Научная статья на тему 'Роль российского художественно-технического колледжа игрушки в развитии народных промыслов России'

Роль российского художественно-технического колледжа игрушки в развитии народных промыслов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКА / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова О. Г., Озерова О. В.

В статье речь идет о возможностях сохранения и развития многовековых традиций производства отечественных игрушек и о роли в этом процессе Российского художественно-технического колледжа игрушки. Рассматривается исторический аспект становления этого учебного заведения, содержание современного образования молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова О. Г., Озерова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль российского художественно-технического колледжа игрушки в развитии народных промыслов России»

О.Г. Назарова, О.В. Озерова,

Российский художественно-технический колледж игрушки,

г. Сергиев Посад

Роль Российского художественно-технического колледжа игрушки в развитии народных промыслов России

Искусство игрушки имеет многовековую историю, игрушка развивалась вместе с развитием общества, поэтому в ней отражаются богатые традиции, обычаи, технологии, менталитет. Очень актуален Бартрамовский тезис «Игрушка — зеркало жизни», выдвинутый в 1910году. Сохранение и дальнейшее развитие народной игрушки - это остро вставшие проблемы нашего времени.

Сегодня необходимо глубже изучать, возрождать и сохранять традиции народных художественных промыслов. Поэтому основная задача нашего учебного заведения - сохранить преемственность национальных традиций, развивать их в системе образования, а также поддерживать и укреплять связи с производством, промыслами и музеями. Необходимо наполнить рынок нашей отечественной игрушкой, для этого нужны специалисты, которые способны решить данную проблему.

Актуальным решением проблемы также является привлечение подростков, не просто способных рисовать, а желающих заниматься проектированием и изготовлением игрушки, начиная с эскиза и заканчивая авторским проектом. Среди современных студентов иногда имеются такие, которые не приучены с детства что-то мастерить, шить, лепить, вырезать своими руками. Они не знают своих способностей, не осознают всю серьезность выбранной специальности и лишь в процессе обучения начинают понимать что это, прежде всего, ежедневный и кропотливый труд.

Мы все родом из детства. А детство - это игры и игрушки. Сергиево-

Посадский промысел игрушки был крупнейшим в России кустарным

23

производством. Эта отрасль имела все составляющие связи: в 1918 году был организован Государственный художественно-педагогический музей игрушки, в 30-е годы переведенный в наш город, в 1932 году создан научно-экспериментальный институт игрушки, в 1933 году Постановлением Совета промысловой кооперации СССР был основан Загорский индустриальный техникум игрушки, ныне Российский художественно-технический колледж игрушки, единственный в России, который готовил и готовит кадры для индустрии игрушки всей страны. Именно тогда были заложены основы преподавания специальных предметов — рисунка, скульптурной лепки, черчения, конструирования игрушки, истории и педагогики игрушки. Были заложены основы технологии производства игрушек из дерева и папье-маше, освоены ремесла, традиционные для России, местного кустарного промысла.

В 50-е годы в техникуме обучалось до 300 человек. В 1953 году было открыто художественное отделение, поднявшее статус техникума, открылись новые специальности. Теперь колледж готовит дизайнеров, технологов по деревообработке, конструкторов-модельеров, специалистов по рекламе.

Специальность «Дизайн» (в области проектирования, моделирования и оформления игрушки) дает повышенный уровень профессионального образования, студенты получают полноценное художественное образование в области декоративно-прикладного искусства. В списке специальных дисциплин — история народных художественных промыслов, живопись, рисунок, скульптура, цветоведение, композиция, проектирование и моделирование, бумагопластика, гипсовое формование.

Создание и изготовление игрушки - процесс сложный. Настоящим специалистом может стать лишь тот, кто овладел всем комплексом необходимых знаний и умений. Студенты разносторонне изучают свою профессию, постепенно осваивая и совершенствуя свое ремесло в разных жанрах, разных материалах, познавая не только законы формирования художественного образа игрушки, но и

особенности технологического процесса того или иного производства.

24

Материально-техническая база соответствует требованиям стандарта, ведется учебно-исследовательская работа, особенно это проявляется в мастерских НХП, проектирования и моделирования игрушки.

Дипломные работы выпускников представляют собой оригинальные игрушки или игровые комплекты, выполненные по собственным композициям от начала до конца собственноручно.

В своем творчестве молодые дизайнеры обращаются к истокам декоративно-прикладного искусства, творчества народных мастеров. Наши студенты -постоянные участники и дипломанты художественных выставок и конкурсов различного уровня: международных, федеральных, областных, городских.

