Научная статья УДК 616.995.1-084
https://doi.org/10.31016/1998-8435-2024-18-4-433-440
Роль санитарно-просветительской деятельности в уменьшении распространения возбудителей паразитарных болезней у населения
Бибик Оксана Ивановна 1, Васенина Дарья Максимовна 2, Воронина Анастасия Александровна 3, Макеева Ольга Александровна 4, Малахова Надежда Игоревна 5
1-5 Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, Кемерово, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0915-3973
Цель исследования - подчеркнуть роль санитарно-просветительской деятельности, как важного фактора при работе с населением по снижению и распространению возбудителей паразитарных болезней.
Материалы и методы. Анализом статистических данных Годовых отчётов по паразитарным болезням федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу установлены наиболее распространённые паразитозы у населения в регионе. Санитарно-просветительскую работу проводили с детьми дошкольного и школьного возраста (учащиеся 8-11 классов) в направлении донесения до аудитории информации о видах паразитов, имеющих медицинское значение, регистрируемых у детского и взрослого населения Кузбасса и о том, как от них защититься. Использовали устные и наглядные информационные методы (беседа, сообщение, лекция, викторина, игра, информационные памятки и стенды, листовки, брошюры, видеофильмы).
Результаты и обсуждение. Студенту медицинского вуза с первого курса образовательного процесса важно понимать роль санитарно-просветительской деятельности в его будущей профессии врача и актуальности мер личной профилактики против возбудителей паразитарных болезней у человека. Первокурсники, выигравшие грант в конкурсе студенческих ББв-проектов в области экологии и социальной направленности от ПАО «Сбербанк» по социальным вопросам, касающимся населения Кузбасса с проектом «Санитарно-просветительская работа при пара-зитозах», реализовали свои идеи по профилактическим мероприятиям в образовательных учреждениях Кузбасса. Просветительская работа была направлена на информированность учебной аудитории о возбудителях паразитарных болезней, регистрируемых медицинскими учреждениями среди детского населения региона. Командой «Нет-Паразитам» проведены беседы и прочитаны лекции о соблюдении мер личной профилактики против паразитозов. Разработаны брошюры и установлен информационный стенд для родителей в детском саду. С позиций деятельности кафедры реализуемый студенческий проект имеет воспитательную направленность, формирует у будущих врачей достойные профессиональные и личностные качества.
Ключевые слова: паразитозы, санитарно-просветительская работа, гигиена, воспитание, образование, обучающиеся Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бибик О. И., Васенина Д. М., Воронина А. А., Макеева О. А., Малахова Н. И. Роль санитарно-про-светительской деятельности в уменьшении распространения возбудителей паразитарных болезней у населения // Российский паразитологический журнал. 2024. Т. 18. № 4. С. 433-440.
https://doi.org/10.31016/1998-8435-2024-18-4-433-440
© Бибик О. И., Васенина Д. М., Воронина А. А., Макеева О. А., Малахова Н. И., 2024
Аннотация
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Original article
Role of Health Education Activities in Reducing the spread of parasitic pathogens in the population
Oksana I. Bibik 1, Daria M. vasenina 2, Anastasia A. Voronina 3, Olga A. Makeeva 4, Nadezhda I. Malakhova 5
1-5 Kemerovo State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Kemerovo, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0915-3973
Abstract
The purpose of the research is to emphasize the role of health education as an important factor in reaching out to the population to reduce and spread parasitic pathogens.
Materials and methods. By analyzing the statistical data of Annual Reports on parasitic diseases of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Kemerovo Region - Kuzbass, the most common parasitic diseases in the population in the region have been established. Sanitary and educational activities were conducted with pre-school and school-age children (students of Grades 8-11} in the direction of bringing to the audience information about the types of parasites of medical importance registered in children and adults in Kuzbass and how to protect themselves from them. Oral and visual information methods were used (conversation, message, lecture, quiz, game, information leaflets and stands, leaflets, brochures, videos}.
