Научная статья на тему 'Роль системы разрешения споров в развитии гражданского общества и становлении правового государства в России на современном этапе'

Роль системы разрешения споров в развитии гражданского общества и становлении правового государства в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / ТРЕТЕЙСКИЙ СУД / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титова Наталья Константиновна

В статье проводится достаточно подробный анализ системы разрешения споров (альтернативных способов и судебных) на современном этапе в сопосталении их с развитием гражданского общества и защиты прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Титова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISPUTE RESOLUTION IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AND THE FORMATION OF THE STATE LEGAL IN RUSSIA TODAY

The article gives a fairly detailed analysis of the dispute settlement system (alternative ways and judicial) at the present stage in sopostalenii them with the development of civil society and protection of the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «Роль системы разрешения споров в развитии гражданского общества и становлении правового государства в России на современном этапе»

УДК 347

НК. Титова РОЛЬ СИСТЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье проводится достаточно подробный анализ системы разрешения споров (альтернативных способов и судебных) на современном этапе в сопоста-лении их с развитием гражданского общества и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: медиация, альтернативные способы разрешения споров, третейский суд, посредничество, судебная система, гражданское общество.

NaMm THova ROLE OF DISPUTE RESOLUTION

IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AND THE FORMATION OF THE STATE LEGAL IN RUSSIA TODAY

Annotation. The article gives a fairly detailed analysis of the dispute settlement system (alternative ways and judicial) at the present stage in sopostalenii them with the development of civil society and protection of the rights and freedoms of man and citizen. Keywords: mediation, alternative dispute resolution, arbitration, mediation, judiciary, civil society.

В условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности индивидов, формирование институтов гражданского общества является одним из важнейших аспектов на пути к развитому демократическому обществу. Развитие гражданского общества в России как необходимого условия строительства демократического правового государства является и одним из приоритетных направлений модернизации Российской Федерации. В то же время, практика показывает, что формирование гражданского общества - это длительный процесс, состоящий из отдельных этапов, в рамках которых необходимо решить определенные задачи. На формирование гражданского общества оказывают влияние различные факторы (экономические, политические, социальные, правовые, культурные и т.п.), а также специфические внутренние и внешнеполитические условия. В этих условиях процесс дальнейшего строительства гражданского общества в Российской Федерации объективно нуждается в четких, научно обоснованных представлениях о сущностных характеристиках гражданского общества, развивающегося в новых политических условиях, которые сформировались не только в современной России, но и отражают процессы мировой глобализации, характеризующие развитие современной цивилизации.

Одно из важнейших условий формирования и укрепления гражданского общества - опора в государственном и общественном строительстве на общепризнанные демократические правовые принципы (защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан, верховенство закона, разделение властей) и институты (независимая судебная система, развитое местное самоуправление, эффективная многопартийность, независимые свободные СМИ, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы) [3]. Под механизмом реализации прав и свобод человека и гражданина понимается законодательно закрепленная (в том числе на конституционном уровне) совокупность условий, средств, способов, приемов и методов, которые направлены на соблюдение, исполнение, применение и использование прав и свобод человека и гражданина, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Система защиты прав человека в России включает в

© Титова Н.К., 2015

себя судебную защиту и несудебную защиту (в том числе деятельность неправительственных правозащитных организаций, третейские суды, медиаторов, иные альтернативные механизмы разрешения споров). Каждая из этих форм защиты подразделяется на целый ряд подсистем. Специфика российской действительности обусловливает необходимость функционирования многоканальной системы обеспечения прав и свобод граждан, которые должны иметь выбор способов, механизмов и средств восстановления и защиты своих нарушенных прав.

Государство и гражданское общество являются взаимозависимыми и взаимообусловленными институтами культуры каждого государства: без существования государства (государственных органов и иных институтов государственной власти) не существовало бы гражданского общества (его институтов) в том современном понимании, которое придается этому понятию сегодня; без существования гражданского общества, институты которого ограничивают и в определенной степени контролируют (отслеживают) деятельность государственных органов, не допуская их бесконтрольности и незаконности, не существовало бы демократического правового государства в том понимании, которое придается ему сегодня. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций [1]. Высокоразвитое гражданское общество во многих передовых странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Для этого в его структуре формировались мощные защитные институты и механизмы (общества защиты прав человека, защиты прав потребителя, система третейских судов, институт медиаторов [2] и т.п.).

Задачами взаимодействия (партнерства) институтов гражданского общества и государства (в лице органов государственной власти) являются:

- построение основ гражданского общества;

- формирование подлинной демократической системы путем привнесения этики во все сферы общественной жизни, государственного и местного управления, предпринимательской деятельности;

- сплочение граждан вокруг общенациональной идеи возрождения России;

- обеспечение участия гражданских институтов в административной реформе, антикоррупционной деятельности, экспертизе проектов законодательных и нормативных актов, поддержании системы открытости органов власти, оказании социально значимых услуг;

- организация гражданского образования;

- консолидация гражданского общества на внепартийной платформе, направленная на поддержание социальной стабильности в регионе;

- организация общественной поддержки региональных планов и программ;

- реализация социально значимых гражданских инициатив;

- развитие кооперации внутри некоммерческого сектора, обобщение положительного опыта работы;

- развитие контактов гражданских институтов и органов власти на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях.

