РОЛЬ СЕМЬИ, ЕЕ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Мушников Д.Л., Щульц С.В.
ГОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Росздрава, г. Иваново
Культура является одним из важных факторов, определяющим поведение человека. В то же время недостаточно исследован вопрос влияния культуры семьи на уровень результативности амбулаторно-поликлинической помощи детям с хирургической патологией.
Целью исследования явилось: уточнить вклад социокультурных семейных факторов в обеспечении результативности медицинской помощи хирургического профиля детям. Методической базой для изучения характеристик семьи стали утвержденные МЗ РФ и апробированные методики, а именно: «Методика комплексной медикосоциальной оценки и коррекции репродуктивного поведения вступающих в брак», «Методика комплексной медико-социальной оценки здоровья семьи в репродуктивный период», «Методика комплексной оценки образа жизни семьи» (разработанные Грининой О.В., 1973, дополненные и модифицированные Васильевой Т.П., 1990), «Методика интегральной оценки медико-социально-психологического потенциала пациента и его семьи» (Васильевой Т.П., Мушников Д.Л., 2004). Программа исследования предусматривала проведение опроса по специально составленной анкете, включающей вопросы по блокам: медико-биологическая характеристика семьи, образ жизни, социальный статус семьи, медицинская информированность, использование средств и методов сохранения и укрепления здоровья, предупреждения обострений заболеваний, уровень культуры семьи. Уровень культуры семьи оценивался количественно в баллах по параметрам: общая культура, нравственная, поведения, общения, языковая, внешняя, информационная, правовая, хозяйственная, саморазвития, бытовая, санологическая, профилактическая, физическая, медицинская. Объем выборочной совокупности составил 120 семей, имеющих детей в возрасте 7-14 лет с хирургической патологией и находящихся под диспансерном наблюдением в детской поликлинике.
Анализ социально-гигиенических характеристик родителей обследованных семей позволил установить, что большинство родителей (60%) находились в возрасте старше 30 лет, более 1/3 семей имели среднее специальное образование, примерно каждый пятый - среднее образование. Преобладали семьи, имеющие одного ребенка 72,4%, а также наблюдалась высокая доля неполных семей 23%. По социальному положению родителей 24,6% были служащими, 56,6% - рабочими. Преобладала доля семей (68,4%), имеющих низкую медицинскую активность. Анализ культурного уровня семей показал, что доля семей имеющих высокий уровень санологической культуры составил 34,3%. Снижение данного параметра было связано преимущественно с не рациональным питанием и не здоровым образом жизни. Отмечено, в каждой второй семье отмечается низкий уровень физической культуры, что проявляется в низкой двигательной активности. При анализе состояния параметра «культура поведения» установлено, что в каждой третьей семье 24,5% имелись признаки отклоняющегося поведения, проявляющееся в конфликтных ситуациях. Установлено, что каждая вторая семья (48,9%) имеет низкий уровень информационной культуры, что проявляется в низком уровне правовой и медицинской информированности, низкой мотивации к получению информации из печатных и электронных источников.
По результатам исследования, были выделены 2 группы семей, различные по индексу культуры. Первую группу (высокий уровень культуры) составили 42,5% семей, вторую группу (низкий уровень культуры) - 57,5% семей. Анализ результативности помощи детям с хирургической патологией показал, что среди детей, живущих в семьях с низким уровнем культуры она ниже, чем в семьях с высоком уровнем культуры. Так, в семьях с низким уровнем культуры частота нарушений рекомендаций врача-хирурга в 3 раза выше, чем в семьях с высокой культурой (64,5 на 100 детей, против 19,8), частота осложнений заболевания и нарушения процесса реабилитации в 2 раза выше - соответственно: 13,2 против 6,5 на 100 детей. Выявлено, что низкий уровень образования и низкий уровень жизни негативно сказывается и на уровень реализации медицинской культуры семьями. Это позволяет рассматривать данные социально-гигиенические факторы как прогностические критерии при работе с семьями. Выводы: Проведенное исследование показало важную роль семьи, ее культурного уровня в обеспечении достижения положительного результата медицинской деятельности, что следует учитывать в работе врачей-педиатров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва