Научная статья на тему 'Роль семьи в интеграции людей с ограниченными возможностями'

Роль семьи в интеграции людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
880
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СЕМЬЯ / ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / FAMILY / THE POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И.

Статья раскрывает возможности семьи в процессе интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Авторы рассматривают общественно-значимые функции семьи как общественного института социализации, социокультурной интеграции и реабилитации ЛОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family into integration of the people with disability

The paper reveals the possibility of the family in the process of integration of the people with disabilities into society. The authors consider socially important functions of the family as a public institution of socialization, socio-cultural integration and rehabilitation of the BWT.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в интеграции людей с ограниченными возможностями»

УДК 376 (075)

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

РОЛЬ СЕМЬИ В ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Статья раскрывает возможности семьи в процессе интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Авторы рассматривают общественно-значимые функции семьи как общественного института социализации, социокультурной интеграции и реабилитации ЛОВ.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, социально-культурная интеграция, семья, потенциал социально-культурной деятельности, социокультурная реабилитация.

_THE ROLE OF THE FAMILY INTO INTEGRATION OF THE PEOPLE WITH DISABILITY.

The paper reveals the possibility of the family in the process of intégration of the people with disabilities into society. The authors consider socially important functions of the family as a public institution of socialization, socio-cultural integration and rehabilitation of the BWT.

Keywords: People with disabilities, socio-cultural integration, the family, the potential of socio-cultural activities, socio-cultural rehabilitation.

Сегодня Россия активно включилась в решение проблемы интеграции людей с ограниченными возможностями в социум. Принятые в последнее десятилетие российские законодательные акты по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всём мире, направлены на создание условий для интеграции в общество таких людей, обеспечивая для них равные возможности в сфере получения услуг, информации, образования и воспитания, профессиональной деятельности. Социально-био-логическая природа семьи выступает опосредующим звеном процесса освоения социальных норм, адаптации к социокультурным особенностям среды и в целом, интеграции личности в общество. Личности с ограниченными возможностями как правило оторванной от активной общественной жизни, необходим тот мостик связи с общественной жизнью, которым как правило, прежде всего, становится семья и учреждения социокультурной реабилитации, которые к сожалению не могут уделить достаточно разностороннего внимания таким людям. Безусловное преимущество семьи в данном процессе очевидно. Успешная реабилитация ЛОВ напрямую зависит от социального статуса, материального обеспечения, уровня образования, культурных так как она отличается наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Важнейшим условием способствующим интеграции личности с ограничениями здоровья является психологический климат семьи, устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением [6]. По утверждению известного ученого Лесгафта П.Ф., в семье приобретаются навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщаются к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. [7]

Семья не просто социальная группа - это, прежде всего, общественный институт, в котором каждый ее член выполняет социальную роль (отца, матери, ребенка, старшего товарища и т.д.) и занимает в ней соответствующее положение - статус, с вытекающими из него правами и обязанностями. Ответственность за социализацию и жизнеобеспечение семьи могут выполнять не только отец или мать, но и другие члены семьи - бабушки, дедушки, старшие братья и сестры и др.

Семья, как и любой другой институт, скрепляется системой власти, взаимоответственности и психологической близости [5].

Для того чтобы такая семья воспитывающая инвалида приобрела уверенность и стабильность, могла успешно выполнять свои социально значимые функции, необходима всесторонняя поддержка и содействие как государственных так и общественных структур: содействие развитию личности, реализации его способностей и возможностей, обеспечение позитивных изменений в образе его жизни, а, в конечном счете - его интеграции в общество. В содержание процесса интеграции должны быть включены образовательные и воспитательные функции. Любой первичный дефект инвалида нарушает всю систему его психической деятельности, поэтому необходимо включать виды деятельности, стимулирующие саморазвитие личности, расширяющие его социальный и культурный кругозор. Важно, чтобы в данном процессе были максимально использованы потенциальные возможности каждой личности с ограниченными возможностями, раскрыта его индивидуальность, определяемые биологическими, физическими особенностями, социально-психологической

структурой его личности, созданы условия для реализации его интересов и способностей. Очень важен в данном процессе статус семьи, который формируется из множества факторов. Так, МАГалагузова, определяя разные уровни статуса семьи обращает внимание на то, что благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий [2].

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, испытывает множество проблем разного характера, сложно и достаточно легко преодолимых, однако особенно тяжело преодолеваются трудности психо-эмоционального характера. Мы пытаемся в рамках данной статьи вскрыть лишь некоторые аспекты данной проблемы. Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - это показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания личности, его высокой эмоциональной культуры.

Одним из важнейших компонентов в процессе интеграции семьи, воспитывающей ЛОВ, является уровень общей культуры семьи, уровень образования членов семьи, бытовую, повседневная, досуговая культура семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (сохраняются семейные праздники, поддерживается устное народное творчество); обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни .

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополучный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры - низкий [3].

Особое значение в процессе интеграции ЛОВ уделяется социально-культурной реабилитации. Важной особенностью социокультурной реабилитации ЛОВ является работа с членами семьи, которым должна быть оказана квалифицированная разносторонняя помощь (консультативная, информационная, адаптивное обучение и др.). В содержание деятельности надо включать мероприятия, направленные на оказание методической и информационной помощи родителям, -беседы, собрания, массовые мероприятия, праздники, показательные занятия, встречи, тематические стенды, показ видеозаписей и др. Это обусловлено низкой информированностью родителей об особенностях ЛОВ, неадекватной оценкой его возможностей, незнанием реабилитационного потенциала социально-культурной деятельности. Более того, социокультурная реабилитация должна проходить при обязательном участии всех членов семьи.

