Научная статья на тему 'Роль самоопределения в профессиональном становлении будущего экономиста'

Роль самоопределения в профессиональном становлении будущего экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривилева Елена Анатольевна

Целью данной статьи является обоснование сущности самоопределения и ее роли в профессиональном становлении будущего экономиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самоопределения в профессиональном становлении будущего экономиста»

8.Христочевский С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит, 2003. Вып.9.

9.Чугунова И.В. Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности студентов. Режим доступа: http://e-Пb.gasu.ш/konf/mt/arcЫv/2005/3/шdex.html

Е.А. Кривилева

РОЛЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

Увеличение масштабов и сложностей социальных и экономических преобразований повышает требования к профессиональному самоопределению будущих абитуриентов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Возникает необходимость научить будущих студентов принимать решения, использовать информацию и коммуникативные технологии, критически мыслить, разрешать конфликты, ориентироваться на рынке труда.

Психология и педагогика имеет богатый опыт в теории профессионального самоопределения и профориентации учащихся. Теоретическое обоснование педагогических аспектов профессионального самоопределения исследовано в работах В. Аванесова, А. Алексюка, В. Бондаря, Н. Ничкало и других. Значительную роль в исследовании этой проблемы играют работы по вопросам психологии личности и психологии труда (Г. Бал, И. Бех, Г. Костюк). Ряд авторов, исследуя процесс профессионального становления будущего специалиста, опирается на развитие профессиональных представлений (В. Брагина, Г. Белокрылова, В. Обносов).

Целью данной статьи является обоснование сущности самоопределения и ее роли в профессиональном становлении будущего экономиста.

Согласно словарю Н. Приходько, самоопределение личности - это самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, моральных норм, будущей профессии и условий жизни [3].

Профессиональное самоопределение - это сложный и многомерный процесс. Сложный -поскольку включает осознанное и добровольное самовоспитание, коррекцию и реализацию профессиональных перспектив, которые определяют выбор профессии, получение профессионального образования и дальнейшее самоусовершенствование в этой профессиональной деятельности. Многомерный, потому что его целесообразно рассматривать с разных психолого -педагогических позиций:

- как ряд задач, которые ставит общество перед профессиональным образованием;

- как процесс поэтапного принятия личностных решений, с помощью которых индивид формирует баланс между собственными потребностями и реалиями разделения труда в обществе;

- как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [1].

Можно выделить следующие показатели профессионального самоопределения:

- информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

- сформированность интересов и склонностей;

- появление новых качественных сочетаний способностей;

- возникновение специфических отношений с родителями, однокурсниками, представителями различных профессий;

- образование новых качественных факторов в самосознании;

- построение личностных профессиональных планов.

Успешность и продуктивность профессионального самоопределения предполагает изменения тех представлений о себе, которые стали препятствием для самореализации. Консервативная самодостаточность, ригидность (негибкость) оказывают отрицательное влияние на этот процесс. В то же время относительная легкость изменения представлений о себе может привести к невозмож-

ности стабилизировать и сохранить новые представления о себе. Это делает представление о себе чрезмерно динамичным и сильно подверженным различным ситуативным факторам.

Проблема самоопределения часто решается двумя разными способами: поиск сходства между собой и другими (идентификация); отрицание сходства между собой и другими (негативизм).

Смысл «Я» не является следствием знания о себе. Важными условиями, определяющими продуктивность профессионального личностного самоопределения, являются, с одной стороны, наличие опыта реальных жизненных достижений и их адекватная самооценка, а с другой - способность правильно осознать степень особенности своей причастности к этим достижениям.

Таким образом, самоопределение включает два процесса:

- формирование достаточно высокого уровня самоуважения;

- осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых профессиональных достижений.

Профессиональное самоопределение начинается тогда, когда человек впервые осознает, что данная профессия может удовлетворить его потребности. Это в свою очередь зависит от того, что человек знает о профессиях и о самом себе. Эти знания помогают ему понять, какие личностные качества и черты характера могут реализоваться в той или иной профессиональной деятельности. Фактически это выражает глубокое или поверхностное самопознание, свою открытость или закрытость по отношению к себе.

