Научная статья на тему 'Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель'

Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / КИТАЙ / СТРАТЕГИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СПОРТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ICE HOCKEY / OLYMPIC GAMES STRATEGY / RUSSIAN-CHINESE SPORTS COOPERATION / SPORTS DIPLOMACY / SPORTS POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов С.В., Агеев В.И.

Статус Пекина как столицы Олимпийских зимних игр 2022 г. предполагает обязательное участие сборной команды Китая по хоккею с шайбой, которая в настоящее время занимает лишь 38-е место в мировом рейтинге. Перспектива создания конкурентоспособной китайской команды к 2022 г. заставила китайские власти серьезно взяться за эту проблему. Согласно стратегии общего спортивного управления Китая, основная идея Олимпийских игр 2022 г. в Пекине популяризация еще не очень развитых зимних видов спорта. И хоккей становится важной частью этой стратегии. Федерация хоккея России и Континентальная хоккейная лига стали основными китайскими партнерами по хоккею в этой программе. Эксперты понимают, что в течение пяти лет трудно добиться серьезных и кардинальных изменений. Необходимо создать ледовые инфраструктурные объекты, обеспечить подготовку квалифицированных тренеров и преподавательский состав, разработать программу подготовки резерва, создать эффективный внутренний рынок хоккея. Но опыт России в подготовке Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, лидирующие позиции российского хоккея, практика сотрудничества с партнерами по хоккею и желание развивать новые рынки хоккея, позволяют добиться желаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алтухов С.В., Агеев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s role in creating of hockey market in China: sports diplomacy, management experience and business model

Beijing status of a 2022 Winter Olympic Games “capital” assumes Chinese national ice hockey team mandatory participation, that currently occupies only 38th place in the world ranking. The prospect of creating such a competitive Chinese team by 2022 forced the Chinese authorities to seriously address this problem. According to the General Sports Administration of China strategy, the main idea of the 2022 Olympic Games in Beijing is the popularization of still not very developed winter sports. And ice hockey is becoming a significant part of this strategy. Russian Hockey Federation and the Continental Hockey League became main Chinese hockey partners in this program. Experts understand that it is difficult to achieve serious cardinal changes in five years. It is necessary to build infrastructure facilities, ensure qualified trainers and teaching staff work, develop reserve training program, create an effective domestic hockey market. But Russian experience in the preparation of the 2014 Olympic Games in Sochi, leading position of Russian hockey, practice of cooperation with hockey partners and desire to develop new hockey markets make it possible to effect the desired results.

Текст научной работы на тему «Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

РОЛЬ РОССИИ В СОЗДАНИИ ХОККЕЙНОГО РЫНКА В КИТАЕ: СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ, ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

С.В. АЛТУХОВ, В.И. АГЕЕВ, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Аннотация

Статус Пекина как столицы Олимпийских зимних игр 2022 г. предполагает обязательное участие сборной команды Китая по хоккею с шайбой, которая в настоящее время занимает лишь 38-е место в мировом рейтинге. Перспектива создания конкурентоспособной китайской команды к 2022 г. заставила китайские власти серьезно взяться за эту проблему. Согласно стратегии общего спортивного управления Китая, основная идея Олимпийских игр 2022 г. в Пекине - популяризация еще не очень развитых зимних видов спорта. И хоккей становится важной частью этой стратегии. Федерация хоккея России и Континентальная хоккейная лига стали основными китайскими партнерами по хоккею в этой программе. Эксперты понимают, что в течение пяти лет трудно добиться серьезных и кардинальных изменений. Необходимо создать ледовые инфраструктурные объекты, обеспечить подготовку квалифицированных тренеров и преподавательский состав, разработать программу подготовки резерва, создать эффективный внутренний рынок хоккея. Но опыт России в подготовке Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, лидирующие позиции российского хоккея, практика сотрудничества с партнерами по хоккею и желание развивать новые рынки

хоккея, позволяют добиться желаемых результатов.

Ключевые слова: хоккей с шайбой, Китай, стратегия Олимпийских игр, российско-китайское спортивное

сотрудничество, спортивная дипломатия, спортивная политика.

