М. Л. Лагутина
РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
На рубеже ХХ-ХХІ вв. человечество вступило в эпоху глобализации, которая охватила все стороны жизни современного общества и качественно изменила мировое сообщество1. Наряду со все более растущей «взаимозависимостью» современного мира, не менее активно проявляет себя и его «взаимоуязвимость». Данное явление стало следствием проявления отрицательных последствий процесса глобализации — глобальных проблем современности, в число которых традиционно включают угрозу глобальной экологической катастрофы. Необходимость нахождения способов гармонизации межгосударственных связей, необходимость определения общего политико-экологического курса, исходя из постулата о взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и регионов современного мира, является ключевой проблемой ХХІ в.
Экологическая проблематика стала одной из самых обсуждаемых сегодня. Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед самой что ни на есть реальной угрозой глобальной экологической катастрофы. В качестве свидетельства этого можно привести следующие факты: глобальное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза. К настоящему времени площадь вечных льдов в зоне Северного Ледовитого океана уже сократилась почти вдвое по сравнению с 2005 г. (предыдущий рекорд такого рода был установлен в конце лета 2007 г.)2. За последние 30 лет человечество уничтожило 30 % окружающей его природы, и масштабы уничтожения только нарастают с каждым годом3. Общество потребления, сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой экологической катастрофы. Попытки найти решение этой глобальной проблемы стали важной частью современных мирополитических процессов: «...многие процессы, развернувшиеся в мире в последнюю четверть века... побуждают посмотреть на мировую политику через качественно новую призму — призму экологополитических и социально-экологических измерений»4. В поиски ответа на экологическую угрозу вовлечены, наряду с неформальным движением «зеленых», правительства национальных государств, международные организации, многонациональные корпорации и другие международные негосударственные структуры. В этой связи можно говорить
о такой важной тенденции мирового развития, как экологизация современных международных отношений и мировой политики5.
Понятие «экологизация» новое в современной науке, с этим связано отсутствие точной формулировки данного термина. На наш взгляд, под экологизацией следует понимать тенденцию повышения роли и значимости экологического фактора в современных миро-политических процессах, переход от общества всеобщего потребления к обществу устойчивого развития во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Как известно, сущность © М. Л. Лагутина, 2008
перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и общечеловеческой цивилизации. Для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать абсолютно все сферы своей деятельности. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития. Экологическую несостоятельность этой модели особенно ярко продемонстрировал XX век. XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, т. к. в этом веке должен разрешиться главный вопрос — быть или не быть человечеству6. Вопрос о сохранении человека как биологического вида впервые встал на повестку дня за всю мировую историю именно на рубеже двух тысячелетий. Предполагается, что именно переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, т. к. создаст возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации.
Экологизация привела к превращению качеств природы в значимый ресурс влияния. «Глобальное потепление» стало символом современных глобальных процессов. Экологизация породила новый тип общественных движений, выступающих за чистую природу. Экологизация привела к пониманию отсутствия политических границ при решении глобальных экологических проблем. Экологическое движение активно участвует в формировании мирового гражданского общества, которое выносит политическое за сферу национальногосударственных границ7. Сегодня «экологическая проблема глобальна по своим масштабам, проявлению и опасности. Она действительно затрагивает интересы всех государств, всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности»8, «экологизацию международных отношений можно назвать основой процесса глобальной экологизации мира»9.
Кратко историю появления экологической составляющей в международных отношениях можно представить в виде следующих этапов:
1. 40-50-е гг. ХХ в. — появление экологического аспекта в международных отношениях как независимой тематики. Необходимой опорой, которая обеспечила становление и развитие процесса глобальной экологизации, стала Организация Объединенных Наций. Сегодня ООН — по сути, всемирный форум по организации международной деятельности в области охраны окружающей среды, универсальный механизм выработки согласованных решений и важнейший источник международного природоохранного права10.
2. 60-70-е гг. ХХ в. — на данном этапе в ООН наметилась тенденция перехода от разрозненных, бессистемных мероприятий, связанных с отдельными аспектами природопользования, к более комплексной деятельности, поставленной на постоянную основу. В 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН по проблемам природной среды, в ходе которой была разработана программа ООН по защите природной среды11. Это событие ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем. С этого времени стали развиваться экологическая политика и дипломатия, экологическое право, в отдельных государствах начали создаваться специальные министерства и ведомства по окружающей среде.
