УДК 159.928.23
Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365
Оригинальная статья
Роль семьи в развитии творческого мышления подростков
Т. В. Ледовская
Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3134-1436
Аннотация. Введение. Статья посвящена определению роли семьи в развитии творческого мышления подростков.
Методы исследования. Тест креативности Э. П. Торренса, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс. С. Кауфман; опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.
Результаты исследования. В статье выявлены и проинтерпретированы взаимосвязи показателей родительского отношения с компонентами творческого мышления подростков. Показано, что в семьях, в которых родители интересуются делами и планами ребёнка, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ему и верят в его силы, будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Также эмпирически установлено, что высокие значения компонентов творческого мышления достигаются при отсутствии враждебности и конфликтов в семье. Вместе с тем отмечено, что в подростковом возрасте важно, чтобы родители не требовали подчинения своему авторитету, поощряли сомнения ребёнка и разрешали совершать ошибки. Доказано, что состав семьи оказывает влияние на развитие творческого мышления подростков: в полных семьях показатели творческого мышления выше при использовании стиля родительского
отношения «кооперация», а в неполных - «принятие/отвержение» и «контроль». В целом показатели «беглость», «оригинальность», «разработанность» и общий уровень творческого мышления оказываются больше развиты у подростков из полных семей. Заключение. Полученные результаты указывают на то, что необходимо организовывать работу с родителями, направленную на просвещение в вопросах взаимодействия с подростками.
Ключевые слова: способности, творческое мышление, семья, междисциплинар-ность, родительское отношение, подростки
Для цитирования: Ледовская Т. В. Роль семьи в развитии творческого мышления подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 356-366 Б01: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365
© Ледовская Т. В.
356 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 356-365
The Role of the Family in the Development of Creative Thinking of Adolescents
Tatyana V. Ledovskaya
K. D. Ushinsky, Yaroslavl State Pedagogical University Yaroslavl
Original article
Abstract. Introduction. The study presented in the paper seeks to determine the role of the family in the development of creative thinking in adolescents.
Research methods. The research employs the creativity test by E. P. Torrens, Kinetic drawing of the family by R. Burns. S. Kaufman; and the test questionnaire of parental attitude by A. Ya. Varga, V. V. Stolin.
The results of the research. The study reveals and interprets correlations between the indicators of parental education and components of creative thinking in adolescents. Findings show that the families in which parents are interested in the affairs and plans of children, encourage their initiative and independence, trust them, and believe in their strength, creative thinking of children will be highly developed. It has also been empirically established that high values of the creative thinking components are achieved in the absence of hostility and conflict in the family. The study also notes that it is important for adolescents that parents require no obedience to their authority but encourage doubts in children and allow mistakes. It has been proved that family composition influences the development of creative thinking in adolescents. Nuclear families show higher creative thinking indicators when following the parental attitude style of Cooperation, while these indicators for incomplete ones are higher in the cases of Acceptance/Rejection and Control parental attitude styles. In general, the indicators "fluency", "originality", "readiness", and general level of creative thinking are more developed in adolescents from nuclear families.
Conclusion. The results obtained indicate that it is necessary to organize work with parents to educate them about interaction with adolescents.
Keywords: abilities, creative thinking, family, interdisciplinary, parental attitude, adolescents
For citation: Ledovskaya T. V. The role of the family in the development of creative thinking of adolescents. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2021; 15(3):356-365. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365 (In Russ.).
Введение
Рассматривая вопрос о роли семьи, семейного воспитания в развитии творческого мышления подростков, мы исходим из позиции о том, что творческие способности базируются не только на индивидуальных задатках и склонностях, но и на основе той общественной среды, в которой воспитывается и развивается человек, то есть происходит историческая, эстетическая, художественная преемственность. Но основная проблема, возникающая в подростковом возрасте, - это проблема взаимоотношений с родителями. В период пубертата ребёнок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Противоречивость подросткового возраста заключается в том, что родители зачастую неспособны уловить перемены, происходящие в их детях, а, по сути, должны не просто обратить внимание на это, но ещё и переменить своё поведение и отношение к ним, в том числе и в контексте развития творческих способностей и творческого мышления своих детей.
