Научная статья на тему 'РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД / НАПРАВЛЕНИЯ ВЭД РОССИИ / ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ ВЭД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Арина Константиновна, Мирошина Елена Александровна

Целью статьи является рассмотрение роли России в регулировании вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Рассмотрены методы государственной политики, изучена обстановка в 2019-2020 г. в сфере мировой торговли. Вывод: государственная политика подразделяется на политику протекционизма и свободную торговлю. Осложнились отношения с Китаем и Белоруссией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьева Арина Константиновна, Мирошина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE REGULATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

The purpose of the article is to consider the role of Russia in regulating issues related to foreign economic activity. The methods of state policy are considered, the situation in 2019-2020 in the field of world trade is studied. In the research process, methods of logical, statistical analysis were used. Conclusion: public policy is divided into protectionism and free trade. Relations with China and Belarus have become more complicated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Григорьева Арина Константиновна

студентка первого курса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва Научный руководитель: Мирошина Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.53.168 ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE REGULATION OF FOREIGN TRADE

ACTIVITIES

Grigoryeva Arina Konstantinovna

1st year student of the Financial University under the Government

of the Russian Federation, Moscow Scientific adviser: Miroshina Elena Alexandrovna

PhD in Economics, Associate Professor Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение роли России в регулировании вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Рассмотрены методы государственной политики, изучена обстановка в 2019-2020 г. в сфере мировой торговли. Вывод: государственная политика подразделяется на политику протекционизма и свободную торговлю. Осложнились отношения с Китаем и Белоруссией. Abstract

The purpose of the article is to consider the role of Russia in regulating issues related to foreign economic activity. The methods of state policy are considered, the situation in 2019-2020 in the field of world trade is studied. In the research process, methods of logical, statistical analysis were used. Conclusion: public policy is divided into protectionism and free trade. Relations with China and Belarus have become more complicated.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность; цели регулирования ВЭД; направления ВЭД России; виды государственной политики; показатели ВЭД.

Keywords: foreign trade activity; goals of regulation of foreign economic activity; directions of foreign economic activity of Russia; types of government policy; indicators of foreign economic activity.

Введение.

Расширение границ внешнеэкономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов во всем мире. В ходе данных процессов возрастает роль регулирования внешнеторговых отношений многих стран. Международное передвижение товаров, услуг, работ, капиталов, научных технологий является определяющим фактором экономического развития страны, что в свою очередь приводит к увеличению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране. Между тем, ускоренное развитие внешнеэкономических связей приводит к появлению ряда проблем и требует изменения функций государственного

регулирования внешнеторговой деятельности. Следовательно, возрастает роль государственной политики в сфере регулирования внешнеторговых связей.

Понятие «Внешнеторговая деятельность» и ее характеристики.

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью[2].

Основными целями регулирования внешнеэкономической деятельности России являются:

• Оказание помощи отечественным производителям, посредством предоставления предприятиям нового оборудования, техники, технологий, необходимых ресурсов

• Поддержка и совершенствование торгово-политических связей с иностранными конкурентами, расширение участия России в интеграционных и международных процессах

• Решение валютных и финансово-кредитных проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, а также международными союзами

• Защита внешнеэкономических интересов государства

Приоритетные направления

внешнеэкономической деятельности России[3]:

• Стремление занять лидирующие позиции на мировых рынках по производству современных товаров и услуг

• Создание конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг

• Интеграция России в мировую транспортную систему (Создание новых путей трубопроводов, например, «Северный и Южный потоки», «Сила Сибири», расширение транссибирской магистрали, развитие северного морского пути из Азии в Европу - кратчайший путь для кораблей)

• Повышение роли России в обеспечении энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

1) Таким образом, у России существует много целей и задач в регулировании внешнеторговой деятельности, которые нужно осуществлять с помощью государственной политики.

Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности.