В процессе профессионального самоопределения актуализируются следующие психологические структуры: мотивы самореализации; особенности саморегуляции и самоотношения; профессиональная ориентация личности; переосмысление имеющихся возможностей; преодоление психологических барьеров (личностного кризиса).

Профессиональное становление специалиста означает появление новых качеств в психике студента, которые раньше либо вообще отсутствовали, либо имелись, но в другом виде, а также возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения.

Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от внешних условий (в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, мотивы ее выбора, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера), внутренних условий (изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней).

Возникновение положительного отношения к профессии означает образование системы «человек-профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношений.

В процессе развития профессиональной направленности обучаемый проходит ряд ступеней:

Первая ступень: учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея соответствующий эмоциональный настрой, эпизодический интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако еще не достиг самостоятельности и не проявляет инициативу.

Вторая ступень: у учащегося имеется зафиксированная установка на профессию, более устойчивыми стали интересы и склонности; однако его больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся у него цель дает общее направление его учебно -производительной деятельности, у него проявляются чувство уверенности в себе и самостоятельность, а также формируется чувство ответственности.

Третья ступень: учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляя особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; происходит самоутверждение личности через профессиональный труд.

Четвертая ступень: увлечение своей профессией, профессиональная направленность формируется при наличии соответствующих способностей, ярко выраженных склонностей и призвания; профессиональное мастерство и профессиональный идеал сочетаются с твердыми убеждениями в личной и общественной значимости своего дела.

Таким образом, психологическими механизмами профессионально-личностного развития будущего специалиста выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей. Поэтому необходима такая организация деятельности учащихся,

которая актуализировала бы противоречие между требованиями деятельности и ее личностным смыслом для человека (ставить перед учащимися задачи, раскрывающие специфику профессии и деятельности, ее творческие стороны и т.д.).

Большую роль в этом процессе играет формирование профессиональных представлений. Профессиональные представления - это осмысленные знания учащимися содержания профессиональной деятельности, ее основных характеристик, требований, предъявляемых профессией к личностным качествам специалиста, и возможностей профессионального саморазвития [2].

Развитие и формирование представлений о профессии, а затем и профессиональных представлений осуществляется на всех этапах профессионального становления. Значимое внимание необходимо уделять данному процессу уже на начальных этапах профессионализации, поскольку от их полноты и дифференцированности зависит адекватность и правильность выбора профессии учащимися. Отсутствие адекватных представлений обо всех сторонах избираемой профессии у учащихся обусловливает недостаточную обоснованность их профессиональных намерений и успешность их профессионального развития. Устойчивость профессиональных намерений определяется не только положительным отношением к профессии, успехами в учебной деятельности, общественным престижем, но и осведомленностью, осознанием ответственности, налагаемой той или иной профессией.

Представления о себе как субъекте профессиональной деятельности начинают формироваться в процессе начальной профессионализации. В процессе профессионального обучения отношение «человек - профессия», до сих пор определявшееся лишь представлениями субъекта об избранной профессии (причем не всегда адекватными), начинает опосредоваться его участием в специально организуемой деятельности, с достаточно высокой степенью приближающейся к реальному профессиональному труду. Участие в этой деятельности, с одной стороны, способствует развитию адекватных представлений о профессии, с другой - формированию представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности, что одновременно отражает и операционную основу профессионального самоопределения.

Уже в процессе профессионального обучения начинает складываться образ «Я» как субъекта собственно профессиональной деятельности. Интенсивность его формирования в значительной мере определяется степенью ориентации учебно-воспитательного процесса на воспроизведение учебных ситуаций, имитирующих реальную профессиональную деятельность.

