Научная статья на тему 'Роль школьных биологических праздников в формировании ботанических знаний обучающихся'

Роль школьных биологических праздников в формировании ботанических знаний обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК / ДЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / HOLIDAY IN SCHOOL / DAY OF ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Светлана Николаевна

Статья посвящена вопросам организации эколого-биологических праздников, способствующих ботаническому образованию обучающихся МБОУ СОШ №2 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. Рассматриваются вопросы организации праздника на основе проектной технологии, позволяющей обучающимся реализовать себя, усиливающей практическую направленность их деятельности. Приведены сведения об организации и проведении Дня экологических знаний и его отдельных этапов: станции «Растительная» и «Заповедная» программы «Природа Кемеровской области», познавательно-игровой площадки «Красота дерева», практически-ориентированного занятия «Цветы», экологических игр «Дерево слов» и «Семена» и др. Приведенная в статье информация может быть использована учителями биологии и экологии, студентами педагогических специальностей при подготовке предметных недель, внеклассных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCHOOL BIOLOGICAL HOLIDAYS IN THE FORMATION OF THE BOTANICAL KNOWLEDGE OF STUDENTS

The article is devoted to the organization of environmental and biological events that contribute to the formation of botanical students school № 2 Leninsk-Kuznetsk, Kemerovo region. The questions of organization of the event on the basis of design technology that allows students realize their potential, gain practical focus of their activities. Provides information on the organization and conduct of the Day ecological knowledge and its separate phases: the station «Plant» and «Sanctuary» program «Nature of the Kemerovo region», cognitive–playing field «Beauty tree», practically–oriented training «Flowers», environmental games «Tree the words» and «Seeds», etc. The information in the article may be used by teachers of biology and ecology, students of pedagogical skills in the preparation of subject weeks, extra–curricular activities.

Текст научной работы на тему «Роль школьных биологических праздников в формировании ботанических знаний обучающихся»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© С. Н. Золотарева

УДК 58 + 371.893

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ БОТАНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ*

С. Н. Золотарева (Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской обл., Россия)

Статья посвящена вопросам организации эколого-биологических праздников, способствующих ботаническому образованию обучающихся МБОУ СОШ №2 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. Рассматриваются вопросы организации праздника на основе проектной технологии, позволяющей обучающимся реализовать себя, усиливающей практическую направленность их деятельности. Приведены сведения об организации и проведении Дня экологических знаний и его отдельных этапов: станции «Растительная» и «Заповедная» программы «Природа Кемеровской области», познавательно-игровой площадки «Красота дерева», практически-ориентированного занятия «Цветы», экологических игр «Дерево слов» и «Семена» и др.

Приведенная в статье информация может быть использована учителями биологии и экологии, студентами педагогических специальностей при подготовке предметных недель, внеклассных мероприятий.

Ключевые слова: школьный праздник, День экологических знаний.

Праздник - это не только календарное событие, но и потребность души. Школьный праздник уместен там, где его ждут. Прежде чем приступить к его планированию, нужно найти ответ на основные вопросы: «Зачем нужен этот праздник? На какой территории (кабинет, актовый зал и т.д.) он будет проходить? Кто будет его участником?». Информация о готовящемся празднике

размещается на стенде школьного научного общества обучающихся «Эрудит», в сообщениях городских блогов «Жизнь в гармонии с природой» (http://lifeharmonynature.blogspot. ru) и «Дни защиты от экологической опасности» (http: //lnkecology-2012. blogspot.ru), блога учителя биологии С.Н. Золотаревой «День сегодняшний - ученик вчерашнего» (http://zsn145.blogspot.ru).

* Статья подготовлена для Всероссийской научно-практической конференции "Ботаническое образование: прошлое, настоящее, будущее" (13-15 мая 2013 г.) в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг. URL: http://botgard.nspu.ru/

Золотарева Светлана Николаевна - учитель биологии и информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2».

