УДК 339.924(51) М. С. ГРИГОРЬЕВА
ББК 65.54(55) Байкальский государственный университет экономики и права
РОЛЬ РОССИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Актуальность исследуемой темы определяется значительным потенциалом экономического сотрудничества Российской Федерации с динамично развивающимися экономиками стран Восточной Азии. Наиболее острые проблемы, стоящие перед РФ в контексте экономической интеграции с ведущими азиатскими экономиками, заключаются в необходимости преодолевать последствия многолетней экономической отсталости, увеличивать долю готовой продукции в экспорте, а также перенаправлять возрастающие доходы от экспорта энергоресурсов на развитие не энергетического сектора с целью постепенного ухода от роли экспортера сырья. Для эффективного решения перечисленных проблем необходимо увеличивать роль новейших технологий в таких «традиционных» отраслях, как топливно-энергетическая, химическая и горнодобывающая, а также постепенно перемещать на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока производства современного оборудования для добычи и глубокой переработки сырья. Указанные меры способствует, среди прочего, созданию новых рабочих мест и снижению экологической нагрузки на регион. В статье рассматриваются основные аспекты сотрудничества России со странами региона; выявляются перспективы участия страны в интеграционных процессах Восточной Азии; раскрываются ключевые возможности России для реализации потенциала своего влияния на экономику азиатского региона; акцентируется внимание на необходимости углубления двустороннего сотрудничества с ключевыми экономиками региона и расширения числа стран-партнеров в Восточной Азии.
Ключевые слова: Восточная Азия; экономическая интеграция; роль России в экономике Восточной Азии; топливно-энергетический комплекс.
M. S. GRIGOREVA
Baikal State University of Economics and Law
RUSSIA’S ROLE IN EAST ASIAN INTEGRATION PROCESSES
Considerable potential of Russian economic collaboration with rapidly developing economies of East Asia confirms current importance of the issue. The most important problems which Russia is facing in the context of economic integration with East Asian economies are: the need to overcome the consequences of multi-year economic backwardness, to increase the share of final goods in export and to redirect the growing income from energy resources export to the development of non-energy sector in order to leave gradually the role of a raw materials exporter behind. To solve the problems mentioned above efficiently it is necessary to increase the role of up-to-date technologies in such «traditional» industries as fuel and energy, chemical and mineral resource as well as to shift gradually to Eastern Siberia and the Far East the production of modern equipment for raw materials extraction and advanced processing. These measures promote work creation and lead to the decrease of the region's environmental load. The article studies the main aspects of Russia's collaboration with the countries of the region; describes the prospects for Russia's participation in East Asian integration processes and the key possibilities for Russia to implement the potential of its influence on the Asian region's economy. The author emphasizes the need to develop further the collaboration with the region's key economies and to expand the number of partner countries in East Asia.
Keywords: East Asia; economic integration; Russia's role in the economy of East Asia; fuel and energy complex.
Исторически для стран Восточной Азии не азиатским — и с противоположными по-
привычно рассматривать Россию как не литическими и стратегическими интересами.
