РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА
ОБНОВЛЁННЫЕ ФГОС Старкова О.В.
Старкова Ольга Викторовна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2,
г. Суздаль
Аннотация: в статье анализируется роль самостоятельной работы учащихся начальной школы при проблемном обучении. Разнообразие видов самостоятельной работы учащихся позволяет учителям использовать данный вид работы практически на всех этапах поисковой деятельности. Ключевые слова: самостоятельная работа, проблемное обучение, образовательный процесс, познавательная деятельность.
THE ROLE OF INDEPENDENT WORK OF SCHOOLCHILDREN DURING PROBLEM-BASED LEARNING IN PRIMARY SCHOOL IN CONNECTION WITH THE TRANSITION TO THE UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL
STANDARDS Starkova O.V.
Starkova Olga Viktorovna - the primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "THE SECONDARY SCHOOL № 2 "
SUZDAL
Abstract: the article analyzes the role of independent work of elementary school students in problem learning. The variety of types of independent work by students allows teachers to use this type of work at almost all stages of search activity.
Keywords: independent work, problem learning, educational process, cognitive activity.
УДК 37.026.7
В последнее время в школе обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и ценностей образования, с целью воспитания успешной личности, так как современному обществу нужен человек, который способен сам принимать решения, готов к самообразованию и сотрудничеству для достижения качественного результата, направленного на формирование не только личностных качеств, но и качеств, способствующих развитию и формированию у учащихся гражданской идентичности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно - ориентированной гармонически развитой личности. Поэтому, с переходом на обновленные ФГОС, целью образования становится такая форма обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, способной, активно овладевать знаниями и решать познавательные задачи, а также раскрытию его индивидуальных возможностей. Способствовать формированию такой личности можно при проблемном обучении с использованием разнообразных видов самостоятельных работ. А начинать использовать такой метод надо с начальной школы, так как этот период является одним из главных этапов становления и утверждения личности ребёнка [1, с. 56].
Для успешного развития личности обучение в начальной школе должно включать в себя проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся могли бы самостоятельно или при помощи учителя решать возникшую задачу. Технология проблемного обучения позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, открывать новые знания и применять их в жизни. Проблемное обучение должно способствовать реализации 2 целей:
1- формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков, направленных на самостоятельное решение проблем;
2 - развитию способности к самообучению, самообразованию для повышения познавательной активности.
Таким образом, видно, что проблемное обучение лежит в основе организации самостоятельной работы учащихся. Тут закономерно возникает вопрос: «А что же такое проблемное обучение?» Владимир Константинович Буряк в своей книге «Самостоятельная работа учащихся» даёт следующее определение данной технологии обучения: «Проблемным (в дидактике) называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе
относительно самостоятельного решения учащихся системы задач - проблем под руководством учителя» [2, с. 45].
Основная цель такого обучения заключается в том, чтобы воззвать к действию внутреннее побуждение учащихся, потребность к поиску, как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести каждого обучающегося к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие её преодолеть, строя при этом индивидуальный маршрут преодоления сложностей.
В образовательном процессе выделяют три этапа поисковой деятельности, в ходе которых, используются разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся.
Первым этапом поиска является воспроизведение имеющихся знаний, либо прямо связанных с новым фактом или явлением, либо имеющих аналогичные факты, которые рассматриваются как рядом лежащие с новым явлением и при сопоставлении устанавливается их сходство и различие. Но задача проблемного характера не может быть решена только на основе имеющихся знаний, поэтому необходимо искать новые связи, новые представления, которые позволили бы добиться правильного решения.
Второй этап поиска - накопление фактов, доказательств, установление новых связей и закономерностей, которые позволяют школьникам дать исчерпывающие объяснения изучаемому объекту и разрешить возникшее противоречие. Важно, чтобы ученик самостоятельно убедился в недостаточности знаний для решения возникшей задачи и загорелся желанием добыть эти недостающие знания, используя различные источники информации.
Задача же учителя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь учащимся добиться наилучших результатов в своей самостоятельной познавательной деятельности, поддерживая их мотивацию на каждом этапе обучения. Очень важно, что именно на начальной стадии проблемного обучения учащиеся должны получать от учителя точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить и с какими различными вариантами ребята могут встретиться при ознакомлении с новым материалом. Педагог в данном случае выступает в роли наставника, направляет деятельность учащихся. Суть поиска заключается в том, чтобы ученик:
- мог раскрывать особенности свойств явлений или процессов при знакомстве с новыми фактами;
- мог выдвигать предположения, гипотезы;
- мог аргументировать и приводить доказательства, выдвинутого предположения.
Организуя в рамках образовательного процесса поиск учащимися тех или иных дополнительных сведений, учитель должен ясно себе представлять, с какими трудностями в усвоении этого материала встретиться слабый, средний и сильный ученик, и оказать им дифференцированную помощь в преодолении проблемных зон. В таком случае педагогу необходимо заранее продумать модель организации и проведения самостоятельной поисковой работы для усиления активности умственной деятельности учащихся.
На начальной стадии применения в обучении познавательного поиска процесс самостоятельной деятельности учащихся должен быть запрограммирован с точным указанием хода действий и источников, к которым следует обращаться. Учащихся на данном этапе надо познакомить с процессом доказательства, подтверждения того, что уже известно. Кроме этого, важно научить ребят контролировать ход самостоятельного поиска, сверяя его с конечным результатом, а также умению строить индивидуальный маршрут преодоления проблемных зон с целью ликвидации ошибок.
Третий этап поиска - система действий по подбору фактов и их группировка, обоснование доказательств, выделение принципов и ведущей идеи, формулировка обобщений и выводов. Это самый важный этап познавательного поиска на уроке, так как именно здесь проявляется и совершенствуется уровень аналитико-синтетической деятельности учащихся, их способность к сосредоточенному вниманию, проявлению волевых качеств и желание самостоятельно раскрыть и понять неизвестное.
Управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся на третьем этапе заключается в развёртывании поиска в соответствии с правильно выдвинутой гипотезой. Это в свою очередь позволяет учащимся самостоятельно сформулировать правила, определения понятий, сделать выводы и применить свои знания в новой ситуации [3, с. 24].
Завершающей частью проблемного обучения является проверка правильности решения проблемы, закрепление нового материала в памяти учащихся и умение применять это в нестандартной жизненной ситуации.
Систематическая самостоятельная работа учащихся в рамках проблемного обучения помогает им легче усваивать новые знания, самим находить решения поставленных задач, устанавливать причинно-следственные связи, а это, в свою очередь, даёт возможность уже в начальной школе способствовать формированию у обучающихся базовых знаний, умений и навыков, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни.
Правильная организация самостоятельной работы при проблемном обучении будет максимально способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, а это благоприятно влияет
на качество усвоения учебного материала, повышает мотивацию к восприятию новых знаний, а также развивает познавательную деятельность учащихся.
Список литературы /References
1. Алексеева Л.Л, Анащенкова С.В, Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984. 64 с.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
4. Скаткин Л.Н. Самостоятельная работа учащихся при обучении в начальных классах. М.1971.