Научная статья на тему 'Роль Русской православной церкви в деле народного образования в представлении М. Н. Каткова*'

Роль Русской православной церкви в деле народного образования в представлении М. Н. Каткова* Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Н. КАТКОВ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / M.N.KATKOV / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / FORMATION / EDUCATION / CHURCH-PARISH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Санькова С. М.

В статье рассматриваются некоторые идейные установки и консервативно-педагогические взгляды М. Н. Каткова, направленные на развитие церковно-приходских школ в системе образования и воспитания народа Российской империи в период правления Александра III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ROLE IN BUSINESS OF NATIONAL EDUCATION IN REPRESENTATION OF M. N. KATKOV

In article some ideological installations and conservative-pedagogical sights of M.N.Katkov directed on development of church-parish schools in an education system and education of the people of the Russian empire In board of the Alexander III are considered

Текст научной работы на тему «Роль Русской православной церкви в деле народного образования в представлении М. Н. Каткова*»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

С.М. САНЬКОВА, доктор исторических наук, профессор

s_sankova@mail.ru

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ М. Н. КАТКОВА*

В статье рассматриваются некоторые идейные установки и консервативно-педагогические взгляды М. Н. Каткова, направленные на развитие церковно-приходских школ в системе образования и воспитания народа Российской империи в период правления Александра III.

Ключевые слова: М.Н. Катков, Русская Православная Церковь, образование, воспитание, церковно-приходские школы

Имя редактора и издателя «Русского вестника» и «Московских ведомостей» Михаила Никифоровича Каткова долгие годы ассоциировалось с эпитетами «реакционер» и «идеолог контрреформ» эпохи Александра III, что не располагало к детальному анализу его взглядов на различные аспекты внутриполитической жизни России. В постсоветский период на волне всплеска интереса к отечественному консерватизму личность Каткова оказалась востребованной, причем не только среди историков, но и педагогов. Дело в том, что помимо публицистической и издательской деятельности Катков был одним из разработчиков так называемой «образовательной контрреформы» и автором «классицизма» в русском гимназическом образовании. Все свои идеи относительно среднего образования Катков проверил на практике, учредив «Лицей цесаревича Николая». Именно опыт деятельности этого учебного заведения вкупе с теоретическим наследием публициста по вопросам образования стали предметом ряда исследований в области педагогики [1, 2, 13]. Я, в свою очередь, хочу обратить внимание на один из аспектов образовательных взглядов Каткова, остававшийся до сих пор в тени - его позицию по вопросам организации народного начального образования и роли в нем Русской Православной Церкви.

Активно продвигая университетскую реформу в эпоху царствования Александра III, Катков не забывал и о других уровнях образовательной системы. Еще большее значение, чем подготовке новой интеллигенции, Катков придавал образованию и воспитанию народа, который он характеризовал как «материк государства». В одной из статей, посвященной церковно-приходским школам, публицист предостерегает: «Если с прямого пути собьются лишь некоторые классы общества, так называемая интеллигенция, то в благоприятное время сама жизнь еще как-нибудь исправит зло и создаст новую интеллигенцию. Но если помутятся здравый смысл народа и народная совесть, если поколеблется материк, то исправление трудно и тяжкие катастрофы станут неизбежными» [5, с. 643].

Для народного образования Катков предлагал развивать уже имеющиеся институты начального образования, такие как церковно-приходские школы, а не создавать что-то новое, на что потребуется время, и, таким образом, дело всеобщего образования будет откладываться во времени. Важным дополнением к начальной школе Катков считал создание сети «народных библиотек», где заинтересованные лица могли

© С.М. Санькова

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 10-01-00040а.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

бы заниматься самообразованием [5, с. 645-646]. Подобные идеи он высказывал еще в 1882 г.: «Предоставление сельских школ духовенству есть самое простое, естественное и правильное разрешение великой задачи начального народного образования. В России числится свыше 40 000 церквей и монастырей, и при них состоит священнослужителей, окончивших курс в духовных семинариях (иереев и диаконов), до 70 000 лиц. Таким образом, правительство может сразу открыть десятки тысяч народных школ и поставить над ними десятки тысяч вполне готовых учителей, которые, конечно, будут в состоянии обучать деревенских детей Закону Божию, грамоте, письму и счету и которые не отучат, но приучат их к церкви» [4, с. 447].

Как видим, издатель «Московских ведомостей» напрямую связывал народное образование с делом церковного воспитания. Полемизируя с изданиями, выступавшими против господства церкви в начальных народных школах (в первую очередь с газетой «Голос»), он заявлял: «Русская церковь неразрывно связана с Русским государством. Противополагать Русскую церковь Русскому земству, - не в смысле Валуевских земских учреждений, а в смысли Русского народа, - может только человек, старающийся намеренно смутить публику, представляя ей, под видом Русского земства, лишь известного рода «деятелей...». А затем какая же это история доказывает, будто бы нигде (?!) не процветала развивающая школа в руках духовенства без участия какого-то общества и будто бы такая школа не может «наделить питомца своего ни верными идеалами (!!), ни возможностью найтись среди искушений и устоять против них». И как будто церковь, которая есть одно с православным народом, не есть общество!» [4, с. 448].

Полагая вклад церкви в образование и воспитание общества весьма значимым, Катков обращал внимание и на необходимость ответной поддержки государством и обществом церкви, поддержки в первую очередь не материальной, а духовной. В 1885 г. в статье «Славянские первоучители» Катков писал: «Не позолотой храмов, не блеском облачений можем мы достойно прославить нашу церковь; не это одно должны мы приносить ей за благодать ее действия среди нас, но и лучшее, что дано человеку, - нравственные силы наши, наш умственный труд» [6, с. 166].