слишком близкого соседа с довольно непо- Со времени окончания «Холодной войны»
хожим менталитетом — не европейским и Россия пережила стремительные и подчас ра-
© М. С. Григорьева, 2013
дикальные изменения в политической, экономической и социальной жизни. В результате отношения со странами соседями в Восточной Азии значительно укрепились. Сегодня руководство страны уделяет особое внимание политической стабилизации и модернизации национальной экономики с целью укрепить позиции России в интеграционных процессах в Восточной Азии. Главным доказательством этому служит прошедший во Владивостоке в сентябре 2012 г. Саммит АТЭС, затраты на организацию и проведение которого составили примерно 15 млрд дол. [2]
Географически Россия, безусловно, является частью Восточной Азии. В прочих же аспектах позиция России в данном регионе остается неопределенной. С одной стороны, Россия имеет более или менее устойчивые политические отношения со всеми странами региона, однако масштаб, глубина и природа этих отношений значительно варьируются. Двусторонняя торговля и экономические отношения с соседями по региону различаются от довольно тесных и значительных с Японией и Китаем до слаборазвитых с большинством стран Юго-Восточной Азии. Влияние России на международные отношения в регионе в течение долгого времени сводилось к реализации идеологических и военных интересов противодействия увеличению влияния в регионе Северо-Восточной Азии сначала со стороны Японии, а в последние несколько десятилетий — со стороны США и Китая. Однако с окончанием «Холодной войны» и распадом Советского Союза закончилось и военно-идеологическое противостояние между силами в регионе на фоне стремительного ослабления влияния Российской Федерации. И что еще более важно, постсоветская Россия перестала быть для США стратегической угрозой, позволив стать государству единоличным лидером в мировом сообществе и укрепить позиции ключевого игрока в Восточной Азии. Москва же была вынуждена вступить в стратегический альянс с Пекином, чтобы уравновесить политическое влияние США в регионе. Сотрудничество РФ и Китая, например, в рамках ШОС, помогло России удержать политическое влияние в регионе. Кроме того, сохранению влияния в регионе способствовало участие РФ в шестисторонних переговорах по ядерной программе в Северной Корее. Однако
на сегодняшний день Россия все-таки не играет ключевой роли в экономике региона. Единственный сектор, где роль РФ возрастает и является ведущей, — это энергетика. Более того, у страны есть возможность для наращивания энергетического потенциала посредством поставок нефти и газа, которые не только важны для экономического развития, но и могут служить источником повышения политического влияния, в частности, на страны с высокой потребностью в энергоресурсах, такие как Китай, Япония и Южная Корея. Роль России в международных экономических отношениях вряд ли может быть сформулирована без учета энергетического фактора. Другими словами, энергетика в настоящее время является ключевым аспектом для определения места РФ в мировой экономике. Каковы же тогда перспективы вовлечения России в процессы экономической интеграции в регионе Восточной Азии?
Одним из ключевых индикаторов экономического положения в стране является численность населения. В России этот показатель в 2012 г. составил 138 млн чел., в Китае — 1,34 млрд чел., в США — 314 млн чел., в Японии — 127 млн чел.1 Однако демографические показатели России, как и в Японии, демонстрируют отрицательную динамику на уровне примерно -0,01 % ежегодно
(-0,08 % в Японии), в то время как в США и Китае наблюдается рост показателя на 0,9 и 0,48 % соответственно2.
ВВП России по паритету покупательной способности в ценах 2012 г. составил 2,509 трлн дол., что значительно ниже, чем у США (15,660 трлн дол.), Китая (12,380 трлн дол.) и Японии (4,617 трлн дол.)3. ВВП на душу населения в РФ оценивается на уровне 17,7 тыс. дол., что почти вдвое выше, чем в Китае (9,1 тыс. дол.), однако значи-
1 Численность населения стран мира в 2012 году // Mostinfo.su. — 2012. — 28 марта. — URL : http: / / mostinfo.su / 29-chislennosti-naseleniya-stran-mira-v-2012-godu.html.
2 Country comparison: population growth rate // CIA — The World Factbook. — URL : https://www. cia.gov/library/publications/ the-world-factbook / rankorder/2002rank.html.
3 Country comparison: GDP (PPP) // CIA — The World Factbook. — URL : https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/rankorder/ 2001rank.html.
тельно ниже, чем в США (49,8 тыс. дол.), Японии (36,2 тыс. дол.) и Южной Корее (32,4 тыс. дол.)1
Самым главным политическим партнером в Восточной Азии для России остается Китай. Однако отношения, определяемые как «стратегическое партнерство», имеют свои особенности. Общим для Москвы и Пекина является желание ограничить монопольное влияние США на регион. Вопросы по спорным территориям странам удалось урегулировать, они поддерживают тесный контакт и совместно осудили США по таким важным вопросам, как вступление войск в Иран, ядерная программа Ирана, «арабская весна» и угроза гражданской войны в Сирии. Несмотря на тесные политические связи между РФ и Китаем, имеются некоторые проблемы в двустороннем сотрудничестве этих стран. Так, например, темпы роста взаимной торговли значительно ниже, чем ожидали лидеры двух стран [2, с. 79]. Неоднозначная позиция Москвы по вопросу поставок нефти и газа в Китай препятствует осуществлению КНР агрессивной политики импорта энергоресурсов, которая могла бы способствовать развитию конкуренции между Китаем и Японией за энергетические ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Присутствие китайских коммерсантов, рабочих и туристов на территории Дальнего Востока России также является острым вопросом двустороннего сотрудничества, поскольку обнажает различие интересов и стратегических целей правительств двух стран и их региональных лидеров. Хотя прежние опасения России относительно «китайской экспансии» восточной части страны вроде бы рассеялись благодаря развитию двустороннего сотрудничества в области регулирования миграции, они могут появиться вновь теперь уже вследствие всевозрастающей экономической мощи Китая. Даже существенный прогресс, которого Россия и КНР достигли в многостороннем сотрудничестве в рамках ШОС, едва ли сможет помочь двум странам преодолеть взаимное недоверие и значительное экономическое превосходство Китая.
