Научная статья на тему 'РОЛЬ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ'

РОЛЬ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

ковского отделения Львовской железной дороги, санитарная характеристика, пути оздоровления и районные нормативы состава воды» (кандидатская диссертация).

К четвертой группе исследований относятся работы И. Я. Шапиро «Жилищно-бытовые условия сельского населения западных областей УССР и пути дальнейшего оздоровления» (кандидатская диссертация), Г. А. Ки-силевич «Эндемический зоб в западных областях УССР и санитарные условия жизни населения» (кандидатская диссертация).

Все возрастающая химизация сельского хозяйства вызвала необходимость проведения исследований, относящихся к применению пестицидов в местных климатических условиях. За последнее время в этом направлении выполнены работы М. И. Гжегоцкого «Гигиеническая и токсикологическая характеристика хлорсодержащих гербицидов корневого действия» (докторская диссертация) и С. Л. Долощицкого «Гигиеническая и токсикологическая характеристика хлорсодержащих гербицидов производных карбаминовой кислоты «авадекс» и «карбин» (кандидатская диссертация).

Таким образом, за минувшие 25 лет сотрудники кафедры общей гигиены Львовского медицинского института проделали существенную работу в области коммунальной гигиены. По всем затронутым проблемам написано и опубликовано свыше 400 статей и сообщений, в том числе 2 монографии. Почти на всех съездах, конференциях и совещаниях сотрудники кафедры выступали со специальными докладами и сообщениями. Только по проблемам коммунальной гигиены защищено 2 докторские и 14 кандидатских диссертаций, а всего защищено б докторских и 26 кандидатских диссертаций.

Воспитанники кафедры общей гигиены Львовского медицинского института заведуют кафедрами общей гигиены в Львове (И. И. Даценко), Ивано-Франковске (В. В. Попов), Виннице (Д. Г. Девятка), Гродно (В. М. Нижегородов). А. И. Столмакова заведует кафедрой гигиены питания (Львов), Э. С. Турецкая — кафедрой коммунальной гигиены (Львов) и М. И. Гжегоцкий — кафедрой гигиены труда (Львов).

Поступила 16/Х 1973 года

УДК 614:374

И. М. Терентьев

РОЛЬ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Волгоградский городской Дом санитарного просвещения

С 1960 года в Волгограде получила развитие наиболее прогрессивная и совершенная форма гигиенического воспитания населения — стали создаваться народные университеты здоровья, а с 1966 года — школы здоровья. Повседневная борьба за повышение санитарной культуры заняла определенное место в комплексе мероприятий партийных и советских органов по превращению Волгограда в город высокой культуры, образцового порядка и высокопроизводительного труда.

Большинство руководителей медицинских учреждений правильно оценили важное значение пропаганды медицинских знаний. Они активно проводили санитарно-просветительную работу, участвуй в подготовке и проведении «Дней здоровья», «Дней медицинского работника», «Всемирного дня здоровья» и других массовых оздоровительных кампаний.

В 1965 году в Волгограде был организован единый районный народный университет здоровья. Обеспечено целенаправленное организационно-мето-дическое руководство со стороны районных советов содействия санитарному просвещению, осуществляемому университетами, факультетами, медицин-

скими лекториями, курсами санитарного минимума, курсами основ гигиенической подготовки рабочих промышленных предприятий, школами здоровья, школами материнства и кружками Общества Красного Креста, преобразованными в факультеты и включенными в состав единого районного университета здоровья.

Большинство врачей, медицинских сестер и фармацевтов медицинских учреждений читают лекции, проводят беседы и занятия в школах здоровья, на факультетах университетов здоровья, на курсах и в кружках, индивидуальные и групповые беседы, принимают участие в передачах местных радиоузлов, оформляют стенные газеты, доски вопросов и ответов, санитарные бюллетени.

Принятая нами система санитарного просвещения в городе подвергалась обсуждению и изменениям, совершенствовалась в связи с новыми задачами и требованиями, предъявляемыми к пропаганде медицинских и гигиенических знаний. Она обеспечивала массовый охват всех слоев населения и прежде всего молодежи и промышленных рабочих, высокую эффективность, целенаправленность, мобилизацию на активное участие в повышении санитарной культуры, благоустройстве и оздоровлении труда и быта. Ежегодно увеличивается объем санитарно-просветительных мероприятий, пополняются и обновляются ее формы, в ней принимает участие все большее количество исполнителей. В каждом районе города они становятся все более самостоятельными.

Санитарное просвещение содействует улучшению медицинского обслуживания, снижению инфекционной заболеваемости, оздоровлению условий труда и быта населения. Известно, что снижение заболеваемости, связанной с некоторыми видами инфекций, находится в прямой зависимости от соблюдения населением элементарных правил гигиены, отказа его от некоторых вредных привычек. Это побуждало нас пропагандировать гигиенические знания с помощью любых средств.

