УДК 33.332
DOI 10.52375/20728689_2021_6_42
роль РОССИИ в РАЗВИТИИ ЕВРАЗИЙСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Сипаро К.А., к.э.н., старший научный сотрудник центра постсоветских исследований, Институт экономики Российской Академии Наук, e-mail: redknight@bk.ru, SPIN: P-5147-2018, ORCID: 0000-0001-8596-1668
В статье освещается развитие международных транспортных коридоров, в проходящих по территории России. Исследуется поток инвестиций, поддержка и заинтересованность со стороны партнеров. Освещается влияние развития существующих проектов на регионы России. Поднимается проблема актуальности сохранения конкурентоспособности в данном направлении в свете возникновения коридоров в обход России.
На основании полученных данных делаются выводы о перспективах дальнейшего развития коридоров, даются рекомендации по сохранению конкурентоспособности.
Ключевые слова: МТК, перспективы, сотрудничество, развитие, экономика, инвестиции, регионы.
ROLE OF RUSSIA IN EURASIAN CORRIDORS DEVELOPMENT
Siparo K., Ph.D., Senior Research Fellow, Center for Post-Soviet Studies, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences, e-mail: redknight@bk.ru, SPIN: P-5147-2018, ORCID: 0000-0001-8596-1668
The article highlights the development of international transport corridors passing through the territory of Russia. Article investigates the investment flows, support and interest ofpartners. The impact of the development of existing projects on the regions of Russia is highlighted. The problem of the relevance of maintaining competitiveness in this direction in the light of the emergence of corridors bypassing Russia is raised.
At the end conclusions are drawn about the prospects for the further development of the corridors, and recommendations are given for maintaining competitiveness.
Keywords: ITC, perspectives, cooperation, development, economics, investment, regions.
Роль России в развитии евразийских транспортных коридоров
Последние годы Россия активно участвует в развитии и формировании международных транспортных коридоров, что обусловлено желанием эффективно использовать преимущества разделения труда и выгодного географического положения. Важной статьей валютных поступлений становится транзитная рента. Потенциал России как связующего звена Европы и Азии реализован слабо, несмотря на имеющиеся перспективы и возможности при том, что большинство имеющихся железных и автомобильных дорог евроазиатского пространства ориентированы на РФ, а географическое положение России предоставляет возможности как для оптимизации существующих коридоров, так и для создания новых путём комбинаций разных видов транспорта и магистралей.
На данный момент существует несколько проектов экономической интеграции Евразии.
Основные направления внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по направлениям Север - Юг и Запад - Восток, равно как и перевозки межрегионального сообщения внутри самой России, так как в этих зонах сосредоточено больше 3/4 населения и промышленного потенциала РФ, из чего следует, что развитие МТК соответствует и внутренним и внешним интересам нашей страны.
Наиболее крупными международными транспортными коридорами (МТК), проходящими по российской территории, являются:
1) «Транссиб» (Азия - РФ - Европа) с тремя ответвлениями из РФ на Казахстан и Китай, Корейский полуостров, Монголию. [1]
Карта современного Транссиба
Рис. 1. Транссибирская магистраль
Рис. 2. МТК «Север - Юг»
2) «Север-Юг» (Северная Европа - РФ - Каспийское море -Персидский залив-Индия). В коридор входят железнодорожные ответвления на Центральную Азию и Кавказ. [2]
3) Панъевропейский коридор (Pan European Transportation corridor, PETC) #2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород). Является идеальной основой для МТК «Восток-Запад». [3]
4) Панъевропейский коридор #9 (PETC 9) (Хельсинки - Москва -Черное море - Южная Европа).
Уже в 20 веке Транссиб являл собой основу для создания конкурентоспособной магистрали между Европой и Азией. Строительство велось 25 лет и обошлось в 1,5 млрд руб, что соответствует примерно 75 млрд долл по нынешнему курсу.
