Научная статья на тему 'Роль широкозначных антропонимов французского языка в когнитивных процессах категоризации'

Роль широкозначных антропонимов французского языка в когнитивных процессах категоризации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИРОКОЗНАЧНЫЕ АНТРОПОНИМЫ / WIDE-MEANING ANTHROPONYMS / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / CONCEPTUALIZATION / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / CATEGORIZATION / УРОВНИ КАТЕГОРИЗАЦИИ / LEVELS OF CATEGORIZATION / КАТЕГОРИИ / УЗЛЫ КАТЕГОРИИ / CATEGORY / KNOTS OF CATEGORIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семина И.А.

В статье рассматриваются некоторые положения о связи категоризации и широкозначности. Выявлены случаи механизма участия широкозначных антропонимов современного французского языка в онлайновой категоризации, а также их способность в обеспечении доступа в любой узел и любой уровень антропонимической субкатегории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of wide-meaning anthroponyms of the French language in the cognitive processes of categorization

The given article is concerned with the connection between categorization and wide-meaning words. Some cases of the participation mechanism of wide-meaning anthroponyms of modern French language in the online categorization are revealed in the article, as well as their ability to provide access into any knot and any level of the anthroponymic subcategories.

Текст научной работы на тему «Роль широкозначных антропонимов французского языка в когнитивных процессах категоризации»

УДК 81'373 И. А. Семина

доктор филологических наук; заведующий кафедрой лексикологии и стилистики французского языка факультета французского языка, МГЛУ; e-maiL: isemfirs@maiL.ru

РОЛЬ ШИРОКОЗНАЧНЫХ АНТРОПОНИМОВ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ КАТЕГОРИЗАЦИИ

В статье рассматриваются некоторые положения о связи категоризации и широкозначности. Выявлены случаи механизма участия широкозначных антропонимов современного французского языка в онлайновой категоризации, а также их способность в обеспечении доступа в любой узел и любой уровень антропони-мической субкатегории.

Ключевые слова: широкозначные антропонимы; концептуализация; категоризация; уровни категоризации; категории; узлы категории.

Syomina I. A.

Doctor of Philology (Dr.habiL), Head of the Department of the French Language Lexicology and Stylistics, Faculty of the French Language, MSLU; e-maiL: isemfirs@maiL.ru

THE ROLE OF WIDE-MEANING ANTHROPONYMS OF THE FRENCH LANGUAGE IN THE COGNITIVE PROCESSES OF CATEGORIZATION

The given articLe is concerned with the connection between categorization and wide-meaning words. Some cases of the participation mechanism of wide-meaning anthroponyms of modern French Language in the onLine categorization are reveaLed in the article, as weU as their ability to provide access into any knot and any level of the anthroponymic subcategories.

Key words: wide-meaning anthroponyms; conceptualization; categorization; levels of categorization; category; knots of categorization.

Процессы (и понятие) категоризации опираются на принципы антропоцентризма и отражают способность человека организовывать или упорядочивать некое пространство мира и языка. Категоризация как один из основных и, как полагают многие исследователи, врожденных свойств познавательной деятельности человека, имеющих экстралингвистическое и лингвистическое измерения, изучалась на протяжении многих веков - от философских рассуждений Платона и Аристотеля, биологических концепций Ч. Р. Дарвина и К. Линнея до функциональных и нефункциональных грамматических и лексических

теорий (В. Г. Адмони, А. В. Бондарко, Р. Ленекер, Дж. Тэйлор), а также теории описания лексических категорий, например теории полей (Й. Трир, Л. Вайсгербер, Г. Ипсен, О. Духачек, Ш. Балли, В. Порциг, Р. Гиро, А. Ж. Греймас, Г. Маторэ, Б. Потье, Л. М. Васильев, Ю. Н. Караулов, З. Д. Попова, И. А. Стернин, А. А. Уфимцева, Г. С. Щур).