Семья, как и прежде, остаётся основным институтом социализации, в котором про-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
357
исходит когнитивное и личностное развитие ребёнка. Посредством современных терминов можно сказать, что семья накапливает и развивает способности детей, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала. Родители, вкладывая свои ресурсы (время, материальные средства, мысли, образцы поведения, желания, притязания, отношение), тем самым инвестируют в человеческий капитал детей, которые в будущем будут представлять экономическую основу государства в целом.
С изучением способностей вообще и творческого мышления в частности, а также природы креативности связаны работы зарубежных и отечественных учёных: Дж. П. Гилфорда, Р. Стернберга, Э. Торренса, 3. Фрейда, Б. Г. Ананьева, В. Н. Дружинина, М. М. Кашапова, Н. С. Лейтеса, В. И. Панова, А. В. Петровского, С. Л. Рубишн-тейна, Б. Г. Теплова, М. А. Холодной, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич, М. Г. Ярошев-ского и т. д.
Определяя творческое мышление, мы соглашаемся с М. М. Кашаповым, который отмечает, что «творческий характер мышления предполагает видение проблемы, постановку и разрешение возникшего противоречия, умение анализировать творческие пути возможного решения проблемы, избирая наиболее предпочтительный из них» [1, с. 6].
Трудности формирования творческого мышления в учебно-воспитательном процессе связаны с отсутствием единой системы психологического знания о его природе, структуре, факторах, оказывающих влияние. В целом В. Н. Дружинин писал, что творческое мышление, креативность развивается только в том случае, когда для этого созданы благоприятные условия, одним из которых является среда: образовательное пространство и особенности семейного воспитания.
Связь родительского отношения, воспитания изучается в отношении разных возрастных групп детей: младшие школьники, подростки, юноши. Так, C. Yildiz, T. G. Yildiz изучали взаимосвязь творческого мышления дошкольников с особенностью психологической атмосферы в семье c уровнем образования родителей [2] и доказали, что показатели креативности выше у детей с хорошим климатом в семье. Было также установлено, что показатели беглости и развития творческого мышления у девочек выше, чем у мальчиков, а общий показатель навыков творческого мышления у детей отличается в пользу детей с отцами с высшим образованием. D. M. Jankowska и M. Karwowski изучают социально-экономический статус семьи и роль родителей в развитии творческого мышления младших школьников и доказывают, что статус семьи влияет на первоначальные (стартовые) показатели творческого мышления детей, однако не оказывает влияние на его дальнейшее развитие [3].
Взаимосвязь творческого мышления старшеклассников и особенностей родительского воспитания изучали J. Gralewski и D. M. Jankowska. Их результаты показали, что аспект признания родителями ведущей роли самостоятельности и автономии подростков слабо, но положительно связан с творческой эффективностью детей и развитием их творческих способностей [4]. W. M. Bart, B. Hokanson, I. Sahin, M. A. Abdelsamea также, изучая, возрастную категорию средних и старших школьников, делают вывод о том, что показатели творческого мышления оказываются выше у девушек, а не у юношей [5].
М. В. Глебова указывает на то, что труды отечественных педагогов и психологов (Е. Л. Григоренко, В. Н. Дружинина, Б. Кочубея, A. M. Матюшкина, Д. В. Ушакова и др.) говорят о решающем влиянии семьи на развитие креативности детей. В своей работе она приводит результаты эмпирического исследования, в котором видно, что наиболее высокий уровень креативности проявляют подростки с доверительным стилем взаимоотношений с матерью [6, с. 223]. Более того, автором была определена большая роль бабушек при развитии креативности ребенка, по сравнению с его родителями. «Воспитание детей бабушками формирует у них способность открыто и свободно са-
358 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 356-365
мовыражаться, что повышает у ребёнка самооценку, позволяет самостоятельно осуществлять выбор во всём, так как бабушки охотно и наиболее полно удовлетворяют желания и потребности своих внуков» [6, с. 222].