Расширяющийся с каждым годом объем пропаганды медицинских и гигиенических знаний во всех районах Волгограда вызвал рост санитарного актива, способствовал своевременному обращению заболевших за получением медицинской помощи, соблюдению населением гигиенических норм и выполнению требований по профилактике заболеваний.

Систематически поступающие из института санитарного просвещения методические руководства, письма и другие материалы по теории и практике гигиенического воспитания, по общим и частным вопросам медицинской пропаганды успешно используются в Волгограде. На их основе ведется постоянная работа среди врачей-специалистов, их привлекают к участию в санитарном просвещении, готовят к проведению лекций и бесед, организуют радио- и телевизионные передачи, выступления с показом научно-популярных медицинских кинофильмов.

Научный характер выступлений, широкий охват слушателей служат важными условиями успешной медико-санитарной пропаганды. Тем не менее санитарно-просветительная работа в Волгограде еще не обеспечивает полностью необходимой помощи органам здравоохранения в решении поставленных перед ними задач. Для повышения качества методической работы, связанной с санитарным просвещением, городской отдел здравоохранения поддерживает постоянную связь с рядом кафедр медицинского института. Почти все семинарские занятия, направленные на улучшение качества лекций, повышение лекторского мастерства, использование новой литературы, проходили при обязательном участии профессоров медицинского института (А. Г. Коневский, А. Ф. Жаркин, Г. Ф. Ярулин, Л. И. Квартовкина, Н. С. Хейфец и др.).

Санитарное просвещение знакомит население с тем, какие условия необходимы для того, чтобы сберечь здоровье, помогает привлекать трудящихся в порядке самодеятельности к активному участию в мероприятиях по охране его, научно обосновывать различные физиологические и пато-

логические проявления человеческого организма. Лучшими мастерами этого дела становятся те, кто считает его своим служебным долгом.

Решающими условиями высокого качества пропаганды медицинских знаний являются совершенствование и укрепление организационно-методической работы, наличие соответствующей базы, правильная расстановка и участие в ней подготовленных специалистов.

С помощью санитарного просвещения население привлекается к участию в работе органов здравоохранения, открываются пути к успешному осуществлению их задач, а медицинские работники в свою очередь повышают качество медицинского обеспечения.

Против заболеваний, возникающих по причине гигиенической неграмотности, есть только одно средство — санитарное просвещение.

Поступила 3/Х 1973 года

УДК 614.3:378.661

Проф. В. И. Качурец, И. А. Мухутдинов, А. В. Иванов, Е. П. Ганина

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА — ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ САНИТАРНОГО ВРАЧА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Казанский медицинский институт

На санитарно-гигиеническом факультете Казанского медицинского института в целях улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов проведена определенная работа. Для закрепления теоретических знаний у студентов в конце десятого семестра запланирована производственная практика, которая является неотъемлемой частью учебного процесса и направлена на то, чтобы привить студентам навыки работы санитарного врача.

Предусматривается производственная практика по 5 профилирующим гигиеническим дисциплинам — коммунальной гигиене, гигиене труда, питания, детей и подростков, а также эпидемиологии. Для организации этой практики составлен план работы, который рассматривала и утверждала методическая комиссия факультета. При этом учитывался опыт организации практики в нашем институте, а также в медицинских вузах Москвы, Ленинграда и других городов.

Для изыскания и разработки наиболее эффективных форм и методов практической подготовки студентов решено было проводить комплексную производственную практику на нескольких санэпидстанциях, для чего подбирали соответствующие базы. При этом учитывали квалификацию и стаж работы врачей санэпидстанций, наличие крупных объектов, где возможна организация подобной практики. Для руководства комплексной практикой выделены опытные преподаватели.

В соответствии с поставленной задачей акцент делали на организационные и методические вопросы. С этой целью проведены производственные совещания студентов V курса с участием заведующих кафедрами и руководителей практики; на совещаниях были обсуждены недостатки и упущения прошлых лет и план проведения работы в текущем учебном году. Кроме того, на основании решения Ученого совета института каждая профилирующая кафедра часть лекций посвящала вопросам производственной практики. Внимание студентов последовательно обращали на организацию предупредительного и текущего санитарного надзора, обследование различных объектов с использованием инструментальных, химических, бактериологических методов, оформление документаций, взаимоотношения санэпидстанции с объектами и др. Как правило, студенты живо интересуются разными сторонами производственной практики, где они впервые сталкиваются с самостоятельной работой санитарного врача. Именно на этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.