Членам семьи ЛОВ должно быть предоставлено право не просто присутствовать при проведении медико-социальной экспертизы на этапах формирования и реализации реабилитационных программ, но и принимать непосредственное участие в этих процессах в дальнейшем.

Формами совместной деятельности детей и родителей могут быть: клубы по интересам, мастерские прикладного творчества, встречи, беседы, конкурсы, состязания, настольные игры, просмотры и обсуждения телепередач, кинофильмов, проведение семейных торжеств, выезды на природу, спортивные мероприятия. Членов семьи ЛОВ целесообразно привлекать к руководству коллективами самодеятельного художественного творчества.

Некоторые проекты целесообразно осуществлять силами семьи ЛОВ. Глубокие знания проблем инвалидности плюс определенные профессиональные знания и умения (учитель, конструктор, специалист по компьютерному программированию) позволяют им более эффективно осуществлять образовательные программы. Члены семьи работают преподавателями, ведут кружки, организуют массовые мероприятия для ЛОВ, другие выступают в роли "экспертов", осуществляют экспертизу тех социальных программ и мероприятий, которые адресованы семье. И это естественно, ибо никто не знает лучше, чем они, проблемы и запросы ЛОВ с тем или иным видом инвалидности, участвуют в изучении запросов и проблем ЛОВ, обучают новичков основам повышения качества их жизнедеятельности, инициируют создание новых программ.

Выступая в роли исполнителей проектов, семья проходит через систему консультирования и повышения квалификации. Формирование позитивной стратегии достигается путем обучения семьи наиболее эффективным методам личностного развития (как интеллектуального, психического, так и физического), оно происходит в процессе общения с семьями, которые уже прошли эту жизненную стадию.

Формой социально-культурной реабилитации ЛОВ может стать любой коллектив самодеятельного художественного творчества, любительское объединение, акция, имеющая общественное и личностное значение. Например, в любительских объединениях, клубах по интересам могут разрабатываться специальные социокультурные программы и проекты, в которые включаются интерактивные, диалоговые, игровые и другие методики ("Школы общения", "Школы независимой жизни", объединения моделирования, проективной деятельности, в том числе и социального проектирования с применением психо- и социодрамы). Информационному обеспечению реабилитационного и интеграционного процесса будут способствовать "круглые столы" по актуальным проблемам, конференции с представителями как государственных, так и общественных организаций. Социально-психологический и педагогический эффект будет иметь включение ЛОВ в деятельность общественных движений, в социально значимые акции ("Дом, в котором я живу", "Экология и мы", "Помоги мне", "Родословная дерева").

При оценке эффективности социокультурной реабилитации следует иметь в виду, что инструментальные результаты в данном случае не являются ведущими. Цель социально-культурной реабилитации - повышение уровня социальной адаптации и интеграции человека, расширение его социальных связей, восстановление его социального статуса как активного члена общества. Важными промежуточными критериями эффективности участия в соответствующих социокультурных мероприятиях являются: а) удовлетворенность ЛОВ содержанием деятельности и межличностными отношениями; б) желание расширить сферу своих занятий; в)психологическое самочувствие личности, вера в свои силы, стремление самостоятельно преодолевать свои проблемы и делиться опытом с другими.

Таким образом, потребность такого рода исследований обусловлено логикой развития социально-педагогического знания, утверждающего необходимость развития педагогических систем интеграции ЛОВ в социум.

Литература

1.Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей: Сб. статей и материалов / Под ред. Л. С. Выготского. - М., 1924. - 316 с.

2.Галагузова М.А Развитие системы подготовки социальных педагогов Российской Федерации // Социальный педагог: Подготовка и деятельность. - Челябинск, 1994.

3.Гребенников И. В. Педагогическая культура / / Семейное воспитание: Крат. словарь. - М., 1990. С. 73.

4.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / / Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

5.Петров Ю.А Социально-нравственные проблемы семейного воспитания. - М., 1984.

6.Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М., 1992. С. 81

7.Хейзинга И. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Под ред. Г.М.Тавризян. - М., 1992. - 321с.

8.Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Монография /Шамсутдинова Д.В. - Казань: Изд-во Казан. ин-та, 2001. - 256 с.

1. Voprosy vospitanija slepyh, gluhonemyh i umstvenno otstalyh detej: Sb. statej i materialov / Pod red. L. S. Vygotskogo. - M., 1924. - 316 s.

2. Galaguzova M.A Razvitie sistemy podgotovki social'nyh pedagogov Rossijskoj Federacii // Social'nyj pedagog: Podgotovka i dejatel'nost'. - Cheljabinsk, 1994.

3. Grebennikov I. V. Pedagogicheskaja kul'tura // Semejnoe vospitanie: Krat. slovar'. - M., 1990. S. 73.

4. Lesgaft P.F. Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie // Izbr. ped. soch.: V 2 t. - M., 1951. - T. 1.

5. Petrov Ju.A. Social'no-nravstvennye problemy semejnogo vospitanija. - M., 1984.

6. Satir V. Kak stroit' sebja i svoju sem'ju / Per. s angl. - M., 1992. S. 81

7. Hejzinga I. V teni zavtrashnego dnja: Per. s niderl. / Pod red. G.M.Tavrizjan. - M., 1992. - 321s.

8. Shamsutdinova D.V. Social'no-kul'turnaja integracija lichnosti v sfere dosuga. Monografija /Shamsutdinova D.V. - Kazan': Izd-vo Kazan. in-ta, 2001. - 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.