Научная статья на тему 'Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.)'

Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Временное правительство / Всероссийский Поместный Собор (1917–1918 гг.) / конфессиональная политика / Предсоборное Присутствие / Предсоборный Совет / религиозное просвещение / церковно-приходская школа / Закон Божий / церковные реформы / February Revolution of 1917 / Provisional Government / All-Russian Local Council (1917–1918) / confessional policy / Pre-Council Presence / PreCouncil Council / religious education / parish school / the Law of God / church reforms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна, Новикова Юлия Денисовна

Статья посвящена вопросам религиозного образования и просвещения на этапе подготовки проведения Поместного Собора Русской православной церкви (1917–1918). В исследовании приведена общая характеристика системы религиозного образования и воспитания в Российской империи к началу ХХ в. и проанализирована работа по вопросам религиозного образования и просвещения Предсоборного Присутствия (1906) и Предсоборного Совета (1917). Статья призвана осветить процессы развития отечественной системы религиозного образования в сложный исторический период, переломный для самого института Церкви, а также деятельность религиозно настроенного сообщества по данному вопросу. В связи с тем, что противники христианского православного устроения общества, пришедшие к власти в 1917 г., начали его переустройство, в первую очередь, с разрушения системы религиозного образования, институт Церкви активно отстаивал возможность своего участия в просвещении и воспитании молодого поколения страны в соответствии с традиционными русскими духовно-нравственными ценностями и сохранения авторитета и влияния в российском социуме в целом. Задача отмены вновь принятых ограничений для Церкви стояла одной из первоочередных на предстоящем Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна, Новикова Юлия Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Russian Orthodox Church in preserving the traditions of religious education at the beginning of the XX century (on the eve of the convocation of the All-Russian Local Council of 1917–1918)

The article is devoted to the issues of religious education and enlightenment at the stage of preparation for the Local Council of the Russian Orthodox Church (1917–1918). The study provides a general description of the system of religious education and upbringing in the Russian Empire by the beginning of the twentieth century and analyzes the work on religious education and enlightenment of the Pre-Council Presence (1906) and the Pre-Council Council (1917). The article aims to highlight the processes of development of the national system of religious education in a difficult historical period, a turning point for the institution of the Church itself, as well as the activities of the religiously minded community on this issue. Due to the fact that the opponents of the Christian Orthodox structure of society, who came to power in 1917, began its reconstruction, first of all, with the destruction of the system of religious education, the Institute of the Church actively defended the possibility of its participation in the education and upbringing of the younger generation of the country in accordance with traditional Russian spiritual and moral values and the preservation of authority and influences in Russian society as a whole. The task of abolishing the newly adopted restrictions for the Church was one of the priorities at the upcoming All Russian Local Council of 1917–1918.

Текст научной работы на тему «Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.)»

DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-3-45-56 УДК 257+261.5+94

А.М. Новоторцева, Ю.Д. Новикова

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.)

Статья посвящена вопросам религиозного образования и просвещения на этапе подготовки проведения Поместного Собора Русской православной церкви (1917-1918). В исследовании приведена общая характеристика системы религиозного образования и воспитания в Российской империи к началу ХХ в. и проанализирована работа по вопросам религиозного образования и просвещения Предсоборного Присутствия (1906) и Предсо-борного Совета (1917). Статья призвана осветить процессы развития отечественной системы религиозного образования в сложный исторический период, переломный для самого института Церкви, а также деятельность религиозно настроенного сообщества по данному вопросу. В связи с тем, что противники христианского православного устроения общества, пришедшие к власти в 1917 г., начали его переустройство, в первую очередь, с разрушения системы религиозного образования, институт Церкви активно отстаивал возможность своего участия в просвещении и воспитании к молодого поколения страны в соответствии с традиционными русскими духовно-нравственными ценностями и сохранения авторитета и влияния У в российском социуме в целом. Задача отмены вновь принятых ограничений для Церкви стояла одной из первоочередных на предстоящем Всерос- | сийском Поместном Соборе 1917-1918 гг.

