Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ И ЕЕ ОКРУЖЕНИЕ / ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РОСТ СОЗНАНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ" И "АВТОРИТАРНЫЙ" КОНТРОЛЬ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабаева Г. Р.

В данной статье отражены данные о роли семьи в формировании этнопсихологических особенностей личности детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENT CHILDREN

This article reflects data on the role of the family in the formation of ethnopsychological personality traits of adolescent children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Бабаева Г.Р., магистр психологии (виды деятельности) Бухарский институт психологии и иностранных языков

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье отражены данные о роли семьи в формировании этнопсихологических особенностей личности детей подросткового возраста.

Ключевые слова: Семья и ее окружение, высокий интеллектуальный и духовный потенциал, рост сознания, демократический" и "авторитарный " контроль, мотив.

Babayeva G.R., master of Psychology (types of activity) Bukhara Institute of Psychology and Foreign Languages

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF

ADOLESCENT CHILDREN

Abstract. This article reflects data on the role of the family in the formation of ethnopsychological personality traits of adolescent children.

Keywords: Family and its environment, high intellectual and spiritual potential, growth of consciousness, democratic" and "authoritarian" control, motive.

Введение.

Перед каждым поколением стоит задача изучать, усваивать и развивать созданные человечеством джамики-богатства, знания. Основные факторы развития личности ее выбор профессии достижение успехов в той или иной профессии издавна является одной из актуальных тем педагогики и психологической науки.

На сегодняшний день в нашей независимой стране воспитание подрастающего поколения, развитие выбор профессии помимо специалистов всех отраслей, от родителей также требуется мобилизовать свой энтузиазм и активность.В связи с этим наш Президент Ш.Эти мысли Мирзоева имеют большое значение. "Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодежь,обладая независимым мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, во всем мире могла повзрослеть, стать счастливыми людьми, которые не придут к своим сверстникам ни в какой сфере."Именно в этот период особую ответственность,помимо

непосредственных воспитателей и воспитателей,несущих ответственность за привитие в сознании детей ценностей, присущих семейному генеалогическому древу, главе семьи, семейному наследию, несут родители, являющиеся лидерами в семейной среде. Начнем наше небольшое исследование с изучения прежде всего теоретических данных о становлении, развитии личности.

Между учеными, изучавшими социальные и биологические факторы психического развития личности, всегда происходили ссоры и переговоры. Сторонники биогенетической концепции развития предполагают, что основные психические качества личности заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.Они считают, что интеллект-это аморальные черты личности, а другие генетически запрограммированы. Психологи, наблюдавшие за психическим развитием ребенка л.Б.Выготский, П.Р.Блонский, А.Валлон, Дж.Пиаже установил, что существуют сенситивно-благоприятные периоды развития, основанные на особенностях среды, в которой живет человек, роли, которую он играет в семье, когнитивных процессах, специфические черты, состояния напрямую связаны со степенью роста личности и сознания.Следовательно, из мнений ученых, изучавших социальные и биологические факторы, можно понять, что созревание личности прежде всего связано с воспитываемой семьей и окружающей ее средой, в которой она рождается и достигает совершеннолетия. Если в семье родитель с самого раннего возраста, исходя из возрастных особенностей ребенка, его возможностей и интересов, осознает его личность, индивидуальность, ребенок становится все более требовательным, стремительным к себе. Особенно в старшем детском возрасте развития, в подростковом возрасте важно, чтобы взрослые давали ребенку определенные инициативы, уважительно относились к его мнению, часто спрашивали: «что ты думаешь?"обращение к его мнению в Каине позволяет свободно мыслить, высказывать независимую точку зрения. Это правда, что родитель должен быть главным судьей в различении хорошего и плохого, правильного и неправильного в ребенке, но также важно поощрять единодушие при анализе трудностей, ошибок. Уважение к взрослым, взаимодействие, забота о судьбе и будущем детей, забота о них всегда были главными правилами семейных ценностей и ценностей.

Семья-важнейшее звено социальной среды, окружающей ребенка. Его влияние на формирование личности ребенка неимоверно велико, самостоятельность ребенка относительна, он во многом будет нуждаться в заботе и помощи взрослых. Мысль и отношение отца в этот период приобретают такую большую мотивирующую силу, что служат регулятором поведения и стимулятором психического развития.