В лингвистике, особенно когнитивной, значительное место отводится антропоцентрическому фактору, т. е. «человеку говорящему» «homo loquens» как наблюдателю, концептуализатору и категоризато-ру, как лицу, осуществляющему процессы концептуализации и категоризации мира, строящему образ мира в собственной системе координат. В рамках когнитивной семантики человек играет активную роль в формировании значений языковых единиц. Подчеркивается, что человек «создает» значения, а не получает их в готовом виде, выбирая те или иные средства выражения для описания ситуации, исходя из собственных мотивов и мотивов собеседника [Болдырев 2001]. Когнитологи, следуя энциклопедическому пониманию семантики, предполагают, что в значение слова входят не только все признаки обозначаемого им предмета, но и весь комплекс знаний о нем, включая разнообразные ассоциации, вызываемые этим предметом, потенциальные модификации значения в контексте, прагматические параметры употребления и т. д.

В этом отношении важно подчеркнуть тесную связь категоризации и лексического класса антропонимов как в языке, так и в лингвистике, а также связь этих явлений с антропоцентричностью, ибо антропонимы, как и процессы категоризации, являются непосредственными индикаторами антропоцентричности сознания и языка, для которых центром любой системы координат является человек. Поэтому в каждом языке существует целая система таких наименований. Эта система не замкнута, а связана с наименованиями признаков, действий, процессов, событий, в которых может участвовать человек (отсюда наличие большого числа имен-антропонимов, которые образованы от прилагательных и глаголов). Это означает, что антропонимы как номинативный класс обладают организующим центральным статусом в лексической системе языка, а также организующей ролью в номинативном пространстве языка.

Цель данной статьи связана с выявлением роли широкозначных антропонимов современного французского языка в когнитивных процессах категоризации.

Исходя из естественной и многосторонней связи антропонимиче-ской номинации и категоризации, можно предположить, что построение категорий является одной из важнейших когнитивных функций широкозначных антропонимов, обладающих достаточным уровнем семантической обобщенности. Причем выполнять эту функцию они могут как в системе языка, так и в дискурсе [Семина 2013]. Последнее означает, что функция категоризации может рассматриваться не только как системообразующая, но и как когнитивно-дискурсивная. Таким образом, в настоящем исследовании категоризация понимается как когнитивный процесс, направленный на упорядочение, иерархи-зацию опыта, который способен разворачиваться по ходу дискурсивной деятельности, а в определенных случаях - протекать в дискурсе.

В целом в когнитологии под категоризацией понимают процесс отнесения объекта к соответствующим классам / категориям: «Способность классифицировать явления, распределять их по разным классам, разрядам и категориям свидетельствует о том, что человек в восприятии мира судит об идентичности одних объектов другим, об их сходстве или, напротив, различиях. Категоризация - это главный способ придать восприятию мира упорядоченный характер, систематизировать как-то наблюдаемое и увидеть в нем сходство одних явлений в противовес различию других» [Кубрякова 1997б, с. 85]. Категоризация, т. е. подведение всего, что нас окружает, под некие общие разряды, под «рубрику опыта», происходит постоянно и безостановочно, независимо от сознания человека [Михеев, Фрумкина 1991, с. 46]. Процесс категоризации заключается в формировании ментальных репрезентаций, отражающих наши знания об онтологии, о сущности мира и служащих для доказательства того, что окружающая нас действительность не хаотична, а определенным образом структурирована.

Подчеркивая исключительную важность изучения вопросов о категоризации мира, причисляемую к ведущим когнитивным способностям человека, к важнейшей части когнитивной инфраструктуры человеческого разума, Е. С. Кубрякова отмечает: «Говоря с полным на то основанием, что революционный характер преобразований, внесенных когнитивизмом в теорию познания и понимания сути человеческих знаний и работы со знанием, стал особенно ощутим в сфере понимания природы естественных категорий и их роли в таксономической деятельности людей» [Кубрякова 1997а, с. 4]. Ввиду его

особой важности явлению категоризации в последние десятилетия посвящено большое количество исследований, среди которых работы А. Вежбицкой, М. Джонсона, Дж. Лакоффа, Р. Ленекера, Э. Рош, Л. Тал-ми, Дж. Тейлора, Н. Д. Арутюновой, Н. Н. Болдырева, В. З. Демьянко-ва, О. К. Ирисхановой, А. А. Кибрика, Е. С. Кубряковой, Р. М. Фрумки-ной и др.

Предложены различные трактовки понятий категоризации и категории: под категорией, например, понимают предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира [Кобрина 1989, с. 43], или «формат знания», «определенную форму или способ представления знания на мыслительном или языковом уровнях» [Болдырев 2006, с. 5]. В категории мы подчеркиваем ее способность упорядочивать внеязыковой и языковой опыт: «Категория -одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Краткий словарь когнитивных терминов 1997, с. 45].

