Научная статья на тему 'РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская православная церковь / гражданское общество / традиционные ценности / Russian Orthodox Church / civil society / traditional values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В В. Власов

Аннотация. Анализируется роль религии в современных обществах. Обосновывается тезис, что Русская православная церковь играет большую роль в решении задач, стоящих перед Российским государством, однако ее потенциал не исчерпан. Исходя из этого, предлагаются меры направленные на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS AN INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

The role of religion in contemporary societies is analyzed. The article substantiates the thesis that the Russian Orthodox Church plays an important role in solving the problems facing the Russian state, but its potential has not been exhausted. Based on this, measures are proposed aimed at improving the effectiveness of interaction between state and church authorities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 21 ББК 86.2

DOI 10.22394/1682-2358-2023-6-22-29

V.V. Vlasov, Candidate of Sciences (Politics), Docent of the Social and Humanitarian Disciplines Department, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov

THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AS AN INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA

The role of religion in contemporary societies is analyzed. The article substantiates the thesis that the Russian Orthodox Church plays an important role in solving the problems facing the Russian state, but its potential has not been exhausted. Based on this, measures are proposed aimed at improving the effectiveness of interaction between state and church authorities.

Key words and word-combinations: Russian Orthodox Church, civil society, traditional values.

В.В. Власов, кандидат политических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова (email: vitaliyy_vlasoV@ro.ru)

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Анализируется роль религии в современных обществах. Обосновывается тезис, что Русская православная церковь играет большую роль в решении задач, стоящих перед Российским государством, однако ее потенциал не исчерпан. Исходя из этого, предлагаются меры направленные на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и церкви.

Ключевые слова и словосочетания: Русская православная церковь, гражданское общество, традиционные ценности.

С

XVI в. в мире наблюдались процессы секуляризации, выражавшиеся в снижении влияния религии на жизнь общества. Во второй половине XVIII в. французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо писал: «...человек вынужден иногда

22. Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

кривить душой, если он епископ» [1, с. 54]. После Великой Французской буржуазной революции настало время доминирования светских политических идеологий, которое продолжалось на протяжении XIX—ХХ вв. Многие ученые и философы считали процесс вытеснения религии из общественной жизни необратимым [2, с. 134]. Однако во второй половине XX в. отмечается рост влияния религии. Это было обусловлено появлением богатых теократических исламских государств Персидского залива, Исламской революцией в Иране в 1979 г., ростом национально-освободительного движения, опирающегося на религию. В 1980—1990-х годах потерпели крах атеистические коммунистические режимы государств Восточной Европы и СССР. У западных элит возникла иллюзия окончательной победы либеральной идеологии. Известный американский философ японского происхождения Ф. Фу-куяма издает книгу «Конец истории и последний человек» [3]. Тем не менее эти ожидания не оправдались.

В 1990-х годах американский социолог и политолог С. Хантингтон публикует книгу «Столкновение цивилизаций», отметив «...глобальное возрождение религии» [4, с. 137]. Он обратил внимание, что Запад постепенно утрачивает позиции в мире, переставая быть безальтернативным примером для других стран. Отмечается, что либеральная демократия составляет продукт западной цивилизации, к которой относятся католические и протестантские европейские и северно-американские страны. В XXI в. предполагается конкуренция различных цивилизаций. Прогноз С. Хантингтона во многом оправдался. Все больше незападных стран отказываются следовать либеральной модели развития:

— в Китае после отмены ограничения возможности избрания на пост главы КНР более, чем на два срока, происходит возвращение к конфуцианской традиции отношения правителя и подданных;

— Индию возглавили индуистские националисты во главе с Нарен-дра Моди, идеологически опирающиеся на индуистскую религию;

— в Турции с приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана отмечается отказ от традиционного со времен Ататюрка курса светскости, лаицизма, в направлении политического ислама;

— наблюдается рост национального самосознания и антиколониальных настроений в странах Африки и Латинской Америки.