Results and discussion. It is important for a medical student from the first year of the educational process to understand the role of sanitary and educational activities in his future profession as a doctor, and the relevance of personal prophylaxis measures against human parasitic pathogens. First-year students who won a grant in the contest of student ESG projects in the field of ecology and social orientation from Sberbank PJSC on social issues related to the population of Kuzbass with the project "Sanitary and Educational Activities in Parasitosis" implemented their ideas on preventive measures in educational institutions of Kuzbass. The educational activities were aimed at informing the educational audience about the causative agents of parasitic diseases registered by medical institutions among the child population of the region. The "NoParasites" team held talks and lectures on personal preventive measures against parasitic diseases. Brochures were developed and an information stand for parents was installed in the kindergarten. From the point of view of the department's activity the implemented student project has an educational orientation, forms worthy professional and personal qualities in future doctors.
Keywords: parasitoses, sanitary and educational activities, hygiene, upbringing, education, students
Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.
For citation: Bibik O. I., Vasenina D. M., Voronina A. A., Makeeva O. A., Malakhova N. I. Role of sanitary and educational activities in reducing the spread of parasitic pathogens in the population. Rossiyskiy parazitologicheskiy zhurnal = Russian Journal of Parasitology. 2024; 18(4):433-440. (In Russ.).
https://doi.org/10.31016/1998-8435-2024-18-4-433-440
© Bibik O. I., Vasenina D. M., Voronina A. A., Makeeva O. A., Malakhova N. I., 2024
Введение
Паразитозы остаются широко распространёнными и массовыми болезнями человека. Ведущее место среди паразитозов принадлежит гельминтозам. По официальным источникам, в нашей стране ежегодно регистрируют более 1 млн человек, больных гельминтозами
[9, 11]. Люди годами живут с паразитами внутри себя, не подозревая об этом, что связано с бессимптомными формами инвазий. Большинство симптомов паразитарных болезней совпадают с состоянием человека, которое он испытывает ежедневно в обычных жизненных условиях (утомляемость, раздражительность, вялость, утренняя сонливость, неже-
лание идти на работу). Паразитозы влияют на физическое и умственное развитие детей, а при длительном хроническом течении инвазии могут привести к инвалидности.
Большую роль в уменьшении распространения возбудителей паразитарных заболеваний и снижения показателей больных по паразитозам среди населения играет сани-тарно-просветительская работа [14]. Сани-тарно-просветительская работа строится на формировании у человека убеждений в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, мерах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии [10, 13].
Исторически начало организации санитарного просвещения населения о методах профилактики, которые имели непосредственное отношение к борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями, сопровождающимися высокой смертностью, и развитие санитарно-просветительской деятельности в России связано с концом XIX века Российской Империи [8]. Ещё на I Всероссийском съезде медико-санитарных отделов Советов, состоявшемся в 1918 году в Москве Н. А. Семашко, будущий первый Народный комиссар здравоохранения в своём докладе «Об организации и задачах советской медицины на местах», отметил необходимость «немедленно развить самую широкую санитарно-просве-тительную деятельность среди населения (беседы, лекции, выставки и т. д.)» [15]. В докладе отмечалось, что «просвещение - это путь к здоровью» и необходимость читать книжки и листовки, в которых сказано, как заботиться о здоровье, как ухаживать за детьми, как предохранить себя от заразы. Было отмечено, что одной из приоритетных задач становится подготовка работников санитарного просвещения и формирование у каждого медицинского специалиста ответственного отношения к пропаганде санитарных знаний и санитарному просвещению населения.
Социальный, экономический и медицинский кризис, связанный с пандемией COVID-19 в начале XXI века во всем мире наглядно продемонстрировал необходимость в современном здравоохранении совершенствования эффективности методов профилактики в отношении угроз со стороны био-
логических факторов, а также вспомнить отечественный опыт и поднять уровень сани-тарно-просветительской деятельности.
Цель исследований - подчеркнуть роль са-нитарно-просветительской деятельности, как важного фактора при работе с населением по снижению и распространению возбудителей паразитарных болезней.