Внутренняя структура категории французских антропонимов может быть представлена как сложная структура, предусматривающая наличие трех уровней - суперординатного, базового и субординат-ного, которые расположены на вертикальной оси. Единицы каждого уровня обладают своими характеристиками. Распределение антропонимов по уровням категоризации с точки зрения широкозначности осуществляется по мере убывания широкого значения - от широко-значных имен суперординатного и базового уровней к узкозначным единицам субординатного уровня. Подобное описание позволяет не только условно разграничить антропонимы разной степени широко-значности, но и провести границу между широкозначными и неширо-козначными существительными в системе языка.

При этом широкозначные антропонимы суперординатного уровня мы называем собственно широкозначными антропонимами, среднего, промежуточного уровня - условно широкозначными антропонимами, совокупность антропонимов суперординатного и базового уровней -широкозначными антропонимами, а субординатного уровня - узко-значными.

Мы не ставим своей целью описание всех антропонимов, но говорим об антропоцентрических единицах всех трех уровней лишь для того, чтобы отделить широкозначные имена от узкозначных,

определить место лексем широкозначности в системе языка относительно узкозначных антропонимов.

Изучение категории широкозначных антропонимов тесно связано с понятиями категоризации и концептуализации. Широкознач-ные антропонимы французского языка участвуют в обоих процессах и могут являться при этом именами как категорий, так и концептов.

В процессе категоризации широкозначные антропонимы должны обеспечивать связи между концептуальными узлами (элементами, выраженными именем) категорий одного или разных уровней. Чтобы пояснить эту мысль, рассмотрим следующий пример (рис. 1):

Рис. 1. Обеспечение межуровневых и внутриуровневых связей широкозначным антропонимом personne f

Широкозначный антропоним personne занимает вершинный узел на суперординатном уровне. В рамках этой категории могут быть выделены две субкатегории базового уровня - «personne qui enfreint la loi» и «personne qui défend la loi». Атрибуты данных конструкций qui enfreint la loi и qui défend la loi совместно с широкозначным антропонимом personne участвуют в создании антропонимических категорий более низкого, среднего уровня. При этом антропоним personne укрепляет межуровневые связи, с одной стороны, вертикальные, между категорией ЧЕЛОВЕК суперординатного уровня и категориями базового уровня «personne qui enfreint la loi» и «personne qui défend la loi», с другой - горизонтальные, между категориями одного уровня - «personne qui enfreint la loi» и «personne qui défend la loi». Атрибуты указывают на различия между категориями одного уровня, в данном случае базового. Тот факт, что антропонимические единицы

субординатного уровня détenu m, condamné m, accusé m, juge m, avocat m, accusateur m идентифицируются через широкозначный антропоним personne f (détenu m - personne qui est maintenu en captivité; condamné m - personne que la justice a condamnée à une peine; accusé m - personne à qui on impute un délit; juge m - personne chargée de rendre la justice; avocat m - personne qui conseille en matière juridique ou contentieuse, assiste ou represente ses clients en justice; accusateur m - personne qui accuse), свидетельствует о том, что идентификатор personne укрепляет (1) вертикальные, межуровневые связи между категориями базового и субординатного уровней и (2) горизонтальные, внутриуровневые связи между категориями субординатного уровня, являясь общим элементом в семантике обозначающих данные категории антропонимов.

Широкозначные антропонимы, таким образом, должны создавать такую конфигурацию, которая обеспечивала бы в рамках текста или типа дискурсивной деятельности относительно простой доступ ко всем подкатегориям (ко всем узлам и уровням) вплоть до отдельных элементов détenu m, condamné m, accusé m, juge m, avocat m, procureur m, представляющих собой узкозначные антропонимы. Это составляет общие принципы онлайновой категоризации в контексте широкознач-ных имен. В целом с точки зрения категоризации широкозначность можно понимать двояко: во-первых, широкозначные антропонимы сами представляют собой лексический класс, служащий субстантивным (или субстантивированным) средством номинации объектов, репрезентированных в нашем сознании в виде широких, неконкретизи-рованных концептуальных сущностей. Иными словами, это - некая номинативная категория, представляющая в языке разнородный класс объектов / событий с размытыми границами. Это означает, что такие лексемы представляют собой проявление широкозначности в языке, что является результатом особой категоризации, в основе которой лежит концептуализация объектов по размытому концептуальному признаку. Во-вторых, широкозначность как свойство лексем есть не только результат категоризации в системе языка.

