Научная статья на тему 'Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура)'

Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
70
43
Поделиться
Ключевые слова
СИНГАПУР / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SINGAPORE / EDUCATION SYSTEM / ECONOMIC DEVELOPMENT / GLOBAL CHALLENGES / ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Акчелов Евгений Олегович, Похолков Юрий Петрович

В работе приводятся результаты аналитического исследования роли системы образования в экономическом развитии региона на примере Сингапура.

ROLE OF EDUCATION SYSTEM IN REGION''S ECONOMIC DEVELOPMENT (EVIDENCE FROM SINGAPORE)

This article is dedicated to analysis of the relation between economic development and education system through example of Singapore. The research subject is Singapore education system. The aim of paper is to evaluate role of education system in economic development of Singapore.

Текст научной работы на тему «Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура)»

от китайского вуза в программе направления «Лингвистика» присутствуют такие дисциплины, как «мировая культура», «мировая литература», «древние языки и культуры».

В программе российского вуза изучаемые дисциплины делятся на базовые (с модулями гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных и математических дисциплин, а также общепрофессиональных), вариативные (с междисциплинарным профессиональным модулем), дополнительные дисциплины. Базовая часть составляет большую часть учебной нагрузки (108-126 кредитов, 52,5 %).

В результате сравнения образовательных программ факультета русского языка Института европейских языков Чжэцзянского института иностранных языков и ТПУ были установлены следующие особенности профессиональной подготовки лингвистов в китайском вузе:

1) в образовательной программе (в отличие от российской) не определены планируемые результаты обучения, отсутствует базовое понятие компетенции, что приводит к трудностям в преподавании;

2) суммарная нагрузка для получения степени бакалавра на 38,4 % меньше, чем в российском вузе;

3) в общеобразовательные дисциплины входит изучение военного дела, идей Мао Цзэ-дуна, международного положения и т. д.

Проблемы преподавания русского языка в китайском вузе возможно решать посредством использования современных методов обучения. С 2013 года по настоящее время

на базе факультета русского языка Чжэцзян-ского института иностранных языков нами проводится работа по разработке и внедрению в учебный процесс интерактивных форм обучения для предоставления качественного современного образования, обеспечивающего единство учебной и творческой деятельности, позволяющее студентам приобрести профессиональные навыки и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал при изучении русского языка.

1. Лю Чуань Шэнь. Источник энергии современных вузов: качество, самобытность, инновации // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 12. - С. 18-21.

2. Семенова С. С. Образование в Китае: история и современность // Вестник ТГПУ. - 2012. — № 5. -С. 126-130.

3. Образовательная программа факультета русского языка Института европейских языков Чжэцзянского института иностранных языков имени Юэсю (Zhejiang Yuexiu University).

4. Основная образовательная программа высшего образования бакалавриата 45.03.02 Лингвистика Томского политехнического университета.

5. Ишутина И. А., Салосина И. В. Национальная специфика выбора образовательной траектории в Китае: от мотива к результатам // Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде : коллективная моногр. / под науч. ред. Е. Ю. Кошеле-вой. - Томск : Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. -С. 219-232.

6. Цзян Ин. Русский язык как иностранный в современном Китае (на материале русского языка в г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян) [Электронный ресурс] // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. - 2012. -№ 10. - URL: http://ores.su/ru/journals/slovo-folklorno-dialektologicheskij-almanah/2013-nomer-10/.

УДК/UDC 37:33 (592.3) Е. О. Акчелов, Ю. П. Похолков

E. Akchelov, Y. Pokholkov

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СИНГАПУРА)

ROLE OF EDUCATION SYSTEM IN REGIONS ECONOMIC DEVELOPMENT

(EVIDENCE FROM SINGAPORE)

В работе приводятся результаты аналитического исследования роли системы образования в экономическом развитии региона на примере Сингапура.

This article is dedicated to analysis of the relation between economic development and education system through example of Singapore.

The research subject is Singapore education system. The aim of paper is to evaluate role of education system in economic development of Singapore.

Ключевые слова: Сингапур, система образования, экономическое развитие, глобальные вызовы, экономические проблемы.

Keywords: Singapore, education system, economic development, global challenges, economic problems.

Сингапур представляет собой яркий пример мирового центра торговли, финансов и транспорта [6]. Для бизнес-сообщества — это благоприятная экономическая среда, позволяющая эффективно вести свой бизнес [3], для образовательного сообщества — это образовательный комплекс мирового уровня, эффективность которого подтверждается рейтингами различных международных организаций [7; 8]. Высокий уровень системы образования Сингапура подтверждается результатами различных международных рейтингов: влиятельная британская компания Pearson поставила образовательную систему Сингапура на 5-е место в мире, Международный университет управленческого развития в 2007 году назвал образовательную систему Сингапура лучшей в мире [4], Национальный университет Сингапура входит в список самых лучших университетов мира: 24-е место в 2016 году по версии Times Higher Education [8], 12-е место в 2016 году по версии Quacquarelli Symonds [7].