В то же время М. О. Зубова и Е. Г. Суркова доказали, что «семейное окружение повышает уровень реализации креативного потенциала, но подросток в меньшей степени открыт для помощи со стороны близких людей и ориентирован на свой внутренний мир» [7, с. 58].
Б. Р. Лившиц отмечает огромное значение семьи в развитии творческого мышления подростков, но только при условии «гармонизации родительско-детских отношений, основанных на свободе, принятии, понимании, правдивости» [8, с. 22]. Автор отмечает, что в условиях семьи возможно развивать креативность и творчество подростка только в обстановке «безопасности, безоценочности, добровольности, обратной связи, активности, диалогизации взаимодействия» [8, с. 23].
Таким образом, проблема, представляющая интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, может быть выражена вопросом: «Каким образом семья может оказывать влияние на развитие творческого мышления подростков?» В связи с этим обозначим цель исследования: определение роли семьи в развитии творческого мышления подростков. В контексте поставленной цели выделяем следующие исследовательские задачи: 1) установить взаимосвязь родительского отношения с показателями творческого мышления подростков; 2) определить особенности творческого мышления подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.
Методы исследования
Тест креативности Э. П. Торренса; проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман; опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина; анкета для родителей «Сведения о семье». Методы обработки данных: критерий г-Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ по критерию Б-Фишера, и-критерий Манна-Уитни. База исследования: исследование проводилось в МОУ Гимназия г. Переславля-Залесского Ярославской области, в котором принимали участие 117 подростков в возрасте от 10 до 15 лет, 5-9 классы. А также по одному из родителей подростков в количестве 117 человек. Общий объём выборки - 234 человека.
Результаты исследования
1. Определить взаимосвязь родительского отношения с показателями творческого мышления подростков.
На первом этапе исследования мы проводили корреляционный анализ особенностей родительского отношения с показателями творческого мышления подростков. Исходя из рис. 1, можно сказать о том, что большее количество сильных взаимосвязей с уровнем творческого мышления у компонентов родительского отношения - «принятие/отвержение» (£=4) ребёнка, «кооперация» (£=5) и «отношение к неудачам ребёнка» (£=4) (причём отношение к неудачам ребёнка образует отрицательные корреляции с показателями творческого мышления). Что позволяет сделать выводы: в семьях, в которых родители интересуются делами и планами ребёнка, стараются быть с ним на равных, поощряют инициативу и самостоятельность ребёнка, доверяют ему и верят в его силы и возможности, будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Интерпретируя полученный результат, мы можем предположить, что в условиях семьи триггером для развития творческого мышления, именно в подростковом возрасте, будет являться обстановка, в которой родители не требуют подчинения своему авторитету, поощряют сомнения и разрешают детям совершать ошибки [9].
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
359
Рис. 1. Взаимосвязь родительского отношения и показателей творческого мышления у подростков
Fig.l. The relationship between parenting and indicators of creative thinking in adolescents
Примечание: Б - беглость; О - оригинальность; АН - абстрактность названия; СЗ - сопротивление замыканию; Р - разработанность; П/О - принятие/отвержение ребёнка; Ко - кооперация; С - симбиоз; К - контроль; ОКН - отношение к неудачам ребёнка;
--положительные корреляции (p<0,05);
- - положительные корреляции ( p<0,01);
--положительные корреляции (p<0,001);
--------отрицательные корреляции (p<0,05);
------ отрицательные корреляции (p<0,01);
— — - отрицательные корреляции (p<0,001).
^^^ - показатели родительского отношения.
- показатели творческого мышления.
На следующем этапе исследования были изучены взаимосвязи симптомокомплек-сов отношений в семье (по методике «Кинетический рисунок семьи») с выраженностью творческого мышления у подростков (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь симптомокомплексов детско-родительских отношений с выраженностью творческого мышления у подростков
Fig. 2. The relationship between symptom complexes of parent-child relations and the extent of creative thinking in adolescents
Примечания: Б - беглость; О - оригинальность; АН - абстрактность названия; СЗ - сопротивление замыканию; Р - разработанность; БСС - благоприятная семейная ситуация; Т- тревожность; КВС - конфликт в семье, ЧНВСС - чувство неполноценности в семейной ситуации, ВВСС - враждебность в семейной ситуации.