Конечно, отношения в каждой семье уникальны и неповторимы. Однако есть и общие черты отношений между родителями и детьми. В

зависимости от того, какие методы используют родители для управления поведением детей, отношения между ними часто делятся на "демократические" и "авторитарные" контролирующие. Для "демократической" формы семейного влияния на детей характерно следующее: ребенку многое разрешено, с ребенком много общаются, к нему относятся с доверием и уважением, родители стараются не навязывать свое тривиальное преследование, вместо этого стремятся объяснить детям правила порядка в семье. Они стараются максимально отвечать на вопросы своих детей, удовлетворять их любопытство. "Авторитарная" атмосфера в семье характеризуется обилием крайних запретов в отношении детей. "Властные" родители требуют от ребенка полного подчинения. В таких семьях общение, направленное на разъяснение детям правил поведения, проводится редко.

Установлено, что в личностных особенностях детей, воспитывающихся в" авторитарных "и" демократических " семьях, будет существовать определенное различие. Дети из" демократических " семей становятся предприимчивыми, склонными к творчеству, стремящимися к лидерству, более эмоциональными в своих социальных отношениях, отрицающими конформизм (групповое; подчинение мнению). Как показали социометрические эксперименты, если атмосфера в семье теплая, отношения между родителем и ребенком строятся на демократической основе, ребенок занимает более высокое положение в коллективе среди сверстников, а дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, наоборот, занимают гораздо более низкое положение.

Психологический климат в семье, то есть характер общения с детьми, отношение к ним с любовью, вниманием, играют чрезвычайно важную роль в формировании нравственного образа подрастающей личности. Вот почему воспитание гармоничного человека в первую очередь требует, чтобы окружающая среда в семье была здоровой. Поскольку роль семьи в становлении и развитии личности ребенка неоценима, члены семьи должны создавать в семье атмосферу здоровых взаимоотношений для обеспечения психического развития своих детей, становиться главнейшими помощниками воспитателей. Важное значение в психическом развитии ребенка имеет его общение с другими детьми. Интерес к сверстникам появляется у ребенка несколько позже, чем интерес к взрослым, в конце одного года, но он все больше и больше укрепляется, особенно в детском возрасте. Самым суровым наказанием для ребенка 4-5 лет является лишение его возможности общаться со сверстниками. Индивидуальное развитие ребенка с момента попадания в группу детей невозможно рассматривать и изучать без учета его взаимоотношений с членами "детского общества". Дети стремятся к сообществу своих сверстников. Однако не всегда им удается установить позитивные отношения со сверстниками. Некоторые дети довольно активны в группе и

чувствуют себя как "рыба в воде". Некоторые чувствуют значительную неловкость, неуверенность в себе, подчинение окружающим. Почему так? Позитивные отношения со сверстниками усиливают у ребенка чувство сплоченности, заставляя его крепко привязываться к группе. Однако отсутствие позитивного отношения может расстроить ребенка и сделать его тревожным или агрессивным. Это может также сформировать у него негативное отношение к детям, к людям в целом, сделать их склонными к изоляции.

Исследования, проведенные в многодетных семьях, показывают, что на развитие личности ребенка также сильно влияют братья и сестры. Братья и сестры входят в состав ближайшей к ребенку микросреды и занимают в ней центральное место. Некоторые исследователи даже считают, что по мере увеличения числа членов семьи влияние родителей на детей ослабевает, а влияние братьев и сестер усиливается. В компании старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным. А братья и сестры получат возможность проявить к себе добрые чувства, организаторские способности. Между ними ребенок может делиться своими заботами, интересами. Братья и сестры могут удовлетворить его потребности, в том числе потребность в общении. Отсюда формируются более сложные и разнообразные типы взаимоотношений детей дошкольного возраста с другими детьми, и именно эти взаимоотношения в определенной мере определяют формирование его личности. Не следует активизировать отношения со сверстниками детей, которым трудно общаться со сверстниками, у которых недостаточно сформирована потребность в общении. Лучше всего сначала найти 1-2 партнера с общими интересами, а затем постепенно расширять круг общения. Реструктуризация уже сформировавшихся у детей мотивов общения прежде всего, гораздо полезнее научить считаться с мнением окружающих.

Использованные источники:

1. Mirziyoyev Sh.M.Erkin va farovon, demokratik O'zbekiston davlatini birgalikda barpo etamiz.-Т.: 2016.

2. Karimova V. Psixologiya. O'quv qo'llanma. - T., 2002. - 205 bet.

3. Karimova V.M. Oila psixologiyasi: Pedagogika oliy o'quv yurtlari talabalari uchun Darslik. - T., 2008. - 152 b.

4. Обломурадов Н., Худайоров А. Основы духовности. Богословие: тексты лекций. - Т., 2008. - С. 119-121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.