до окончания высших классов братья Лихуды не смогли, поскольку были вынуждены покинуть академию в

1694 г. Тем не менее они по праву могут считаться первыми профессиональными преподавателями философии в России, а также создателями первого российского учебного фонда философской литературы.

К настоящему времени не сохранилось детальных перечней книг, по которым велось преподавание в Славяно-греко-латинской академии, однако есть основания полагать, что по своему составу библиотека академии была одной из самых объёмных на то время. Среди источников комплектования можно назвать следующие:

1. Личная библиотека Лиху-дов, привезённая ими в Москву;

2. Наследство Мелетия Грека (имеются свидетельства о передаче части его библиотеки «школьному книгохранилищу»);

3. Учебные пособия, написанные самими преподавателями, в том числе братьями Лихудами (в рукописных вариантах сохранились их учебники риторики, логики, психологии и физики).

Необходимость самим составлять учебные пособия, вероятнее всего, была обусловлена трудностями переноса европейского опыта на русскую почву. Простое копирование текстов было бы неоправданным, неэффективным, по причине чего основателям Славяно-греко-латинской академии в числе прочего приходилось решать задачу приспособления учебного материала к русской ментальности византийского образца.

Дополнительно в качестве наиболее вероятных источников пополнения библиотечного фонда академии можно предположить следующие:

1. Патриаршая библиотека, откуда книги могли выдаваться под роспись точно так, как это достоверно происходило в случае с Типографской школой, действовавшей в то же время;

2. Заказ специальной литературы из Европы;

3. Покупка книг у греческих купцов.

Также известно, что в качестве привилегии Славяно-греко-

латинской академии должна была достаться царская библиотека, но, предположительно, передача так и не состоялась.

В целом статус Славяно-греко-латинской академии полностью соответствовал статусу «доклассиче-ских» европейских университетов, а образовательная программа братьев Лихудов получила одобрение и поддержку со стороны русских государей. Среди прочего это выражалось в том, что именно перед государем и патриархом ученики академии должны были демонстрировать свои образовательные достижения.

Благодаря Славяно-греко-латинской академии постепенно начинают складываться профессиональные кадры, в том числе преподавательские. Среди выпускников значатся такие известные личности, как Л.Ф. Магницкий, автор первой в России энциклопедии по математи-

ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОИ ГСХА 2015 №4

ке; Д.И. Виноградов, создатель научных основ производства фарфора; Ф.Г. Волков, основатель первого постоянно действующего русского театра; П.В. Постников, участник «великого посольства», первый русский доктор медицины и философии (после окончания Славяно-греко-латинской академии получивший европейский диплом). Но, конечно, самым известным выпускником Славяно-греко-латинской академии стал М.В. Ломоносов, учёный-естествоиспытатель мирового уровня, по проекту которого учреждён Московский государственный университет, носящий его имя.

Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что вплоть до основания Московского университета именно Славяно-греко-латинская академия представляла собой основное заведение подготовки высокого уровня учёных, политиков, философов, деятелей культуры, тем самым способствовала развитию культуры и просвещению России.

После того, как на фоне усилившейся борьбы между сторонниками образования по греческому и латинскому образцу братья Лихуды были вынуждены покинуть академию, начался период упадка. В частности, исходя из позиций государственного прагматизма, для академии были установлены узкоспециализированные образовательные ориентиры, из учебного цикла был практически исключён латинский язык, плохо удовлетворялись хозяй-

ственные нужды. Более того, несколько лет академия находилась под угрозой исчезновения, поскольку братья Лихуды не успели подготовить тех, кто мог бы прийти к ним на смену.

Новый этап развития академии начался в 1700 г. с учреждением должности ректора и связан с именем первого ректора Палладия Ро-говского. Академия постепенно выходила из периода упадка, при этом нелестные свидетельства о качестве высшего образования, сложившегося к этому времени, можно найти у В.Н. Татищева, который в 1733 г. отмечал два обстоятельства. С одной стороны, то, что уже существовавшая в то время Петербургская Академия наук к научению неспособна и «высоких наук не преподаёт», а, с другой стороны, то, что и Славяно-греко-латинская академия не лишена недостатков, среди которых наиболее существенные были связаны с преподаванием философии (ученики не разумеют Ливия, Цицерона, Тацита и прочих), риторики (являются «более вралями, нежели риторами»), истории и географии («про то и не слыхали») [1].

К середине XVIII в. процесс модернизации «доклассических» университетов, активно проходивший в Европе, охватил и нашу страну. Фактически в России в это время речь шла о решении вопроса, какой быть системе высшего образования в масштабах всей страны. В результате рассмотрения различных образовательных проектов, а также проводимой государственной сословной

политики наметилось разделение общесословного высшего образования на светское и духовное. Иначе говоря, если изначально Славяно-греко-латинская академия принимала в свои стены представителей всех сословий, то XVIII век обозначился постепенным превращением Славяно-греко-латинской академии в школу для духовенства.

Параллельно шёл процесс разработки М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым нового университетского проекта, по результатам которого в 1755 году был основан Московский университет «на краеугольной мысли Ломоносова, по ходатайству Шувалова» [2]. К концу XVIII в. на основании Указа Екатерины II комиссией под руководством П.В. За-вадовского был разработан план учреждения сразу нескольких университетов в России, в частности, в Пскове, Чернигове и Пензе. Реализован указанный план был уже в XIX веке.

Что касается Славяно-греко-латинской академии, то в 1814 году

1. Ларионов А.А. Московская Славяно-греко-латинская академия в контексте европейской университетской идеи в XVIII веке / А.А. Ларионов // Религиозное образование в России и Европе в XVIII веке. -СПб: Издательство РХГА, 2013. - С. 35.

2. М.В. Ломоносов - создатель Московского университета [Электронный ресурс] // Советский физик. - 2010. - № 5(82). - Режим доступа:

она была преобразована в Московскую духовную академию с одновременной сменой местоположения, причиной чему послужил пожар 1812 года, в котором значительно пострадали принадлежащие академии помещения. В настоящее время в бывшем здании Славяно-греко-латинской академии располагается Российский государственный гуманитарный университет.

В знак высокой оценки роли Славяно-греко-латинской академии в формировании системы образования 31 мая 2007 года в Москве, в Китай-городе, был установлен памятник основателям академии, братьям Лихудам, подаренный правительством Греции. Однако значение Славяно-греко-латинской академии не состоит исключительно в научной и учебной деятельности. Она прочно вошла в историю не только в качестве первого высшего учебного заведения России, но также благодаря своему вкладу в российскую культуру и в формирование исторического образа страны.

литературы

http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/IS SШS-20Ш06%2890%29-20ШЩ183/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. 3. Рамазанова Д.Н. Славяно-греко-латинская академия - центр просвещения в России в конце XVII в / Д.Н. Рамазонов // Религиозное образование в России и Европе в XVIII веке. - СПб: Издательство РХГА, 2011. - С. 137.

E-mail: nt-info@mail.ru

182112, Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА. Тел:(81153) 3-65-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.