Цели и задачи национального внешнеторгового регулирования со временем совершенствуются, так как экономика отдельных стран внедряется в систему международного разделения труда. У государства появляются две задачи: осуществление защиты отечественного производства, т.е. политика протекционизма и осуществление защитных мер с целью, чтобы создать благоприятные условия для своих производителей как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Внешнеторговая деятельность постоянно обновляется, поэтому требует регулирования международными объединениями. В 1995 г. возникла Всемирная торговая организация (ВТО), регулирующая примерно 90% всей мировой торговли. Целью данной организации является создание для своих участников благоприятной обстановки в сфере международных отношений и торговли, устранить какую-либо дискриминацию и определить одинаковые условия для всех стран. ВТО вводит общие тарифы и устраняет нетарифные ограничения. Россия стремилась попасть в ВТО еще с 1993 г. ив 2011 г. путем переговоров смогла вступить в данную организацию. Вступление в ВТО характеризуется значимым шагом интеграции нашей страны в международную торговлю.

Немаловажную роль в объеме внешнеторгового оборота России играют государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основными участниками являются: Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. По данным таможенных служб внешнеторговый оборот России с государствами -участниками ЕАЭС в 2018 году увеличился по сравнению с 2016-2017 гг. в результате это привело к положительному сальдо торгового баланса. На увеличение внешнеторгового оборота России со странами - участниками ЕАЭС повлиял экспорт. В сравнении с 2016 г. в 2018 году он увеличился на

47,5 %, а по сравнению с 2017 г. на 25,8 %. Большая часть экспорта представлена топливно энергетическими товарами: керосин, каменный уголь, природный газ[4].

Оценивание современного уровня внешнеэкономической деятельности, конечно, должно быть показано в рамках членства в ЕАЭС. Однако это сделать достаточно трудно, потому что произошли некоторые случаи, воздействующие на развитие стран, входящих в ЕАЭС:

• Экономические санкции против РФ

• Колебание цен, падение стоимости нефти

• Изменение в худшую сторону отношений между Западом и РФ

Обратимся к базовым показателям внешнеэкономической деятельности. По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в 2018 году составил 688 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2017 годом на 18%, а по сравнению 2016 годом на 47 %. Из них экспорт -450 млрд. долларов США (вырос на 26% по сравнению с 2017 годом), а импорт составил 238 млрд. долларов США (вырос на 5 % по сравнению с 2017 годом). Увеличение объема экспорта было достигнуто по многим видам продуктов: наибольшее количество было связано с продуктами авиационной и пищевой промышленности[8].

Государственная политика в области международной торговли.

Достаточно долгое время во внешнеторговой деятельности существуют два вида экономической политики государства: протекционизм и свободная торговля. Рассмотрим подробнее эти понятия.

Протекционизм - это политика государства, которая ориентируется на защиту интересов отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Свободная торговля - это политика государства, которая основана на свободном развитии внешнеторговой деятельности. У политики свободной торговли существуют свои преимущества и недостатки.

К положительным качествам относится наполнение отечественного рынка недорогими и качественными товарами. Тогда люди смогут приобрести больше товаров по недорогим ценам мирового рынка. У государства будут свои преимущества: оно сможет собрать больше налогов не только с иностранных производителей, которые будут поставлять свои товары, но и с населения, покупающие данные товары. Также иностранные компании будут открывать филиалы для сбыта своей продукции, а это значит, что появятся новые рабочие места для населения.

К отрицательным чертам относится падения спроса на отечественную продукцию, так как люди будут предпочитать покупать товары у иностранных производителей. Следовательно, отечественные производители сократят свои производства, уменьшится количество занятых людей, а также сократятся налоги, уплачиваемые государству.

Конечно, может возникнуть ситуация, когда иностранные производители смогут повлиять на то, что местные фирмы изменят качество продукции, как следствие уменьшатся издержки. Но ведь возможна и другая ситуация, которая повлечет за собой увеличение зависимости нашей страны от иностранной продукции, тогда цены сильно возрастут, и население не сможет себе позволить приобрести данные товары.