Россия не стала исключением. После распада СССР наступил «.идеологический кризис, последовавший за отказом от коммунистической идеологии» [5, с. 25]. В первой половине 1990-годов российская политическая элита пыталась в полной мере реализовать западный либеральный проект, однако, по справедливому замечанию

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 23

выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина, «демократия имеет свои жизненные основы — в духе народа, его правосознании, его социальном укладе» [6, с. 154]. Со второй половины 1990-х годов приходит понимание необходимости учета специфики православной цивилизации и культуры русского народа, что выразилось в принятии ряда нормативных актов:

Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» [7], в котором признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры;

поправок в Основной Закон страны, внесенных 1 июля 2020 г., в числе которых в ч. 2 ст. 67.1 обозначено: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога... признает исторически сложившееся государственное единство» [8];

Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [9], закрепляющего понятие традиционных ценностей, к которым отнесены: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного начала над материальным, гуманизм, милосердие, социальная справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В Указе отмечается особая роль православного христианства в становлении и укреплении традиционных ценностей.

Закрепление особой роли Русской православной церкви в укреплении традиционных ценностей означает, что российское общество вправе рассчитывать на ее активное участие в их сохранении и развитии. Это обусловливает актуальность исследования данной проблемы, особенно в части определения приоритетных направлений деятельности с целью решения задач, стоящих перед современным российским социумом.

Важнейшей традиционной ценностью человека является «жизнь». Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что решение демографической проблемы является приоритетом для Российского государства [10]. Однако ситуация в данной сфере вызывает тревогу. Американский консерватор Патрик Дж. Бьюкенен в 2001 г. предрекал России потерю значительной части Сибири и Кавказа по причине сокращения численности русского населения [11, с. 150]. Благодаря

24 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

мерам, предпринятым Правительством РФ в 2000-х годах — введению материнского капитала, пропаганде здорового образа жизни, формированию модели многодетной семьи, ситуацию удалось улучшить, но не решить полностью. Негативный тренд на уменьшение численности большинства коренных народов России продолжается. Федеральная служба государственной статистики с 2018 г. отмечает снижение численности населения России. Если в 2016 г. общий прирост населения в Российской Федерации составил 259 662 чел., то в 2020 г. произошло его уменьшение на 577 575 чел., а в 2021 г. — еще на большую цифру [12]. В 2022 г. показатель рождаемости составил 985 тыс. человек, а смертность — 1,45 млн человек. Численность населения в России в этом году сократилась до 145,1 млн человек [13].

Для обеспечения демографического роста в стране одних экономических стимулов недостаточно. П. Бьюкенен отмечал, что основной причиной низкой рождаемости не является богатство или бедность, а «коллапс морали и религии» [11]. Семьи большинства современных развитых стран с высоким уровнем жизни в основном имеют мало детей, поэтому для обеспечения рынка труда эти страны вынуждены приглашать мигрантов. В начале XX в. русские семьи жили гораздо беднее современного поколения, но были, как правило, многодетными. Следует учитывать, что в условиях преимущественно традиционного аграрного общества затраты родителей на ребенка были минимальны, а отдачу от него они начинали получать с детства. Большой семье было легче выжить в условиях возможных неурожаев, дети также служили гарантией старости при отсутствии пенсионного обеспечения. В современном урбанизированном социуме даже высокие выплаты не компенсируют затраты родителей на воспитание, обучение и обеспечение детей. В обществе массового потребления создание крепкой многодетной семьи невозможно без отказа от многих материальных благ. Именно поэтому наряду с экономическими мерами социальной поддержки важно использовать духовно-нравственные стимулы, повышающие значение ценностей крепкой семьи и приоритета духовного над материальным. Важная роль при этом отводится религии. К примеру, в Израиле, благодаря религиозным ортодоксам, средний коэффициент рождаемости составляет 2,9 ребенка на одну женщину; в США более высокий уровень рождаемости отмечается в протестантских религиозных общинах. Среди русского населения, по словам известного демографа А.И. Ракши, высокий уровень рождаемости характерен для воцерковленных православных христиан, которые, составляя около 2% населения страны, имеют 4% детей [14] и в соответствии с религиозным учением на первое место ставят Бога, на второе — семью (малую

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 25

церковь), а затем — остальные потребности, включая материальное благополучие.