Материалы и методы
Анализом статистических данных Годовых отчётов по паразитарным болезням федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу установлены наиболее распространённые паразитозы у населения в регионе.
Санитарно-просветительская работа направлена на донесение до аудитории информации о видах паразитов, имеющих медицинское значение, регистрируемых у детского и взрослого населения Кузбасса и о том, как от них защититься. Просветительную деятельность проводили с детьми дошкольного и школьного возраста (учащиеся 8-11 классов) в образовательных учреждениях городов Кемеровской области - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово, а также их родителями и педагогами. В реализации профилактических мероприятий использованы устные и наглядные информационные методы (беседа, сообщение, лекция, викторина, игра, информационные памятки и стенды, листовки, брошюры, видеофильмы). Конечной целью сани-тарно-просветительской работы являлось не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения ими знаний.
Результаты и обсуждение
Профилактические мероприятия, проводимые в ходе санитарно-просветительской деятельности медицинскими кадрами, основаны на информировании (санитарном просвещении) населения о факторах, вредно действующих на здоровье человека, в целом на население страны или конкретного региона. Знания по мерам личной профилактики реализуются при медико-гигиеническом обучении и воспитании санитарно-гигиенической культуры.
При работе с населением профилактические мероприятия должны быть целенаправленными и соответствовать актуальности в данный момент времени с учётом целевой группы. Целевая группа определяет вид профилактических мероприятий, которые подразделяются на:
1) индивидуальные, когда профилактика проводится в форме бесед (консультаций), в которых человек получает информацию о факторах риска и рекомендации о мерах соблюдения личных профилактических мероприятий;
2) групповые, когда проводятся профилактические тематические лекции и семинары для группы людей;
3) популяционные - направленные на массовые профилактические мероприятия, проводимые для населения на широком уровне
- пропаганда и распространение информации через СМИ, профилактические акции.
Профилактическая деятельность осуществляются при использовании разных методов и форм:
1) устных - беседа, лекция, диспут, урок вопросов и ответов, индивидуальная консультация;
2) печатных - книги, журналы, листовки, памятки, буклеты, информационные стенды;
3) наглядных - плоскостные - фото, плакаты, таблицы, лозунги; объемные - макеты, муляжи, модели, видеофильмы; натуральные
- предметы.
Преимущественно в профилактической деятельности используются активные формы санитарно-просветительской работы с проведением бесед, выступлений, лекций, докладов, которые при непосредственной взаимосвязи медиков с населением обеспечивают наибольший эффект. Пассивные формы обучения -издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросвет бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов находятся в тесной взаимосвязи с активными.
Образовательный процесс кафедры биологии с основами генетики и паразитологии КемГМУ нацелен на подготовку грамотных специалистов медицинского профиля, в основе которого лежат принципы научности
на соответствие профилактических знаний современному состоянию практики, а также доступности при изложении материала для понимания.
При изучении тем по разделу медицинской паразитологии в рамках дисциплины «Биология» уделяется большое внимание вопросам морфологии и биологии возбудителей про-тозоозов и гельминтозов, имеющих медицинское значение. Вопросы паразитологии, изучаемые в образовательном процессе, имеют экологическую направленность. На лекционных и практических занятиях рассматриваются взаимоотношения между паразитом и хозяином, как членами единой паразитарной системы, их влияния друг на друга и влияние факторов внешней среды на устойчивость сформированной паразитарной системы.
Для будущих специалистов практической медицины, от грамотности которых напрямую зависит здоровье их будущих пациентов, изучение биоценотических связей в паразитарных системах имеет важное значение, позволяет понять сущность и развитие паразитарных болезней, помогает совершенствовать методы диагностики в организме человека стадий возбудителей паразитарных заболеваний, подобрать схемы правильного лечения. Студенты-медики должны владеть информацией, знать протозоозы и гельминтозы, ежегодно выявляемые и регистрируемые у населения, по обращаемости в медицинские учреждения как в регионе проживания, так в стране и мире.