E-mail: [email protected]

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Определив и четко сформулировав цель необходимо в дальнейшем соотносить

предполагаемый результат со средствами и ресурсами, продумывать каждый шаг

подготовки и проведения праздника.

Инициативная группа для проведения эколого-биологического праздника

формируется очень быстро - дети всегда

готовы принять участие в подготовке и реализации мероприятия. Группа создается разновозрастная, но единые подходы к работе способствуют формированию коллектива единомышленников, умеющих вести дискуссию, отстаивать свое мнение в диалоге. Праздник - как глоток свежего воздуха в стандартизированной школьной жизни. Вокруг его подготовки и проведения легко создается проектная атмосфера, основными элементами которой являются личное целеполагание учеников, работа по корректировке этих целей, продуктивная деятельность, рефлексия как этап дальнейшего обучения [5-6]. Здесь можно задумать и воплотить самостоятельно свои идеи, выстроить партнерские связи, проявить свои знания и умения. В процессе разработки и реализации школьного праздника создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе, у обучающихся появляется возможность проявить свои лучшие качества: кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то грамотно использует мультимедийную технику.

Школьный праздник позволяет снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении (релаксационная функция), объединить коллектив

обучающихся (коммуникативная функция), развлечь детей (развлекательная функция) и, конечно же, актуализировать имеющиеся и

приобрести новые знания по предмету (обучающая функция) [2].

В современных условиях, когда урочных часов явно недостаточно для расширения и углубления предметных результатов освоения биологии, большое значение приобретают школьные праздники по предмету. Они ориентированы на экологобиологический календарь и проводятся в системе (1-2 праздника в четверть), способствуют решению основных задач биологического образования в школе [3].

Осенью проводятся традиционные праздники: «Лесные робинзоны.

Путешествие в царство грибов» и «Осенние цветы - очей очарованье».

Познавательно-развлекательный праздник по ботанике «Лесные робинзоны» впервые проводится для учеников 6 класса. Цель: закрепление и расширение знаний по строению, жизнедеятельности и

средообразующей роли грибов.

На этапе проверки готовности к путешествию выявляются знания о биологии грибов, анализируются ответы, звучит музыка, читаются стихи, разыгрываются сценки. Робинзоны вспоминают народные приметы, связанные с грибами; ищут пятого лишнего и объясняют, почему этот гриб должен покинуть пятерку; проходят «Грибной лабиринт», играют в «Грибное лото». Все участники праздника могут проявить свою эрудицию в знании правил сбора грибов [3, с. 37-45].

Затем, по желанию детей, праздник повторяется в 7 классе. В этот раз сценарий познавательно-развлекательного мероприятия направлен не только на актуализацию знаний о жизнедеятельности грибов, но и на их многообразие, роли в биоценозе. Особое внимание уделяется шляпочным грибам Кемеровской области. Праздник

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ориентирован на определенный возраст обучающихся, но когда мои воспитанники стали большими, они с этим праздником пришли в начальную школу.

Праздник «Осенние цветы - очей очарованье» является актуальным для обучающихся 5-11-х классов и очень удачен для накопления информации о растениях местной флоры. Детям очень нравится конкурс «Осенний вальс». Его участники получают карточки. Девочки - с цветком растения, мальчики - с изображениями листьев растения. Когда участники найдут правильную пару, то должны назвать свой цветок и исполнить танец.

На праздниках принято дарить подарки, что мы с удовольствием делаем. Но даже этот процесс позволяет накопленные

теоретические знания о многообразии растений перевести в практическое русло. В ходе праздника идет конкурс осенних букетов и композиций, составленных обучающимися. Все они размещаются на столах, и каждый может получить их в подарок. Но для этого надо составить максимально полный список названий растений, из которых состоит букет [4].

Зимой, для членов научного общества учащихся «Эрудит», проводится

тематический праздник «День Российской науки» и, в рамках предметной недели биологии, «Кладовая сокровищ Кузбасса». Они раскрывают роль биологической науки в практической деятельности людей; актуализируют информацию о методах познания живой природы, воспитывают позитивно-ценностное отношение к живой природе.