Превращение Сингапура, не имевшего собственных природных ресурсов, из бывшей колонии Великобритании со слабой, неразвитой экономикой в одного из мировых экономических лидеров за короткий срок, обусловлено целым рядом факторов, в ряду которых находится и образование. В данной статье на примере анализа развития Сингапура представлена оценка роли системы образования в обеспечении экономического развития.

Методология исследования предполагает использование двух методов: описательного и сопоставительного. В рамках исследова-

ния первый метод применяется для описания глобальных вызовов определенного этапа экономического развития Сингапура, а также начального и конечного состояния развития экономики и системы образования. Второй метод используется для анализа роли системы образования в решении экономических проблем на каждом этапе экономического развития Сингапура.

Под термином «система образования» понимается социальный институт общества, функциями которого являются трансляция и распространение культуры в обществе, формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности), формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе, а также формирование профессионально-квалификационного состава населения [10]. Под глобальными вызовами понимается совокупность факторов, непосредственно влияющих на развитие не только всего человечества в целом, но и на развитие каждой нации в отдельности. Под проблемой развития понимается противоречивая, неоднозначная ситуация в обществе, которая возникла под воздействием глобальных вызовов. Под экономическим развитием понимается программа, политика или деятельность, направленные на улучшение экономического благосостояния и качества жизни общества [5].

Эксперты министерства образования Сингапура отмечают, что экономика и система образования в стране очень тесно связаны [1]. Возможно установить соответствие между временными этапами экономического развития и этапами становления системы образования Сингапура (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление временных этапов экономического развития и этапов становления системы образования в Сингапуре

Период Институт общества 1965-1978 1978-1997 1997 — настоящее время

Экономика Выживание Устойчивое развитие Экономика, основанная на знаниях

Образование Выживание Повышение эффективности Реализация возможностей

Этап выживания.

Зарождение современного Сингапура ознаменовалось вызовами, главным образом, послевоенного времени. Вторая мировая война изменила геополитическую карту мира, ее окончание совпало с распадом мировой колониальной системы и борьбой различных государств за независимость. Процесс деколонизации характеризовался не только позитивными аспектами (обретение независимости), но и негативными (появление политической и социально-экономической зависимости от более развитых стран и глобальных изменений).

После обретения независимости от Великобритании страна испытывала давление со стороны соседних более крупных государств: Малайзии и Индонезии. В Сингапуре отсутствовала национальная армия, население представляло собой несколько разрозненных этнических групп и было по большей части неграмотным, отмечался высокий уровень преступности, а также высокий темп роста населения при увеличивающейся безработице, при этом 70 % ВВП страны составлял доход от деятельности порта. С подушевым ВНП менее $320 Сингапур представлял собой государство «третьего мира» со слабой инфраструктурой и ограниченным объемом капитала, экономика отличалась низкими оборотами торговли, существующие промышленные предприятия производили продукцию только для местно-

го рынка, не оставляя места для прямых иностранных инвестиций.

Систему образования Сингапура в ранние годы обретения независимости можно охарактеризовать разрозненностью различных образовательных структур, децентрализован-ностью: наряду с образовательными учреждениями Великобритании (занятия проводились на английском языке), которые были в основном созданы для детей военных Великобритании, которые упразднились после приобретения независимости Сингапура, существовали различные местные школы, в которых преподавание велось на различных языках: китайском, тамильском, малайском и др.

Одним из ответов правительства Сингапура на глобальные вызовы явилось развитие системы образования. Руководящая элита страны предопределила, что краеугольным камнем построения нации будет служить образование [2]. Сопоставим основные экономические проблемы, способы их решения и роль системы образования в решении этих проблем (табл. 2).

Стратегия ЭОИ принесла свои плоды: к концу 1970 года социально-экономические показатели Сингапура соответствовали развитым странам мира, был уменьшен уровень безработицы. Однако экономика Сингапура оставалась преимущественно трудоемкой. В 1971 году военно-морская база Великобритании была выведена из Сингапура, что

Таблица2

Сопоставительный анализ роли системы образования в решении экономических проблем

Описание проблемы Способы решения Анализ роли системы образования в решении проблем

Отсутствие единого социально-экономического пространства в рамках национальной идентичности Сингапура Идея национальной интеграции посредством национальной системы образования, которая оценивалась как ключевое условие для экономического выживания [1] Создание национальной системы образования с политикой билингвизма: обязательного изучения английского и второго родного языка (китайского, тамильского, малайского и др.)

