УДК 67.005.11
Трефилова Т.А.
Роль семьи принца П.Г. Ольденбургского в создании общин сестер милосердия и возрождение памяти о них в современных сестричествах
Трефилова Татьяна Александровна, преподаватель курсов сестер милосердия Санкт-Петербургской епархии
E-mail: [email protected]
В статье представлена история создания первой общины сестер милосердия и роль принца П.Г. Ольденбургского и его супруги в организации ее деятельности. Особо отмечена подвижническая деятельность их дочери Великой княгини. Александры Петровны, основавшей в Петербурге Покровскую общину сестер милосердия, а в Киеве — Свято-Покровский женский монастырь.
Ключевые слова: Принцесса Е.М. Ольденбургская, гимназия № 157, история образования в Санкт-Петербурге, архитектор А.П. Максимов.
Идея создания первой в России общины сестер милосердия принадлежит супруге принца П.Г. Ольденбургского принцессе Терезии. После путешествия по Европе, познакомившись там с деятельностью общин сестер милосердия, принцесса Терезия решила применить этот опыт в России. Ее поддержали дочери императора Николая I Великие княгини Мария и Александра Николаевны.
В марте 1844 г. во дворце принца П.Г. Ольденбургкого состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос об открытии в Санкт-Петербурге первой общины сестер милосердия. Для управления ею был создан Дамский комитет, в который вошли 11 представительниц высшего света. На 2-й Рождественской улице в районе, до сих пор иногда именуемом «на Песках», был нанят небольшой каменный дом с садом. Пока шло его переоборудование под нужды общины, во дворце Ольденбургских члены Дамского комитета шили форму для сестер милосердия и белье для больных. В первые годы деятельности общины принцесса Терезия сама несла дежурства
Терезия Вильгельмина Фредерика Изабелла Шарлотта Нассауская, в замужестве герцогиня Ольденбургская (1815-1871)
Великая княгиня Мария Николаевна Романова (1819-1876), в замужестве герцогиня Лейхтенберг-ская
Великая княгиня Александра Николаевна Романова (1825-1844), в замужестве принцесса Гессен-Кассельская
Свято-Троицкая община сестер милосердия. Фото начала 1900-х гг.
Церковь СвятоТроицкой общины, восстановлена. 2009.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 1(11)/2013
как сестра милосердия. Через три года на средства принца П.Г. Ольденбургского дом этот был выкуплен для общины. Будучи первой и единственной в Петербурге, долгое время она была известна как «Община сестер милосердия на Песках», и только через 30 лет получила название Свято-Троицкой. До конца своих дней принц П.Г. Ольденбургский был попечителем и жертвователем Общины, дружил с ее настоятельницей, вдовой полковника Елизаветой Алексеевной Кублицкой-Пиоттух (1811-1878), был знаком со многими сестрами1. Он часто молился в православном храме Общины, хотя был лютеранином. Кроме служения в больнице Общины, сестры несли дежурства в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка, детской больнице принца Петра Ольденбургского, ухаживали за больными на дому. После смерти Петра Георгиевича попечителем общины стал его сын Александр Петрович с супругой Евгенией Максимилиановной, по инициативе которой в 1893 г. была основана Евгеньевская община сестер милосердия на углу Старорусской и Евгеньевской улиц (ныне здесь размещается больница для жителей блокадного Ленинграда). На свои средства Александр Петрович и Евгения Максимилиановна открыли фельдшерские курсы при Георгиевской общине.