RUSSIA'S ROLE IN CREATING OF HOCKEY MARKET IN CHINA: SPORTS DIPLOMACY, MANAGEMENT EXPERIENCE AND BUSINESS MODEL

S.V. ALTUKHOV, V.I. AGEEV, MSU named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia

Abstract

Beijing status of a 2022 Winter Olympic Games "capital" assumes Chinese national ice hockey team mandatory participation, that currently occupies only 38th place in the world ranking. The prospect of creating such a competitive Chinese team by 2022 forced the Chinese authorities to seriously address this problem. According to the General Sports Administration of China strategy, the main idea of the 2022 Olympic Games in Beijing is the popularization of still not very developed winter sports. And ice hockey is becoming a significant part of this strategy. Russian Hockey Federation and the Continental Hockey League became main Chinese hockey partners in this program. Experts understand that it is difficult to achieve serious cardinal changes in five years. It is necessary to build infrastructure facilities, ensure qualified trainers and teaching staff work, develop reserve training program, create an effective domestic hockey market. But Russian experience in the preparation of the 2014 Olympic Games in Sochi, leading position of Russian hockey, practice of cooperation with hockey partners and desire to develop new hockey markets make it possible to effect the desired results.

Keywords: ice hockey, Olympic Games strategy, Russian-Chinese sports cooperation, sports diplomacy, sports politics.

Введение

Хоккей с шайбой продолжает укреплять свои позиции по всему миру [1]. Успех этой игры в первую очередь связан с увеличением финансовых доходов хоккейных лиг в Северной Америке, Европе и России, улучшением качества технологий и телевизионных трансляций, активным доступом в Интернет и развитием социальных сетей.

Но высокие темпы роста не означают одинаковые высокие темпы развития хоккея в мире. Мировой хоккей традиционно является предметом регулирования Международной федерации хоккея с шайбой (IIHF) и занимает прочные позиции в международном олимпийском движении. Но число стран, составляющих ИИХФ, не увеличивается. В настоящее время членами ИИХФ являются 76 национальных федераций - всего лишь 35% всех возможных вариантов членства в международной

федерации. Есть объективные причины этого явления -климатические условия на разных континентах, сложная и дорогая инфраструктура ледовых катков, игровое спортивное оборудование, мощная игровая культура, сложные технические навыки хоккеистов и т.д. Но эволюционный путь этой игры развития диктует новые подходы к решению этих проблем.

Стратегия выхода старого продукта (хоккей) на новые азиатские рынки совпал с решением Международного олимпийского комитета по проведению Олимпийских игр 2018 г. в Пхенчхане (Корея) и Олимпийских игр 2022 г. в Пекине (Китай). Азиатский спортивный рынок стал центром внимания экспертов по хоккею с шайбой и заинтересованных стейкхолдеров во всем мире.

Финал турнира по хоккею с шайбой - это кульминационный момент для организаторов на всех Олимпийских зимних играх, т.к. хоккей - единственный командный спорт, входящий в программу зимних игр.

Обзор литературы

Китайская спортивная реформа быстро развивается и привлекает внимание ученых и экспертов во всем мире [2]. Значительный вклад в этот процесс вносят в первую очередь китайские спортивные ассоциации, государственные институты, университеты, ученые и исследователи.

Быстрая динамика трансформации китайского спорта не устранила институциональный и структурный дисбаланс участников рынка [1, 7]. В то время, когда рыночная экономика в Китае стремительно развивалась с начала 1990-х гг., спорт продолжал оставаться в контролируемых правительством системах планирования. Следовательно, конфликты между этими государственными системами и профессиональными рыночными отношениями в спорте казались неизбежными [8].

Исследования по спортивной переориентации элиты в Китае показывают, что элитный спорт в стране превратился в различные уровни коммерческих, государственных, любительских и совместных структур [8]. Каждый вид спорта развивается так, чтобы достичь наилучшего баланса между коммерческой и общественной сферами [10].

Проблемы хоккея с шайбой в контексте китайского спортивного сообщества изучаются и анализируются довольно редко. Исторические параллели и особенности возникновения и развития хоккея с шайбой в Китае представлены в нескольких статьях [7, 8, 10].