Перспективы достижения стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны, обеспечения законности и правопорядка, снижения конфликтогенности в обществе во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента: всестороннее развитие общественной инициативы и самодеятельности, в том числе в сфере защиты нарушенных прав и разрешения споров; утверждение прочного правопорядка во всех сферах жизни гражданского общества и государства.

На сегодняшний день уровень информированности граждан о существующих механизмах защиты нарушенных прав является очень низким, что к тому же налагается на традиционное патерналистское правосознание российского общества, низкий уровень правовой активности.

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое [6], поскольку общепризнанно, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства [5].

Необходимо различать следующие легитимные (закрепленные на законодательном уровне) механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина в России: конституционно-

судебный механизм защиты прав и свобод; судебная защита прав и свобод; защита прав и свобод через альтернативные механизмы разрешения споров (медиация, третейские суды и т.п.); законная самозащита человеком своих прав и свобод; административно-правовая защита прав и свобод; международная защита прав и свобод. К сожалению, рядовой гражданин информирован почти исключительно о судебной защите нарушенных прав и свобод.

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию. Судебная защита нарушенных прав обладает следующими особенностями:

- судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц;

- судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону);

- права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты.

Развитие судебной системы России сопряжено сегодня с множественными проблемами. Законодательно деятельность судов полностью не обеспечена. Так, до сих пор не принят федеральный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и конкретные права и обязанности судей и судов, с другой стороны. В связи с этим важным моментом стало принятие закона о мировых судах, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции.

Одна из главных причин низкой эффективности правосудия - низкий уровень понимания гражданами задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних [1]. Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому - наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод лично-

сти. В то же время, полагаем, в силу высокой загрузки судов и высокого уровня их коррумпированности, особое значение на современном этапе имеет развитие альтернативных механизмов защиты нарушенных прав, что позволит: повысить уровень правосознания и правовой культуры граждан, снизить уровень конфликтогенности в обществе, привить гражданам культуру социального компромисса. Последнее тем более важно, если учитывать, что в современном мире укоренилось «конфронта-ционное правосознание», т.е. правосознание субъекта, содержащее установку на защиту им своего субъективного права (как оно его понимает) в оппозиции к правам других лиц. В то же время огромным потенциалом обладает компромиссное правосознание - правосознание субъекта, содержащее установку на удовлетворение им своего субъективного права в конструктивном взаимодействии с иными управомоченными субъектами.

Представляется, что развитие системы разрешения споров и, в том числе альтернативных способов разрешения споров, невозможно без учета прогрессивного зарубежного опыта, который, при качественной его адаптации к российским условиям способен придать существенное ускорение процессам формирования гражданского общества в России. Анализировать и применять имеющийся отечественный и зарубежный опыт развития систем разрешения споров необходимо, ориентируясь на принципы комплексности и системности, а именно с учетом взаимовлияния друг на друга различных элементов структуры гражданского общества, а также с учетом связи между формированием гражданского общества и становлением правового государства. Таким образом, развитие системы разрешения споров [4] как элемента гражданского общества, по мнению диссертанта, будет способствовать таким правовым эффектам, как повышение правосознания и правовой культуры граждан, и, в частности, формированию «компромиссного правосознания», как разновидности правосознания, ориентированного на цивилизованный, законный способ разрешения конфликтов. Как следствие, будет уменьшаться уровень конфликтности в обществе, повышаться уровень законности и правопорядка.

Библиографический список

1. Грудцына, Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л. Ю. Грудцына. - М. : Деловой двор, 2008. - 183 с. - ISBN 978-5-91550-005-0.

2. Илюхина, С. С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО / С. С. Илюхина, Д. Г. Коровяковский // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 4(35). - С. 73-78.

3. Коровяковский, Д. Г. О некоторых альтернативных способах разрешеняи споров (ADR) государств, входящих в ВТО (на примере США, Австралии, Франции, Германии, Великобритании, Российчкой Федерации) / Д. Г. Коровяковский // Российкий судья. - 2014. - № 11. - С. 16-19.

4. Коровяковский, Д. Г. Процедура медиации в России и в Великобритании: сравнительно-правовая характеристика / Д. Г. Коровяковский // Российкий судья. - 2014. - № 12. - С. 23-25.

5. Лучин, В. О. Конституционные институты / В. О. Лучин // Современный конституционализм. - М., 1995. - С. 35.

6. Синюкова, Т. В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т. В. Синюкова // Вопросы теории государства и права : межвузовский сборник научных работ. - Саратов, 1998. - Вып. 9. - С. 150-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.