Особо важно отметить деятельность старшей дочери П.Г. Ольденбургкого Александры Петровны (18381900). Став женой Великого князя Николая Николаевича, она в первый же год своего замужества приступила по примеру своей матери к основанию Покровской общины сестер милосердия на окраине Васильевского острова (открылась в 1858 г.). На 42-м году жизни Александру Петровну постигло несчастье - ее карета перевернулась, и она получила травму позвоночника, на несколько лет лишившую ее возможности самостоятельно передвигаться. С разрешения мужа и императора Александра II в инвалидной коляске она переехала в Киев, который привлекал ее своими святынями и теплым климатом. Здесь она основала женский Покровский монастырь, необычный и единственный в России, поскольку его монахини служили сестрами милосердия. При монастыре по инициативе и на средства Александры Петровны открылась женская больница с терапевтическим, хирургическим, детским и инфекционным отделениями, а также богадельня для неизлечимо больных женщин, лечебница для приходящих, детский приют со школой, убежище для слепых. Больницу оборудовали по последнему слову науки и техники, здесь появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Эту больницу называли гордостью не только Киева, но и всей России. После 9 лет неподвижности Александра Петровна исцелилась от своего недуга, смогла ходить и последние 10 лет своей жизни служила больным как сестра милосердия, ухаживала за ними, не брезгуя никакой работой. Весь Киев ее знал и называл Великой матушкой. В последние годы своей жизни она приняла монашеский постриг с именем святой Анастасии Узорешительницы. В 2010 г. Великая княгиня Александра Петровна, в монашестве Анастасия, была причислена к лику святых.
Киево-Покровский женский монастырь. С почтовой открытки конца XIX в.
Великая княгиня Александра Петровна (Александра Фридерика Виль-гельмина Ольденбургская, 1838-1900)
Инокиня Анастасия, в миру великая княгиня Александра Петровна
Икона «Преподобная Великая Княгиня Анастасия Киевская»
Женщина, решившая стать сестрой милосердия, принимала обеты, сходные монашеским: нестяжания, послушания и безбрачия. Сестры милосердия переезжали жить в общину, как в монастырь. За свою службу они не получали денег и находились на содержании общины, носили одинаковую форму одежды. Они должны были беспрекословно подчиняться начальнице общины, священнику и врачу, не имели права выходить замуж во время служения в общине. Но для сестры милосердия, в отличие от монахини, эти обеты были временные, сестра по своему желанию могла выйти из общины, вернуться к родителям или выйти замуж. После революции 1917 года все общины сестер милосердия в России были упразднены, и служение сестер милосердия стало профессией медицинской сестры.
В 90-е годы XX столетия в Петербурге началось возрождение движения сестер милосердия. Православные люди стали приходить в больницы, в детские дома и дома престарелых, предлагать свои услуги для ухода за больными и немощными. Но чаще всего их не пускали - нельзя доверить больных посторонним людям. Тогда желающие помогать стали объединяться в небольшие братства и сестричества, стремясь получить официальное разрешение на вход в больницы, где престарелые и одинокие люди нередко оставались без должного ухода и внимания,
1 Помимо сестер, принявших обет послушания, в Общине работали несколько дам высшего света. В их числе была баронесса Юлия Павловна Вревская (1838{?} 1841—1878) умершая от тифа, которым заразилась работая на прифронтовом перевязочном пункте в д. Обренник (Болгария) во время очередной русско-турецкой войны. (Прим. ред).
так как персонал не всегда имел возможности помочь им. Так стало зарождаться волонтерское движение.
В 1997 г. был создан отдел по благотворительности при Санкт-Петербургской епархии, его возглавил протоиерей Александр Степанов, ныне главный редактор епархиального радио «Град Петров». В этом же году начали действовать девятимесячные курсы сестер милосердия с вечерним обучением, которые открылись при медицинском училище на территории Мариинской больницы, попечителем которой в XIX столетии был принц П.Г. Ольденбургский. Сегодня эти курсы находятся в медицинском училище при Первом медицинском институте.
Современные сестричества в память о прошлом нередко называют себя общинами сестер милосердия, но в настоящее время это совсем другая организация. Современные сестры милосердия живут дома, работают по разным специальностям, могут иметь семью. Но в свободное от работы и семейных обязанностей время по графику приходят в больницы, дома престарелых или ухаживают за больными на дому. В обязанности сестер входит также устройство престарелых и инвалидов в приюты и богадельни, восстановление утраченных документов, сопровождение больных в медицинские учреждения. Верующим больным они приглашают священников для исповеди и причастия.