Сначала большой проблемой стал дефицит рабочей силы, но вскоре строительство привлекло внимание жителей европейской части России, началось массовое переселение и освоение новых территорий, что, в свою очередь, послужило мощным стимулом для роста товарооборота. В следствие реализации данного проекта возникли новые поселения и города, населения Челябинска увеличилось в три раза (20 тыс жителей в 1897 году и 67,3 тыс — в 1916 году), возникли города Новороссийск, Тайга, Исилькуль и многие другие. Стала активно развиваться обрабатывающая промышленность и лесопильная отрасли, начались разработки новых месторождений угля и золота. На данный момент в регионах, обслуживающих магистраль, находится около 80% промышленного потенциала России и природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь, руды
многих металлов, лес.
В 2020 году общий объем ремонтных работ на Транссибе в границах ВСЖД превысил 190 км, следующий этап реконструкции уже запланирован. На проект выделено 850 млрд руб, ожидается рост объема перевозок с 144 млн т до 180 млн т к 2024 году.
На основе Транссиба разработан проект под названием Единая Евразия (также известная как Транссиб 2.0), призванный объединить территории Азии, Европы и Америки, в который вошли современный скоростной железнодорожный комплекс, автомобильные трассы и линии оптоволоконной связи. Ориентировочная оценка проекта составляет 300 млрд долл со сроком окупаемости до 15 лет, его реализация стимулирует развитие регионов и укрепит сотрудничество между вовлеченными сторонами. Реализация этой инициативы позволит создать высокотехнологические предприятия, появятся новые рабочие места, высокоскоростные магистрали свяжут между собой Сибирь, Урал и Дальний Восток. (рис 4)
Данный проект находится в разработке с 2000-х, в разработку вовлечены представители МГУ, РАН и РЖД. Главной задачей инициативы является создание условий для освоения Арктики, Сибири и Дальнего Востока путем создания двух транспортных коридоров, опирающихся на Северный морской путь и железнодорожный комплекс, функционирующих как единое целое.
Для финансирования проекта планируется привлечь зарубежных партнеров, часть средств будет выделена из бюджета районов, через которые пройдет магистраль.
Северный морской путь является центральной магистралью Арктики, связующей порты Северной и Западной Европы с портами Америки и Азии. Применение Севморпути в среднем
Рис. З.Транспортные коридоры №2 и №9
Рис. 4. «Единая Евразия»
Рис. 5. Северный морской путь
сокращает время перевозки из портов Азии в порты Европы.
[5, 6]
К 2024 году грузопоток Севморпути должен достигнуть 80 млн тонн, увеличится добыча газа и нефти, что позволит России выйти на лидирующие позиции на рынке сжиженного природного газа, производя более 120 млн т в год.
В долгосрочной перспективе коммерческое плавание по СМП всё более интересует инвесторов, будучи в несколько раз короче альтернатив основных конкурентов, и на это уже обратил внимание Китай, продвигающий инициативу «Полярного шелкового пути».
МТК «Север - Юг», имеющий протяженность около 7200 км и проходящий от Санкт-Петербурга до порта Мумбай, проектировался для привлечение транзитных грузопотоков из стран Персидского залива. В его основу легли МТК №№2 и 9, транспортная инфраструктура Волги и Дона, порты Астраханской области и Дагестана.
Сейчас коридор в основном использует Индия, практически удвоившая свой экспорт в Европу за последние несколько лет — составлявший почти 30 млрд долл в 2008 году, к 2020 г он превысил 45 млрд долл. Индия уже инвестировала в развитие МТК более 2 млрд долл, из которых 0,5 млрд долл было потрачено на строительство
Рис. 6. Транспортные пути по комплексному плану модернизации инфраструктуры
Рис. 7. Один пояс и один путь
порта в иранском Чабахаре, еще 1,6 млрд долл — на модернизацию железнодорожного пути до Захедана на границе с Афганистаном.
Главным преимущество данного проекта перед перевозками через Суэцкий канал или другими маршрутами является сокращение расстояния перевозок вдвое, а значит, уменьшения цены товаров.
Примерно 40% данного МТК проходит по территории России, основным в рамках МТК является следующее направление: Буслов-
ская - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Кочетовка - Ртищево - Саратов - Волгоград - Астрахань, общей протяженностью более 2,5 тыс км.
На данный момент коридор «Север-Юг» служит в основном для перевозки Индийских товаров в Россию с юга на север.