В воспоминаниях о Каткове, написанных 10 лет спустя после смерти публициста, В.С. Соловьев отмечал «искренность и глубину его религиозных убеждений» и «высокое понимание им христианских идей». Он вспоминал, как Катков «горячо говорил о необходимости церковных преобразований, о ненормальном положении у нас богословской науки...» [8, с. 75]. Соловьев также упоминает о плане Каткова, относящемся к 1884 г. и предполагавшем «преобразование католической иерархии в России через замену епископов-поляков хорватами и чехами» [8, с. 77]. Все это свидетельствовало об озабоченности Каткова состоянием Русской Православной Церкви и об осознании существовавшего спектра проблем в этой сфере.

В частности, Катков констатировал «появившийся в народе индифферентизм» по отношению к церкви, основную причину которого он усматривал в реорганизации 1896 г., упразднившей часть церковных приходов в сельской местности. Восстановление части приходов в царствование Александра III вселяло в Каткова надежду, что эта мера в совокупности с развитием церковноприходских школ обеспечили бы «религиозное воспитание, по крайней мере, подрастающего поколения» [6, с. 120-121].

В то же время обеспокоенность Каткова вызывала и ситуация в церковных образовательных учреждениях, которые, по его мнению, зачастую выпускали священников, недостаточно подготовленных к пасторскому служению. Полагая, что и в духовных семинариях необходимо вводить более глубоко элементы классицизма, Катков в письме к Московскому митрополиту Иоанникию отмечал: «Не обязаны ли мы готовить для нашей церкви борцов и учителей, сильных наукой, а не фельетонистов и нигилистов, каких в таком изобилии давали нам протасовские или, вернее сказать, киселевские семинарии» [3, с. 9]. Катков признавал недостаток священников, подготовленных к проповеднической деятельности, в которой еще нуждались многие окраины Российской империи, в особенности Сибирь. Православная миссионерская деятельность, по мнению Каткова, была в равной степени важна как для церковной, так и для государственной жизни. «Россия есть носительница православия, - рассуждал он, - и вселенское православие исповедуется в России как Русская вера. Эту тесную связь между православием и

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

русскою национальностью признают и сами инородцы» [5, с. 560].

Каткова не могло не волновать положение, сложившееся к тому времени в России, когда другие религиозные конфессии, которые, в отличие от Православной Церкви, не подлежали контролю со стороны российской государственной власти, активно использовали сложную ситуацию, в которой находилось православие. «По смыслу основных законов Русского государства, - отмечал Катков, - религии нехристианские только терпимы, а между тем частные постановления о тех или других инородцах берут их религию под прямое покровительство законов» [5, с. 561]. Особые его опасения вызывала деятельность католических миссий, так как они имели прямое подчинение фактически другому государству. В этой связи требования ограничения в правах той или иной конфессии, которые разделял Катков, имели целью не столько выделить Православную Церковь, сколько добиться ситуации, когда все конфессии будут иметь равные обязанности перед государством, на территории которого они

осуществляют свою деятельность. При этом за православием Катков, безусловно, сохранял статус государственной церкви, но не потому, что она «исповедуется большинством, а потому, что она присутствовала. при рождении нашего государства. и сопутствовала нам во всех превратностях нашего бытия» [8, с. 14], подчеркивая тем самым, что подобное ее положение определяется всем ходом исторического развития России. «Мы убедимся, -писал он в одной из передовиц 1882 г. по поводу газетной критики деятельности московского митрополита Макария, - если оглянемся на нашу историю, что русскому иерарху свойственно быть патриотом, ибо православный иерарх не знает другой земной власти, кроме единой. Начальники церкви на Руси, пася овец и агнцев стада Христова, всегда полагали священным долгом своим служить к утверждению православной государственной власти как оплота и охраны церкви на земле. Сильная же правительственная власть в свою очередь должна защищать церковь и ее иерархов от нападок Прессы» [4, с. 294].

Библиографический список

1. Бугаева В.Н. Консервативно-педагогическая концепция М.Н. Каткова. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. - Смоленск, 2007.

2. Изместьева Г.П. Споры в российской печати 60-х годов XIX века о классическом образовании // Вопросы истории. - 2003. - № 2. - С. 157-162.

3. Катков М.Н. Классицизм и духовная школа. (Письмо Каткова к митр. Иоанникию (Рудневу) Московскому // Богословский вестник. - 1913. - Т. 1. - № 1. - С. 9.

4. Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей». - М.: Издание С.П. Катковой, 1898. - 1882 год.

5. Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей». - М.: Издание С.П. Катковой, 1898. - 1884 год.

6. Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей». - М.: Издание С.П. Катковой, 1898. - 1885 год.

7. Митрохина С.А. Просветительские позиции Каткова - редактора газеты «МВ» (1851) // Вестник университета Российской академии образования. - 2005. - № 4. - С. 125-134.

8. Соловьев И.И. Незабвенной памяти Михаила Никифоровича Каткова. (Краткий биографический очерк). - М., 1903. - С. 14.

S.M. SANKOVA

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ROLE IN BUSINESS OF NATIONAL EDUCATION IN REPRESENTATION OF M. N. KATKOV

In article some ideological installations and conservative-pedagogical sights of M.N.Katkov directed on development of church-parish schools in an education system and education of the people of the Russian empire In board of the Alexander III are considered.

Key words: M.N.Katkov, Russian Orthodox Church, formation, education, church-parish schools

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.