Повышенное внимание к хоккею с шайбой у китайских и зарубежных исследователей в настоящее время в основном связано с деятельностью Континентальной хоккейной лиги и развитием в ней восточного направления. Политический контекст российско-китайского сотрудничества в разработке хоккейной программы привлекает дополнительное внимание к проекту [13]. Конкурентоспособность хоккея достаточно высока на международном уровне, и в этом контексте результаты спорта являются главной целью для всех. Однако есть моменты, когда заинтересованные стороны должны действовать взаимозависимо и достигать общих целей [6].

Россия может помочь повышению качества подготовки китайской сборной команды, которая в настоящее время занимает лишь 38-е место в мире и играет в пятом дивизионе чемпионата мира по хоккею с шайбой IIHF [9].

Выход хорошо известного продукта (хоккей с шайбой) на новый рынок обязательно будет связан со спецификой экономики региона. В процессе формирования взаимоотношений необходимо учитывать риски и оценку сильных и слабых сторон продукта. Успех новой фирмы, выходящей на рынок, зависит от продукта, процессов и организационных нововведений [4, 6]. Ожидаемые проблемы также имеют свои положительные стороны. Спортивная эволюция привела к формализованным международным нормам и правилам для всех участников хоккейного сообщества. Но различные культурные, политические, экономические и социальные условия будут влиять на стиль игры новых участников [3, 11]. Национальный хоккей будет соответствовать высоким стандартам и способствовать созданию оригинальной игровой модели. Достаточно вспомнить знаменитые хоккейные игровые модели Чехии, Швеции, Канады, России, Финляндии и других стран.

Некоторые авторы обращают внимание на необходимость изменений в вертикальном управлении хоккеем. В условиях рынка подрывные инновации создают процесс, при котором небольшая компания с меньшим количеством ресурсов может успешно опробовать существующие компании [4]. Хоккейная ассоциация Китая теперь находится в состоянии небольшой (по стандартам Китая) компании. Хорошо известно, что футбол и баскетбол доминируют на китайском спортивном рынке и имеют свои долгосрочные стратегии развития. Хоккей с шайбой в первую очередь сталкивается с ожесточенной конкуренцией на рынке спортивных услуг для китайцев с доминированием этих командных видов спорта.

Самой важной задачей для всех участников хоккейного сообщества является создание современных методов обучения и способов развития хоккеиста от начального уровня подготовки до профессионального уровня. Развитие хоккея построено по модели пирамиды, где широкая рекреационная база участников подпитывает систему до профессионального уровня [5]. В каждой стране такая система работает по-своему, но независимо от того, какой вариант развития игрока зависит от страны, пирамидальная модель обеспечивает базовый строительный блок [12]. До недавнего времени эта система была в основном некоммерческой. Однако недавно в рамках молодежной хоккейной системы в разных странах мира появились новые формы программ коммерческого развития [9].

В российской исследовательской среде работы по анализу стратегий развития совместных российско-китайских хоккейных и спортивных проектов, оценке рынка и оценке эффективности инвестиций в хоккейную инфраструктуру и хоккейные клубы в Китае представлены лишь информативно.

Хоккей в Китае. Исторический аспект

Китай познакомился с канадским хоккеем в начале двадцатого века. Первые официальные сообщения о хоккее с шайбой в Китае появились в 1920-х гг., когда книга по спорту на льду была впервые опубликована на китайском языке. В ней уже есть глава о правилах хоккейных матчей, и обычно считается, что хоккей с шайбой впервые был представлен западными поселенцами в Китае в колониальный период [10].

26 января 1935 г. впервые прошли соревнования по хоккею на первых спортивных играх Северного Китая на льду. Эта дата считается началом официального существования хоккея с шайбой в Китае.

Реальное развитие этого вида спорта началось только в середине 1950-х гг. после создания Китайской Народной Республики. Председатель Мао предложил инициативу: «Укрепить национальный дух путем развития спорта». Население Китая стало активно участвовать в государственном строительстве через спортивное движение, массовое участие в зимних видах спорта, которое поддерживалось властями республики.