и

01 ^

01

© Новоторцева А.М., Новикова Ю.Д., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

I—

О

Ключевые слова: Временное правительство, Всероссийский Поместный Собор (1917-1918 гг.), конфессиональная политика, Предсоборное Присутствие, Предсоборный Совет, религиозное просвещение, церковно-приход-ская школа, Закон Божий, церковные реформы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Новоторцева А.М., Новикова Ю.Д. Роль Русской православной церкви в сохранении традиций религиозного образования в начале XX в. (в преддверии созыва Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2023. Т. 14. № 3. С. 45-56. DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-3-45-56

DOI: 10.31862/2500-2988-2023-14-3-45-56 A.M. Novotortseva, Yu.D. Novikova

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

The role of the Russian Orthodox Church

in preserving the traditions

of religious education at the beginning

of the XX century

(on the eve of the convocation

of the All-Russian Local Council

of 1917-1918)

The article is devoted to the issues of religious education and enlightenment at the stage of preparation for the Local Council of the Russian Orthodox Church (1917-1918). The study provides a general description of the system of religious education and upbringing in the Russian Empire by the beginning of the twentieth century and analyzes the work on religious education and enlightenment of the Pre-Council Presence (1906) and the Pre-Council Council (1917). The article aims to highlight the processes of development of the national system of religious education in a difficult historical period, a turning point for the institution of the Church itself, as well as the activities of the religiously minded community on this issue. Due to the fact that the opponents of the Christian Orthodox structure of society, who came to power in 1917, began its reconstruction, first of all, with the destruction

of the system of religious education, the Institute of the Church actively defended the possibility of its participation in the education and upbringing of the younger generation of the country in accordance with traditional Russian spiritual and moral values and the preservation of authority and influences in Russian society as a whole. The task of abolishing the newly adopted restrictions for the Church was one of the priorities at the upcoming All - Russian Local Council of 1917-1918.

Key words: February Revolution of 1917, Provisional Government, All-Russian Local Council (1917-1918), confessional policy, Pre-Council Presence, Pre-Council Council, religious education, parish school, the Law of God, church reforms

FOR CITATION: Novotortseva A.M., Novikova Yu.D. The role of the Russian Orthodox Church in preserving the traditions of religious education at the beginning of the XX century (on the eve of the convocation of the All-Russian Local Council of 1917-1918). Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2023. Vol. 14. No. 3. Pp. 45-56. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2988-202314-3-45-56

Процесс религиозного образования и духовно-нравственного просвещения заложен в самой основе христианства и не прекращался никогда. Достаточно вспомнить наставление Спасителя в конце Евангелия от Матфея «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28: 19). Благодаря этой преемственности и «научению», православная Церковь существует уже более двадцати столетий. Однако в начале XX в. в России произошло множество потрясений, революционных изменений в политической, общественной, а также духовной жизни общества. Не вызывает сомнений, что, помимо политического переустройства, кардинальные перемены произошли в религиозной среде, соответственно, и в сфере религиозного образования. Спустя столетие российское государство и общественность вновь находятся перед вызовами времени, особенно в сфере духовно-нравственного просвещения. В связи с этим обращение к истории религиозного образования и участие в этой сфере Русской православной церкви в период до Октябрьского переворота1 1917 г. к актуально для современности. о.

и

-1--X

В связи с тем, что в современной отечественной историографии стали появляться раз- к

ные исторические оценки политических событий начала ХХ в., использование конкретной терминологии стало также отражать концептуальные воззрения авторов. В данной статье ф

в нескольких случаях нами использованы понятия «Февральский переворот» и «Октябрьский переворот» как одни из общепринятых в настоящее время, но еще не укоренившихся о в новейшей историографии, при этом активно используемые, наравне с другими термина- о ми, такими, как «Февраль 1917 г.», «Февральская революция», «Мартовские дни 1917 г.», о «Октябрь 1917 г.», «Октябрьская революция», «Февральские беспорядки» и др.