3. 80-е гг. ХХ в. — на начало этого этапа пришлось широкое развитие экологизации всего комплекса международных отношений. В 1982 г. сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств. В следующем году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), в задачу которой входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие
десятилетия. В марте 1987 г. работа была закончена и издана под названием «Наше общее будущее». В ней впервые были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Этот доклад был разослан всем правительствам и руководящим органам системы ООН для составления национальных программ и выполнения их на практике.
4. 9Q^ гг. ХХ в. — это период формирования идеи устойчивого развития и первых попыток реализации концепции устойчивого развития. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Красной нитью через весь текст итоговой Декларации проходит идея устойчивого развития (Sustainable Development)12. Концепция устойчивого развития стала новой социально-культурной парадигмой, образом мышления конца ХХ в., предусматривающим всеобщую рационализацию жизни людей и скоординированные действия во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической, правовой и т. д.13
Важным событием на данном этапе стало также проведение Международной конференции по глобальному изменению климата в Киото (Япония) в 1997 г.14 «Киотский протокол — первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами — разрешениями на выбросы»15.
5. Последний на сегодняшний день этап экологизации международных отношений — начало XXI в. На этом этапе важным событием стал прошедший в 2QQ2 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит по устойчивому развитию. Важным итогом саммита стало определение конкретных временных интервалов (сроков) движения мирового сообщества по пути устойчивого развития.
Кроме упомянутых глобальных встреч и конференций за всю историю ООН проведены и продолжают проводиться сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию жителей планеты в масштабе отдельных географических регионов. В настоящий момент экологическая проблематика, кроме ООН, включена в сферу интересов таких авторитетных региональных организаций, как Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский союз, Организация Американских Государств, а также большинства ведущих государств мира.
На протяжении всей второй половины ХХ столетия сначала Советский Союз, а затем и Российская Федерация уже в начале XXI в. как правопреемница СССР играли важную роль в процессе развития международной экологизации.
Вплоть до середины ХХ в. общественное движение в СССР в экологической области было незначительным. Следствием этого является «скудность литературы по начальному этапу движения за охрану природы в Советском Союзе»1*5. В условиях тотального контроля государством всех сфер деятельности информация об экологической ситуации в стране была закрыта для отечественной и мировой общественности. К концу 197Q^ гг. на волне общемировых тенденций (1972 г. — конференция ООН в Стокгольме) в СССР возникает массовая озабоченность экологической ситуацией в стране и мире, тем более что острота ситуации становится все более очевидной и скрыть ее становится крайне трудно.
Одним из важных препятствий на пути активного включения СССР в процесс международной экологизации стало его участие в гонке вооружений. Экологические последствия милитаризации СССР были многообразными: ресурсы отвлекались от общественных нужд и шли на нужды обороны; интенсивными были испытания ядерного, химического и бактериологического оружия и т. д.17
Следующий этап в развитии экологизации в СССР — «перестройка» 1980-х. В этот период политическая элита СССР предприняла некоторые шаги проэкологического характера. В этот период происходило пробуждение экологического сознания и становление государственных природоохранных органов. Например, в 1988 г. в СССР был создан первый специализированный государственный природоохранный орган. В то же время, 80-е годы оказались крайне неудачными с точки зрения экологической ситуации в стране: 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). Радиоактивные выпадения в результате данной аварии были также отмечены на территории практически всей Европы18. В течение первых четырех лет после чернобыльской аварии советские власти пытались бороться с последствиями взрыва в основном на национальном уровне, не допуская никакого вмешательства извне. Без поддержки советского руководства ООН нашла пути оказания безотлагательной помощи, которая включала оценку ядерной безопасности и экологических условий в зараженном районе, а также диагностику различных заболеваний, вызванных аварией. Именно с этого и началась история участия ООН в устранении последствий чернобыльской аварии. К сожалению, до сих пор остается еще множество нерешенных вопросов. Сегодня по-прежнему никто не в состоянии предсказать генетические и другие долгосрочные медицинские последствия аварии. Таким образом, с одной стороны, «перестройка» шла на фоне нараставших в то время требований экологизации как внешней, так и внутренней политики государства. Тем не менее особых успехов в данном направлении достигнуто не было.
