Бабаева Г.Р., магистр психологии (виды деятельности) Бухарский институт психологии и иностранных языков
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье отражены данные о роли семьи в формировании этнопсихологических особенностей личности детей подросткового возраста.
Ключевые слова: Семья и ее окружение, высокий интеллектуальный и духовный потенциал, рост сознания, демократический" и "авторитарный " контроль, мотив.
Babayeva G.R., master of Psychology (types of activity) Bukhara Institute of Psychology and Foreign Languages
THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF
ADOLESCENT CHILDREN
Abstract. This article reflects data on the role of the family in the formation of ethnopsychological personality traits of adolescent children.
Keywords: Family and its environment, high intellectual and spiritual potential, growth of consciousness, democratic" and "authoritarian" control, motive.
Введение.
Перед каждым поколением стоит задача изучать, усваивать и развивать созданные человечеством джамики-богатства, знания. Основные факторы развития личности ее выбор профессии достижение успехов в той или иной профессии издавна является одной из актуальных тем педагогики и психологической науки.
На сегодняшний день в нашей независимой стране воспитание подрастающего поколения, развитие выбор профессии помимо специалистов всех отраслей, от родителей также требуется мобилизовать свой энтузиазм и активность.В связи с этим наш Президент Ш.Эти мысли Мирзоева имеют большое значение. "Мы мобилизуем все силы и возможности нашего государства и общества для того, чтобы наша молодежь,обладая независимым мышлением, высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, во всем мире могла повзрослеть, стать счастливыми людьми, которые не придут к своим сверстникам ни в какой сфере."Именно в этот период особую ответственность,помимо
непосредственных воспитателей и воспитателей,несущих ответственность за привитие в сознании детей ценностей, присущих семейному генеалогическому древу, главе семьи, семейному наследию, несут родители, являющиеся лидерами в семейной среде. Начнем наше небольшое исследование с изучения прежде всего теоретических данных о становлении, развитии личности.
Между учеными, изучавшими социальные и биологические факторы психического развития личности, всегда происходили ссоры и переговоры. Сторонники биогенетической концепции развития предполагают, что основные психические качества личности заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.Они считают, что интеллект-это аморальные черты личности, а другие генетически запрограммированы. Психологи, наблюдавшие за психическим развитием ребенка л.Б.Выготский, П.Р.Блонский, А.Валлон, Дж.Пиаже установил, что существуют сенситивно-благоприятные периоды развития, основанные на особенностях среды, в которой живет человек, роли, которую он играет в семье, когнитивных процессах, специфические черты, состояния напрямую связаны со степенью роста личности и сознания.Следовательно, из мнений ученых, изучавших социальные и биологические факторы, можно понять, что созревание личности прежде всего связано с воспитываемой семьей и окружающей ее средой, в которой она рождается и достигает совершеннолетия. Если в семье родитель с самого раннего возраста, исходя из возрастных особенностей ребенка, его возможностей и интересов, осознает его личность, индивидуальность, ребенок становится все более требовательным, стремительным к себе. Особенно в старшем детском возрасте развития, в подростковом возрасте важно, чтобы взрослые давали ребенку определенные инициативы, уважительно относились к его мнению, часто спрашивали: «что ты думаешь?"обращение к его мнению в Каине позволяет свободно мыслить, высказывать независимую точку зрения. Это правда, что родитель должен быть главным судьей в различении хорошего и плохого, правильного и неправильного в ребенке, но также важно поощрять единодушие при анализе трудностей, ошибок. Уважение к взрослым, взаимодействие, забота о судьбе и будущем детей, забота о них всегда были главными правилами семейных ценностей и ценностей.
Семья-важнейшее звено социальной среды, окружающей ребенка. Его влияние на формирование личности ребенка неимоверно велико, самостоятельность ребенка относительна, он во многом будет нуждаться в заботе и помощи взрослых. Мысль и отношение отца в этот период приобретают такую большую мотивирующую силу, что служат регулятором поведения и стимулятором психического развития.