Историография выбранной темы включает в себя преимущественно современные исследования, т.к. до 1990-х гг. систему религиозного образования в России начала XX в. советские авторы если и рассматривали, то либо в контексте церковно-государственных отношений, либо с позиции проблематики отечественной педагогической науки или научного атеизма [5; 14, с. 204-224]. В настоящее время интерес представляют междисциплинарные исследования. С.Ю. Дивногорце-ва изучила историю православной педагогической культуры в целом, а также частные проблемы организации православного образования в новых условиях социокультурной и политической жизни России 1917-1918 гг. [2-4]. Среди наиболее близких по проблематике следует назвать работы Т.Е. Житинева, В.И. Пшибышевского и С.П. Синельникова [6-8; 15; 17-19].

При достаточном количестве работ по теме религиозного образования в России в начале ХХ в. не все из них являются конкретно историческими. Ряд исследований представляет собой труды в русле истории педагогики, отдельные диссертации и научные статьи носят региональный, а не общероссийский характер [11; 12]. В этой связи особого внимания заслуживают самые драматические и насыщенные событиями в истории России годы (1917-1918), а для понимания контекста преобразований важно рассматривать этот процесс в совокупности с их предысторией. В данной статье предполагается отразить проблемы сохранения и развития, прежде всего, школьного религиозного образования в России в начале ХХ в.: законодательные и содержательные аспекты реализации деятельности церковно-приходских школ и преподавания в них детям предмета Закон Божий.

Религиозное образование подрастающего поколения в дореволюционной России реализовывалось через деятельность церковно-приход-ских школ и преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях. Церковная школа, в которой приходской священник или причетник обучал детей грамоте, издавна существовала на Руси, но лишь с первой половины XIX в. начала привлекать к себе внимание правительства к и была включена в систему начального образования. С 1902 г. основным g- нормативным документом, определявшим существование школ, подве-У домственных Святейшему правительствующему синоду, стало «Положение о церковных школах». Среди таких школ были начальные школы (школы грамоты, церковно-приходские и воскресные школы) и учи-j? тельские (второклассные и церковно-учительские) школы2.

2 Положение о церковных школах ведомства Православного Исповедания // Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1902. № 32. С. 733.

Церковный характер школы обусловливался многими факторами. Помимо обязательного для всех учебных заведений преподавания Закона Божия, были и другие предметы (в одноклассных церковноприходских школах): церковнославянский язык и церковное пение3. Но определяющим являлось заведование школой священником, действовавшим по установлениям синодального начальства. Невозможно переоценить ее роль в духовном воспитании учащихся, о чем свидетельствует, например, отсутствие зарегистрированных случаев самоубийств, в отличие от других начальных школ [10, с. 737]. На начальном уровне образования религиозное обучение включало в себя краткий катехизис, важнейшие молитвы, церковную историю4. Отметим также, что в начале XX в. само слово «школа» было связано именно с системой церковных учебных заведений, в то время как учебные заведения других ведомств именовались «училища». К 1917 г. в России действовали 35 тыс. церковных школ, в т.ч. 1 тыс. двухклассных., а также 424 второклассных и 21 церковно-учительская. Принадлежащее им имущество оценивалось в 171 млн руб. [16, с. 10].

В начале ХХ в. стали выявляться разные, не столько методические, сколько социально-общественные и нравственно-этические проблемы, влиявшие на качество преподавания и изучения вероучительных предметов: оскудение религиозного духа вело к пустой зубрежке и формализму в исполнении церковных обрядов, небрежению к таинствам Церкви, непонятным запретам и ограничениям, порой насилию и принуждению. Причины неудач в деле преподавания религиозных дисциплин современники отмечали также в отсутствии единства в преподавательской корпорации образовательных учреждений, отсутствии у священников желания заниматься просветительской деятельностью и др. [1, с. 44].

При этом отметим ряд важных исторических событий, которые оказали влияние на изменения в сфере религиозного образования российского общества. Начало им было положено в 1906 г. Император Николай II учредил тогда Предсоборное Присутствие. С этого времени началась подготовка созыва Поместного Собора Русской православной церкви и проектов основных соборных решений. В IV отделе Присутствия про- к исходил разбор вопросов о приходской жизни, в т.ч. о церковной школе, а в V отделе внимание было уделено анализу деятельности духовно- и учебных заведений и качеству преподавания в них Закона Божия, преподавание которого в светских учебных заведениях было признано

со н

и

--ш

3 Положение о церковных школах ведомства Православного Исповедания // Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1902. № 32. С.737.