Лидерами в развитии зимних видов спорта стали северо-восточные провинции страны. Климат в этой части Китая резко континентальный с жарким летом и холодной зимой. Хоккей с шайбой вызвал интерес у местных жителей. В университетах, школах и фабриках стали создаваться различные клубы любителей хоккея. В 1953 г. этот вид спорта был официально включен в программу первых национальных зимних игр. Количество команд в первых трех национальных играх возрастало с 5 в 1953 г. до 13 в 1956 г. [10]. Что касается основания национальной ассоциации хоккея, даты различны (в разных источниках - 1951, 1953 и 1957 годы). Она была частью Ассоциации зимних видов спорта.

Растущая популярность хоккея с шайбой в период после Второй мировой войны явилась результатом Холодной войны и конфронтации Советского Союза с западными странами. Национальная сборная СССР по хоккею выиграла первый для них чемпионат мира 1954 г. в Швеции. Китайские коммунисты поддержали советскую инициативу. В 1953 г. была хоккейная лига, объединяющая любительские коллективы. Лига состояла из 8 команд, а позже их число варьировалось от 6 до 12. В 1956 г. Китай присоединился к Международной федерации хоккея с шайбой (IIHF). Это стало началом официального обмена китайского хоккея с хоккеем в социалистических странах.

Зимой 1956 г. Китай отправил хоккейную команду на 11-ю зимнюю Универсиаду в Польше, где китайские хоккеисты впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Несмотря на низкий результат в Играх, участие в матчах стало впечатляющим опытом для китайских игроков, тренеров и официальных лиц. Китай начал быстро учиться у ведущих хоккейных держав. Когда сборная Восточной Германии побывала в Китае в 1960 г., хоккейная команда Харбина из провинции Хэйлунцзян сыграла с ней 0:0 после двух периодов [3].

С 1957 г. молодежные хоккейные соревнования для игроков в возрасте до 18 лет проводились отдельно от соревнований взрослых в национальных играх в Китае. Хотя хоккей в основном был ограничен северной частью страны по географическим причинам, национальные игры значительно увеличили популярность этого вида спорта среди китайцев.

Хоккей стал послом дружбы и добрососедства для Советского Союза и Китая в 1958 г. Впервые в истории г. Благовещенска состоялся хоккейный матч между игроками Китая и СССР. Команда Амурской области сыграла три матча против команды провинции Хэйлунцзян. Первый матч закончился вничью 5:5. Второй и третий поединки выиграли хоккеисты Благовещенска 4:3 и 3:1 соответственно.

Развитие спорта в Китае, включая хоккей с шайбой, было приостановлено в 1966 г. с началом 10-летней культурной революции. В первые годы Культурной революции были распущены национальные и местные команды по многим видам спорта, а спортивные сооружения пришли в запустение. Национальная хоккейная сборная не встречалась с соперниками до 1972 г., когда Китай начал устанавливать контакты с международным сообществом [7].

С 1980 г., когда Китай начал так называемую реформу открытой политики, развитие спорта, включая хоккей с шайбой, вступает в новую эру. В 1981 г. в Пекине была официально создана Ассоциация хоккея с шайбой. С начала 80-х гг. Хоккейная лига стала очень популярной; соревнования становятся все более напряженными и интересными [8]. Во время своего роста в 1980-х гг. было организовано 20 профессиональных хоккейных команд, около 1 млн чел. регулярно занимались ледовыми видами спорта, среди которых 100 000 чел. играли в хоккей. Китай также выиграл золотые медали чемпионата мира по хоккею в 1986 и 1990 гг. в зимних Азиатских играх.

С середины 1990-х гг. популярность хоккея на льду стала снижаться, как на уровне высоких достижений, так и на массовом уровне. Государство прекратило финансирование профессиональных клубов, многие команды были распущены, а количество профессиональных команд упало с 20 в 1980-х гг. до 3-х в 2010 г. Любительские хоккейные клубы также были распущены один за другим, а сборная Китая потеряла лидирующие позиции в Азии. Ведущие государственные компании и промышленные предприятия Китая прекратили финансирование хоккея с шайбой. Но с 1990-х гг. эта ситуация начала меняться. Импульсом для изменения стал переход государства из плановой экономики в рыночную экономику.

Китайская спортивная реформа

В ходе реализации политики открытости и реформ, был сделан переход от плановой экономики к рыночной экономике без разрушительной политики либерализации. Реформы социальной сферы на этом историческом этапе не рассматривались. Государственное внимание к спортивной индустрии проявилось гораздо позже,

когда Китай получил право принимать Олимпийские игры 2008 г. в Пекине. Именно эти игры стали стимулом для формирования новой главной задачи в развитии спортивной индустрии Китая - превращения страны в спортивную державу.