В весеннем календаре есть самый массовый школьный праздник - День экологических знаний. В апреле 2013 г. на 27 площадках было задействовано более 500

обучающихся школы и проведено множество конкурсных, игровых и обучающих мероприятий, направленных на

экологическое воспитание и образование. Остановлюсь только на тех, которые способствуют ботаническому образованию учащихся.

Программу «Природа Кемеровской области» ведут старшеклассники. На станции «Растительная» ученики 5-6-х классов знакомятся с многообразием растений Кемеровской области, их биологией. Рассказ сопровождается обязательным показом иллюстративного и гербарного материала. Вопросы викторины «Знаете ли вы растения Кемеровской области?» подбираются так, чтобы не просто проверить уровень знаний учеников, но и расширить его. Школьники-кураторы этого этапа обязательно исправят ошибку и пояснят правильный ответ.

На станции «Заповедная» обучающиеся получают информацию об эндемичных, реликтовых и занесенных в Красную книгу России и Кемеровской области видами растений. Школьники рассказывают о факторах, оказывающих отрицательное влияние на растительный покров, и обсуждают вопросы охраны природы. Полученная информация используется ими при написании экологического письма человеку от имени растения, нуждающегося в защите. В нем обосновываются причины, приводящие к снижению численности вида в природе, и условия его сохранения.

На другой площадке «Красота дерева» демонстрируется слайд-шоу деревьев, обучающиеся читают стихи, беседуют о красоте и значимости растений. Проводится игра «Дерево слов», позволяющая вспомнить эпитеты, описывающие деревья [Игра «Дерево слов»: сайт А. С. Боголюбова

[Электронный ресурс]. Ц^:

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/098.ht т (дата обращения: 18.05.2013)]. Это и

поэтические сравнения, и описание функций отдельных частей дерева, его биологических особенностей. Слова-листочки размещаются на силуэте дерева - получается коллаж, используемый в оформлении кабинета. Дети рисуют дерево, стараясь передать его морфологические особенности. Лента рисунков «Зеленый пояс Кузбасса»,

размещается в коридорах школы.

Практико-ориентированное занятие «Цветы вокруг нас» начинается с просмотра фильма «Цветы» о многообразии покрытосеменных растений. Школьники принимают участие в экологической игре «Семена», позволяющей сформировать у них представление о том, какой

случайностью является прорастание семечка и актуализировать информацию об условиях роста и развития семян. [Игра «Семена»: сайт А. С. Боголюбова

[Электронный ресурс]. ЦКЬ:

http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/041. Йт (дата обращения: 18.05.2013)]. В ходе занятия ученики, выполняющие роль «Семена», попадают в условия с благоприятными и неблагоприятными

факторами для прорастания. Совместными усилиями обучающихся находится ответ на вопрос: «Сумеет ли семечко прорасти и

вырасти во взрослое растение?».

Вторая половина занятия направлена на практическое формирование навыков посева семян. Дети готовят почву, получают пакетики с семенами цветочных культур и высевают их. Выполняя такие задания, они осознают сущность протекающих в растении явлений, необходимость теоретических знаний для выращивания растений.

И вновь о подарках. На столе в пластиковых пакетиках разложены семена

цветов пяти наименований с этикеткой: «Эти семена будут подарены тому, кто даст полный список их названий» [4, с. 15].

В дальнейшем дети ухаживают за рассадой, осваивают основные приемы работы с растениями. Рассада используется для озеленения школьного двора. В этом году часть рассады будет передана в дар ветеранам ВОВ, одиноким пенсионерам.

Это только часть мероприятий, направленных на формирование

ботанических знаний. Были еще: демонстрация химических опытов

«Кислотные дожди» с объяснением природы явления и его влияния на растительные объекты; игровое занятие на английском языке «Мир вокруг нас прекрасен. Защити его» с рассказом о растениях Красной книги; занятие «Естественные и искусственные экосистемы» с рассказом о ботанических садах Кемеровской области и России.