4 Там же.

I _

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2023. Vol. 14. No. 3

неудовлетворительным. В результате встал вопрос о необходимости изменить программы его преподавания5. В этой связи было предложено учредить Всероссийское православное религиозно-просветительское и благотворительное братство. Его основной целью должно было быть религиозное просвещение народа и преподавание Закона Божия в школах6. Другие конкретные изменения и, тем более, новые программы никем не были тогда предложены.

Присутствие рассмотрело и вопрос наказания членов Церкви за неподобающее отношение к преподаванию Закона Божия7. В связи с тем, что духовно-нравственный облик российского общества с конца XIX в. менялся не в лучшую сторону, а религиозные чувства, особенно молодых людей, под воздействием разных факторов постепенно ослабевали и не имели должной подпитки, было предложено учредить катехизаторские курсы для лиц 16-17-летнего возраста8. К сожалению, результаты работы Предсоборного Присутствия оказались в то время невостребованными, поскольку в 1907 г. Николай II решил отложить созыв Собора, указывая на несвоевременность данного события «ввиду переживаемого ныне тревожного времени» [20, с. 305].

Еще одним событием, которое являлось значимым в контексте образовательных проблем в начале ХХ в., был созыв Всероссийского съезда преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. Он проходил в столице с 20 июля по 1 августа 1909 г. Участники съезда ставили перед собой следующие основные задачи: пересмотреть и разработать учебные программы по Закону Божию, рассмотреть методы его преподавания, решить вопросы о внешкольном влиянии законоучителя на учащихся, рассмотреть учебники по Закону Божию9. На съезде обсуждался также вопрос о том, желательно ли священнику совмещать приходскую деятельность с законоучительской, также говорили и об устранении служебных ограничений законоучителя по сравнению с прочими преподавателями (законоучители были лишены многих социальных прав и льгот, которыми обладали светские преподаватели)10.

5 Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия (1906 г.): в 4 т. Т. 2. Журналы заседаний Пятого и Шестого отделов и общего собрания Присутствия. М., 2014. С. 8-12.

6 Там же. Т. 1. Открытие заседаний Присутствия. Журналы заседаний Первого, Второго, Третьего и Четвертого отделов. М., 2014. С. 803-809.

7 Там же. С. 619-621.

8 Там же. С. 792-793.

9 Благовидов И., прот. Всероссийский съезд законоучителей светских средних учебных заведений, бывший в июле 1909 года в Санкт-Петербурге // Симбирские епархиальные ведомости. 1909. № 19. С. 556-557.

10 Там же. С. 557-558.

Важным решением съезда было единогласное принятие резолюции на переработку катехизиса митрополита Филарета (Дроздова) и объявление соответствующего конкурса11. Состоявшийся законоучительский Съезд имел большое значение для общественности и образовательной сферы, т.к. на нем впервые громко раздались голоса, которые обозначили как неблагоприятные условия преподавания закона Божия в светской средней школе, так и общие методические проблемы, и недостатки предмета. Однако современники отмечали, что все же съезд не оправдал надежд общественности и его постановления не были достаточными для решения наиболее острых проблем12.

Какие же существенные изменения в системе религиозного образования начали происходить вскоре после Февральского переворота и свержения монархии? 20 июня 1917 г. Министерство народного просвещения предписало передать включенные в школьную сеть и получавшие от казны пособия учебные заведения всех ведомств, в т.ч. церковно-при-ходских школ, в свое ведение13. На данное постановление последовала отрицательная реакция Синода. Высший орган церковного управления 3 июля 1917 г. издал указ, в котором содержался призыв сопротивляться передаче государству церковных школ. Однако данный протест оказался безуспешным [7, с. 7].

Февральский переворот сильно усложнил возможности преподавания Закона Божия [13, с. 329-344]. Временное правительство сразу проявило себя в т.н. «религиозном вопросе», опубликовав 14 июля 1917 г. «Закон о свободе совести», провозгласивший свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина, начиная с 14 лет14. Таким образом, Закон Божий потерял свой статус обязательного школьного предмета в связи с означенным возрастом.