Повышение рождаемости постоянно пропагандируется в православных российских приходах. Например, анализ семей, посещающих воскресную школу Храма святой блаженной Матроны Московской г. Орла, позволил выявить, что семей являются многодетными (трое и более детей), 23 семьи — двухдетными и семь семей — однодетными. Большинство родительниц находятся в фертильном возрасте. Это означает, что суммарный коэффициент рождаемости православных семей постоянных прихожан данной общины находится как минимум на уровне воспроизводства поколений. Суммарный коэффициент рождаемости в городе Орле с 2012 г. не превышал 1,53 рождения на одну женщину, а в 2021 г. составил 1,22 рождения на одну женщину [15].

Серьезной проблемой в России являются аборты. В отдельные периоды русской истории количество абортов превышало число рождений, достигнув своего пика в 1960—1990 годы. Впоследствии количество абортов снизилось, однако сегодня Россия продолжает занимать одно из ведущих мест по искусственному прерыванию беременности. Отстаивая необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина, церковь придерживается позиции, что в первую очередь следует защищать слабых и беззащитных, к каковым относятся, помимо прочих, и неродившиеся младенцы, а свобода взрослого человека невозможна без готовности нести ответственность за свои поступки. Данная позиция, на наш взгляд, должна транслироваться не только через церковные средства массовой информации, но и освещаться на федеральных информационных площадках, так как решать эту проблему исключительно санкциями невозможно, что подтверждает опыт сталинских времен.

Негативное влияние на демографию оказывает употребление алкоголя, табака, наркотических средств и психотропных веществ. Две трети дней в православном календаре являются постными, когда употребление алкоголя не допускается. Запрещено церковью и курение табака, потребление наркотических и психотропных средств. Для борьбы с наркоманией и алкоголизмом при церкви создаются реабилитационные центры, где предусмотрен распорядок дня, наполненный трудом и молитвой, позволяющий исцелить не только тело, но и душу человека. В православных храмах проводятся службы на исцеление страдающих от греха пьянства. Священники большое внимание уделяют оказанию психологической помощи родным и близким лиц, страдающих подобной зависимостью.

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

По прогнозам, в ближайшее время не ожидается естественного прироста населения, поэтому российское общество не обойдется без привлечения мигрантов для восполнения дефицита рабочих рук и обеспечения емкости внутреннего рынка. При этом возникают риски неконтролируемой миграции, а также появления проблем, связанных с совместимости культурных кодов приглашаемых на работу поиском людей и местного населения.

Мигранты из бывших славянских республик СССР не могут в полном объеме удовлетворить потребности российского рынка труда, поэтому для людей, прибывающих из государств с другой религией, следует создавать условия для их ознакомления с культурой принимающей стороны. Интересен опыт г. Москвы, где была разработана программа «200 храмов», смысл которой сделать Православную церковь доступной в любой точке мегаполиса исходя из численности населения 25—30 тысяч жителей на один приход. Приходы должны проявлять заботу о людях, оказавшихся вдалеке от своей родины, способствуя диалогу с местными жителями, обучая русскому языку, помогая с трудоустройством и оформлением документов.

Позитивным представляется опыт Орловской митрополии по проведению подобных акций:

«Пасхальные окна» — прихожанам предлагается на праздник «Воскресения Христова» раскрасить окна в праздничные цвета на тему определенного библейского сюжета;

«Масленичные игры» — спортивные состязания интернациональных команд из семей православных прихожан и иностранных студентов. Совместные мероприятия становятся эффективным средством укрепления межнационального и межконфессионального мира. При этом представители разных этносов и религий, общаясь друг с другом, учатся взаимному уважению, демонстрируя сплоченность и терпимость.

