Научная статья на тему 'Роль саморегулируемых аудиторских объединений в организации контроля качества в аудиторской деятельности'

Роль саморегулируемых аудиторских объединений в организации контроля качества в аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АУДИТОРОВ / SELF-REGULATED ASSOCIATION OF AUDITORS / СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STANDARDS OF AUDIT ACTIVITIES / АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / AUDIT ORGANIZATION / КАЧЕСТВО АУДИТА / QUALITY OF AUDIT / АУДИТ / AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архарова Зинаида Петровна

В данной статье рассматривается роль саморегулируемых аудиторских объединений в целях контроля качества в аудиторской деятельности. Создание единого аудиторского объединения является основой передачи отдельных функций регулирования аудиторской деятельности от государственного сектора к общественному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-REGULATORY AUDITING ASSOCIATIONS IN ARRANGEMENT OF AUDIT ACTIVITIES QUALITY CONTROL

The role of self-regulatory organizations in audit activities quality control is revealed in this article. Creation of a united audit association is the basis of certain regulating and auditing functions transfer from the government to the public sector.

Текст научной работы на тему «Роль саморегулируемых аудиторских объединений в организации контроля качества в аудиторской деятельности»

РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ АУДИТОРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 657.6

Зинаида Петровна Архарова,

к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Тел.: 8 (495) 442-23-98 Эл. почта: [email protected]

В данной статье рассматривается роль саморегулируемых аудиторских объединений в целях контроля качества в аудиторской деятельности. Создание единого аудиторского объединения является основой передачи отдельных функций регулирования аудиторской деятельности от государственного сектора к общественному.

Ключевые слова: саморегулируемое объединение аудиторов, стандарты аудиторской деятельности, аудиторская организация, качество аудита, аудит.

Zinaida P. Arharova,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Accounting, Analysis and Audit, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: 8 (495) 442-23-98 E-mail: [email protected]

THE ROLE OF SELF-REGULATORY AUDITING ASSOCIATIONS IN ARRANGEMENT OF AUDIT ACTIVITIES QUALITY CONTROL

The role of self-regulatory organizations in audit activities quality control is revealed in this article. Creation of a united audit association is the basis of certain regulating and auditing functions transfer from the government to the public sector.

Keywords: self-regulated association of auditors, standards of audit activities, audit organization, quality of audit, audit.

1. Введение

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-Ф3 (далее - Федеральный закон) под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности. А также осуществление контроля за их соблюдением. Саморегулирование субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации».

2. Требования данного закона к проведению аудиторских проверок

Данный закон «направлен на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения».

Правительством Российской Федерации было определено, что Минфин России имеет следующие потенциально избыточные функции регулирования в области аудиторской деятельности:

- осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

В целях совершенствования законодательства, в том числе на базе данных позиций, в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России была создана рабочая группа по подготовке поправок в указанный Федеральный закон.

В состав данной рабочей группы наряду с представителями Минфина России вошли представители практически всех семи аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, высококвалифицированные юристы и представители Минэкономразвития России и Банка России.

Стратегически указанные функциональные вопросы предлагается передать в сферу деятельности запланированного к созданию единого общероссийского аудиторского объединения и саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. При этом уточняются позиции, касающиеся индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, с учетом новых требований.

В соответствии с Федеральным законом (действующая редакция) аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федерально органе.

Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны состоять в членстве в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, проходить процедуры контроля качества аудита на общих основаниях и

застраховывать гражданскую ответственность при проведении аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна соответствовать требованиям к осуществлению аудиторской деятельности, установленным в соответствии с проектом настоящего Федерального законом после его принятия, и осуществлять свою деятельность по проведению аудита на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральном законом.

Требованиями к осуществлению аудиторской деятельности для аудиторской организации (в соответствии с предстоящими поправками в федеральный закон), должны являться:

- соблюдение законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

- обязательное членство в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, и включение в единый реестр индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, и эта позиция сейчас находит поддержку большинства профессионального сообщества в отличии от периода прохождения действующего Федерального законом;

- страхование гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности;

- не менее 51% уставного (складочного) капитала аудиторской организации должно принадлежать аудиторам и (или) аудиторским организациям, при этом необходимо отметить, что данная позиция была уже заложена в правительственном варианте действующего законом;

- руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

В статье «Контроль качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций» предлагается, что система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливается саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением, членами которого они являются, с учетом рекомендаций единого общероссийского аудиторского объединения и уполномоченного федерального органа.

3. Функции саморегулируемых аудиторских объединений

Саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями признаются созданные в

установленном порядке в целях саморегулирования на условиях членства него сударственные некоммерче ские организации, включенные в единый государственных реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Статус саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Основными функциями саморегулируемого профессионального аудиторского объединения являются:

- утверждение правил членства в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;

- утверждение размера и порядка внесения вступительного и ежегодных членских взносов своих членов;

- осуществление процедур по принятию в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, приостановлению, восстановлению членства и исключению из членов объединения по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

- ведение реестра своих членов и представление информации, содержащейся в реестре, единому общероссийскому аудиторскому объединению для ведения единого реестра аттестованных аудиторов и аудиторских организаций. А также всем заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов, правил (стандартов) саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, условий проведения обязательного аудита, качества работы, соблюдения действующих нормативных актов, инструкции и рекомендаций при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг в соответствии с утвержденной единым общероссийским аудиторским объединением системой контроля качества аудита и согласованной с уполномоченным федеральным органом;