Можно констатировать, что большая часть существующих негативных тенденций, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды в современной России, имеют долговременный характер и являются «наследством» СССР В их число, в частности, входят следующие:
• Антиэкологическая политика, которая берет начало в конце 20-х гг., — экономическая политика, основанная на идеологии покорения природы, привела и до сих пор приводит к масштабным нарушениям окружающей среды.
• Экстенсивное развитие экономики, сопровождающееся одноцелевым использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием нарушенных сельхозугодий.
• Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы; гипертрофированное развитие ресурсоемких, «грязных» производств — энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности.
• Устаревшее и неэффективное природоохранное оборудование.
• Слабая правовая и экономическая защита природы. Существовавшее экологическое законодательство слабо защищало природу от хищнической ее эксплуатации.
• Отсутствие в стране стройной системы экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения. Нехватка квалифицированных специалистов в области охраны окружающей среды19.
В начале 1990-х гг. уже в Российской Федерации ситуация в области охраны окружающей среды кардинальным образом меняется. Так, в указанный период в России организуется около 150 экологических организаций и групп с представительствами
в 260 городах20. Например, Социально-экологический союз, Российская национальная организация Зеленого Креста, Центр экологической политики России и др. Однако в дальнейшем многие из них прекратили свое существование. На этом этапе, как и во многих других странах мира, важным событием стала Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В результате в России получают активное распространение идеи устойчивого развития. Более того, к середине 90-х гг. ХХ в. начался период переосмысления места экологических ориентиров в российской политике21. Несмотря на остроту социально-экономической и политической ситуации в стране в этот период, осознание руководством России значимости проблемы устойчивого развития и необходимости осуществления национальных действий по выполнению решений Конференции в Рио-де-Жанейро, принятых с ее участием, привело к принятию первого государственного документа по устойчивому развитию. Этим документом стали «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», одобренные Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г.22 Этот документ, имевший в первую очередь политическое значение, к сожалению, не сыграл существенной роли в активизации процесса перехода России к устойчивому развитию.
Ключевую роль в этом сыграл другой документ, а именно — Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. В Концепции, в частности, отмечено, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей»23.
Многие годы Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Совет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Российская Федерация является одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) — основного органа системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.24 В конце 2004 г. Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что обеспечило его вступление в силу 16 февраля 2005 г. Россия готова выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу, но пока не выполняет. На регулярной основе проходят парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы Российской Федерации и Комитете Совета Федерации по промышленной политике, а также «круглые столы», конференции и семинары многочисленных неправительственных организаций по вопросам законодательного обеспечения и мерах по реализации положений Киотского протокола. Однако до сих пор реализация положений Киотского протокола так и не начата. Главным препятствием на пути реализации киотских механизмов в России, в частности для организации торговли квотами, по мнению директора Центра экономики окружающей среды ВШЭ Георгия Сафонова, является отсутствие политической воли на уровне президента и правительства. «На последнем саммите Евросоюз принял обязательства к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 20 % и добиться того, чтобы 20 %
энергии производились из возобновляемых источников, — напомнил он. — А у нас нет ни политической воли, ни подобного стратегического документа»25.
Экологическая проблематика является одной из приоритетных на саммитах «Большой восьмерки». Как полноправный член «Группы восьми» Россия, например, непосредственно участвовала в подготовке и принятии одного из ключевых документов Саммита в Глениглсе (2005) «Изменение климата, чистая энергия и устойчивое развитие», который направлен на объединение усилий «восьмерки» и всех заинтересованных стран из числа крупных энергопотребителей в целях существенного сокращения выбросов парниковых газов, стимулирования развития низко-углеродных технологий и противодействия незаконным лесным вырубкам26. На последующих саммитах «Большой восьмерки» экологической составляющей также было уделено значительное внимание. Однако и тут никаких практических шагов пока не предпринято.