События в странах Арабского Востока, вооруженный конфликт в Украине, ситуация в Беларуси подтверждают тезис о том, что религия всегда «тесно взаимосвязана с политикой» [16]. Русская православная церковь исходит из государственных интересов, отстаивая традиционные ценности народа: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу. Православные священники обычно присутствуют на ответственных мероприятиях в воинских части и правоохранительных органах. Для взаимодействия с силовыми ведомствами, как правило, назначаются священнослужители от митрополий. Так, в Орловской митрополии настоятель Храма святой блаженной Матроны Московской иерей Евгений Щенников назначен руководителем Епархиального отдела по взаимодействию с правоохранительными

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 27

органами и включен в Общественный совет УМВД России по Орловской области.

К числу духовно-нравственных ценностей многонационального российского народа обычно относят такие категории, как историческая память и преемственность поколений, достоинство, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, гуманизм, милосердие. Русская православная церковь на протяжении веков стремится внедрять эти принципы в жизнь прихожан, активно участвуя в делах милосердия, вовлекая паству в благотворительную деятельность, связанную с оказанием помощи престарелым, инвалидам, больным детям. В Орловской митрополии на базе воскресных школ, помимо обучения религиозным канонам, дети изучают различные ремесла, посещают исторические места и культурные мероприятия. В школьные каникулы для них организуются православные летние лагеря, ориентированные на духовное и физическое оздоровление детей. Крепкие приходские общины устроены на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки.

В условиях идеологического противостояния с коллективным Западом для российского народа неизменными остаются такие традиционные ценности, как сщциальная справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение разных этносов. В отличие от западной либеральной идеологии, в основе которой находится индивидуализм, русской православной культуре свойственны идеалы соборности. Безусловно, каждый российский гражданин имеет право на свободу совести, в том числе свободу идеологического мировоззрения, однако для России, чтобы сохраниться в XXI в., важно иметь свой ценностно ориентированный вектор развития. Кроме светскости и социальности, он должен включать традиционные ценности российского многонационального и многоконфессионального народа, в первую очередь православного христианства.

Таким образом, Русская православная церковь как субъект гражданского общества обладает значимым ресурсом для решения актуальных проблем современного российского общества. Наиболее приоритетными среди них являются следующие направления христианской политики:

— сохранение и укрепление традиционных ценностей путем организации сплоченных приходов и воспитательной работы с подрастающим поколением в рамках «воскресных школ»;

— пропаганда большой семьи, недопустимости абортов, работа по культурной адаптации мигрантов в принимающее общество, реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, а также их родственников;

28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 6

— патриотическое воспитание — поддержка воинских частей и правоохранительных органов, оказание помощи военнослужащим, проходящим службу в зоне специальной военной операции;

— социальная работа среди уязвимых слоев населения (стариков, инвалидов и т.п.);

— духовно-нравственной консолидации российского общества в условиях идеологического противостояния с коллективным Западом.

Библиографический список

1. РуссоЖ.-Ж. Исповедь / пер. с франц. Д.А. Горбова, М.Н. Розанова. М., 2018.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. М., 1986. Т. 3.

3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина. М., 2004.

4.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. М., 2017.

5. Дорогинин Ю.В., Кушенко И.А., Мезинова Г.Н. Русская православная церковь в современном российском обществе: институциональный статус и перспективы развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 25-29.

6. Ильин И.А. Сопротивлении злу силою. М., 2017.

7. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с учетом поправок, внесенных от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ, от 6 окт. 2022 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 нояб. 2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Президент назвал демографию «первой задачей». URL: https://t.me/tass_ agency/140646

11. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада / пер. с англ. А. Башкирова. М.; СПб., 2004.

12. Общий прирост постоянного населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: https:// rosstat.gov.ru / folder /12781#

13. В России начался досрочный демографический кризис // Октагон. Медиа. URL: https://dzen.rU/a/Y6VHqw2PQUm1cJdV

14. Демограф Ракша: Китай кончился // ОСНОВА. URL: https: // www.youtube. com/watch?app = desktop&v = U0grAQppBFQ&feature=youtu.be

15. Список субъектов по суммарному коэффициенту рождаемости. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/

16. Critchley S. The Faith of the Faithless: Experimentsin Political Theology. Verso-Books. KindleEdition, 2012.

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 6 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.