- применение мер воздействия по итогам проведенных проверок по контролю качества аудита к членам объединения;

- ходатайство о выдаче квалификационных аттестатов аудиторов и сертификатов о повышении квалификации аудиторов в соответствии с системой аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации перед единым общероссийским аудиторским объединением;

- ходатайство перед единым общероссийским аудиторским объединением об исключении из единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов;

- представление интересов аудиторов в российских и международных профессиональных организациях аудиторов;

- организация информационного и методического обеспечения членов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

- разработка и утверждение правил (стандартов) саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

- защита профессиональных интересов аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- организация обучения и повышения квалификации аудиторов;

- получение и предоставление оперативной информации для ведения единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций единым общероссийским аудиторским объединением;

- утверждение минимальных требований к страхованию членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения гражданской ответственности при оказании аудиторских услуг;

- контроль за соблюдением своими членами утвержденных саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением минимальных требований к страхованию гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе:

- от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты и (или) действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав и интересов само-

регулируемого профессионального аудиторского объединения, любого из его членов в отдельности или группы членов;

- участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, методик, рекомендаций органов государственной власти по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью;

- запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемыми профессиональными аудиторским объединениями возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей;

- ходатайствовать перед единым общероссийским аудиторским объединением об обращении в суд с заявлением об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов в отношении своих членов;

- делегировать осуществление контроля соблюдения членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения стандартов аудиторской деятельности, законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, единому общероссийскому аудиторскому объединению;

- приостанавливать, восстанавливать и прекращать членство участников саморегулируемого профессионального аудиторского объединения по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

- уведомлять единое общероссийское аудиторское объединение о приостановлении, восстановлении и прекращении членства участников в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие возникновение или создающие угрозу возникновения конфликта интересов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения с интересами объединенных в его составе членов.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе осуществлять иные права и обязанности, предусмотренные его ставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Контроль саморегулируемого профессионального аудиторского объединения за деятельностью своих членов осуществляется в форме проверок. Проверки проводятся по инициативе саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, а также по заявлениям юридических и физических лиц, уполномоченного федерального органа, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

Предметом проверки является соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Продолжительность проверки не должны превышать 30 дней.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения. В случае несогласия с актом проверки он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к ату проверки.

В случае выявления нарушений саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе по результатам проверки:

а) выносить решения, обязывающие члена саморегулируемого профессионального аудиторского объединения устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

б) выносить предупреждение члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

в) приостанавливать действие членства, индивидуального аудитора и аудиторской организации в случае выявления саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением неоднократных нарушений или грубого нарушения членом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения требований законодательства об аудиторской деятельности, нарушения стандартов аудиторской деятельности;

г) прекращать действие членства индивидуального аудитора и аудиторской организации в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении в случае, если индивидуальный аудитор или аудиторская организация в установленный саморегулируемым профессиональным

аудиторским объединением на срок не устранили нарушения, послужившие основанием для приостановления их членства.

д) ходатайствовать перед единым общероссийским аудиторским объединением об обращении в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение обязано установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия членства. Указанный срок не может превышать одного месяца.

Член саморегулируемого профессионального аудиторского объединения обязан уведомить в письменной форме саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия членства.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение, приостановившее в установленном порядке действие членства, принимает решение о возобновлении его действия и сообщает об этом члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в письменной форме в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действие членства.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение сообщает уполномоченному федеральному органу и единому общероссийскому аудиторскому объединению об имеющихся фактах нарушений или грубого нарушения членом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения требований законодательства об аудиторской деятельности, нарушения стандартов аудиторской деятельности, приостановлении членства и (или) о возобновлении его действия, прекращении действия членства не позднее 10 дней со дня принятия соответствующего решения или установления факта нарушения.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение несет перед своими членами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, ответственность за неправомерные действия

должностных лиц саморегулируемого профессионального аудиторского объединения при осуществлении контроля за деятельностью членов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, включая приостановление и прекращение членства индивидуального аудитора или аудиторской организации.

Член саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в праве обжаловать решение саморегулируемого профессионального аудиторского объединения о приостановлении или прекращении членства в суде.

В случае признания судом незаконным решения саморегулируемого профессионального аудиторского объединения о приостановлении или прекращении в нем членства индивидуальный аудитор или аудиторская организация вправе взыскать с саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в судебном порядке причиненный ущерб.

Единое общероссийское аудиторское объединение создается в форме

негосударственной некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Единое общероссийское аудиторское объединение образуется Всероссийским съездом саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциями и полномочиями единого общероссийского аудиторского объединения, не допускается. Устав единого общероссийского аудиторского объединения принимается Всероссийским съездом саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Единое общероссийское аудиторское объединение подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

4. Заключение

Деятельность единого общероссийского аудиторского объединения может

быть приставлена уполномоченным федеральным органом в порядке, оперяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что создание единого общероссийского аудиторского объединения является концептуальной основой передачи отдельных функций регулирования аудиторской деятельности от государственного сектора к общественному.

Это дает новый импульс развитию аудиторской профессии в России.

Литература

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 года; № 307-Ф3.

2. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007; № 315-Ф3.

References

1. Federal Law "On Auditing", 30 December 2008, № 307-FZ.

2. Federal Law "On Self-Regulatory Organizations", 01 December 2007, № 315-FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.