Список использованных источников и литературы:
1. Букреев, В. И. Человек агрессивный: (истоки международного терроризма): учебное пособие / В. И. Букреев; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 334,[2] с. - (Библиотека психолога).
2. Кулагин, В. М. Современная международная безопасность: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»] / В. М. Кулагин. - Москва : КноРус, 2012. - 431 с.; 22 см. -(Для бакалавров).
3. Международное право [Электронный ресурс] : учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2016. - 752 с. - Режим доступа: Электронно-библиотечная система «Znanium.com»: http://www.znanium.com/.
4. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. - Минск : Хервест, 2003. - 816 с.
5. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. - 383 с.
Насоновская М.
студентка ГУМРФ адмирала С. О. Макарова
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА В СТРАНАХ СКАНДИНАВСКОГО
РЕГИОНА
Аннотация: В статье рассматривается опыт трёх стран данного региона (Норвегия, Швеция, Дания) по применению положений Конвенции о правах ребёнка от 1989 года в рамках национального законодательства. Ключевые слова: права ребёнка, права человека, защита прав, Конвенция о правах ребёнка, международное право, национальное право, скандинавский регион, Норвегия, Швеция, Дания, семейное законодательство.
Вторая Мировая Война по праву считается одной из глобальных трагедий в истории человечества, которая затронула большинство стран мира. Но именно это ужасное событие дало
мощный толчок к созданию глобального документа, содержащего положения о правах и свободах, которыми должны обладать все без исключения люди - Всеобщей декларации прав человека. Подписанная 10 декабря 1948 года она послужила началом развития и трансформации правозащитного движения под эгидой ООН.
Продвижение идеи прав человека позволило в дальнейшем выделить и сформировать отдельную, особую их категорию - права ребёнка. Несмотря на то, что ребёнок обладает всеми правами взрослого человека, он, согласно Декларации прав ребёнка, «ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»10.
Помимо Декларации, существует также Конвенция о правах ребенка, которая является международным правовым договором, устанавливающим права детей в государствах-участниках. Конвенция содержит 54 статьи, которые раскрывают и детализируют весь широкий спектр прав ребенка, в частности права на жизнь, на сохранение и признание индивидуальности каждого ребенка, право на гражданство, имя и семейные связи11.
Цель данной статьи заключается в рассмотрении примеров реализации положений конвенции о правах ребёнка через национальное право стран Скандинавского региона.
В скандинавских странах наблюдается тенденция к трансформации норм международного права в соответствии с местным законодательством и включению их в национальное право. На
10 Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1986 (Х^) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
11 Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.
Конвенции о правах ребенка, подписанной Швецией, Данией и Норвегией, основывается распространенная в скандинавской правовой системе ювенальная юстиция, главной задачей которой выступает защита прав ребенка.
Законодательство Швеции обеспечивает защиту прав ребенка через различные общественные организации и институты, которые представляют интересы детей и реализуют защиту прав ребенка на практике. Правительством Швеции в 1809 году был создан институт, работа которого направлена на защиту прав и интересов детей -институт омбудсмена (должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений). Швеция стала первой страной, учредившей подобный институт, на данный момент её опыту последовали многие государства. Омбудсмен по правам детей и подростков обязан в своей работе следовать упоминавшейся ранее Конвенции ООН 1989 года о правах ребенка и обеспечивать ее соблюдение в шведском обществе12.
В Швеции, кроме того, существует широкий спектр общественных организаций, главная задача которых поддержка и оказание помощи детям и подросткам. Одна из них — BRIS («Права детей в обществе») — предлагает такие формы поддержки, как дежурная телефонная и электронная линии. Организация Friends («Друзья») видит свою задачу в борьбе с теми, кто, избрав себе жертву, пытается ее систематически обижать и унижать, заставляя чувствовать себя аутсайдером. Еще одной организацией, борющейся за
12 Федорова О.В., Краткая характеристика деятельности уполномоченных по правам ребенка в некоторых зарубежных странах // Известия Байкальского государственного университета - 2013
права детей, является Save the Children Sweden (Шведское отделение организации «Спасём детей»).
Помимо общественных организаций, реализацию положений Конвенции о правах ребенка в Швеции на практике можно проследить через, например, Fбraldrarbalк (1949-381)13. Одно из его положений, звучащее как «дети имеют право на заботу и хорошее воспитание», напрямую исходящее из принципов Конвенции, указанных в статьях 27 «Уровень жизни», 28 «Образование», 31 «Отдых и досуг».
