Психолого-педагогические науки ••• 92
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-92-95
Самостоятельная работа как одна из важных форм учебно-познавательной деятельности учащихся
при изучении географии
© 2019 Эфендиева Ш. Т.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - определить сущность понятия «самостоятельная работа», раскрыть значение самостоятельных работ в развитии познавательных способностей школьников при изучении географии. Методы. Анализ литературы, посвященной понятию «самостоятельная работа», метод сравнительного анализа, анкетирование. Результат. Установлено, что самостоятельная работа учащихся является одной из важных форм организации учебного процесса. Вывод. При изучении географии в старших классах наиболее эффективными являются самостоятельные работы исследовательского характера.
Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательные способности, география своего района, исследовательские задания.
Формат цитирования: Эфендиева Ш. Т. Самостоятельная работа как одна из важных форм учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 92-95 DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-92-95_
Independent Work as One of the Important Form
of Learning and Cognitive Activity of the Pupils in Studying the Geography
© 2019 Shakhsenem T. Efendieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail6 [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to determine the essence of the concept "independent work", to reveal the value of independent work in the development of cognitive abilities of the pupils in studying the geography. Methods. Analysis of the literature addressed to the notion "independent work", method of comparative analysis. Result. It has been established that the independent work of the pupils is one of the important forms of organization the educational process. Conclusion. When studying geography in high school, the most effective are the independent works of research nature.
Key words: independent work, cognitions, the geography of own region, research tasks.
For citation: Efendieva Sh. T. Independent Work as One of the Important Form of Learning and Cognitive Activity of the Pupils in Studying the Geography. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 92-95. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-9295 (In Russian)
Введение
Внедрение в практику школ форм занятий, позволяющих максимально учиты-
вать интересы, склонности, творческие способности учащихся, способствует решению многих проблем формирования у
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
них умений самостоятельно работать с различными источниками знаний, развитию активности и творчества, обеспечивая преемственность в формах и методах обучения. Современная общеобразовательная школа дает возможность учителю подойти к обучению творчески, обогатить свой опыт в организации познавательной деятельности учащихся.
Центральное место в раскрытии творческих возможностей учащихся, в активизации их познавательной деятельности занимает организация самостоятельных работ в процессе обучения.
Задачи исследования:
1) определить место самостоятельной работы в учебном процессе;
2) изучить роль самостоятельных работ учащихся при изучении географии в школе;
3) раскрыть значение самостоятельных работ исследовательского характера при изучении географии в старших классах.
Методы исследования
В работе применены метод анализа литературы, посвященной понятию «самостоятельная работа», метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Организация учебно-познавательной деятельности - это действия учителя, направленные на подготовку учащихся к активному усвоению знаний и умений, целесообразное использование средств обучения, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся, формирование необходимых отношений и взаимосвязей в классе [2].
Понятие «самостоятельная работа» в педагогической и методической литературе трактуется по-разному. В дидактике ей придается одно смысловое значение, а в жизни общеобразовательной школы другое. Одни рассматривают самостоятельную работу учащихся как форму организации процесса обучения. Другие рассматривают их как определенные задания, которые учащиеся должны выполнить самостоятельно. А третьи считают самостоятельные работы деятельностью школьников, без непосредственного участия учителя. Вот почему, понятие «самостоятельная работа» в педагогической и методической литературе трактуется по-разному.
В то же время, все дидакты и методисты, давая определение понятию «самостоятельная работа», стремятся отразить все признаки, характеризующие ее.
Как нам кажется, наиболее убедительными для учащихся будут знания, добытые самостоятельно, особенно в процессе наблюдений, составления графиков, диаграмм и их анализа. В этом случае развивается творческое мышление учащихся, стимулируется интерес к изучаемому материалу. Планирование учащимися самостоятельной деятельности требует пристального внимания и помощи со стороны учителя, поскольку само умение формируется медленно. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Надо помнить также, что работа учителя при обучении учащихся, предъявлению заданий для самостоятельной познавательной деятельности имеет смысл тогда, когда учащийся желает, ждет этой работы. Для этого нужно знать уровень знаний и умений учащихся, необходимых для овладения новыми знаниями.
Основываясь на исследовании методистов-географов (М. К. Ковалевская, В. А. Коринская, И. И. Баринова) [3] самостоятельную познавательную деятельность учащихся по ее содержанию можно свести в следующие группы:
- установление на основе наблюдений физико-, экономико-географических параметров и свойств, компонентов природы и экономических явлений;
- овладение картографическими знаниями и умениями, их совершенствование;
- составление сравнительных и комплексных характеристик объектов и явлений физико- и экономико-географического содержания.
Организация учителем деятельности учащихся предполагает:
- предельно верный отбор и анализ познавательных и практических задач, которые ставятся перед учащимися при изучении географии;
- мотивацию деятельности посредством предъявлений заданий исследовательского характера;
- дифференциацию материала по степени трудности для учащихся, т. е выделить, что объяснить самому, а что учащиеся могут усвоить самостоятельно.
В старших классах при изучении географии можно использовать самостоятельные работы исследовательского характера. Особенно важно использование самостоятельных работ исследовательского характера при изучении географии своего региона. Тем более, что этому способству-
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019
••• DSPU JOURNAL Уо!. 13. N0. 3. 2019
ют и возрастные особенности учащихся (9-й класс).
