detey-danya-o-tom-u-kogo-i-kak-v-skandinavii-zabirayut-detey-i-kuda-detey-otpravlyayut
Пискун Лидия
студентка ГУМРФ адмирала С. О. Макарова
РОЛЬ СЕУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация: сотрудничество государств в области иностранных инвестиций позволило установить определённые гарантии их неприкосновенности. Однако политическая и экономическая ситуация в мире подчас дестабилизирует международные отношения в области их защиты. Сеульская Конвенция 1985 г. обозначила правовое регулирование возмещения убытков иностранных инвесторов при помощи механизма выплат страховых сумм. Ключевые слова: международное публичное право; международное частное право; Сеульская Конвенция 1985 г.; МИГА; инвестиции; суброгация.
Annotation: the cooperation of States in the area of foreign investment made it possible to establish certain guarantees of their inviolability. However, the political and economic situation in the world sometimes destabilises international relationships in the area of their protection. The Seoul Convention of 1985 indicated the legal regulation of compensation of foreign investors through the mechanism of payment of insurance sums.
Keywords: international public law, international private law; The Convention Establishing the Multilateral Investment Guarantee Agency 1985; MIGA; investment, subrogation.
Основными источниками, которые регулируют иностранные инвестиции, являются:
1. Общие принципы права:
2. Обычаи;
3. Международные договоры.
В настоящее время наиболее соответствующим современным экономическим тенденциям источником правового регулирования иностранных капиталовложений являются международные договоры, одним из которых стала Сеульская Конвенция. Сеульская Конвенция была принята 11 октября 1985 г. В 1988 г. было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (англ. Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) (далее - МИГА), основанное на положениях Сеульской Конвенции. По своему правовому статусу эта организация является универсальной международной организацией, входящей в Группу Всемирного Банка (англ. World Bank Group) наравне с:
1. Международным банком реконструкции и развития — МБРР (англ. International Bank for Reconstruction and Development - IBRD);
2. Международной ассоциацией развития — МАР (англ. International Development Association - IDA);
3. Международной финансовой корпорацией — МФК (англ. International Finance Corporation - IFC);
4. Международным центром по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС (англ. International Centre for Settlement of Investment Disputes - ICSID).
В настоящее время участниками МИГА является 181 государство (по состоянию на 23.08.2016), 156 из которых -государства с развивающейся экономикой [3].
Данное Агентство осуществляет страховую деятельность инвесторов, гарантируя им защиту вкладов и компенсацию в случае возникновения убытков, понесённых инвестором. Агентство заключает частноправовой договор непосредственно с инвестором, что
в свою очередь, обязывает его ежегодно перечислять страховые взносы, равные процентной ставке от суммы, которую страхует Агентство. Что касается обязанностей со стороны Агентства, то они заключаются в том, что оно обязуется выплатить инвестору определенную страховую сумму в зависимости от убытков, которые потерпел инвестор.
При этом Агентству в порядке суброгации переходит право на вынесение претензий к соответствующему государству, которое нарушило свои обязательства перед инвестором, с которым был заключен двусторонний международный договор по инвестиционным капиталовложениям. В результате этого спор переходит из сферы частноправового регулирования в сферу международно-правового регулирования.
В соответствии с теорией международного публичного права, международные организации обладают ограниченной правосубъектностью, что предполагает ограниченную сферу их деятельности, а также специализацию на конкретном виде правоотношений. Благодаря правовому статусу МИГА спор возникает не между государствами, а между одним государством, в которое направляются инвестиции, и международной организацией. Следует отметить, что этот способ разрешения инвестиционных споров существенно уменьшает риски возникновения межгосударственных конфликтов.
Сеульская Конвенция регулирует множество вопросов связанных с предоставлением гарантий инвесторам. Многие учёные считают её одним из лучших правовых международных актов в этой области. По мнению В.А. Трапезникова, «Сеульская Конвенция представляет собой документ, содержащий признание подавляющим
числом государств мира принципа суброгации при страховании от политических рисков, осуществляемых агентством» [2, с. 33].