Таким образом, роль Российской Федерации в процессе международной экологизации на сегодняшний день достаточно противоречива. С одной стороны, Россия занимает особое место в процессе глобальной экологизации и является активным участником международной экологизации, ее проводником, важной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле: «поддержание и устойчивое развитие экосистемных функций России будет одним из гарантов экологического благополучия планеты, долговременной международной экологической деятельности»27. С другой стороны, Россия — одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Действия РФ в данной области, как мы выяснили, зачастую носят декларативный характер. Российское правительство активно подписывает различные международные документы, разрабатывает различные национальные проекты, предусматривающие переход РФ к обществу устойчивого развития, но, к сожалению, за большинством из них не стоит никаких реальных действий. Например, распространенным нарушением прав граждан РФ в сфере экологии (унаследованным от СССР) является ограничение доступа населения к экологической информации — публикуемые данные не носят системного характера, практически отсутствует экологическая реклама, агитация, недостаточно развито экологическое просвещение. До сих пор информация о большей части экологических нарушений умышленно умалчивается правительством. Все это, без сомнения, указывает на необходимость срочного пересмотра экологической политики Российской Федерации.
Тем не менее, несмотря на указанные в данной статье существующие проблемы, России предстоит играть особую роль в процессе глобальной экологизации28. Больше половины российских территорий еще не тронуты хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны) и поэтому представляют чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего мирового сообщества. Две трети территории России занимают территории, природные ландшафты, животный и растительный миры которых являются одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Россия — несомненно, важный политический игрок на современной мировой арене, великая держава, и от ее активности во многом зависит дальнейшее развитие процесса экологизации международных отношений.
1 Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 73.
2 Толщина льдов Арктики этим летом станет минимальной с момента наблюдения // http://vz.ru/ пе%^/2008/5/12/16705Шш1.
3 Основные проблемы современного мира // http://glob.h10.ru/part2.html.
4 Алимов А. А. Экологические измерения мировой политики: новые тенденции в мировых политических процессах // Актуальные вопросы мировой политики в XXI веке: Сб. научных трудов / Сост. В. С. Ягья. СПб., 2006. С. 44.
5 Писарев В. Д. Экологизация международных отношений // США. Экономика. Политика. Идеология. 1996. № 10. С. 23.
6 Моисеев Н. Быть или не быть человечеству? // http://www.youth.yabloko.ru/future/moiseev2.html.
7 Сморгунов Л. В. Политическое управление в глобализирующемся мире // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В. В. Парцвания СПб., 2003. С. 149.
8 Алимов А. А. Экологические измерения мировой политики: новые тенденции в мировых политических процессах // Актуальные вопросы мировой политики в XXI веке: Сб. научных трудов / Сост. В. С. Ягья. СПб., 2006. С. 46.
9 Процесс глобальной экологизации в мире // http://azenviron.aznet.org/glob_ecol/1a.htm.
10 Деятельность России на природоохранном направлении в 2005 году // http://www.mid.ru/ns-dmo.nsf/ a1c87897b58a9d2743256a550029f995/432569f10031eb93c32570430031542c?0penDocument.
11 Стокгольмская декларация ООН об окружающей среде, 16 июня 1972 года // www.ecolife.org.ua/ laws/inter/1972/04.php.
12 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года // www.un.org/russian/ documen/declarat/riodecl.htm.
13 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года // www.un.org/russian/ documen/declarat/riodecl.htm.
14 Киотский протокол к рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/.
15 В чем же суть Киотского протокола? // http://www.wwf.ru/about/what_we_do/climate/kyoto/doc28/ page1/.
16 Вайнер П. Д. Экология в Советской России. Архипелаг Свободы: Заповедники и охрана природы. М., 1991. С. 7.
17 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 356.
18 Организация Объединенных Наций и Чернобыль // http://chernobyl.undp.org/russian/.
19 Экологические проблемы России // http://ust-razvitie.narod.ru/Russian.htm.
20 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 360.
21 Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М., 2005. С. 365.
22 Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития // http://www.ecolife.ru/info/docum/cel-prog4.shtml.
23 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/17045.
24 Подходы России в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития // http://www.mid.ru/ ns-dmo.nsf/a1c87897b58a9d2743256a550029f995/c08bf42f7c4c804bc325719b002e6b71?0penDocument.
25 Главная проблема реализации Киотского протокола в России — отсутствие политической воли // http://www.regnum.ru/news/800206.html7forprint.
26 Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие (Глениглс, 2005) // http:// www.civilg8.ru/5831.php.
27 ШуленинаН. В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/50956.
28 Грачев В. А. Глобальная экологическая роль России и развитие общественного экологического сознания // http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom2/111/Doc34.HTML.