1 Country comparison: GDP per capita (PPP) // CIA — The World Factbook. — URL : https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ rankorder/2004rank.html.
Россия расширила взаимную торговлю и экономическое сотрудничество с Японией до самого высокого со времен окончания «Холодной войны» уровня, который, тем не менее, по-прежнему далек от потенциально возможного максимума, следующего из географического положения стран и соотношения их экономических возможностей и потребностей. Несмотря на то, что развитие экономических отношений с Японией для России не менее важно, чем с Китаем, многолетний спор между двумя странами о принадлежности Южно-Курильских островов и Северных территорий остается огромной преградой для развития дальнейших отношений. Япония, безусловно, видит выгоду в развитии двусторонних отношений с РФ с целью диверсифицировать поставки энергии, что стало особенно актуальным после аварии на АЭС Фукусима в марте 2011 г. Так, например, Япония выражает заинтересованность в сотрудничестве с Россией по вопросу строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) во Владивостоке. Проект разрабатывается с целью в дальнейшем диверсифицировать источники поставок СПГ в Японию и уменьшить существующую на сегодняшний день зависимость от поставок из Азии и Океании. В 2009 г. на долю России приходилось 6,5 % японского импорта СПГ, реализация проекта позволит увеличить данный показатель до 10 %2.
После своего переизбрания на пост Президента в марте 2012 г., В. Путин выразил готовность решать вопрос спорных островов, в случае если Япония также готова пойти на компромисс. Другими словами, необходимость диалога осознается обеими сторонами, однако перспективы разрешения проблемы пока туманны. Вдобавок неустойчивость политического лидерства в Японии несколько сдерживает решительность Токио в этом вопросе.
Отношения Москвы и Вашингтона не только важны сами по себе, но и в контексте отношений РФ с Китаем и Японией. В первые годы «Холодной войны» СССР и КНР высту-
2 Японская Itochu хочет, чтобы завод СПГ во Владивостоке запустили быстрее // PrimaMedia.ru. — 2012. — 29 сент. — URL : http://primamedia.ru/ news / economics/29.09.2012/23087 5 / yaponskaya-itochu-hochet-chtobi-zavod-spg-vo-vladivostoke-zapustili-bistree.html.
пали идеологическим противником США, но политические противоречия и споры по приграничным территориям между двумя странами привели к расколу социалистического лагеря и открыли дорогу для укрепления американо-китайских отношений в 1970-е гг. Окончание «Холодной войны», казалось, должно было положить конец всяким идеологическим противоречиям между Москвой, Пекином и Вашингтоном, но укрепление США в роли единственной сверхдержавы после распада Советского Союза заставило страны бывшего социалистического лагеря снова сплотиться. Разрешение приграничных споров между Россией и Китаем в 1990-х гг. способствовало дальнейшему сближению этих стран. Подобным же образом идеологический конфликт СССР и США определил отношения России с Японией в продолжение «Холодной войны», но окончание противостояния сверхдержав постепенно привело к укреплению российско-японских отношений. Это теоретически должно было увеличить вероятность разрешения территориальных споров между странами, однако в это время политическая острота островного вопроса значительно возросла в Японии. Корейский кризис, возникший из-за работ Северной Кореи по созданию ядерного оружия, также привел Москву, Пекин и Токио к укреплению сотрудничества, однако некоторые трудности остались нерешенными. Во время проведения Северной Кореей испытаний ядерного оружия и баллистических ракет в 2009 г. Москва и Пекин отказались поддержать призыв Токио и Вашингтона ввести санкции против Пхеньяна. Тем не менее, влияние Москвы в шестисторонних переговорах относительно невелико, особенно в сравнении с ролью Китая и США. Российское несогласие с жесткой политикой США по отношению к Северной Корее, а также Ирану и Сирии, вероятнее всего продолжится в ближайшие годы.