Многие сестры несут свое служение безвозмездно, но допускается и оплачиваемый труд. Сейчас в Санкт-Петербурге шесть официально зарегистрированных сестричеств, которые входят в Ассоциацию сестер милосердия, созданную в 2009 г. по благословению Митрополита Владимира Санкт-Петербургского и Ладожского. Имеется еще несколько сестричеств, находящихся в стадии становления.
С 2003 г. на епархиальных курсах сестер милосердия читается курс лекций по истории благотворительности, но он оказался сложным для учащихся. При отсутствии учебников информация оказалось слишком обширна и мало известна. За долгие годы советской власти даже названия благотворительных обществ и общин сестер милосердия ушли из памяти современных людей. Имена и деяния семьи Ольденбургских совершенно не знакомы большинству учащихся. Для ознакомления с историей благотворительности проводятся экскурсии по городу, посещают и могилу принцев Ольденбургских в Троице-Сергиевой Приморской Пустыни. Было решено также устраивать исторические вечера в тех домах, где находились общины сестер милосердия, или жили люди, служившие в них.
В феврале 2005 г. впервые прошел вечер, посвященный памяти великой княгини Александры Петровны. Когда стало известно, что в Николаевском дворце, где прошло почти 20 лет ее жизни, залы сдаются в аренду, решено было именно там провести этот вечер, который начался панихидой в придворной церкви. Потом была экскурсия по залам дворца. В арендованном зале прозвучали три доклада: о Николаевском дворце, о жизни великой княгини Александры Петровны и основанной ею Покровской общине сестер милосердия.
Осенью состоялся первый вечер, посвященный истории Кауфманской общины сестер милосердия. Местом его проведения было выбрано небольшое кафе на Кирочной, 18, так как в этом доме жила основательница общины баронесса Варвара Ивановна Икскюль и врач общины профессор Николай Александрович Вельяминов. С именем принца этот дом связывает то, что его построил для себя архитектор Ц.А. Кавос, по проекту которого возведена больница принца П.Г. Ольденбургского (ныне больница им. К.А. Раухфуса). В марте 2008 г. в Институте гематологии и трансфузиологии впервые прошел вечер, посвященный истории Свято-Троицкой общины сестер милосердия, до 1917 г. находившейся в этом здании. Вечер состоялся в актовом зале Института, где раньше располагалась церковь общины. Все исторические вечера сопровождались показом большого количества иллюстраций, чтением стихов, отрывков из художественной или мемуарной литературы и музыкой. А еще для сестер милосердия и приглашенных гостей были накрыты столы с угощением и предоставлено время для свободного общения. После таких вечеров учебный материал усваивался гораздо лучше. Эти исторические вечера периодически повторяют для новых групп учащихся.
Имена и традиции семьи принцев Ольденбургских возрождаются в памяти современных сестер милосердия, и сегодня они им уже не чужие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анненкова Э.А. Преподобная Великая Княгиня Анастасия Киевская. СПб., 2010.
Annenkova E.A. (2010). Prepodobnaya Velikaya Knyaginya Anastasiya Kievskaya. S.-Peterburg.
2. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Принцы Ольденбургские в Петербурге. СПб., 2004.
Annenkova E.A., Golikov Yu.P. (2004). Printsy Ol'denburgskie v Peterburge. S.-Peterburg.
3. Благотворительная Россия: История государственной благотворительности в России. СПб., 1903.
Blagotvoritel'naya Rossiya: Istoriya gosudarstvennoi blagotvoritel'nosti v Rossii. S.-Peterburg, 1903.
4. Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия за 50-летие (1844-1894). СПб.,1894.
Istoricheskii ocherk Svyato-Troitskoi obshchiny sester miloserdiya za 50-letie (1844-1894). S.-Peterburg,1894.
5. Обитель Матушки Великой. Свято-Покровский монастырь в Киеве. Киев, 2011.
Obitel' Matushki Velikoi. Svyato-Pokrovskii monastyr' v Kieve. Kiev, 2011.
6. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия в России. М., 2001.
Posternak A.V. (2001). Ocherki po istorii obshchin sester miloserdiya v Rossii. Moskva.
Праздник в Свято-Троицкой общине сестер милосердия 19 июня 2012 г.