20 октября 2014 г. Государственный совет, Кабинет министров Китая утвердил «Программу ускорения развития спортивной индустрии и поощрения потребления спорта», призвав Генеральную Администрацию спорта Китая ослабить контроль и позволить большему количеству организаций и частных предприятий выйти на рынок, где ранее доминировали государственные компании. В соответствии с планом управления народным спортом административные центры отказались от своей функции организации и надзора за коммерческими и массовыми спортивными мероприятиями.

На 5-м Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 18-го созыва в 2015 г. были приняты «Предложения ЦК КПК по развитию 13-й пятилетки экономического и социального развития Китая». В разделе, посвященном развитию спорта в 13-й пятилетке, отмечается, что к 2020 г. общая спортивная индустрия Китая превысит 3 трлн юаней (500 млрд долл.). Среднегодовые темпы роста в этом секторе могут превышать темпы экономического роста в течение аналогичного периода времени. Доля спортивной индустрии в ВВП страны достигнет 1% к 2020 г. (в 2012 г. - 0,6%), а доля добавленной стоимости сектора услуг спортивной индустрии превысит 30%. Объем так называемого спортивного потребления по сравнению со средним располагаемым доходом резидентов составит более 2,5%. Спортивная индустрия к 2025 г. обойдется Китаю более чем в 5 трлн юаней (815 млрд долл. США), а к 2025 г. валовая прибыль составит 1,1 трлн юаней (1,2-1,5% от ВВП).

Одной из ключевых задач этого плана будет организация Олимпийских зимних игр 2022 г. в Пекине. Поэтому город-организатор Пекин стал «сильной стороной» в популяризации зимних видов спорта в Китае.

Бизнес-модель для хоккея с шайбой в Китае

Концентрация ресурсов, строительство объектов инфраструктуры и подготовка спортивного резерва позволили китайским лидерам сформировать новые стратегии развития хоккея в общей программе спортивной реформы Китая. Статус Пекина как «столицы» Олимпийских зимних игр 2022 г. предполагает обязательное участие китайской сборной по хоккею в программе соревнований. Национальная сборная команда в настоящее время занимает лишь 38-е место в мировом рейтинге. Перспектива создания конкурентоспособной китайской команды к 2022 г. заставила китайские власти серьезно взяться за решение этой проблемы.

В настоящее время китайская сборная по хоккею с шайбой значительно уступает в рейтинге южнокорейской команде. Но корейская трансформация в хоккее началась гораздо раньше - в 2010 г. Все организаторы Олимпийских игр понимают, что хоккейная команда принимающей страны должна быть адекватно представлена публике и домашней аудитории. Чтобы решить эту

проблему, корейцы обратились к программе натурализации хоккеистов и получения корейского гражданства игроками из других стран. Это предложение помогло за короткий период создать профессиональную команду хоккеистов и решить проблему выхода в чемпионат мира IIHF I.

Китайские спортивные лидеры решили пойти другим путем. Для подготовки китайской сборной по хоккею они решили воспользоваться опытом России. Политическое сближение двух соседних государств, сотрудничество в сфере экономики, культуры, образования и спорта стало надежной основой для создания в Китае совместной программы развития хоккея с шайбой в соответствии с российскими традициями. Это решение было продиктовано логикой и целесообразностью развития нового партнерства между двумя соседними странами.

Россия (ранее Советский Союз) имеет богатый победный опыт в международных соревнованиях, подготовке инфраструктуры, воспитании спортивного резерва и организации турниров по хоккею с шайбой различного уровня. В 2016 г. инфраструктура хоккея России включала 583 крытых ледовых катка. 528 тыс. российских граждан регулярно занимаются хоккеем. 98 тыс. детей обучаются в детских спортивных школах [3]. Статистика хоккея в Китае выглядела гораздо скромнее. Около 20 тыс. чел. занимаются хоккеем, из них более 1200 чел. зарегистрированы как профессиональные хоккеисты. Хоккейная инфраструктура - это около 100 ледовых катков, из которых 48 закрытых. Кроме того, в Китае зарегистрировано 98 хоккейных судей.