Сотрудничество России с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) началось относительно недавно и на сегодняшний день не является достаточно тесным. В 1996 г. Россия стала партнером по диалогу с АСЕАН, а 29 ноября 2004 г. присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор 1976 г.). В ноябре 2011 г. РФ, наряду с США, впервые приняла
участие в Восточно-Азиатском Саммите, что свидетельствует о расширении сотрудничества России с АСЕАН. В октябре 2010 г. РФ также впервые участвовала во встрече министров обороны стран АСЕАН, на которой кроме 10 стран-членов Ассоциации присутствовали представители Китая, США, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии. С октября 2010 г. РФ принимает участие в работе Форума «Азия-Европа» (АСЕМ) — международной организации, объединяющей страны Восточной Азии и Европы. В АСЕМ входит 51 страна, на которые приходится 2/3 мировой торговли и около 60 % мирового валового продукта, и две международных организации (Европейская комиссия и секретариат АСЕАН)1, Форум был организован в 1996 г.
В заключение отметим, что на сегодняшний день Россия далеко не в полной мере использует потенциал своего влияния на экономику региона. Ключевым сектором для увеличения роли РФ в экономическом сотрудничестве в Восточной Азии в настоящее время является энергетика. Однако не следует забывать, что, опираясь на возможность дальнейшего расширения и развития экспортного потенциала в энергетической сфере, Россия попадает в ситуацию углубления зависимости от мировых цен на нефть. Кроме того, дальнейшая интенсификация добычи ресурсов потребует значительных вложений в инфраструктуру, включая трубопроводы, перерабатывающие предприятия и транспорт, что, в свою очередь, вызовет необходимость в иностранных инвестициях. Заинтересованность в энергетических ресурсах России может также обострить скрытые противоречия между потенциальными импортерами, прежде всего, Китаем и Японией. И наконец, увеличение доходов от экспорта энергоресурсов неизбежно войдет в противоречие с остро стоящей перед российской экономикой необходимостью диверсификации экспорта и снижения зависимости от сверхприбыльного энергетического сектора. В данной ситуации ключевой является необходимость перенаправлять возрастающие доходы от экспорта энергоресурсов на разви-
1 АСЕМ // Википедия — Свободная энциклопедия. — URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%9C.
тие неэнергетического сектора. В противном случае РФ неизбежно столкнется с угрозой остаться в роли экспортера сырья и далее покупать за рубежом высокотехнологичные товары. Поэтому стратегической задачей
для экономики страны является преодоление многолетней экономической отсталости и уменьшение доли сырьевых товаров в экспорте с одновременным увеличением доли готовой продукции.
Список использованной литературы
1. Системный кризис мировой экономики: генезис, последствия, антикризисные меры : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Ягодкина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 230 с.
2. Strangio S. As Asia Rises and Europe Declines, Russia Invests Its Hopes in Its Far East / S. Strangio // The Atlantic. — 2011. — 27 Oct. — URL: http://www.theatlantic.com/international/archive/2011/10/as-asia-rises-and-europe-declines-russia-invests-its-hopes-in-its-far-east/247353/.
References
1. Yagodkina V. M. (ed.) Sistemnyy krizis mirovoy ekonomiki: genezis, posledstviya, antikrizisnye mery [Systemic crisis of the world economy: genesis, consequences and anti-recessionary measures]. Irkutsk, BGUEP Publ., 2011. 230 p.
2. Strangio S. As Asia rises and Europe declines, Russia invests its hopes in its Far East. The Atlantic, 2011,
27 Oct. Available at: http://www.theatlantic.com/international/archive/2011/10/as-asia-rises-and-europe-
declines-russia-invests-its-hopes-in-its-far-east/247353/.
Информация об авторе
Григорьева Мария Сергеевна — аспирант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: maria [email protected].
Author
Grigoreva Maria Sergeevna — PhD student, Department of Word Economics and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].