Малый объем местного рынка, недостаток природных ресурсов Разработка и обеспечение стратегии экспортно ориентированной индустриализации (ЭОИ) Подготовка человеческих ресурсов для поддержания и развития ЭОИ

Высокий уровень безработицы (9,2 % в 1966 г. [1]) Создание новых рабочих мест в рамках ЭОИ, размещение в стране производства международных корпораций Подготовка человеческих ресурсов для поддержания и развития ЭОИ

Недостаток профессиональной рабочей силы на рынке труда Развитие человеческих ресурсов, поддержание ЭОИ Создание дополнительных профессиональных школ, заложены основы профессиональных институтов

ознаменовалось значительным уменьшением высококвалифицированной рабочей силы в стране, образовался некий технологический разрыв. Новые возможности для дальнейшего развития, связанные с формированием компетенций в области науки и технологий [1] для преодоления этого разрыва, стали особенно актуальными.

Главным результатом этапа выживания образования и экономики можно считать создание системы общего среднего образования, которая стала основой для опережающей подготовки технических специалистов [2], необходимых не только для поддержания ЭОИ, но и для дальнейшего экономического развития.

Этап повышения эффективности и устойчивого развития

Начало этапа ознаменовалось появлением новых глобальных вызовов. В первую очередь, это связано с последствиями нефтяного кризиса 1973 года, который продемонстрировал сильную зависимость развитых стран от цен на энергоносители. В свою очередь, это повлекло за собой усиление конкуренции за ино-

странные инвестиции в странах юго-восточной Азии в отраслях производства, требующих интенсивный низкоквалифицированный труд.

Система образования характеризовалась низкими показателями успеваемости учеников, дефицитом высококвалифицированных преподавателей (из-за низкого престижа профессии преподавателя), слабой коммуникативной связью между министерством образования и образовательными учреждениями.

В 1980 году, после двадцати лет интенсивного расширения производства, в Сингапуре посредством покровительства международных корпораций доля промышленного производства в ВВП страны составляла 28 %, значительное увеличение по сравнению с 1960 годом, когда эта цифра составляла 12 %. Построенная на прочном фундаменте промышленного производства экономика Сингапура сфокусировала свое внимание на усиление бизнес-ресурсов: строительстве заводов, привлечении квалифицированной рабочей силы, диверсификации промышленности, продолжая испытывать при этом дефицит ученых и инженеров.

Таблица 3

Основные экономические проблемы и способы их решения на этапе повышения эффективности и устойчивого развития

Описание проблемы Способы решения Анализ роли системы образования в решении проблем

Недостаточная обеспеченность качественными специалистами для капиталоемкой экономики Реформы системы образования с акцентом на повышение качественных показателей Внедрение новой образовательной парадигмы, основой которой стало потоковое обучение в начальной и средней школе, то есть разделение обучающихся на потоки в зависимости от способностей

Недостаток профессиональной рабочей силы на рынке труда, ее низкий социальный статус Повышение количества профессиональных работников, увеличение престижа профессионального технического образования Основание Института технического образования (в 1992) с современной инфраструктурой обеспечения образовательного процесса

Низкое качество профессиональной рабочей силы Формирование отдельных приоритетных направлений технического развития, которые отвечали запросам новых технологических тенденций в тесной связи с представителями промышленности, а также с участием представителей международных корпораций Повышение качества профессионального образования, увеличение требований к поступающим в учреждения профессионального образования

Дефицит высококвалифицированной рабочей силы Улучшение условий трудоустройства и начальных зарплат для выпускников вузов Увеличение количества мест в вузах (число зачисленных в вузы увеличилось более чем на 200 % (с 20 305 студентов в 1980 году до 62 883 - в 1992 году) [1])

В ответ на новые глобальные вызовы правительство продолжало развивать систему образования. Правительство Сингапура сместило фокус с трудоемкого производства на преимущественно капиталоемкое. Сопоставим основные экономические проблемы этого этапа, способы их решения и роль системы образования в решении этих проблем (табл. 3).

Цель этапа повышения эффективности была достигнута: создать систему подготовки технических специалистов всех уровней [2]. Результаты этапа ознаменовались тем, что к концу 1980 года система образования Сингапура подготавливала около 1000 инженеров ежегодно, в 1984 году количество успешно сдавших экзамен по английскому языку достигло 90 %, значительно снизились показатели отчислений из школы: в 1986 году менее 6 % учащихся были отчислены из школы [6].