360 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 356-365
Можно сказать о том, что большее количество сильных взаимосвязей с уровнем творческого мышления у симптомокомплексов детско-родительских взаимоотношений «конфликт в семье» (£=4), «чувство неполноценности в семейной ситуации» (£=3) и «враждебность в семейной ситуации» (£=3). Все выявленные корреляции являются обратными, что позволяет сделать вывод о том, что в семьях с низким уровнем враждебности, с редкими конфликтами, со спокойной атмосферой в семье у подростков будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Полученный результат согласуется с результатами зарубежных коллег (J. Guo, J. Zhang, W. Pang) и показывает, что в условиях открытости и «психологического тепла» ребёнок раскрывается в полной мере, что способствует развитию его творческих способностей [10].
На последнем этапе решения этой задачи был проведён однофакторный дисперсионный анализ при помощи критерия F-Фишера с целью определения степени влияния особенностей родительского отношения на творческое мышление подростков. Оказалось, что практически все стили родительского отношения оказывают разнонаправленное влияние на развитие творческого мышления детей. Так, оказывают положительное влияние «принятие ребёнка» F=2,712 при р<0,001, «кооперация» F=9,382 при р<0,001 и «симбиоз» F=3,609 при р<0,01. «Отношение к неудачам ребёнка» F=6,607 при р<0,001 имеет отрицательное влияние. Родительский «контроль» F=2,712 при р>0,05 не играет роли в становлении творческого мышления подростков, так как творческое мышление - это, в первую очередь, инициатива ребёнка, проявление его индивидуальности. Полученные результаты согласуются с данными коллег (И. Г. Боргоякова), которые ранее указывали, что основное условие для развития творчества - самостоятельность ребёнка, его организующее начало; взрослый должен уделять подростку достаточное внимание, проявлять к нему искренний интерес, но не устраивать жёсткий контроль за ним [9].
2. Определить особенности творческого мышления подростков, воспитывающихся в семьях разного типа.
Далее было проведено изучение взаимосвязи родительского отношения с выраженностью уровня творческого мышления у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Сводные результаты анализа корреляций представлены в рис. 3, табл.
ния у подростков
Примечание: а) полная семья б) неполная семья.
Rice. 3. The relationship between parenting and indicators of creative thinking in adolescents
Note: a) complete family b) incomplete family.
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
361
Таблица
Основные показатели взаимосвязи родительского отношения с уровнем творческого мышления в полных и неполных семьях
Table
The main indicators of the relationship between parental attitude and the level of creative thinking in nuclear and single-parent families
№ Основные показатели Полная семья Неполная семья
1 Количество показателей родительского отношения, связанных с творческим мышлением 4 5
2 Количество показателей творческого мышления, связанных с родительским отношением 5 4
3 Общее количество связей компонентов РО и ТМ 13 13
4 Количество сильных связей (р<0,01) 9 9
Анализируя данные, полученные в группах подростков из полных и неполных семей, мы можем сделать следующие выводы: в неполной семье все компоненты родительского отношения образуют взаимосвязи с показателями творческого мышления, а в полной семье отсутствует корреляция «Симбиоза» и творческого мышления. Объясняется полученный результат тем, что в неполной семье родитель (преимущественно мать) стремится всегда быть ближе к ребёнку, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, в большей степени удовлетворяют его основные разумные потребности, ограждает от неприятностей, и, следовательно, такого рода слияние оказывает положительную роль в становлении и развитии творческого мышления подростка.
У подростков из полных семей наибольшее количество связей с показателями творческого мышления образует «кооперация», то есть, чем больше родители проявляют интерес к начинаниям ребёнка, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу, тем выше будет уровень развития творческого мышления. В неполной семье - базовые показатели родительского отношения - «принятие/отвержение» и «контроль». Остальные показатели родительского отношения и их связь с творческим мышлением идентичны для обеих семей, значит, мы делам вывод о том, что полученные тенденции характерны для всех типов семей, независимо от её состава и функциональной целостности.
