Научная статья на тему 'Роль семьи в сохранении психического здоровья и формирования личности детей и подростков'

Роль семьи в сохранении психического здоровья и формирования личности детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в сохранении психического здоровья и формирования личности детей и подростков»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-94-98 Мошкова И.Н.

Роль семьи в сохранении психического здоровья и формирования личности детей и подростков

АНО «Психологическая служба «Семейное благо»», Москва, Россия

С началом периода внедрения либеральных идей в российское общество семья и школа практически полностью сняли с себя обязанность воспитания детей и подростков. Вместе с этим процесс воспитания был фактически заменен процессом социализации, связанным с информатизацией всех сфер российской жизни. Неограниченный доступ к интернету и социальным сетям позволили детям и подросткам осваивать жизнь виртуально, не опираясь на личный опыт общения и практической деятельности.

Теперь, спустя 30 лет, стало понятно, что естественное стремление ребят к «взрослости», подпитанное интернетом, но не подкрепленное фактическим опытом освоения духовной и культурной традиции жизни в обществе, формирует лишь «суррогаты зрелости». У них появляется стремление к самостоятельности без понимания ответственности за свои дела и поступки, склонность к риску — без анализа и рассуждения, готовность потреблять помощь и заботу старших — без проявления благодарности и уважения к ним. Тем самым в сознание детей и подростков была внесена опасная, соблазнительная либеральная идея о возможности стать взрослым, освободившись от «всего»: обязательств, осмысления жизни и освоения традиций жизни предшествующих поколений людей.

С нашей точки зрения, это обстоятельство вызвало ощутимую разбалан-сировку в психическом развитии детей и подростков, увеличило склонность к их невротизации и формированию акцентуаций в структуре личности.

Как известно, процесс социализации следует отличать от процесса воспитания. Социализация совершается стихийно, неупорядоченно. Она не позволяет защитить детей и подростков от вредных влияний социума. Воспитание предполагает осуществление целенаправленных психолого-педагогических воздействий родителей и педагогов на сознание растущего ребенка с целью формирования в структуре его личности устойчивых критериев духовно-нравственного выбора внешних воздействий, которые не только не повредят ему в последующей жизни, но и позволят стать проводником его добрых чувств, настроений и благородных поступков. Противодействовать вредным воздействиям социума ребенок сможет только при условии, что у него будет выработан «нравственный иммунитет» против зла, с которым он сталкивается в обществе. Семья является той духовно-нравственной и социально-психологической средой, в которой закладывается и формируется «ядро» человеческой личности, через призму которого впоследствии преломляется влияние социума на психическое и личностное развитие ребенка.

Заметим, что противостояние личности к влиянию окружающего мира является одной из фундаментальных проблем онтологии человеческого бытия. Как известно, «Мир весь во зле лежит» [1]. Христос говорил своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» [2]. Спаситель приходил в этот мир, чтобы указать людям тот путь, благодаря которому можно не только не участвовать в делах тьмы, но и побеждать ее христианским подвигом смирения, терпения и самоотверженной любви. Христианский образ жизни, избранный человеком сознательно и добровольно, дает человеку мужество противостояния злу и формирует готовность активно творить добро. «Отвратись от зла и сотвори благо» [3] — таковы нравственные принципы бытия полноценной, духовно здоровой личности, обозначенные еще в Священных текстах Ветхого Завета.

Утрата христианских семейных ценностей вызвала в России крайне тяжелый и затяжной кризис семейной жизни. В последние тридцать лет многие российские семьи уже распались или длительное время находятся в состоянии «угрозы развода». Вследствие этого дети и подростки становятся «сиротами при живых родителях». Родительская нелюбовь, холодность, безразличие и раздражение калечат детские души, являются травмирующими факторами для психического развития детей и формирования у них полноценной личности. В нашей стране — огромное множество детей, которые ощущают себя одинокими и ненужными своим родителям.

Как показывают семейные психологические консультации, если ребенок чувствует, что он обделен родительской любовью, одинок, беспомощен, отвержен отцом и матерью, его психика становится очень тревожной и уязвимой [4, 5]. В его душе поселяются уныние, неуверенность в себе, болезненная ранимость. Самооценка ребенка падает, уровень развития познавательных способностей резко снижается, чувственно-эмоциональная сфера становится уплощенной, характер — взрывным, агрессивным. Обиженные на собственных родителей, «недолюбленные» и одинокие дети ищут возможность заявить им свой протест. В подростковом возрасте ребята совершают неожиданные, непредсказуемые и рискованные поступки, которые заставляют родителей страдать и сильно нервничать. Некоторые родители даже утверждают, что они боятся собственных детей-подростков и не понимают, чего им, собственно, надо. Многие дети и подростки начинают хамить родителям и учителям, воровать, выпивать, курить, уходят на улицу в дурную компанию, начинают прогуливать школу, увлекаются компьютерными играми и наркотиками.

Испытывая дефицит доверительного общения с родителями, ребенок сбивается с нормального жизненного ритма: чаще всего он отстает в психическом развитии, плохо успевает в школе, становится нарушителем дисциплины, хулиганом или «изгоем» среди сверстников. Вследствие того, что ребенок, оставленный без поддержки родителей, как правило, очень «закомплексован» и не уверен в себе, он чувствует себя глубоко несчастным и заброшенным. Когда другие дети задевают или обижают такого ребенка, он отвечает им раздражением и выраженной агрессией. Эта духовная надломленность, вызванная тем, что процесс воспитания в семье шел не так, как нужно, нередко при-

водит к тому, что ребенок разрушает себя изнутри, получая невроз, психоз, клиническую депрессию, которая иногда, к сожалению, заканчивается суицидом или отчаянной протестной реакцией с применением оружия по отношению к своим обидчикам-одноклассникам. Последний случай, произошедший в 2023 году в школе-гимназии г. Брянска, показывает, что на реакцию ожесточенной расправы со сверстниками способны не только юноши, но и девушки.