Этап реализации возможностей и экономика, основанная на знаниях

Начало этапа ознаменовалось Азиатским экономическим кризисом 1997 года, который наглядно показал, что будущее мировой экономики связано с эффективностью использования знаний.

Состояние системы образования характеризуется высокими образовательными достижениями школьников в 1995 году (результаты ТМББ и Р1Я1_), а также отлаженным механизмом подготовки профессиональных рабочих, ученых, исследователей и инженеров.

Сфера услуг стала одним из столпов экономики Сингапура (туристические, финансовые, страховые услуги), также, как и биомедицина и другие новейшие ключевые индустрии,

это послужило диверсификации экономической структуры города, в которой представлен широкий спектр различных видов бизнеса.

Ответом правительства на смену парадигмы мировой экономики в сторону использования знаний явилось решение правительства Сингапура сместить акцент экономики с капиталоемкого производства на использование знаний, поддержку принципов зарождения и развития идей, развитие инноваций, творчества и научных исследований. И одним из основных ресурсов обеспечения подобной трансформации выступила система образования, которая резко отреагировала на глобальный вызов и у которой уже был свой ответ на него. Парадигма реализации возможностей сменила парадигму улучшения эффективности. Сопоставим основные экономические проблемы этапа, способы их решения и роль системы образования в решении этих проблем (табл. 4).

Цель этапа реализации возможностей: создание среды стимулирования и мотивации каждого человека учиться на протяжении всей жизни, обретать новые знания, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать, брать на себя обязательства, стремиться к самостоятельности [9]. Результат: создание институциональной инфраструктуры выявления и развития способностей и талантов человека в любом возрасте и на любой ступени образования, формировании особой культуры, в которой инновации затрагивают каждый уровень общества.

Результаты проведенного анализа показывают, что система образования Сингапура играет важную роль в экономическом разви-

Таблица 4

Основные экономические проблемы этапа реализации возможностей

Описание проблемы Способы решения Анализ роли системы образования в решении проблем

Пассивность научно-образовательного сообщества, которая выражается в необходимости постоянного ручного управления Внедрение государственной программы «Умные школы, образованная нация» Увеличение гибкости образовательных траекторий в начальной и средней школе, предоставление более высокого уровня автономности образовательным учреждениям

Умеренный уровень интеграции в глобальной мировой экономике знаний Привлечение специалистов международного уровня из различных областей знаний: наука, техника и технологии, менеджмент Проведение совместных научных исследований и заключение партнерских соглашений с ведущими университетами мира в области биоинформатики, информационно-коммуникационных и медицинских технологий

тии страны, роль образования представляется решающей в формировании и реализации эффективных ответов на глобальные вызовы. Развитие системы образования Сингапура помогло решению множества проблем общества. В основном, это было связано с введением политики билингвизма для формирования национальной идентичности Сингапура, открытие возможностей конструктивного диалога между Сингапуром и мировым сообществом. Создание и развитие профессионального технического образования позволило решить проблему дефицита технических специалистов и создать базу для развития экономики Сингапура. Высшее образование, в свою очередь, направлено на формирование национальных конкурентных преимуществ, благодаря которым стало возможно вхождение Сингапура в мировое пространство на сильной, конкурентоспособной позиции.

1. Birger F., Lee S.K., Goh C. Toward a better future: Education and training for economic development in Singapore since 1965. — Washington, DC : World Bank Publications, 2008.

2. Dornan J. Learning from Singapore: The findings of a delegation of North Carolinians that examined education

and the economy. — Raleigh, NC : Center for International Understanding, The University of North Carolina, 2008.

3. Forbes Best countries for business [Электронный ресурс]. — URL: http://www.forbes.com/best-countries-for-business/list/ (дата обращения: 13.10.2016).

4. IMD The World Competitiveness Yearbook 2007 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.imd.org/wcc/ wcy-world-competitiveness-yearbook/ (дата обращения: 13.10.2016).

5. International Economic Development Council What is economic development?

6. OECD Strong Performers and Successful Reformers in Education — Lessons from PISA 2012 for the United States [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oecd. org/pisa/keyfindings/PISA2012-US-CHAP2.pdf (дата обращения: 13.10.2016).

7. Quacquarelli Symonds QS World University Rankings 2016-2017 [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2016 (дата обращения: 13.10.2016).

8. Times Higher Education World University Rankings 2016-2017 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/world-ranking (дата обращения: 13.10.2016).

9. Алишев Т. Б., Гильмутдинов А. Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. — 2010. — № 4. — C. 227-247.

10. Романова О. В. Функции образования и их роль в современном обществе // Информационное общество и образование.