Кроме отражения положений Конвенции в Кодексе законов о родителях, следует отметить, что Швеция стала одной из первых стран, запретивших психическое и физическое насилие на законодательном уровне14. В данном случае это произошло через закон, получившим название «anti-aga lagen», что дословно переводится как «закон против телесных наказаний». Иными словами, закон, запрещающий любые формы телесного наказания и «воспитательных форм насилия» по отношению к детям. На сегодня этот закон имплементирован в Кодекс законов о родителях.
Также запрещено закрывать ребёнка в каком-то помещении с целью наказания или же оскорблять нецензурными словами. Запрет применения физического насилия по отношению к детям нашёл отражение и в Уголовном кодексе Швеции15 (Brottsbal, 1962-700)16.
13 Föräldrabalk (1949:381) t.o.m. SFS 2017:727 URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/ svensk-forfattningssamling/foraldrabalk- 1949381_sfs-1949-381
14 Резник В. Формы семейных отношений и их отражение в законодательстве/ Семейное право в Швеции// Svensk & Rysk Juridik AB, 2016 URL: http://www.sweamarket.se/files/FamilySweden.pdf
15 Резник В., Обзор законодательства о правах детей в Швеции // Svensk & Rysk Juridik AB, 2016 URL: http://www.srjuridik.se/resources/barnratt.pdf
16 Brottsbalk (1962:700) t.o.m. SFS 2017:1136 URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/brottsbalk-1962700_sfs-1962-700
Наглядным примером реализации законодательства по защите прав ребенка является судебная практика Швеции по данному вопросу. Так примечательно дело №: 210-14 2014-06-23 Высшего административного суда.
19 октября 2011 года Шведское агентство социального страхования постановило, что гражданин Б. может выступать в качестве опекуна и материального спонсора ребёнка М. . М был рождён 11 марта 2011 года суррогатной матерью в Индии. По решению страхового фонда, D. Являлся законным опекуном М. с 12 октября 2011 года. После переоценки 22 ноября 2011 года Шведское агентство социального страхования решило не менять решение, принятое 19 октября 2011 года, что не устраивало Б..
D. подал апелляцию на решение Шведского агентства социального страхования и потребовал, чтобы решение было изменено таким образом, чтобы его поддержка была также была учтена в более раннее время - в мае, июне, июле, августе, сентябре и октябре 2011 года. В поддержку своих действий D. заявил следующее: все дети, проживающие в Швеции, имеют право на поддержку, он является биологическим отцом М., заботился о нем и имел полную финансовую ответственность за М. с момента его рождения. Суррогатная мать не могла действовать как опекун, потому что она проживает в Индии. М. является гражданином Швеции, и с 20 апреля 2011 года он был усыновлен Б. и его женой.
Решение Высшего административного суда: В поддержку апелляции Высший административный суд отменяет решения Апелляционного и Административного суда и пересматривает решение Шведского агентства социального
страхования в пользу гражданина D. Подобное решение соответствует пункту 4 статьи 27 Конвенции о правах ребёнка.
Национальное законодательство Норвегии в рамках рассматриваемой темы исходит из «Закона об охране детства» (Lov om bameverntjenester (bamevernloven)) от 1992 года17, согласно которому государство обеспечивает гарантии помощи и ухода детям и подросткам, находящимся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию, а так же гарантирует безопасность воспитания. В нём идёт речь о защите от неспособности обеспечить соблюдение обязательств естественных опекунов. Закон об охране детей и практика его применения базируются на двух фундаментальных принципах: принцип наименьшего вмешательства и интересы ребёнка.
Закон об охране детства регулирует права и обязанности в отношениях между детьми и воспитателями согласно 3 статье Конвенции ООН.
Отношение к достаточно системной норвежской политике по защите прав детей в мировом сообществе на данный момент сформировалось неоднозначное. Подтверждением этому выступают многочисленные обращения СМИ к теме изъятия детей из семей в соответствие с норвежским законодательством. Например, статья BBC News от 14 апреля 2016 года, написанная Тимом Уивеллом, явно выдвигает тезисы о чрезмерной жёсткости и усиленном контроле за благополучием детей и ставит под сомнение логичность и осмысленность проведения подобной политики, описывая случай
17 Lov om barneverntjenester (barnevernloven) LOV-2017-06-16-63 fra 01.01.2018 URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1992-07-17-100
изъятия из семьи иммигрантов пятерых детей, в том числе трёхмесячного младенца18.
Обратимся к норвежской судебной практике.
Салтенский районный суд ЦАЛТ-2016-106259 -Апелляционный суд Хеологаленда LH-2017-75556 - Верховный суд HR-2018-316-U, (дело № 2018/104), Уголовный суд, апелляции к суду.