Для дополнительной верификации гипотезы об имеющихся различиях творческого мышления подростков в семьях разного типа мы провели сравнение изучаемых компонентов по непараметрическому критерию и-Манна-Уитни. Оказалось, что показатели «беглость» (И=1120,000 при р<0,01), «оригинальность» (И=1117,000 при р<0,01), «разработанность» (И=1088,000 при р<0,01) и общий уровень творческого мышления (И=1066,000 при р<0,01) оказываются больше развиты у подростков из полных семей. Полученный результат, возможно, объясняется тем, что на развитие творческого мышления детей подросткового возраста ключевое влияние оказывают гармоничные детско-родительские отношения, в основе которых лежит принятие родителями себя, ребёнка; развитая эмпатия, а выполнение этих условий во многом зависит от психологического состояния и благополучия родителей, которого не всегда возможно достичь в условиях неполной семьи (Б. Р. Лившиц).
Заключение
Таким образом, исследование показало влияние семьи на развитие творческого
362 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 356-365
мышления у подростков: принятие ребёнка, отсутствие чрезмерного контроля, адекватное отношение к неудачам - обязательное условие развития творческих способностей детей. Активная и открытая позиция родителей, участие в воспитании детей всех членов семьи, общение с родителями обоих полов обеспечивают успешное развитие когнитивного развития вообще и творческого мышления в частности. В семьях с низким уровнем враждебности, с редкими конфликтами, со спокойной атмосферой; где родители интересуются делами и планами ребёнка, стараются быть с ним на равных, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ему и верят в его силы и возможности, будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Наиболее благоприятные условия для развития практически всех компонентов творческого мышления создаются в условиях полной семьи. Результаты исследования согласуются с результатами зарубежных коллег, полученными ими применительно к дошкольному возрасту [10].
Полученные результаты указывают на то, что необходимо организовывать работу с родителями, направленную на психологическое просвещение в вопросах взаимодействия с подростками, ведь именно в подростковом возрасте необходимо поддерживать творческую инициативу детей и перестраивать организованное ранее взаимодействие с ребёнком.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного
проекта № 19-29-07156
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Кашапов М. М. Психология творческого мышления : Учебное пособие. Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИН-ФРА-М», 2017. 436 с. DOI 10.12737/22371.
2. Yildiz C., Yildiz T. G. Exploring the relationship between creative thinking and scientific process skills of preschool children [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100795
3. Jankowska D. M., Karwowski M. Family factors and development of creative thinking [Electronic resource] // Personality and Individual Differences. 2019. Vol. 142. Рр. 202-206 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.07.030
4. Gralewski J., Jankowska D. M. Do parenting styles matter? Perceived dimensions of parenting styles, creative abilities and creative self-beliefs in adolescents [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 38. URL: https://www.sciencedi-rect.com/science/article/abs/pii/S1871187120301838 (accessed: 12.04.2021); https://doi. org/10.1016/j.tsc.2020.100709
5. Bart W. M., Hokanson B., Sahin I., Abdelsamea M. A. An Investigation of the Gender Differences in Creative Thinking Abilities Among 8th and 11th Grade Students [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2015. Vol. 17. Рр. 17-24. URI: http://hdl.handle. net/20.500.12416/3726 (accessed: 22.03.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.03.003
6. Глебова М. В. Влияние средовых факторов на развитие интеллекта и креативности // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 220-223.
7. Зубова М. О., Суркова Е. Г. Взаимосвязь уровня креативности и особенностей оценок родительской воспитательной практики у подростков // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2014. № 11. С. 55-59.
8. Лившиц Б. Р. Развитие креативности подростка в семейной студии: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2003. 24 с.