Следует отметить, что институт Русской православной церкви при всех неблагоприятных для сохранения и развития религиозного образования в России событиях в начале ХХ в. не оставался в бездействии. Так, 29 апреля 1917 г. при Святейшем синоде был образован Предсобор-ный Совет, который работал в Петрограде с 12 июня по 31 июля 1917 г.

11 -

Благовидов И., прот. Всероссийский съезд законоучителей светских средних учеб- ^

ных заведений, бывший в июле 1909 года в Санкт-Петербурге // Симбирские епархиаль- н

ные ведомости. 1910. № 1. С. 6. х

12

Там же. № 3. С. 60.

13 Постановление Временного правительства «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» (о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения). 20 июня 1917 г. // Вестник Временного правительства. 1917. № 89. С. 1.

14 Российский государственный исторический архив. Ф. 821 (Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД). Оп. 10. Д. 57. Л. 45-57.

Он подготовил для предстоявшего Поместного Собора пакет законопроектов по проблематике каждого из десяти своих отделов15.

Насущными вопросами религиозного образования и просвещения занимался V отдел «О благоустроении прихода». Всеми членами отдела единодушно было признано, что с переходом церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения православный приход ставится в затруднительное положение при осуществлении одной из основных своих задач - религиозно-нравственного просвещения подрастающего поколения. Кроме этого, Советом был отредактирован ранее предложенный на заседании Училищного совета проект особой главы в приходском уставе «Просвещение населения», которая призвана была подчеркнуть культурно-просветительскую роль приходских школ16.

Отметим также важную работу Всероссийского съезда духовенства и мирян, проходившего с 1 по 12 июня 1917 г. в Москве. На нем обсуждался тревожный вопрос передачи церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения [9, с. 241]. В итоге съезд постановил сохранить школы в ведении Церкви, осуществляя контроль через приход и финансируя школы как из средств церковного бюджета, так и из Государственного казначейства [16, с. 11].

Безусловно, самым главным событием в церковной жизни российского общества в начале ХХв. стало открытие Всероссийского Поместного Собора 28 августа 1917 г., первого за 200-летний синодальный период Русской православной церкви. Собор продолжал свою деятельность более года (завершен 20 сентября 1918 г.). Вопросами религиозного образования занимались XIV и XV отделы Собора (о церковно-приход-ских школах и о Законе Божьем, соответственно).

К началу XX в. система религиозного образования находилась на активной стадии своего становления и развития. Несмотря на возникавшие внутренние проблемы и неустройства, она имела все шансы выйти на новый уровень, т.к. необходимость ликвидации неграмотности и оздоровление духовно-нравственного облика народа уже четко осознавалась не только церковной общественностью, но и государством ^ в целом. Однако сразу после Февральского антимонархического перево-¡5 рота решения Временного правительства сильно ограничили право Церкви на участие в просвещении и воспитании детей через школу.

15 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 1 (Кн. 1). Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 12.

16 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 1 (Кн. 1). Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. С. 18.

Показательно, что противники христианского православного устроения общества, пришедшие к власти в 1917 г., начали его переустройство, в первую очередь, с разрушения системы религиозного образования, лишая, таким образом, институт Церкви возможности воспитывать молодое поколение страны в соответствии с традиционными русскими духовно-нравственными ценностями, иметь авторитет и влияние в российском социуме в целом. Задача отмены этих ограничений стояла одной из первоочередных на предстоящем Всероссийском Поместном Соборе. К сожалению, говорить о решении данных проблем на практике в то время не приходится, однако даже обсуждения и некоторые попытки решения сложных и многообразных вопросов по организации религиозного образования и духовно-нравственного просвещения в начале ХХ в. до сих пор остаются актуальными для изучения и могут помочь в их практической реализации в современности.