Поэтому Россия, а также множество других стран проводят политику протекционизма, которая опирается на различные способы регулирования внешнеторговой деятельности. Методы протекционистского регулирования можно разделить на два вида: тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования

основываются на таможенных тарифах на импорт, а также предполагают экспортные тарифы и таможенные союзы.

Таможенные тарифы представляют собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным видам товарам, пересекающим таможенную границу. Таможенные пошлины используются в качестве защиты отечественных производителей от более дешевых и качественных иностранных товаров.

Таможенные тарифы на импорт базируются на том, что таможенные государственные службы взимают пошлины на импортную продукцию. Целью данной политики является увеличение внутри страны цены на импортную продукцию выше мировой цены, чтобы защитить национальных производителей от иностранных.

Экспортные тарифы на продукцию национальных производителей вводятся, чтобы ограничить экспорт ради сохранения предложения на внутреннем рынке. Экспортные тарифы применяют страны, для которых характерны особые природно-климатические условия, природные ресурсы, устойчивые позиции на международных рынках. Также экспортные тарифы предполагают дополнительные выплаты в бюджет государства. Экспортные пошлины используются государством в целях получения дополнительных доходов в иностранной валюте, а также как средство ограничения вывоза определенных видов товаров.

Таможенные союзы - это сообщество стран, которые убирают все таможенные барьеры внутри их союза, но при этом устанавливают барьеры для стран, не входящих в их объединение. Например, Европейский союз, в который вошли Латвия, Литва, Эстония, или в 2010 году был создан Таможенный союз, в который вошли Белоруссия, Россия и Казахстан, в 2014 г. вошла Армения, в 2015 г. вошла Киргизия.

Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Рассмотрим нетарифные методы: введение квот,

экономические санкции или эмбарго, а также демпинг и другие.

Введение квот - это количественные ограничения на ввоз или вывоз продукции. Квоты могут быть установлены с помощью лицензирования, которое вводит государство[1].

Экономические санкции или эмбарго - это введение государством полного запрета на внешнеторговую деятельность с какими-нибудь странами. Цель эмбарго - оказание политического давления. В 2012 г. Европейский Союз установил экономические санкции на ввоз нефти из Ирана из-за угрозы, что эта страна может построить ядерное оружие. На отношения России и Запада повлияла ситуация, которая сложилась на Украине в 2014 г. В конце июля 2014 года ЕС и США от санкций против отдельных физических лиц и предприятий перешли к санкциям, которые оказали огромное влияние на экономику России.

В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров для стран, которые создали против нее санкции. 6 августа 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Правительством РФ был создан список запрещенной к ввозу сельскохозяйственной продукции, сырья и других продуктов, которые поставляли Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. В этот список вошли говядина, свинина, молочная продукция, фрукты, орехи. В мае 2016 года Россия исключила из списка продовольственных санкций мясо и овощи, с помощью которых изготавливалось детское питание. С ноября 2016 года был создано ограничение на импорт соли. 13 августа 2015 года Россия распространила продовольственные санкции на Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину. В результате введенных санкций Россия на 100% обеспечила себя куриным мясом, свининой, сахаром, растительным маслом, увеличилась переработка молока и сыров[5].

Еще один метод протекционизма - введение стандартов на разные товары. Стандарты вводятся с помощью установления маркировок, проведения опытов и испытаний, различных классификаций.

Регулирование иностранных инвестиций также является важным направлением внешнеторговой политики. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее количество стран. При этом большинство стран международных отношений одновременно выступают

экспортерами и импортерами капитала.

Ситуация во внешнеторговой деятельности в настоящее время.