Апелляционный комитет Верховного суда Норвегии 2018-0220 вынес решение по уголовному делу относительно насильственных действий в отношении детей. Апелляционный суд наложил штраф за нарушение Уголовного кодекса Норвегии19 (Раздел 219, первый абзац, пункт b), а также назначил наказание в виде лишения свободы на срок восемь месяцев. Осужденный в течение четырёх лет жестоко обращался и избивал двух своих детей 10 и 8 лет. Адвокат осуждённого подал апелляцию на подобное решение, однако Апелляционный комитет заявил, что Апелляционный суд правильно понял требование уголовного суда. Предусмотренное наказание было сочтено целесообразным. Следует отметить, что подобное решение соответствует статье 19 Конвенции о правах ребёнка.
В Дании, как и в других странах Скандинавии существует государственный орган осуществляющий защиту прав ребенка -Национальный комитет (в некоторых источниках - Совет) по правам ребенка. Данный орган был основан в 1994, как независимый, финансируемого государством органа в составе Министерства социальных дел. Задачей Национального комитета заключается в обеспечении защиты прав и интересов ребенка. Комитет постоянно
18 Tim Whewell, «Norway's Barnevemet: They took our four children... then the baby» // BBC News, 14.04.2016 URL: http://www.bbc.com/news/magazine-36026458
19 Milite Straffelov L0V-1902-05-22-13 URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1902-05-22-13
информирует правительство Дании о положении детей в обществе, а так-же консультирует и вносит изменения в законопроекты, которые затрагивают интересы и права детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что функция Национального Комитета немного отличается от —функций аналогичных государственных органов и организаций рассмотренных в других странах. Главная функция данного органа - это контроль над деятельностью органов государственной власти: парламента, правительства.
Кроме государственного органа, который контролирует деятельность государства в обеспечении защиты прав ребенка, в Дании существует закон о «социальном сервисе»20, основной целью которого является защита прав и оказание помощи ребенку, находящемуся в неблагоприятных условиях. Данный закон имплементирует Конвенцию о правах ребенка в законодательство Дании, а в частности статью 3 пункт 2 Конвенции о правах ребенка, где указана «обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».
Политика Дании такова, что государство вправе вмешиваться в дела семьи, если посчитает, что внутренний климат в семье наносит вред психическому и физическому развитию ребенка. Примечательно, что в этом государстве достаточно часты случаи изъятия ребёнка из
20 Bekendtg0relse af lov om social service af 19. december 2017 URL: https://www.retsinformation.dk/forms/R0710 .aspx?id= 197036
родной семьи с последующей передачей в патрональную - подобная практика рассматривается не как разрушение ячейки общества, а как защита прав и свобод индивида. Стандарты защиты детей очень высоки: причиной вмешательства государства может послужить не только физическое, но и психологическое насилие.
Датские социальные службы и компетентные министерства уделяют работе с детьми большое количество времени: с ними проводятся интервью, а при разрешении спорных ситуаций мнение детей учитывается в первую очередь. Этот метод получил название «integrated children system»21.
Обратимся к датской судебной практике.
15 ноября 1983 г. в деле 6-284 / 1983 (Мандт, Терп-Хансен, Лон-Скоу. Эксперты в соответствии с разделом 130 (1) Закона о помощи. 1)М. (Хенрик С. Андерсен) против социальной службы Ankestyrelse (Торговая палата / Адвокат Бирт Эскильдсен).
В 1980 году, когда М, жительнице Голландии, было 15 лет, она во время временного пребывания в Дании родила ребенка B. и оставила его в Ригшоспиталете (государственная больница), после чего датские власти передали его в приют для сирот и в июле 1981 года разместили в датской патрональной семье, что соответствует статьям Конвенции о правах ребёнка под номерами 18, 20 и 21. В ноябре 1998 года М. подала просьбу об экстрадиции и переселении B. через соответствующее министерство Нидерландов в соответствии с разделом 123 (1) Закона о помощи. Просьба не была удовлетворена.
21 Л. Швец, Датский специалист по защите детей: «Государство вмешивается в дела семьи, если ребёнку плохо» // The Village, 13 января 2015, URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/172391-spetsialist-po-zaschite-detey-danya-o-tom-u-kogo-i-kak-v-skandinavii-zabirayut-detey-i-kuda-detey-otpravlyayut
Положения главы 18 Закона о содействии должны применяться к любому ребенку, проживающему в стране.
Затем в соответствии со статьей 129 Закона о помощи и Закона о содействии заявитель подала апелляцию в Совет социальной помощи. Апелляция была отклонена и М. было отказано в возвращении ребёнка. Адвокат, назначенный для заявителя, вновь подал заявление об аннулировании решения и возвращении ребенка. Однако его вновь отклонили, что соответствует статье 21 Конвенции о правах ребёнка.