Распространение гельминтозов среди населения во многом зависит от региона проживания. Обучающиеся в рамках самостоятельной внеаудиторной работы изучают данные официальных государственных отчётов и докладов по паразитарным болезням. Уделяется внимание причинам ежегодного выявления у населения Кемеровской области таких гель-минтозов, как описторхоз, дифиллоботриоз, трихинеллёз, токсокароз и других паразитозов [3, 5]. Отмечается, что к причинам зоонозов у населения региона относятся высокая численность домашних животных (собак, кошек), пищевые традиции употреблять полусырую рыбу, тесная взаимосвязь человека с природной средой [4, 7, 12, 16].
В рамках учебного материала даётся информация гигиенических и медицинских зна-
ний и рекомендаций, направленных на профилактику паразитарных болезней. Человек должен понимать, что многие факторы, определяющие состояние его здоровья, связаны с образом его жизни и окружающей среды, поэтому он должен научиться контролировать факторы, влияющие на его здоровье через достоверные знания и предупреждать заболевания, в данном случае паразитарные.
При формировании профессиональной грамотности у будущих медиков в образовательном процессе необходимо сочетать разнообразные виды технологий, что способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала [1, 2]. Умение приобретать и применять знания в деятельности приходит в результате целостного процесса образования, и изначально закладывается при изучении фундаментальных дисциплин на младших курсах. Именно теоретическая основа фундаментальных дисциплин играет важную роль для создания у студентов целостной системы взглядов на человека и процессы его жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром, например, с паразитами. Формируемая система глубоких фундаментальных знаний обеспечивает подготовку студентов к восприятию материала последующих профильных дисциплин и подготавливает к эффективной профессиональной деятельности. Изучение учебного материала по вопросам медицинской паразитологии формирует у студентов понимание о том, что гельминтозы определяют состояние здоровья населения, являются социально обусловленными болезнями.
Известны медицинские случаи, когда гель-минтозы служат причиной постановки ошибочных диагнозов, так как могут протекать под маской острого респираторного заболевания. Особенно, подобные случаи при диагностике гельминтозов представляют трудности в практике не специализированных врачей, так как схожесть симптомов и клинических проявлений могут ввести в заблуждение. Именно поэтому население должно быть осведомлено о путях и факторах передачи возбудителей паразитарных болезней, мерах их профилактики, чтобы предупредить эти заболевания и возможные нежелательные последствия [11].
Понимание важности санитарно-просве-тительской деятельности в будущей профес-
сии врача и актуальности мер личной профилактики против возбудителей, вызывающих паразитарные заболевания у человека привели нас к решению организовать команду «НетПа-разитам» из студентов-отличников 1 курса лечебного факультета и принять участие в 2023 году в конкурсе грантов студенческих ESG-проектов в области экологии и социальной направленности от ПАО «Сбербанк» по социальным вопросам, касающимся населения Кузбасса. Проект «Санитарно-просветитель-ская работа при паразитозах» команды «Нет-Паразитам» занял первое место в направлении «Социальные проекты» и на реализацию своей идеи команда из четырёх человек получила грант в размере 100 тыс. рублей.
В течение года в рамках реализации выигранного гранта командой «НетПаразитам» проводились санитарно-просветительские беседы по мерам профилактики против распространённых паразитозов в нашем регионе в образовательных учреждениях Кузбасса, которые в лице руководителей образовательных учреждений предоставили Организаторам конкурса письма поддержки команде «НетПа-разитам» во время защиты проекта.
Особое внимание вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, являющегося потенциалом будущего страны. Именно дети наиболее подвержены воздействию со стороны возбудителей паразитарных болезней [6]. Поэтому, команда «НетПаразитам» сконцентрировала свое внимание на санитарном просвещении детского населения Кузбасса, ведь именно с детского возраста необходимо прививать санитарно-гигиеническую культуру и гигиеническое мышление. Будущими врачами были проведены санитарно-просве-тительские беседы о распространённых на территории Кузбасса и часто регистрируемых па-разитозах у детского и взрослого населения со школьниками 8-11 классов и дошкольниками в образовательных учреждениях городов Новокузнецка, Прокопьевска и Кемерова. Участники команды рассказали о соблюдении мер личной профилактики против паразитозов, проводили викторины и дарили подарки. Разработали брошюры и установили информационный стенд для родителей в детском саду.