Существует совокупность проблем, связанная с вопросами международных инвестиций, которая в дальнейшем изменит характер и механизм разрешения споров.
Возникает вопрос из области международного публичного права: как разрешить спор между МИГА и государством-членом этой организации по перечислению сумм, которые должны быть выплачены Агентству, в силу того, что ему переходят все требования и права на основе суброгации?
МИГА выступает в качестве заинтересованного лица в вопросах выплаты ему компенсаций от государства, нарушившего обязательства.
Спор, возникающий между МИГА и государством, нарушившим свои обязательства, имеет международно-правовой характер, поскольку стороны являются субъектами международного публичного права. Само содержание требований по выплате суммы носит исключительно коммерческий характер, т.е. находится в области правового регулирования международного частного права.
Ст. 11 Сеульской Конвенции перечисляет следующие виды покрываемых рисков [1]:
1. Перевод валюты;
2. Экспроприация или аналогичные меры;
3. Нарушение договора;
4. Война и гражданские беспорядки.
Урегулированию споров посвящены IX Глава и Приложение II Сеульской Конвенции.
От. 57 (Ь) Сеульской Конвенции закрепляет, что «споры, касающиеся претензий Агентства, действующего в качестве цессионария инвестора, урегулируются в соответствии с либо:
1. Процедурой, изложенной в Приложении II к настоящей Конвенции, либо
2. Согласованием, заключенным между Агентством и этим членом, об альтернативном методе или методах урегулирования таких споров» [1].
Процедура, изложенная в Приложении II, предполагает [1]:
1. Проведение переговоров;
2. Использование согласительной процедуры;
3. Обращение в Арбитраж.
Следует отметить, что во втором случае Приложение II является своего рода ориентиром для согласования воли Агентства и государства, нарушившего свои инвестиционные обязательства. По этим вопросам Сеульская Конвенция закрепляет следующие положения: в тех случаях, когда МИГА занимает положение суброгата, а именно, когда к нему переходят права на предоставления требований государству на основании суброгации, то участники спора могут договориться о порядке его разрешения [5].
Существование МИГА призвано обеспечить защиту иностранным инвестициям от таких мер как экспроприация, реквизиция и конфискация.
В настоящее время МИГА разработало новую стратегию 20182020 гг., которая состоит из трёх основных пунктов: 1. Повторное сосредоточение на самых бедных слоях населения государств-участников МИГА;
2. Продолжение деятельности в затронутых конфликтами государствах, где МИГА имеет возможность оказать воздействие на страховые отношения;
3. Расширение обязательств МИГА по смягчению последствий изменения климата [4].
Таким образом, Сеульская Конвенция очень подробно и точно отображает тенденцию развития общественных отношений, а именно сближение взаимодействующих правовых систем международного публичного и частного права. Практика показывает, что данное сближение уместно и даёт свои плоды, что ведет к совершенствованию урегулирования инвестиционных споров.
Разграничение публично-правовых и частноправовых отношений напрямую связано с преодолением проблем допуска иностранных капиталовложений к экономике страны и с определением юридической природы отношений, возникающих в рамках многосторонней системы гарантий иностранных инвестиций, которые представляют собой отношения двух уровней: межгосударственные отношения и отношения международной организации с иностранным инвестором.
Список используемых источников и литературы:
[1] Сеульская Конвенция 1985 г. (вст. в силу 12 апреля 1988 г.). [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1900505 (Дата обращения: 25.02.2018)
[2] Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. — М.: Волтерс Клувер, 2004. — 167 с.
[3] Государства-участники МИГА. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https://www.miga.org/Pages/Who%20We%20Are/MIGA-Member-Countries.aspx (Дата обращения: 25.02.2018)
[4] Краткая информация о МИГА. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https://www.miga.org/who-we-are (Дата обращения: 25.02.2018)
[5] Комментарий к Сеульской Конвенции 1985 г. на английском языке. Электронный ресурс]: Режим доступа: URL:
https://www.miga.org/documents/commentary_convention_november_2010.pdf (Дата обращения: 25.02.2018)