1) Отношения между Россией и Белоруссией заметно испортились, так как со следующего года должна начать увеличиваться цена российской нефти для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий. Владимир Путин и Александр

Лукашенко в ходе предновогодних переговоров не смогли прийти к решению этого вопроса. С 2019 года Россия постепенно начала обнулять экспортные пошлины на нефть и одновременно начала повышать налог на добычу нефти. Повышение цен на сырье собственным нефтеперерабатывающим производствам

государство собирается компенсировать. Эти меры начали называть налоговым маневром, который непосредственно ухудшает условия

экспортирования нефти для Минска. Повышение налога на добычу сырья приведет к тому, что цена нефти для Белоруссии станет чуть ли не выше мировой.

Существуют и другие трудности. Цену на газ, поставляемый в Белоруссию из России, в Минске считают повышенной, а в Москве - пониженной. У белорусских товаров существуют трудности с возможностью входа на российский рынок, а у предприятий — к государственным закупкам в РФ.

Белоруссия думает, что вступала в Евразийский экономический союз с гарантиями того, что условия поставки энергоресурсами не изменятся в худшую сторону. Россия восполняет потери от налогового маневра своим нефтеперерабатывающим заводам, а белорусские нефтеперерабатывающие заводы оказываются без таких льгот. Минск считает, что данная ситуация является нарушением равного нахождения в экономическом союзе и хочет каких-то дополнительных выплат. Александр Лукашенко сказал, что Россия ей обещала, а после изменила свои цели и теперь хочет присоединить к себе Белоруссию.

Москва сказала, что выплаты никому не обещала, а налоговый маневр является своим внутренним делом. Минску Россия показала список встречных противоречий. Министр финансов Антон Германович Силуанов сказал, что доверие между странами исчезло.

В обмен на дальнейшее продолжение сотрудничества и помощи Россия хочет добиться «продвинутой интеграции» — создания единой валюты, суда, счетной палаты и таможни[6].

2) В последние годы страна с радостью встречала китайских гостей, которые пребывали в Россию в качестве туристов, а также государственных деятелей с целью заключения внешнеэкономических отношений. Они воспринимались, как доказательство

развивающегося экономического сотрудничества между странами. Но в настоящее время в китайских гостях люди видят потенциальную опасную угрозу: продажи медицинских масок в России на прошлой неделе выросли в 13 раз. Решение России ограничить и закрыть свою сухопутную границу с Китаем принято в момент улучшения торговых отношений между двумя странами. К сожалению, данное решение не сможет не коснуться экономики России. За последние пять лет 4000-километровая граница России с Китаем была спасением, против

западных стран, вводящих санкции против России. Без помощи Китая относительно стабильная российская экономика окажется в затруднительной ситуации. Западные санкции, введенные в 2014 году, ограничили многие российские предприятия от источников финансирования в США и Европе, уменьшились объемы торговли с Европой и ухудшили инвестиционный климат в стране.

Но из-за распространения страшной болезни -коронавируса - Россия закрыла таможенные контрольно-пропускные пункты, отменила выдачу электронных виз для китайцев и запретила въезд китайских туристов. Россия также закрыла дорогу через российско-монгольскую границу, альтернативный маршрут для китайских товаров в западную часть России.

Цены на сырую нефть уже упали на 15% относительно январского расцвета, а спрос на топливо в Китае будет продолжать снижаться, так как страна вводит новые карантины, а граждан просят не выходить лишний раз из дома без особой необходимости. Китайские заводы уменьшают производство или временно закрываются, что также ведет к сокращению спроса на топливо и сырьевые товары, добытые на сибирской земле. Некоторые восточные города жаловались на пустые фруктовые и овощные полки в магазинах из-за прекращения поставок из Китая[7].

Заключение

Таким образом, в ходе данной работы было рассмотрено понятие «внешнеторговая деятельность», ознакомление роли России в регулировании вопросов внешнеэкономической деятельности. Также были проанализированы методы государственной политики в сфере внешнеторговых отношений, была рассмотрена обстановка, которая сложилась в мире в 2019-2020 г.

Внешнеэкономическая деятельность

основывается на поддержке отечественных производителей, развитии технических средств, совершенствовании внешнеторговых отношений, охране национальных интересов во внешнеэкономической сфере.