Участники проекта старались донести до аудитории, что здоровье человека не только напрямую связано с экологической обстанов-
кой территории проживания, качеством питания, уровнем медицинского обслуживания, но и с соблюдением мер личной профилактики. При борьбе с паразитозами и снижении числа больных паразитарными болезнями с профилактических позиций именно школьные образовательные учреждения имеют важное значение. Через школу, как образовательное учреждение, проходит всё население страны, в котором учебно-воспитательный процесс направлен на формирование не только личностного и общественного поведения, но и здорового образа жизни. Команда «Нет-Паразитам» ведёт Телеграм-канал, в котором публикуется актуальная информация о пара-зитозах и интересные факты, чтобы привлечь внимание людей к данной проблеме, предоставить возможные пути ее решения.
заключение
Санитарно-просветительная работа является одним из направлений медицинской деятельности, при которой в рамках санитарного просвещения человеку прививаются полезные навыки и знания правил здорового образа жизни, убежденность в необходимости их соблюдения и сохранения своего здоровья, в данном случае, от паразитарных болезней. Борьба с распространяющимися гельмин-тозами и протозоозами среди населения невозможна без санитарно-просветительской работы и информирования населения о распространённых паразитозах, циклах развития их возбудителей, путях и факторах передачи, о том, что наиболее часто паразиты в организм детей попадают во время игры с любимыми питомцами - собаками и кошками, при несоблюдении правил личной гигиены. С позиций деятельности кафедры данный проект имеет воспитательную функцию, формирует у будущих врачей достойные профессиональные и личностные качества.
список источников
1. Бибик О. И. Использование самостоятельной учебно-исследовательской деятельности обучающихся во внеаудиторной работе как образовательной технологии, повышающей качество обучения // «Современные аспекты обеспечения качества профессионального образования»: материалы докладов XI Межрегиональной научно-методической конференции. Кемерово, 2019. С. 26-32.
2. Бибик О. И. Формирование презентационных умений у студентов в образовательном процессе при освоении дисциплины «Биология» // «Качественное профессиональное образование: современные проблемы и пути решения»: материалы докладов XIII научно-методической онлайн конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 173-178.
3. Бибик О. И. Гельминтозоонозы у населения в Кемеровской области - Кузбассе // «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями»: сборник научных статей по материалам международной научной конференции. 2022. Вып. 23. С. 92-96. https://doi.org/10.31016/978-5-6046256-9-9.2022.23.92-96
4. Бибик О. И., Терентьева З. Х. Причины и особенности распространения гельминтозоонозов в городской и сельской местности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2022. № 1 (93). С. 191-197.
5 Бибик О. И., Краснов А. В., Матюшечкин А. С. Клинический случай тяжёлого течения трихинеллёза // «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями»: материалы докладов научной конференции Всероссийского общества гельминтологов РАН. 2015. Вып. 16. С. 43-45.
6. Больбот Ю. К. Гельминтозы у детей // Здоровье ребёнка. 2011. № 6. С. 115-122.
7. Бронштейн А. М., Лучшее В. И. Трематодозы печени: описторхоз, клонорхоз // Вестник ин-фектологии и паразитологии. 2012. № 5. С. 78.
8. Водолагин М. В., Полухин Н. В., Якушина И. И., Песенникоеа Е. В. Основные направления са-нитарно-просветительской деятельности в России в конце XIX - первой трети XX века // История медицины. 2021. Т. 7. № 2. С. 123-132. https://doi.Org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.01a
9. Давыдова И. В. Гельминтозы, регистрируемые на территории Российской Федерации: эпидемиологическая ситуация, особенности биологии паразитов, патогенез, клиника, диагностика, этиотропная терапия // Consilium Medicum. 2017. 19 (8). С. 32-40. https://doi. org/10.26442/2075-1753_19.8.32-40
10. Нурхожаева Г. М. Особенности санитарно-про-светительской работы врача-стоматолога среди детей в современных условиях // Медицина. 2014. № 2. С. 33-35.