Конечно, отношения в каждой семье уникальны и неповторимы. Однако есть и общие черты отношений между родителями и детьми. В
зависимости от того, какие методы используют родители для управления поведением детей, отношения между ними часто делятся на "демократические" и "авторитарные" контролирующие. Для "демократической" формы семейного влияния на детей характерно следующее: ребенку многое разрешено, с ребенком много общаются, к нему относятся с доверием и уважением, родители стараются не навязывать свое тривиальное преследование, вместо этого стремятся объяснить детям правила порядка в семье. Они стараются максимально отвечать на вопросы своих детей, удовлетворять их любопытство. "Авторитарная" атмосфера в семье характеризуется обилием крайних запретов в отношении детей. "Властные" родители требуют от ребенка полного подчинения. В таких семьях общение, направленное на разъяснение детям правил поведения, проводится редко.
Установлено, что в личностных особенностях детей, воспитывающихся в" авторитарных "и" демократических " семьях, будет существовать определенное различие. Дети из" демократических " семей становятся предприимчивыми, склонными к творчеству, стремящимися к лидерству, более эмоциональными в своих социальных отношениях, отрицающими конформизм (групповое; подчинение мнению). Как показали социометрические эксперименты, если атмосфера в семье теплая, отношения между родителем и ребенком строятся на демократической основе, ребенок занимает более высокое положение в коллективе среди сверстников, а дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, наоборот, занимают гораздо более низкое положение.
Психологический климат в семье, то есть характер общения с детьми, отношение к ним с любовью, вниманием, играют чрезвычайно важную роль в формировании нравственного образа подрастающей личности. Вот почему воспитание гармоничного человека в первую очередь требует, чтобы окружающая среда в семье была здоровой. Поскольку роль семьи в становлении и развитии личности ребенка неоценима, члены семьи должны создавать в семье атмосферу здоровых взаимоотношений для обеспечения психического развития своих детей, становиться главнейшими помощниками воспитателей. Важное значение в психическом развитии ребенка имеет его общение с другими детьми. Интерес к сверстникам появляется у ребенка несколько позже, чем интерес к взрослым, в конце одного года, но он все больше и больше укрепляется, особенно в детском возрасте. Самым суровым наказанием для ребенка 4-5 лет является лишение его возможности общаться со сверстниками. Индивидуальное развитие ребенка с момента попадания в группу детей невозможно рассматривать и изучать без учета его взаимоотношений с членами "детского общества". Дети стремятся к сообществу своих сверстников. Однако не всегда им удается установить позитивные отношения со сверстниками. Некоторые дети довольно активны в группе и
чувствуют себя как "рыба в воде". Некоторые чувствуют значительную неловкость, неуверенность в себе, подчинение окружающим. Почему так? Позитивные отношения со сверстниками усиливают у ребенка чувство сплоченности, заставляя его крепко привязываться к группе. Однако отсутствие позитивного отношения может расстроить ребенка и сделать его тревожным или агрессивным. Это может также сформировать у него негативное отношение к детям, к людям в целом, сделать их склонными к изоляции.
Исследования, проведенные в многодетных семьях, показывают, что на развитие личности ребенка также сильно влияют братья и сестры. Братья и сестры входят в состав ближайшей к ребенку микросреды и занимают в ней центральное место. Некоторые исследователи даже считают, что по мере увеличения числа членов семьи влияние родителей на детей ослабевает, а влияние братьев и сестер усиливается. В компании старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным. А братья и сестры получат возможность проявить к себе добрые чувства, организаторские способности. Между ними ребенок может делиться своими заботами, интересами. Братья и сестры могут удовлетворить его потребности, в том числе потребность в общении. Отсюда формируются более сложные и разнообразные типы взаимоотношений детей дошкольного возраста с другими детьми, и именно эти взаимоотношения в определенной мере определяют формирование его личности. Не следует активизировать отношения со сверстниками детей, которым трудно общаться со сверстниками, у которых недостаточно сформирована потребность в общении. Лучше всего сначала найти 1-2 партнера с общими интересами, а затем постепенно расширять круг общения. Реструктуризация уже сформировавшихся у детей мотивов общения прежде всего, гораздо полезнее научить считаться с мнением окружающих.
Использованные источники:
1. Mirziyoyev Sh.M.Erkin va farovon, demokratik O'zbekiston davlatini birgalikda barpo etamiz.-Т.: 2016.
2. Karimova V. Psixologiya. O'quv qo'llanma. - T., 2002. - 205 bet.
3. Karimova V.M. Oila psixologiyasi: Pedagogika oliy o'quv yurtlari talabalari uchun Darslik. - T., 2008. - 152 b.
4. Обломурадов Н., Худайоров А. Основы духовности. Богословие: тексты лекций. - Т., 2008. - С. 119-121