После победы заявки Олимпийских зимних игр 2022 г. Китай объявил о плане привлечения 300 млн чел. в зимние виды спорта за ближайшие шесть лет (с 2016 г.). Российская сторона предложила свое видение реализации этой задачи.

25 июня 2016 г. в рамках визита Президента России Владимира Путина в Китай было подписано соглашение о включении хоккейного клуба «Куньлунь Ред Стар» в Континентальную хоккейную лигу. Таким образом, в Китае появился первый профессиональный хоккейный клуб в КХЛ, началось формирование внутреннего рынка хоккея. Несмотря на затраты на рост, первый опыт партнерства можно считать положительным.

Сейчас в Китае есть хоккейный клуб «Куньлунь Ред Стар». В первом сезоне в КХЛ китайский клуб попал в плей-офф, и к 2021 г. стратегия клуба предусматривает отказ от иностранных игроков в команде.

Продвижение хоккея для молодежи в Пекине показывает отличный прогресс за последние 2 года. Более 10 тыс. учеников из 60-ти школ начали регулярное обучение. Под эгидой Пекинской хоккейной ассоциации ВША было зарегистрировано 116 клубных команд, в которых участвовало 2000 детей, игравших в сезоне 2015/2016 г. в хоккейной лиге Пекина. В первом сезоне этой лиги в 2008 г. было представлено менее 20 официальных игроков и только четыре команды. Подготовка спортивного резерва также будет осуществляться североамериканскими партнерами. Профессиональная женская команда будет соревноваться в Канадской Лиге - CWHL. Юноши

и девушки из юниорских китайских команд моложе 18 лет будут обучаться в Канаде и Бостоне (США).

Значительным шагом в развитии партнерства в области хоккея с шайбой России и Китая является возобновление матчей на Амуре между российскими и китайскими хоккеистами. 14 января 2017 г. состоялась новая встреча российских и китайских хоккеистов на границе двух стран. На этот раз были сыграны два матча, и российские хоккеисты выиграли их. Организаторы планируют ежегодно проводить такие матчи; взрослые и детские команды смогут принять в них участие.

Россия и Китай полагают, что новая Азиатская хоккейная лига, в которой смогут участвовать хоккейные клубы России, Китая, Японии, Кореи и Казахстана, должна стать долгосрочной целью сотрудничества. Предлагается основать «Кубок Шелкового пути», который станет новой площадкой для хоккея с шайбой. Об этом говорится в Меморандуме, подписанном 4 июля 2017 г. Федерацией хоккея России, Китайской хоккейной ассоциацией и Центром международных культурных связей Китая в Москве.

Федерация хоккея России (ФХР) и Ассоциация хоккея Китая (АХК) могут создать новый турнир по хоккею с шайбой на базе существующего юридического лица -российской некоммерческой организации ВХЛ. Совет директоров будет состоять из 51% членов АХК, 49% членов ФХР.

ФХР предлагает проводить «Кубок Шелкового пути» по следующим принципам:

• НП ВХЛ совместно с ФХР организует Турнир «Кубок Шелкового пути».

• ФХР будет отвечать за подготовку судей, расписание и регламент, контракты с клубами, процесс подачи заявок на участие в клубах, статистику.

• ФХР делегирует все права на телевидение и маркетинг в НП ВХЛ для компенсации расходов ФХР за свои услуги и командировочные расходы для российских клубов.

• Оценка компенсации за услуги ФХР - управление спортом плюс судейство - 3,5 млн долл. США в год (без учета транспортных расходов).

• Нет вступительных взносов клубов - эти деньги следует инвестировать в развитие инфраструктуры.

Спортивные принципы первого сезона «Кубка Шелкового пути»:

> «Кубок Шелкового пути» начнется с сезона 2018/ 2019 г.

> Все клубы ВХЛ будут включены автоматически.

> 5 или 6 клубов из Китая присоединятся к участникам.

> Всего 30 клубов выступят в первом сезоне.

Клубы каждой страны можно считать отдельными

региональными победителями чемпионата с вручением наград.

Спортивный принцип второго сезона:

- Добавляются 4 или 6 команд стран «Шелкового пути» из Кореи и Японии.