В День экологических знаний школьники устраивают распродажу комнатных растений, высаженных учениками 6-х классов при проведении практической работы «Вегетативное размножение растений».

Классы и дети, принявшие наиболее активное участие в подготовке и проведении школьных эколого-биологических

праздников, награждаются сладкими

призами. Ну и, самое главное с точки зрения детей, все наши праздники заканчиваются чаепитием.

Школьные биологические праздники способствуют расширению и углублению предметных результатов освоения

ботанических знаний, развитию интереса к предмету, изучению особенностей и многообразия растений своей местности. Участие в их подготовке и проведении создают условия для формирования у

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

обучающихся умений и навыков, необходимых современному человеку, грамотному выпускнику школы: грамотности (общей, научной, технологической, информационной), самоорганизации,

творчества, умения работать в команде, личной и социальной ответственности

(Умения 21 века. Сайт общенационального образовательного проекта с международным участием - Letopisi.Ru. - Электронный ресурс. - ЦЯЪ: http://letopisi.ru/index.php/% D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D1%8F_21_%D0%B2%D0%B5%D0%BA% D0%B0 (дата обращения: 19.05.2013).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гвоздева О. А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее. Методическое пособие. / Сост. О. А. Гвоздева; под общ.ред. А. И. Клюкиной, Гос. Дарв. музей - М.: «Альфа-Принт», 2003. - С. 10-11.

2. Календарь школьных праздников / aвт.-сост. С. И. Лобачева, К. В. Щиголь,

О. Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2006. С. 3-80. (Классному руководителю).

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - С. 12-47.

4. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии: метод. пособ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

5. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 1. - С. 34-39.

6. Чернышенко Е. Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 20-26.

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 3(13) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© S. N. Zolotareva

UDC 58 + 371.893

THE ROLE OF SCHOOL BIOLOGICAL HOLIDAYS IN THE FORMATION OF THE BOTANICAL KNOWLEDGE OF STUDENTS

S. N. Zolotareva (Leninsk-Kuznetsk, Kemerovo region, Russia)

The article is devoted to the organization of environmental and biological events that contribute to the formation of botanical students school № 2 Leninsk-Kuznetsk, Kemerovo region. The questions of organization of the event on the basis of design technology that allows students realize their potential, gain practical focus of their activities. Provides information on the organization and conduct of the Day ecological knowledge and its separate phases: the station «Plant» and «Sanctuary» program «Nature of the Kemerovo region», cognitive-playing field «Beauty tree», practically-oriented training «Flowers», environmental games «Tree the words» and «Seeds», etc.

The information in the article may be used by teachers of biology and ecology, students of pedagogical skills in the preparation of subject weeks, extra-curricular activities.

Key words: holiday in school, day of environmental knowledge.

REFERENCES

1. Gvozdeva O. A. Ecological holidays in the State Darvinian museum. The methodical book / ed.

A.I. Kljukina.-M.: "Alpha-print", 2003. - PP. 10-11.

2. The Calendar of school holidays / eds. S. I. Lobacheva, K. V. Shcigol', O. E. Zhirenko. -М., 2006. - PP. 3-80.

3. Programs for general educational establishments. Natural study. 5 class. Biology.6-11 classes-м., 2007. - PP. 12-47.

4. Sorokina L.V. Thematic of game and holidays in biology: the Methodical book. -М., 2004. -96 p.

5. Sudorgina L. V. Formation of pedagogical system of innovative educational establishment at

modern school // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin - 2011. - № 1. - PP. 34-39.

6. Chernyshenko E. G. Formation of research culture of pupils in conditions of general eppucational

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

establishment // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 5. - PP. 20-26.

Zolotareva Svetlana Nikolaevna- the teacher of biology and computer science, school №2. E-mail: [email protected]

© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.