Библиографический список / References

1. Антипенко Н., свящ. Проблемы преподавания Закона Божия в начале XX в. (по материалам «Церковных ведомостей» (1901-1910 г.)) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 40-46. [Antipenko N. Problems of teaching the Law of God at the beginning of the XX century (based on the materials of the "Church Vedomosti" (1901-1910)). Journal of the Historical Society St. Petersburg Theological Academy. 2021. No. 3 (8). Pp. 40-46. (In Rus.)]

2. Дивногорцева С.Ю. Вопросы православного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов // История: факты и символы. 2018. № 1 (14). С. 133-141. [Divnogortseva S.Yu. Questions of Orthodox education in the documents of the Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917-1918. Istoriya: fakty i simvoly. 2018. No. 1 (14). Pp. 133-141. (In Rus.)]

3. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. [Divnogortseva S.Yu. Istoriko-teoreticheskiy analiz pravoslavnoy pedagogicheskoy kultury v Rossii [Historical and theoretical analysis of Orthodox pedagogical culture in Russia]. Dr. Hab. dis. Moscow, 2011.]

4. Дивногорцева С.Ю. Становление государственной системы педагогиче- § ского образования в дореволюционной России // Вестник Православного ^ Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. " Психология. 2010. № 2 (17). С. 42-49. [Divnogortseva S.Yu. The formation к of the state system of pedagogical education in pre-revolutionary Russia. нн St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2010.

No. 2 (17). Pp. 42-49. (In Rus.)] ¡3

5. Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. История рус- J ской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской револю- q ции. М., 1936. [Zhelvakov N.A. Khrestomatiya po istorii pedagogiki [Textbook *

on the history of pedagogy]. Vol. IV. The history of Russian pedagogy from ancient times to the Great Proletarian Revolution. Moscow, 1936.]

6. Житинев Т.Е. Деятельность Русской православной церкви в сфере народного образования в конце XIX - начале ХХ века // Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 19 (138). Вып. 24. С. 109-113. [Zhitinev T.E. The activity of the Russian Orthodox Church in the field of public education at the end of the XIX - beginning of the XX century. Nauchnye vedomosti. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika. 2012. No. 19 (138). Issue 24. Pp. 109-113. (In Rus.)]

7. Житенев Т.Е. Церковноприходские школы в политике Временного правительства // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2014. № 3 (16). С. 1-11. [Zhitenev T.E. Parish schools in the policy of the Provisional Government. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. 2014. No. 3 (16). Pp. 1-11. (In Rus.)]

8. Житенев Т.Е. Церковноприходские школы в России 1884-1918 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. [Zhitenev T.E. Tserkovnoprikhodskie shkoly v Rossii 1884-1918 gg. [Parish schools in Russia 1884-1918]. PhD dis. Moscow, 2004.]

9. Каиль М.В. Церковь в революции: организация и работа Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Новейшая история России. 2013. №1 (6). С. 241-255. [Kail M.V. The Church in the revolution: Organization and work of the All-Russian Congress of Clergy and Laity in 1917. Modern History of Russia. 2013. No. 1 (6). Pp. 241-255. (In Rus.)]

10. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX - начале XX вв. М., 2002. [Leontieva T.G. Vera i progress: Pravoslavnoe selskoe dukhovenstvo Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vv. [Faith and progress: The Orthodox rural clergy of Russia in the second half of the XIX - early XX centuries]. Moscow, 2002.]

11. Майорова Н.С. Государство, церковь, школа и их взаимоотношения в 1917-1929 гг.: на материалах Верхнего Поволжья: Дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 2000. [Mayorova N.S. Gosudarstvo, tserkov, shkola i ikh vzaimootnosheniya v 1917-1929 gg.: na materialakh Verkhnego Povolzhya [State, church, school and their relationships in 1917-1929: On the materials of the Upper Volga region]. PhD dis. Kostroma, 2000.

12. Налётова Н.Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: Дис. . д-ра пед. наук. Смоленск, 2014. [Naletova N.Yu. Genezis pravoslavnogo obrazovaniya v kontekste

g kulturno-istoricheskogo razvitiya Rossii [The genesis of Orthodox education

g- in the context of cultural and historical development of Russia]. Dr. Hab. dis.

Ь Smolensk, 2014.]