- Может быть сформировано 2 конференции (европейская и азиатская), что позволит сократить транспортные расходы.

Маркетинг

Новый совместный продукт ФХР и АХК должен стать третьей лучшей профессиональной лигой хоккея с шайбой. Появляется необходимость значительных инвестиций в клубы и стадионы. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

♦ Идентификация бренда и рекламная кампания -редизайн, рекламная кампания на телевидении, наружная реклама, цифровое промо.

♦ Новые стандарты инфраструктуры для клубов и стадионов, направленные на потребности в телевизионном производстве и маркетинге.

♦ Показ матчей в высоком качестве, ежедневное производство контента лиги для специализированных шоу и презентаций на телевидении и в интернете.

♦ Создание мобильных приложений для игровых порталов и онлайн статистики.

♦ Продвижение веб-сайта, приложений для смартфонов и Smart-TV, разработка программ для социальных сетей, поддержка медиа-партнеров (веб-сайты, блоги), РД-поддержка партнерских СМИ ФХР.

Расширение бизнеса

► НП ВХЛ будет ориентироваться на китайский рынок и региональных спонсоров.

► Мероприятия серии «Шелковый путь» будут включены в анонсы и промо-кампанию («Культура, бизнес, наука»).

► Зарубежные игроки смогут играть в лиге.

► Генерация доходов от болельщиков и спонсоров вне игр.

► Цель безубыточности - второй год деятельности.

В подписанном меморандуме также предусматривается, что хоккейные клубы Харбина и Цзилиня смогут участвовать в хоккейной лиге ВХЛ, начиная с сезона 2017 г. В 2018 г. в этой лиге появятся еще три китайских клуба, и к 2022 г. участвовать в турнире будут 10 клубов из Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Гонконга, которые представят Китай в хоккейной лиге ВХЛ.

Такая стратегия развития должна предусматривать взаимную интеграцию и рыночные механизмы продвижения хоккея в новых регионах. Оптимистичные прогнозы предполагают, что спонсировать этот проект будут не только российские и китайские компании. Вовлечение японских, корейских, американских и канадских парт-нерств является глобальной задачей для хоккейного рынка Китая в ближайшем будущем.

Расширение Континентальной хоккейной лиги на Восток в будущем может принести новой лиге новую аудиторию и рост доходов от реализации прав на телетрансляции на новом рынке. В случае если только 1% населения Китая будет интересоваться хоккеем с шайбой, целевой аудиторией потребителей станет около 15 млн чел., что больше, чем общая телевизионная аудитория финальных матчей Кубка Гагарина и Кубка Стэнли. Кроме того, новая культура хоккея поможет китайцам сформировать новые отношения с партнерами и новую политику. Хоккей с шайбой станет новым механизмом политического влияния и спортивной дипломатии.

Литература

1. Алтухов, С.В. Особенности управления бизнес-процессами в условиях экономического кризиса (на примере Национальной Хоккейной лиги). - Вестник спортивной науки. - № 2. - 2015. - С. 38-40.

2. Алтухов, С.В. Спортивная реформа в Китае: от государственной идеологии до изменения сознания людей. Сборник научных статей ЦСМ МГУ. - Вып. 1. - 2017. -С. 124-132.

3. Cantelon, H. Revisiting the introduction of ice hockey into the former Soviet Union, In C. Howell (Ed.). - Putting it on Ice: Vol. II: Internationalizing Canada's Game, 2001. -29-38, Gorsebrook Research Institute: Halifax, NS.

4. Christensen, C, Raynor, M., McDonald, R. What is disruptive innovation? Harvard Business Review. - Retrieved June 8, 2015 from https://hbr.org/2015/12/what-is-disruptive-innovation.

5. Cunningham, G. Interdependence, mutuality, and collective action in sport. - Journal of Sport Management, 2014. - 28. - Pp. 1-7.

6. Emrich, E, Gullich, A. Considering long term sustain-ability in the development of world class success. - European Journal of Sport Science, (2013). - No. 14. - Pp. 383-397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Huo, D. The innovation of sports institution and the choice of its path in our country in transition, Journal of Shandong Institute of Physical Education and Sports. 2011. -No. 1. Retrieved on December 4, 2016 from http://en.cnki. com.cn/Article_en/CJFDTotal-TYYK201101004.htm

8. Liu, X., Sobry, C., Li, J., Liu, J. "Joint decentralization": some reflections on the organization structure of high-performance sports events in China, Kinesiology, 2010, 42. - Pp. 132-141.