По данным таможенной статистики по сравнению с 2016-2017 гг. в 2018 г. можно увидеть увеличение внешнеторгового оборота России, увеличился экспорт и импорт.

Государственная политика подразделяется на два вида: политика протекционизма и свободная торговля. Два подхода имеют как преимущества, так и недостатки. Методы протекционистского регулирования, например, экономические санкции или эмбарго в 2014 г. были применены по отношению к России и оказали огромное влияние на экономику нашей страны.

В настоящее время во внешнеторговой деятельности осложнились экономические отношения с Китаем на фоне возникшего «коронавируса». Также наблюдаются некоторые напряженности в отношениях с Белоруссией по вопросу поставки российской нефти.

Список литературы:

[1] Обществознание: учеб. Для общеобразовательных организаций : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. -3-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 335 с. - ISBN 978-5-09-046529-8. (дата обращения: 17.02.2020)

[2] Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ. // Собр. Законодательства РФ. - от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850

[3] Беляева Людмила Алексеевна Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики на современном этапе // Вестник науки и образования. 2018. №14-1 (50). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-gosudarstvennogo-regulirovaniya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-v-razvitii-natsionalnoy-ekonomiki-na-sovremennom-etape (дата обращения: 17.02.2020).

[4] О. М. Петрушина, Н. В. Голышева Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnetorgovaya-

deyatelnost-rossiyskoy-federatsii-sovremennye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 19.02.2020).

[5] Кондратюк А. РИА Новости [Электронный ресурс]: Российское продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕС и США. - 06.08.2019 URL: https://ria.ru/20190806/1557173982.html (дата обращения 19.02.2020)

[6] Шрайбман А. Информационный портал «Meduza» [Электронный ресурс]: Россия и Белоруссия, кажется, сильно поссорились? -28.12.2018 URL: https://meduza.io/cards/rossiya-i-belorussiya-kazhetsya-silno-possorilis-chem-eto-grozit (дата обращения: 18.02.2020)

[7] Приемская Е. Информационный портал «ST24invest» [Электронный ресурс]: Закрытие границы с Китаем убьет экономику России. -05.02.2020 URL: https://www.st24invest.com/article/9491 (дата обращения: 19.02.2020)

[8] И. В. Гомон, Е. Г. Беленькая Анализ внешнеэкономической деятельности российской Федерации в 2016-2018 годах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-rossiyskoy-federatsii-v-2016-2018-godah (дата обращения: 01.03.2020).

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСА В ОТЕЛЬНЫХ РЕСТОРАНАХ

Емельянова Елена Владимировна

старший преподаватель Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

р.п.Воротынец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORGANIZATION OF SERVICE IN HOTEL RESTAURANTS

Elena Emelyanova

senior teacher Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics r. p. Vorotynets

Аннотация

В статье рассматривается организация обслуживания в отельных ресторанах. Annotation

The article deals with the organization of service in hotel restaurants.

Ключевые слова: сервис, ресторанный бизнес, обслуживание, услуга, удовлетворение потребностей, качество сервиса.

Keywords: service, restaurant business, service, service, satisfaction of needs, quality of service.

Ресторанный бизнес исторически развивался и вырос из сферы общественного питания, который представлен различными типами общественных заведений. В классическом понимании ресторан -это место, где можно поесть. В современных условиях ресторан - это заведение, которое предназначено для обслуживания граждан, а также индивидуальных туристов и организованных групп. Каждый руководитель стремится выстроить работу предприятия таким образом, чтобы

стратегические цели и задачи были сведены в понятную и прозрачную для всех категорий персонала систему, в которой каждое организационное решение будет вытекать из видения стратегии предприятия. Кроме развития технологий управления для новой концепции работы современных предприятий и связанных с ней повышенных ожиданий сотрудников стимулирующим фактором стала эволюция трудовых ресурсов и бизнес-культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.