11. Поздеева М. А., Салтыкова А. Я., Филимонова Е. А. Гельминтозы, наиболее часто регистрируемые на территории Архангельской области // Universum: медицина и фармакология: электронный научный журнал. 2022. 6 (89). С. 9-11.
12. Романенко Н. А. Гельминтозы и паразитарные заболевания // Санитарная паразитология. 2000. С. 108-131.
13. Таутанов Н. К., Сарсембаева Б. Х. Значение санитарно-просветительской работы врача-стоматолога воинской части // Вестник Алма-тинского государственного института усовершенствования врачей. 2012. № 3. С. 30.
14. Трифонов В. Д., Эйберман А. С. Нематодозы (ч. 1) // Медицинская сестра. 2018. 20 (4). С. 4050. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-04-08
15. Хабриев Р. У., Егорышева И. В., Шерстнева Е. В. Николай Александрович Семашко - первый народный комиссар здравоохранения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. 26 (3). С. 164168.
16 Шкарин В. В., Благонравова А. С., Чубукова О. А. Особенности эпидемиологии гельминтов как сочетанной патологии // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 3. С. 123-130.
Статья поступила в редакцию 10.09.24; одобрена после рецензирования 03.11.24; принята к публикации 07.11.24 Об авторах:
Бибик Оксана Ивановна, доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии с основами генетики
и паразитологии; Researcher ID: AAQ-2203-2021, Scopus ID: 16549053700.
Васенина Дарья Максимовна, студентка 3-го курса лечебного факультета.
Воронина Анастасия Александровна, студентка 3-го курса лечебного факультета.
Макеева Ольга Александровна, студентка 3-го курса лечебного факультета.
Малахова Надежда Игоревна, студентка 3-го курса лечебного факультета.
Вклад авторов:
Бибик О. И. - наставник команды «НетПаразитам», идея, анализ и интерпретация данных, написание и оформление статьи.
Васенина Д. М. - капитан команды «НетПаразитам», исполнитель проекта, разработка дизайна проекта, написание текста. Воронина А. А. - исполнитель проекта, подготовка иллюстраций, написание текста. Макеева О. А. - исполнитель проекта, оформление информации, написание текста. Малахова Н. И. - исполнитель проекта, обзор публикаций, написание текста.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
References
1. Bibic O. I. Utilization of the independent educational and research activities of learning in the outside of the auditorium work as educational technology, improving the quality of learning. «Sovremennyye aspekty obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya»: materialy dokladov XI Mezhregional'noy nauchno-metodicheskoy konferentsii = "Modern aspects of quality assurance of professional education": materials reports of XI Interregional Scientific and Methodological Conference. Kemerovo, 2019; 26-32. (In Russ.)
2. Bibic O. I. Development of presentation skills of students in the educational process of mastering the "Biology" discipline. «Kachestvennoye professional'noye obrazovaniye: sovremennyye problemy i puti resheniya»: materialy dokladov XIII nauchno-metodicheskoy onlayn konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem = "Quality professional education: modern problems and solutions": proceedings of the XIII Scientific and Methodological Online Conference with international participation. Kemerovo, 2021; 173-178. (In Russ.)
3. Bibic O. I. Helminthozoonoses in the population in the Kemerovo Region - Kuzbass. «Teoriya i praktika bor'by s parazitarnymi boleznyami»: sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii = "Theory and practice of parasitic disease control": collection of Scientific Articles adapted from the International Scientific Conference. 2022; 23: 92-96. (In Russ.) https://doi. org/10.31016/978-5-6046256-9-9.2022.23.92-96
4. Bibic O. I., Terentyeva Z. Kh. Causes and peculiarities of helminthozoonosis distribution in urban and rural areas. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Izvestia of the Orenburg State Agrarian University. 2022; 1 (93): 191-197. (In Russ.)