9. Marr, L. Amateur hockey is slick business, The Hamilton Spectator, 2014. - Retrieved on December 1, 2016 from http://www.hamiltonbusiness.com/dir/2014/11/amateur-hockey-is-a-slick-business/

10. Tang, J., Zou, W., Zhou, H. Sport system reform and the market mechanism of China, Journal of Shandong Institute of Physical Education and Sports, 2006. - 6. Retrieved on December 4, 2016 from http://en.cnki.com.cn/Journal_en/ H-H134-TIRE-2006-05.htm

11. Twomey, T., Gaziulusoy, I. Review of system innovation and transitions theories: concepts and frameworks for understanding and enabling transitions to a low carbon built environment, 2014. - Visions and Pathways Project.

12. Vaeyens, R., Lenoir, M., Williams, M., Philppaerts, R. Talent identification and development programmes: current models and future directions, Sport Medicine, 2008. - 38, 9. - Pp. 703-714.

13. Washington, M., Ventresca, M. Institutional contradictions and struggles in the formation of U.S. Collegiate Basketball, 1880-1938, Journal of Sport Management, 2008, 22. - Pp. 30-49.

References

1. Altukhov S.V. (2015), Features of business process management in the economic crisis (for example, the National Hockey League), Vestnik sportivnoy nauki, no. 2. pp. 38-40.

2. Altukhov, S.V. (2017), Sports reform in China: from state ideology to changes in people's consciousness, Collection of scientific articles of the Center for Contemporary Art, MSU, issue 1, pp. 124-132.

3. Cantelon, H. (2001), Revisiting the introduction of ice hockey into the former Soviet Union, In C. Howell (Ed.), Putting it on Ice: vol. II: Internationalizing Canada's Game, 29-38, Gorsebrook Research Institute: Halifax, NS.

4. Christensen, C., Raynor, M., & McDonald, R. (2015), What is disruptive innovation? Harvard Business Review, Retrieved June 8, 2015 from https://hbr.org/2015/12/what-is-disruptive-innovation.

5. Cunningham, G. (2014), Interdependence, mutuality, and collective action in sport, Journal of Sport Management, 28, pp. 1-7.

6. Emrich, E. & Gullich, A. (2013), Considering long term sustainability in the development of world class success, European Journal of Sport Science, 14, pp. 383-397.

7. Huo, D. (2011), The innovation of sports institution and the choice of its path in our country in transition, Journal of Shandong Institute of Physical Education and Sports, 1, Retrieved on December 4, 2016 from http://en.cnki.com. cn/Article_en/CJFDTotal-TYYK201101004.htm

8. Liu, X., Sobry, C., Li, J. & Liu, J. (2010), "Joint decentralization": some reflections on the organization structure of high-performance sports events in China, Kinesiology, 42, pp. 132-141.

9. Marr, L. (2014), Amateur hockey is slick business, The Hamilton Spectator, Retrieved on December 1, 2016 from http://www.hamiltonbusiness.com/dir/2014/11/amateur-hockey-is-a-slick-business/

10. Tang, J., Zou, W. & Zhou, H. (2006), Sport system reform and the market mechanism of China, Journal of Shandong Institute of Physical Education and Sports, 6. Retrieved on December 4, 2016 from http://en.cnki.com.cn/ Journal_en/H-H134-TIRE-2006-05.htm

11. Twomey, T. & Gaziulusoy, I. (2014), Review of system innovation and transitions theories: concepts and frameworks for understanding and enabling transitions to a low carbon built environment, Visions and Pathways Project.

12. Vaeyens, R., Lenoir, M., Williams, M. & Philppaerts, R. (2008), Talent identification and development programmes: current models and future directions, Sport Medicine, 38, 9, pp. 703-714.

13. Washington, M. & Ventresca, M. (2008), Institutional contradictions and struggles in the formation of U.S. Collegiate Basketball, 1880-1938, Journal of Sport Management, 22, pp. 30-49.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.