Очень важна работа на пленэре в рамках учебного плана. Наши студенты выезжают на пленэры в Карелию, Санкт-Петербург, Москву, Переславль-Залесский, Александров. Студенты активно занимаются творческой работой. Они неоднократные участники фестивалей народных художественных промыслов Ярославской области «Вечера в музее», областных (региональных) олимпиад, выставок — ярмарок «Мир детства», «Ладья», «Образование и карьера», «Крокус-Экспо», лауреаты конкурса «Дорога к храму», ежегодные участники конкурса елочной игрушки, проходящем в Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, Московской Ассамблеи искусств, Всероссийской выставки академии живописи, конкурса народных художественных промыслов Московской области, региональной Всероссийской олимпиады по декоративному искусству и народным промыслам, фотоконкурсов.

Студенты, обучающиеся по специальности «Технология деревообработки», получают хорошие теоретические знания и приобретают все необходимые практические навыки для работы мастерами, техниками-технологами на любом деревообрабатывающем производстве. В ходе учебной практики в мастерских учебного заведения студенты приобретают также рабочую профессию «станочник деревообрабатывающего производства». Во время учебной, технологической

практики студенты изготавливают деревянные игрушки и изделия из древесины, изучают основы народных промыслов, занимаются росписью по дереву. Ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии», студенты принимают активное участие в студенческих научных конференциях, фестивалях, ярмарках, конкурсах. При работе над дипломным проектом студенты выполняют макеты изделий, которые в дальнейшем демонстрируются в выставочном зале нашего учебного заведения и внедряются в производство мебельных предприятий. Обучение базируется на использовании специальных кабинетов и аудиторий, оснащенных современными персональными компьютерами с использованием информационных технологий, программных продуктов, мультимедийной аппаратуры, что позволяет внедрять в учебный процесс электронные учебники, электронные базы знаний, компьютерные тренажеры, автоматизированные обучающие и контролирующие программы. По окончании обучения данной специальности выпускнику присваивается квалификация «техник — технолог».

Специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в нашем учебном заведении открыта в 1997 году. Искусство народа, создаваемое веками, всегда находит свое отражение в костюмах. Поэтому изучение истоков народного костюма является неотъемлемой частью учебного процесса. В учебном плане имеются такие дисциплины, как история кроя, моделирование и художественное оформление одежды, конструирование одежды, художественное проектирование одежды, дизайн одежды, спецрисунок и художественная графика, история стилей в костюме, мировая художественная культура. На базе данной специальности с 1999 года открыт театр истории костюма, основным направлением деятельности которого является исследование богатейшего наследия народного искусства, Великой гармонии, таящейся в нем. Тематика и содержание дипломных проектов предусматривает разработку изделия от эскизного проекта до готовой модели и выполняется собственноручно с демонстрацией и презентацией ее во время защиты. Тема народного творчества находит свое отражение в курсовых и дипломных проектах. В настоящее время коллекция насчитывает более 100

экземпляров костюмов различных эпох, периодов и регионов. Студенты данной специальности - участники международных, областных выставок, фестивалей, ярмарок, межрегиональных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.

Также в нашем учебном заведении готовят универсальных специалистов по рекламе. За четыре года студенты изучают такие дисциплины, как рекламная деятельность, психология рекламы, рекламный текст, фото- и видеосъемка, компьютерная графика, проектирование рекламного продукта. На занятиях учащиеся создают рекламные буклеты, листовки, рекламные ролики, плакаты, визитки. По окончании нашего учебного заведения выпускники работают рекламными агентами, менеджерами по рекламе, копирайтерами, дизайнерами в рекламных компаниях дизайн-бюро, издательствах, на радио и телевидении.

Достоин уважения тот факт, что многие выпускники возвращаются в стены родного учебного заведения в качестве преподавателей. Третья часть состава преподавателей - бывшие выпускники колледжа. Творческий коллектив педагогов ориентирован на сохранение народных традиций и промыслов Сергиева Посада.

Кандидат искусствоведения, автор многих изданий и публикаций об истории Сергиево-Посадских промыслов и игрушки Галина Львовна Дайн поднимает вопрос о проблеме сохранения и развития игрушечных промыслов. В своих книгах она возлагает большие надежды на уникальный опыт нашего учебного заведения по подготовке и воспитанию игрушечников: «История и традиции колледжа обязывают — ИГРУШКА не должна исчезнуть с его вывески».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.