Как известно, агрессия всегда вырастает на почве переживания собственной слабости, беззащитности и отверженности. «Трудные дети», которые ведут себя дерзко и агрессивно, имеют, как правило, израненные, хрупкие души. Они буквально «окрадены» родительской любовью и являются объектами буллинга со стороны сверстников. Им действительно очень трудно живется. Но никто не догадывается посмотреть на них не снаружи, а изнутри их жизненного мира. Беда заключается в том, что с «трудными детьми» не умеют взаимодействовать и не хотят работать педагоги. Педагоги, как правило, стараются отстраниться от общения с ними, требуя от родителей принять необходимые «воспитательные» (точнее, репрессивные) меры по отношению к детям. Таким образом, круг замыкается. Получив нарекания от школьных педагогов, родители, как правило, не могут скрыть своего негодования и возмущения в адрес детей. Очень многие ребята на консультации жалуются, что родители их порют ремнем до синяков, отнимают любимые гаджеты, отключают доступ в интернет, запрещают гулять и общаться с друзьями. Стоит ли говорить, что подобные репрессивные меры воспитания никогда не приносят положительных результатов. Родители, которые не поддерживают своих детей в трудных жизненных ситуациях, а лишь солидаризируются с негативным мнением педагогов, еще больше усугубляют скрытые обиды и тяжелые переживания своих детей, связанные с ощущением своего одиночества и отверженности.

Существует общее родительское заблуждение: чтобы дети были послушны, нужно требовать от них строгого соблюдения дисциплины и сурово наказывать их за нарушения установленных правил. Эту точку зрения, к сожалению, разделяют и православные родители. Однако важно подчеркнуть, что репрессивные методы воспитания лишь обнажают родительскую беспомощность перед трудностями взросления детей и их педагогическую «некомпетентность» [6]. У христианской педагогики есть своя дисциплина, так называемая «дисциплина любви» [7]. Опыт показывает, что если родители обращаются с ребенком правильно, любят его безусловной любовью и принимают его таким, каков он есть, с учетом возрастных особенностей, то им нетрудно добиться от ребенка выполнения каких-то дисциплинарных правил и обязательств. Важно уметь выстраивать с детьми дружелюбные, искренние, открытые и доверительные взаимоотношения, позволяющие детям объяснить свои душевные переживания и причины поведенческих срывов. Личный пример родителей, их рассудительность и духовная зрелость, по мнению святых отцов Православной Церкви, являются главными факторами правильного воспитания детей.

Заметим, что в современных условиях далеко не все люди, которые сейчас активно воцерковляются и постоянно посещают богослужения, умеют

выстроить доброжелательные и доверительные отношения со своими детьми. Этому можно и нужно учиться при помощи советов и наставлений священников, чтения православной литературы, книг по возрастной психологии и педагогике [8], опираясь на содействие педагогов воскресных школ или православных гимназий, которые целенаправленно работают с семьей. Огромную помощь в деле воспитания детей может оказать и семейная психологическая консультация православного специалиста, направленная на преодоление внутрисемейных конфликтов и проблем, связанных с воспитанием детей. Она избавляет родителей от опасности принятия прямолинейных и жестких решений, а также дает возможность сформировать духовно здоровую атмосферу семейной жизни, в которой образуется душевная связь с растущим ребенком. Только тогда для родителей откроется возможность распознать те глубокие чувства и переживания, которые ребенок таит в своей душе. Родители должны иметь душевную чуткость и тонкую духовно-нравственную интуицию для того, чтобы найти правильный подход к ребенку, особенно к тому, который проявляет себя в данный момент «не так, как все дети» [9, 10]. По мнению святых отцов Церкви, важно помнить, что задача родителей не подавлять личность детей и подростков, а создавать условия для их правильного, духовного и нравственного развития и совершенствования.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз подчеркивал, что формирование духовного суверенитета нашей страны предполагает переход к новому качеству жизни людей, основанному на возрождении христианской культуры взаимоотношений между людьми и христианских семейных ценностей. Отрадно, что семейный очаг, как оплот стабильности общественной и государственной жизни, в 2024 году опять будет являться главным предметом попечения Церкви и государства, поскольку этот год объявлен Президентом РФ Годом семьи.

Мы убеждены, что укрепление и созидание семьи как некоего духовного целого, как первичной социокультурной среды, формирующей личность человека, должно быть отнесено к числу приоритетных социальных задач, от которых зависит, в конечном счете, благосостояние общества, а также психическое здоровье наших детей.

Список литературы

1. 1-е послание Иоанна. 5:19.

2. Евангелие от Иоанна. 16:33.

3. Псалтирь. 33:15.

4. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. М.: Русский Хронограф, 1998. 480 с.

5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование // Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 62. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 208 с.

6. Мошкова И.Н. Поиск путей преодоления «некомпетентности» в вопросах семейной жизни // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 4. М.: Сретенский ставропигиальный монастырь, 2013. С. 432-452.

7. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. СПб: Знаки, 2001. 191 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2008. 347 с.

9. Мошкова И.Н. Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми // Трудный возраст. Что нам делать с трудными детьми? М.: Образ, 2006. С. 80-87.

10. Мошкова И.Н. Духовно-нравственная и психолого-педагогическая поддержка современной семьи — новый вид социального и миссионерского служения Церкви // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 1. М.: Сретенский ставропигиальный монастырь, 2010. С. 503-526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.