На основании проведённого анализа национального законодательства Швеции, Норвегии и Дании, можно подтвердить высказанный в начале статьи тезис об использовании и соблюдении странами Скандинавии норм международного права и их реализации через локальные законодательные акты и, в частности, о влиянии Конвенции о правах ребёнка на формирование соответствующего законодательства и имплементацию её в национальные кодексы и законы. Таким образом, несмотря на ориентацию стран этого региона на национальное право и его приоритет над международным, принятые мировым сообществом и утверждённые на интернациональном уровне права ребёнка полностью соблюдается
22 23 24
Швецией , Норвегией и Данией . Более того, в некоторых вопросах эти страны оказали влияние на международную практику проведения национальной семейной политики (например, создание Швецией института омбудсмена).
22 Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г. Глава 10. Отношения с другими государствами
23 Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г. Раздел Е. Общие постановления, § 93
24 Конституция Дании (Королевства Дания) от 5 июня 1953 г., часть 3, статьи 19, 20
В ходе рассмотрения данного вопроса были обнаружены некоторые проблемы, связанные с семейной политикой и соблюдением прав детей в странах Скандинавского региона. В частности это отмечаемая международным сообществом чрезмерная строгость семейного законодательства, отсутствие чётких критериев благополучности или неблагополучности семьи и дискриминация иммигрантов в вопросах сохранения опеки над детьми, однако их рассмотрение выходит за регламент этой статьи. Список используемых источников и литературы:
1. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1986 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
2. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
3. Конституция Дании (Королевства Дания) от 5 июня 1953 г.,
4. Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г
5. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февраля 1974 г
6. Национальная правовая база Дании, URL: https://www.retsinformation.dk/
7. Национальная правовая база Норвегии, URL: https://lovdata.no
8. Национальная правовая база Швеции, URL: http://www.riksdagen.se Литература
1. Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретические концепции) // Правозащитник. - 2006. -№ 1 .-С. 22-41.
2. Ермаков В.Д., Илъчиков М.З., Абросимова Е.А., Автономов А. С., Хананашвили Н.Л. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации»: авторский проект. - М., 1999.-С. 8-9.
3. Федорова О.В., Краткая характеристика деятельности уполномоченных по правам ребенка в некоторых зарубежных странах // Известия Байкальского государственного университета - 2013
4. Резник В. Формы семейных отношений и их отражение в законодательстве/ Семейное право в Швеции// Svensk & Rysk Juridik AB, 2016 URL: http://www.sweamarket.se/files/FamilySweden.pdf
5. Резник В., Обзор законодательства о правах детей в Швеции // Svensk & Rysk Juridik AB, 2016 URL: http://www.srjuridik.se/resources/barnratt.pdf
6. Tim Whewell, «Norway's Barnevernet: They took our four children. then the baby» // BBC News, 14.04.2016 URL: http://www.bbc.com/news/magazine-36026458
7. Л. Швец, Датский специалист по защите детей: «Государство вмешивается в дела семьи, если ребёнку плохо» // The Village, 13 января 2015, URL: http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/172391-spetsialist-po-zaschite-
detey-danya-o-tom-u-kogo-i-kak-v-skandinavii-zabirayut-detey-i-kuda-detey-otpravlyayut
Пискун Лидия
студентка ГУМРФ адмирала С. О. Макарова
РОЛЬ СЕУЛЬСКОЙ КОНВЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация: сотрудничество государств в области иностранных инвестиций позволило установить определённые гарантии их неприкосновенности. Однако политическая и экономическая ситуация в мире подчас дестабилизирует международные отношения в области их защиты. Сеульская Конвенция 1985 г. обозначила правовое регулирование возмещения убытков иностранных инвесторов при помощи механизма выплат страховых сумм. Ключевые слова: международное публичное право; международное частное право; Сеульская Конвенция 1985 г.; МИГА; инвестиции; суброгация.
Annotation: the cooperation of States in the area of foreign investment made it possible to establish certain guarantees of their inviolability. However, the political and economic situation in the world sometimes destabilises international relationships in the area of their protection. The Seoul Convention of 1985 indicated the legal regulation of compensation of foreign investors through the mechanism of payment of insurance sums.
Keywords: international public law, international private law; The Convention Establishing the Multilateral Investment Guarantee Agency 1985; MIGA; investment, subrogation.
Основными источниками, которые регулируют иностранные инвестиции, являются:
1. Общие принципы права:
2. Обычаи;
3. Международные договоры.