Важным интеграционно-транспортным проектом является сотрудничество России и Китая в рамках китайской инициативы «Один
Рис. 8. Коридор Западная Европа — западный Китай
ПРОЕКТ АВТОМОБИЛЬНОГО КОРИДОРА ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ - КАЗАХСТАН-РОСС И Я
Рис. 9. Проект автомобильного коридора
Рис. 10. Трасса М12 Москва-Казань
пояс и один путь». Проект был утвержден в 2015 году лидерами обеих стран (One Belt One Road - OBOR, в 2016 переименован в Belt and Road Initiative — BRI). Одобрено несколько направлений развития транзитного потенциала России в рамках данной инициативы, например, прокладка автомобильной трассы, которая будет
соединять Китай с Европой через Казахстан и Белоруссию. Данный проект иллюстрирует возможности и потенциал сотрудничества на территории постсоветского пространства, многомиллиардные инвестиции от которого помогут модернизировать транспортные пути и инфраструктуру. [7]
Рис. 11. Транспортный коридор Приморье 1
Рис. 12. Транспортный коридор Приморье 2
Относящийся к данной инициативе транспортный коридор «Европа - Западный Китай» планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. [8, 9]
Данная магистраль соединит несколько экономически развитых регионов и примет транзитные грузы Востока и Запада.
Данный проект призван объединить несколько регионов и взять транзитные потоки между Западом и Востоком. В его основу ляжет современная скоростная трасса М12 «Москва — Казань». [10]
В данный проект планируется вложить более 700 млрд руб, включая 330 млрд руб из федерального бюджета в 2021-2023 годах.
Данный маршрут уменьшит время в пути от Москвы до Казани в два раза - с 12 до 6 часов. Трасса длинной в 730 километров пройдет по территории пяти регионов: Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. Реализация проекта стимулирует развитие регионов, на строительство планируется привлечь около тридцати тысяч рабочих и специалистов, в соприкасающихся отраслях экономики возникнут более 130 тысяч рабочих мест.
МТК «Приморье-1» (Харбин - Гродеково - Владивосток/Находка/Восточный - порты АТР) и «Приморье-2» (Хуньчунь - Краскино -Посьет/Зарубино - порты АТР) - это ключевые элементы сопряжения экономического союза Евразии и ЭПШП, обеспечивающие выход северо-восточных провинций Китая к незамерзающим морским портам, сокращая маршрут более, чем на 300 км. (рис 11, 12). На данный момент грузооборот портов составляет около 100 тыс тонн в год, а к 2030 году за счет увеличения объемов транзитных грузов планируется увеличение до 30 млн тонн.
Для полноценного функционирования данных коридоров предусмотрены мероприятия по модернизации и строительству объектов инфраструктуры на сумму в 150 млн рублей на каждый из коридоров до 2030 года.
Вывод:
На данный момент существует несколько международных транспортных евроазиатских проектов интеграции в обход России, финансируемых за счёт международных организаций и финансовых институтов, и России следует начать активную разработку и реализацию транзитной политики, основанной на сотрудничестве с соседями не только в постсоветском пространстве, но и за его пределами, унифицировать стандарты и правовую базу, модернизировать транспортную инфраструктуру и пункты пропуска. Только так можно выстоять в конкурентной борьбе и полностью реализовать имеющиеся географические преимущества во благо экономики и расширения политического влияния, не дав потокам инвестиций пойти в обход.
Литература:
1) Евсеев С.В. Развитие транспортной системы России как один из важнейших факторов экономического роста. // Проблемы качества экономического роста: материалы междунар. науч. конгресса, 27-28 мая 2004 г. / Отв. ред. А.П. Жабин, Г.Р. Хасаев. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. - С. 163-1674.
2) Место транспорта России в мировой транспортной системе. // Экономика и жизнь. - 2012. - №15.
3) Плужников К.И. Бюллетень транспортной информации. - М., 2004. - №001. - С. 21-306.
4) Проблема развития транспорта в условиях глобализации мирового хозяйства. // Экономические науки. - 2007. - №1. - С.34. 7.
5) Российский рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы развития. // Экономика и жизнь. - 2011. - №38.
6) Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. - М.: АСМАП, 2009.