9. Боргоякова И. Г. Роль семьи в развитии креативности у детей // Педагогика люб-
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
363
ви : материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Х Волковские этнопедагогические чтения», Горно-Алтайск, 28-30 апреля 2016 года. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. 2016. С. 61-63.
10. 10. Guo J., Zhang J., Pang W. Parental warmth, rejection, and creativity: The mediating roles of openness and dark personality traits [Electronic resource] // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 168. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0191886920305602?via%3Dihub (accessed: 20.02.2021); https://doi.org/10.1016/j. paid.2020.110369
References
1. Kashapov M.M. Psikhologiya tvorcheskogo myshleniya [Psychology of creative thinking] Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy tsentr INFRA-M» [Scientific and Publishing Center INFRA-M], 2017. 436 р. (In Russian). DOI: 10.12737/22371
2. Yildiz C., Yildiz T.G. Exploring the relationship between creative thinking and scientific process skills of preschool children [Electronic resource]. Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S 1871187121000109?via%3Dihub (accessed: 15.01.2021). (In English); https://doi. org/10.1016/j.tsc.2021.100795
3. Jankowska, D.M., Karwowski M. Family factors and development of creative thinking. Personality and Individual Differences. Vol. 142. 2019. Pр. 202-206. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886918304252?via%3Dihub (accessed: 15.01.2021). (In English); https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.07.030
4. Gralewski J., Jankowska D. M. Do parenting styles matter? Perceived dimensions of parenting styles, creative abilities and creative self-beliefs in adolescents. Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 38. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100709 (accessed: 12.04.2021); (In English).
5. Bart W.M., Hokanson B., Sahin I., Abdelsamea M.A. An investigation of the gender differences in creative thinking abilities among 8th and 11th grade students. Thinking Skills and Creativity. Vol. 17. 2015. Pр. 17-24. Available at: https://doi.org/10.1016/j. tsc.2015.03.003 (accessed: 22.03.2021) (In English).
6. Glebova M.V. Vliyanie sredovykh faktorov na razvitie intellekta i kreativnosti [Impact of environmental factors on the development of intelligence and creativity] // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2016. No. 4-2. Pp. 220-223. (In Russian).
7. Zubova M.O., Surkova E.G. Vzaimosvyaz' urovnya kreativnosti i osobennostey otsenok roditel'skoy vospitatel'noy praktiki u podrostkov [Correlation between the level of creativity and the specific features of assessments of parental educational practices in adolescents] Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific works of Moscow Humanities University], 2014. No. 11. Pp. 55-59. (In Russian).
8. Livshits B.R. Razvitie kreativnosti podrostka v semeynoy studii. Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [Development of teenage creativity in a family studio. Cand. ped. sci. diss. abstr.] Voronezh, 2003. 24 p. (In Russian).
9. Borgoyakova I.G. Rol' sem'i v razvitii kreativnosti u detey [The role of the family in the development of creativity in children] «Pedagogika lyubvi»: materialy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii «X Volkovskie etnopedagogicheskie chteniya» [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference of Gorno-Altaisk State University "Pedagogy of love: X Volkovsky Ethnopedagological Lectures", April 28-30]. Gorno-Altaysk, 2016. Pр. 61-63. (In Russian).
10. . Guo J., Zhang J., Pang W. Parental warmth, rejection, and creativity: The mediating roles of openness and dark personality traits. Personality and Individual Differences. Vol. 168. 2021. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/
364 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 356-365
abs/pii/S0191886920305602?via%3Dihub (accessed: 20.02.2021); (In English); https://doi. org/10.1016/j.paid.2020.11036910
Татьяна Витальевна Ледовская
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского 150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, 108/1 тел.: +7(4852)302842
Tatyana V Ledovskaya
Candidate of Sciences (Psychology), associate professor of the Chair of Pedagogical Psychology
K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University
108/1 Respublicanskaya St, Yaroslavl, Russia, 150000
tel.: +7 (4852)302842
Статья поступила в редакцию 31.05.2021 г., одобрена после рецензирования 27.08.2021, принята к публикации 30.08.2021
SECTION "PSYCHOLOGICAL SCIENCES"
365