к 13. Новоторцева А.М. Новейшая зарубежная историография 60-90-х гг. о про-

i блеме возрождения политического масонства в России в начале ХХ в.

(о причинах, этапах, инициаторах) // Революции в России: Теория и пра-и ктика социальных преобразований: Сб. статей по итогам Международной

J научной конференции 7-8 ноября 2017 г. МПГУ. М., 2018. С. 329-344.

[Novotortseva A.M. The newest foreign historiography of the 1960-1990s on the problem of the revival of political freemasonry in Russia at the beginning

of the ХХ century (on the causes, stages, initiators). Revolyutsii v Rossii: Teoriya i praktika sotsialnykh preobrazovaniy. Moscow, 2018. Pp. 329-344. (In Rus.)]

14. Осипова Е.С. Поместный собор православной церкви. 1917-1918 гг. // Вопросы научного атеизма. Вып. 3. М., 1967. С. 204-224. [Osipova E.S. The Local Cathedral of the Orthodox Church. 1917-1918. Voprosy nauchnogo ateizma. Issue 3. Moscow, 1967. Pp. 204-224. (In Rus.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пшибышевский В.И. Работа Отдела «О преподавании Закона Божия» на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 129-134. [Przybyshevsky V.I. The work of the Department "On teaching the Law of God" at the Local Council of the Orthodox Russian Church of 1917-1918. Journal of the Historical Society St. Petersburg Theological Academy. 2020. No. 1 (4). Pp. 129-134. (In Rus.)]

16. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о религиозном образовании / Сост. Т.Е. Житенев; Под общ. ред. А.И. Мрамор-нова. М.; Старая Потловка Пензенской обл., 2022. [Svyashchennyy Sobor Pravoslavnoy Rossiyskoy Tserkvi 1917-1918 gg. o religioznom obrazovanii [The Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917-1918 on religious education]. T.E. Zhitenev (compiler); A.I. Marbornov (ed.). Moscow; Staraya Potlovka, Penza region, 2022.]

17. Синельников С.П. Документы Государственного архива Российской Федерации о православном образовании в конфессиональной политике Временного правительства // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 3 (12). С. 34-50. [Sinelnikov S.P. Documents of the State Archive of the Russian Federation on Orthodox education in the confessional policy of the Provisional Government. Humanitarian Researches of the Central Russia. 2019. No. 3 (12). Pp. 34-50. (In Rus.)]

18. Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Богослов.т. 2009. URL: https://bogoslov.ru/article/453126 (дата обращения: 15.01.2023). [Sinelnikov S.P. Teaching the Law of God in educational institutions of Russia before 1917. Scientific theological portal Bogoslov.ru. 2009. URL: https://bogoslov.ru/article/453126 (In Rus.)]

19. Синельников С.П. Разработка концепции религиозного образования в документах Священного Собора Православной Российской церкви 1917-1918 гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 36. g С. 36-47. [Sinelnikov S.P. Development of the concept of religious education gin the documents of the Holy Council of the Orthodox Russian Church ¡3 of 1917-1918. St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. K 2010. No. 36. Pp. 36-47. (In Rus.)] i

20. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодаль- ^ ный и новейший периоды. 1700-2005. М., 2007. [Tsypin V. Istoriya и Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Sinodalnyy i noveyshiy periody. 1700-2005 j [The History of the Russian Orthodox Church. Synodal and modern periods. 1700-2005]. Moscow, 2007.]

Статья поступила в редакцию 11.04.2023, принята к публикации 01.06.2023 The article was received on 11.04.2023, accepted for publication 01.06.2023

Сведения об авторах / About the authors

Новоторцева Анна Михайловна - кандидат исторических наук; доцент кафедры истории России Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет

Anna M. Novotortseva - PhD in History; associate professor at the Department of Russian History of the Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University

E-mail: am.novotorceva@mpgu.su

Новикова Юлия Денисовна - магистрант по программе «Управление профессиональным ростом учителя истории» Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет

Yulia D. Novikova - master's student in the program "Management of professional growth of a history teacher" of the Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University

E-mail: novikovayu55@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.