Лексемы широкой семантики являются инструментом построения категорий в дискурсе. Исследуя функциональный аспект мы таким образом дополняем системно-лексический аспект категоризации антропонимов, ставя перед собой задачу рассмотреть особенности использования данных имен в нескольких типах дискурса.

В соответствии с динамическим взглядом на категоризацию, представленном в современных когнитивных концепциях, мы предполагаем, что существует определенная соотнесенность между широко-значностью французских антропонимов в системе языка, некоторыми особенностями их употребления в дискурсе, в частности, их атрибутивной сочетаемости, а также теми функциями категоризации, которые они выполняют в разных типах дискурса. Антропонимы современного французского языка в силу способности своего референта - человека - выступать в качестве точки отсчета для любой социальной деятельности, участвуют в разветвленной категоризации класса людей по различным признакам, которые характеризуют человека как участника этой деятельности. Именно прототипические широкознач-ные антропонимы, предположительно, обеспечивают широкий «вход» в любой узел и любой уровень антропонимической (суб)категории. Продолжая идеи теории перспективы, мы допускаем, что данные единицы создают сетку фиксированных координат, на которую наслаиваются координаты подвижные. Последние, вербализуясь посредством синтаксических конструкций «широкозначный антропоним + зависимый атрибут», конкретизируют подклассы объектов, способствуя дальнейшему «наведению» (zoom-in) на ту или иную субкатегорию в дискурсе.

Продемонстрируем подвижность категорий на нескольких примерах, в которых «наведение» сопровождается скольжением по шкале широкозначности / узкозначности:

1) Ж.-Ж. Руссо - человек.

2) Ж.-Ж. Руссо - самый умный человек.

3) Ж.-Ж. Руссо - это человек, который жил в доме номер Х на улице Y.

Очевидно, что от первого к третьему примеру происходит сужение антропонимической категории: если в примере (1) лексема «человек» обозначает широкий класс референтов, то в примере (2) атрибутивная конструкция с антропонимом указывает на более узкую субкатегорию -субкатегорию самых умных людей, а в примере (3) референт США «человек» соотносится с единичным объектом-мужчиной по имени Ж.-Ж. Руссо, проживающим по конкретному адресу. Во всех примерах именно широкозначный антропоним «человек» позволяет говорящему «скользить» по шкале «широкозначность - узкозначность». Данные примеры демонстрируют, что антропонимическое существительное

в процессе дискурсивного употребления может обозначать как самый обобщенный, так и единичный референт.

Акцент на подвижности выстраиваемых категорий позволяет рассмотреть, как происходит антропонимическая категоризация в различных типах дискурса и какие языковые средства, совместно с антропонимами, обеспечивают ее адаптивность. Таким образом, анализируя динамику категоризации, мы пытаемся ответить на вопрос, как универсальные принципы категоризации (ядро / периферия, динамичность и пр.) сочетаются с субъективным характером данного процесса.

Применительно к французским антропонимам подобное сочетание универсальности и специфичности, статики и динамики на дискурсивном уровне проявляется в тенденции образовывать при функционировании в дискурсе определенные синтаксические конструкции, реализуя при этом ряд функций в рамках дискурсивной категоризации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 2001. С. 25-36.

Болдырев Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2006. № 2. С. 5-22. Кобрина Н. А. Понятийные категории и их реализация в языке // Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. / ред. кол. Н. А. Кобрина и др. Л., 1989. С. 40-49. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е. С. [и др]. М. : Изд-во

Моск. ун-та, 1997. 245 с. Кубрякова Е. С. Категоризация мира: пространство и время (вступительное слово) // Категоризация мира: пространство и время: материалы науч. конф. М. : Диалог-МГУ, 1997а. С. 3-14. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М. : Институт языкознания РАН, 1997б. 327 с. Михеев А. В., Фрумкина Р. М. Категоризация и концептуальные классы // Семантика и категоризация / Ин-т языкознания РАН; отв. ред. Ю. А. Шрейдер. М. : Наука, 1991. С. 45-59. Семина И. А. Когнитивно-функциональные основания теории субстантивной широкозначности: на материале французского языка. М. : Тезаурус, 2013. 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.