Развитие личности будущего профессионала наиболее эффективно происходит в условиях непосредственной производственной деятельности. Там, где это по тем или иным причинам осуществить нельзя, необходимо включение в учебный процесс достаточного количества заданий, моделирующих реальные производственные ситуации. Необходимость раннего включения в реальную производственную деятельность вызвана не только возможностью тренировки в выполнении соответствующих трудовых операций, но и тем, что преимущественно в трудовой деятельности формируется отношение к себе как к профессионалу, складывается представление о себе в профессии. В свою очередь, это представление начинает оказывать регулирующее влияние на учебно-профессиональную деятельность.

Одним из методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности является тренинг. Под тренингом в психологической литературе понимают многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Профессиональный тренинг предполагает усвоение человеком специфических профессиональных знаний, умений и навыков через интериоризацию профессиональной среды, объектов и особенностей взаимодействия с нею. В результате адепт осознает профессиональную среду, себя в ней и овладевает способами воздействия на нее.

Наиболее общей функцией тренинговых занятий должно быть осознание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной деятельности. Тренинги должны быть личностно-

ориентированными, предоставлять возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса.

Одним из основных методов профессионального тренинга являются профессиональные игры. Наиболее приемлемо использование следующих профориентационных игр:

- во-первых, проблемно-поисковых, так как в процессе подготовки будущих специалистов значительное внимание должно быть уделено формированию и развитию профессиональной мотивации и профессиональнозначимых свойств личности;

- во-вторых, играм, отражающим отдельные аспекты профессиональной деятельности, позволяющих учащимся наиболее полно овладеть содержанием будущей профессиональной деятельности;

- в-третьих, играм, направленным на формирование у учащихся умения построения личностных профессиональных планов и ценностных ориентаций личности, поскольку построение личностной профессиональной перспективы не заканчивается на этапе профессионального самоопределения, а продолжается и корректируется в процессе всей профессионализации личности.

Исходя из того, что профессиональное становление личности будущего специалиста - это усовершенствование способов ее включения в профессиональную деятельность, способность реализовать себя в ней, данный подход является эффективным при профессиональном самоопределении будущих экономистов.

Таким образом, использование в процессе самоопределения профессиональных тренингов позволяет сформировать не только представления учащихся о содержании будущей трудовой деятельности, но и развивать представления о себе как субъекте труда, о собственных профессионально значимых свойствах личности, сформировать потребность в профессиональном саморазвитии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дзундза А.1. Професшне самовизначення як важлива складова професшно! культури майбуттх фа-хшщв // Педагопка [ психолопя формування творчо! особистосп: проблеми [ пошуки: Зб. наук. пр. / редкол.: Т.1. Сущенко (голов. ред.) та ш. Запор1жжя. 2007. Вип. 47. С. 114.

2. Касьяник Е.Л. Развитие профессиональных представлений учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений: учеб.-метод. пособие. Минск: РИПО, 2004. 82 с.

3. Приходько М.1., Приходько О.М., Селшерстова Н.1., Турська О.В. Словник-довщник менеджер1в освгги, соц1альних педагог1в та прац1вник1в сощально-педагопчних служб, консультац1й Запор1жжя: «Пол1граф», 1999. 132 с.

Л.В. Лазаренко

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Основной целью государственной политики в области образования является создание условий для развития и творческой самореализации личности, обновление содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с демократическими ценностями, рыночной экономикой и современных научно-технических достижений [4].

Изменения в характере производственных отношений, которые происходят в наши дни, привели к изменениям понимания трудовой деятельности, которая становится одновременно способом выживания человека, способом самоутверждения и творческого самовыражения личности. Современному человеку необходимо постоянно приспосабливаться к потребностям рынка труда. А это говорит о том, что в процессе социализации и профессионального самоопределения молодого человека, который вступает в самостоятельную жизнь, успешность его действий будет существенно зависеть от собственной активности, от сформирования субъективной жизненной позиции.

Одним из направлений модернизации образования является профилизация старшей школы, которая может осуществляться через профильную школу (самостоятельное учебное заведение), которая выбрала для себя определенную специализацию или путем профильного обучения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.