5. Bibic O. I., Krasnov A. V, Matyushechkin A. S. Clinical case of severe course of trichinosis. «Teoriya i praktika bor'by sparazitarnymi boleznyami»: materialy dokladov nauchnoy konferentsii Vserossiyskogo obshchestva gel'mintologov RAN = "Theory and practice of parasitic disease control": proceedings of the Scientific Conference of the All-Russian Society of Helminthologists of RAS. 2015; 16: 43-45. (In Russ.)
6. Bolbot Y. K. Helminthoses in children. Zdorov'ye rebonka = Child's Health. 2011; 6: 115-122. (In Russ.)
7. Bronstein A. M., Chechestev V. I. Trematodoses of the liver: opisthorchiasis, Clonorchiasis. Vestnik infektologii i parazitologii = Bulletin of Infectology and Parasitology. 2012; 5: 78. (In Russ.)
8. Vodolagin M. V., Polukhin N. V., Yakushina I. I., Pesennikova E. B. Main directions of sanitary and educational activities in Russia at the end of XIX -the first third of XX centuries. Istoriya meditsiny = History of Medicine. 2021; 7 (2): 123-132. (In Russ.) https://doi.org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.01a
9. Davydova I. V. Helminthoses registered on the territory of the Russian Federation: epidemiological situation, features of parasite biology, pathogenesis, clinic, diagnosis, etiotropic therapy. Consilium Medicum. 2017; 19 (8): 32-40. (In Russ.) https://doi. org/10.26442/2075-1753_19.8.32-40
10. Nurkhozhaeva G. M. Features of sanitary and educational activities of a dentist among children in modern conditions. Meditsina = Medicine. 2014; 2: 33-35. (In Russ).
11. Pozdeeva M. A., Saltykova A. Y., Filimonova E. A. Helminthoses most often registered in the territory of the Arkhangelsk Region. Universum: medicine and pharmacology: electronic scientific journal. 2022; 6 (89): 9-11. (In Russ.)
12. Romanenko N. A. Helminthoses and parasitic diseases. Sanitarnaya parazitologiya = Sanitary Parasitology. 2000; 108-131. (In Russ.)
13 Tautanov N. K., Sarsembaeva B. H. The importance of sanitary and educational activities of a dentist of a military unit. Vestnik Almatinskogo gosudarstvennogo instituta usovershenstvovaniya vrachey = Bulletin of the Almaty State Institute for Advanced Training of Physicians. 2012; 3: 30. (In Russ.)
14. Trifonov V. D., Eiberman A. S. Nematodoses (Part 1). Medical Nurse. 2018; 20 (4): 40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.29296/25879979-2018-04-08
15. Khabriev R. U., Egorysheva I. V., Sherstneva E. V. Nikolai Aleksandrovich Semashko - the first People's Commissar of Health Care of Russia. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2018; 26 (3): 164-168. (In Russ.)
16. Shkarin V. V., Blagonravova A. Pp., Chubukova O. A. Peculiarities of helminth epidemiology as a combined pathology. Infektsionnyye bolezni: novosti, mneniya, obucheniye = Infectious diseases: news, opinions, training. 2017; 3: 123-130. (In Russ.)
The article was submitted 10.09.24; approved after reviewing 03.11.24; accepted for publication 07.11.24 About the authors:
Oksana I. Bibik, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Biology with Fundamentals
of Genetics and Parasitology; Researcher ID: AAQ-2203-2021, Scopus ID: 16549053700.
Daria M. Vasenina, student of the Medical Faculty.
Anastasia A. Voronina, student of the Medical Faculty.
Olga A. Makeyeva, student of the Medical Faculty.
Nadezhda I. Malakhova, student of the Medical Faculty.
Contribution of the authors:
Bibik O. I. - "NoParasites" team mentor, author, data analysis and interpretation, article writing and design Vasenina D. M. - "NoParasites" team lead, a project implementer, project design development, writing Voronina A. A. - a project implementer, illustration design, writing Makeyeva Olga A. - a project implementer, information design, writing Malakhova N. I. - a project implementer, publication review, writing
All authors have read and approved the final manuscript.