И. И. Баринова считает, что исследовательские самостоятельные работы должны вытекать из личных познавательных побуждений школьников и развивать у них активную поисковую деятельность. Для выполнения задания такого рода необходимо применять научные методы исследования, в ходе которых они познают новое, ранее им неизвестное [1].
Организация деятельности учащихся при использовании заданий исследовательского характера имеет следующую структуру:
1. Постановка цели. Нельзя ограничиваться формальным сообщением предстоящей деятельности, важно раскрывать перед учащимися перспективу овладения определенными знаниями, умениями и навыками.
2. Непременным условием организации деятельности учащихся с использованием заданий исследовательского характера является актуализация знаний, т. е. «освежить» в памяти прежние знания, способы деятельности. Приемы актуализации могут быть различны - и устный опрос, и фронтальная беседа, и работа с карточками, заданиями и т. д. Более того, актуализация знаний предполагает и мотивацию предстоящей деятельности.
3. Следующим элементом занятий, предполагающим организацию познавательной деятельности исследовательского уровня, является постановка конкретной проблемы.
4. Обязательным элементом занятий с использованием заданий исследовательского характера является подведение его итогов, обсуждение результатов. В процессе обсуждения учащиеся могут выделить вопрос, представляющий интерес для последующего рассмотрения.
По содержанию исследовательские задания должны соответствовать основным дидактическим принципам, отражать географические особенности окружающей территории, отражать взаимодействие «человек-общество-природа».
Содержание заданий должно быть конкретно, корректно и целенаправленно, предполагать для учащихся возможность выбора, т. е. вариативность.
По конечному результату самостоятельные работы исследовательского характера должны формировать оценочные
представления об окружающей среде, формировать исследовательские умения познавательной деятельности.
Самостоятельные работы исследовательского характера по изучению своего региона должны носить системный характер, т. е усложняться от урока к уроку, от класса к классу.
Исследовательские самостоятельные работы приводят к расширению знаний, привлечению дополнительных источников. Характер исследований, основанный на поисковой деятельности, обеспечивает высокую степень активизации учащихся. Исследовательские самостоятельные работы более эмоциональны, поэтому повышают интерес к учению, поиск истины увлекает их.
Ведущая роль в развитии исследовательской познавательной деятельности принадлежит проблемному обучению.
В настоящее время проблемному обучению уделяется большое внимание, эффективно содействующему решению задачи развития активной, творческой самостоятельности учащихся.
Г. А. Понурова определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, как систематическую самостоятельную деятельность школьников с усвоением ими готовых знаний, где процесс обучения направлен на формирование их познавательной самостоятельной деятельности.
Внедрение в учебный процесс самостоятельных работ характеризуется:
- теоретическим обоснованием их содержания и качества;
- разработкой приемов эффективной организации самостоятельных работ творческого и репродуктивного характера.
При изучении географии своего региона больше акцента делается на самостоятельные работы по сбору краеведческого материала о природе, меньше внимания уделяется изучению экономики. Вопросы социальной географии практически не рассматриваются.
Можно сказать, что изучение экономических и социальных вопросов своей местности для учащихся является и важным, и интересным. Например, учащимся можно предложить такие проблемы, как «оценка качества района проживания», «транспортная доступность района проживания или района школы учащихся», «экологическая обстановка района проживания» и другие. Главное, чтобы эти проблемы касались
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
учащихся непосредственно и были интересны для самостоятельного исследования.
Вывод
Самостоятельные работы занимают важное место в процессе обучения школьной географии.
На развитие творческих способностей школьников активно влияют исследовательские самостоятельные работы, которые носят проблемный характер. Такие задания наиболее эффективны при изучении различных экономических, социальных и экологических проблем своего края.
1. Баринова И. И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. М. : Просвещение, 2001. 94 с.
2. Жарова Л. В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1986. 79 с.
3. Ковалевская М. К. Самостоятельная рабoта учащихся по экономической географии. М. : Просвещение, 1982. 127 с.
1. Barinova I. I. Samostoyatel'nye i praktiches-kie raboty po fizicheskoj geografii [Independent and practical works on physical geography]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2001. 94 p. (In Russian)
2. Zharova L. V. Organizaciya samostoyatel'noj uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchash-chihsya [Organization of independent educational and cognitive activity of students]. Leningrad, 1986. 79 p. (In Russian)
3. Kovalevskaya M. K. Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya po ekonomicheskoj geografii [Independent work of students in economic geog-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Эфендиева Шахсенем Тельмановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: shahsenem [email protected]
Подготовка и организация самостоятельных работ исследовательского характера способствует сознательному отношению к действительности, вместе с ним меняется взгляд на учение. Знания для учащихся приобретают личностный смысл. Именно, проблемный и эмоциональный характер самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся играет важную роль в формировании их положительного отношения к учению.
4. Коринская В. А. Самостоятельная работа учащихся по физической географии материков. М. : Просвещение, 1983, 112 с.
5. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. : Просвещение, 2005. 378 с.
raphy]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1982. 127 p. (In Russian)
4. Korinskaya V. A. Samostoyatel'naya rabota uchashchihsya po fizicheskoj geografii materikov [Independent work of students in the physical geography of continents]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1983, 112 p. (In Russian)
5. Ponurova G. A. Problemnyj podhod v obuchenii geografii v srednej shkole [Problem approach in teaching geography in high school]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2005. 378 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Shahsenem T. Efendieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Литература
References
Принята в печать 03.07.2019 г.
Received 03.07.2019.