Э01 10.24412/с1-37257-2024-1-168-172
Бабушкина Е.И., Мушкаров Д.В., Мушкарова Т.И., БаранскаяЛ.Т.,
Сиденкова А.П.
Роль родительской семьи в развитии алкогольной зависимости у подростков
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства
здравоохранения России, Екатеринбург, Россия
Употребление алкоголя подростками является растущей проблемой современного российского общества, о чем свидетельствуют официальные данные. По статистике, в 2021 году количество молодых людей, которые поддались пагубному пристрастию, заметно увеличилось. Число интенсивно употребляющих алкоголь среди девушек составило 20 %, а среди юношей — 33 %. Такой показатель является довольно угрожающим, свидетельствующим о том, что в молодежной среде растет алкогольная зависимость, а возраст малолетних алкоголиков снижается. Если учитывать, что данные собраны по официальным источникам, то на самом деле цифры могут быть намного больше. На сегодняшний день средний возраст молодых алкоголиков составляет 14-15 лет [1].
Известно, что алкогольная зависимость как дисфункциональный образец поведения у взрослых в большинстве случаев берет начало в подростковом возрасте [2].
Симптомы алкогольной болезни возникают у подростков 14-18 лет в течение 5-6 месяцев регулярного пьянства (у взрослых — в течение 5-7 лет). Вредоносному воздействию алкоголя прежде всего подвергаются когнитивные способности (снижение устойчивости активного внимания, трудности запоминания и воспроизведения информации, неспособность составить алгоритм решения задачи в несколько действий и пр.) и личностные процессы (снижение продуктивности деятельности, особенно в интеллектуальной сфере, снижение мотивации целенаправленной деятельности, требующей усилий, нарушение взаимоотношений с близкими, особенно в ближайшем окружении) [3].
Кроме того, острые интоксикации в результате употребления алкоголя влекут за собой наиболее тяжелые последствия для подростков, поскольку нарушения когнитивных функций и неверные суждения, возникающие в результате употребления алкоголя, связаны с несчастными случаями, убийствами и самоубийствами — тремя ведущими причинами заболеваемости и смертности среди подростков.
Согласно моделям систем развития человека, концептуальные факторы играют ключевую роль в организации, дезорганизации и реорганизации путей развития [4]. С точки зрения систем развития, семья может играть важную роль в развитии расстройств, связанных с интенсивным употреблением
алкоголя подростками, алкогольной зависимостью (например, посредством алкогольных традиций семьи, родительского контроля и пр.).
В теории семейных систем подчеркивается роль эмоциональных связей в понимании индивидуального поведения ребенка, подростка [5]. Иными словами, существует связь между отношением к употреблению спиртных напитков в родительской семье и последующим употреблением алкоголя подростками [6]. Соответственно, проблемное употребление алкоголя подростками можно интерпретировать как неадаптивный психосоциальный результат, вызванный спецификой семейного общения, культурой семьи, особенностями проведения семейных праздников и досуга.
Проведение эмпирического исследования 1016 подростков, обучающихся в 9-11 классах школ г. Екатеринбурга, показало следующее.
В целом структура приобщения подростков к алкоголю имеет волнообразный характер, как для девушек, так и для юношей, с пиком в возрасте 13-14 лет. Полученные данные соответствуют зарубежным исследованиям, которые показывают, что уровень распространенности употребления алкоголя в подростковом возрасте увеличивается на 10 % с 12 до 14 лет, до 20 % с 14 до 16 лет и далее, начиная с позднего подросткового возраста, переходит во взрослую жизнь [7].
В возрастной группе 10 лет преобладают девушки. В группе 11-12 лет преобладают также девушки. В группе 13-14 лет преобладают юноши. В группе 15-16 лет преобладают девушки. В группе семнадцатилетних преобладают юноши (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Повозрастная структура приобщения подростков к алкоголю (% от общего числа обследованных)
Употребление алкоголя подростками происходит чаще в праздники и на семейных торжествах, у девушек на 6 % больше, чем у юношей. Это указывает на то, что в начале подросткового возраста девочки-подростки испытывают повышенную чувствительность к воздействию особенностей семейного общения по сравнению с мальчиками-сверстниками. Не более 5 раз в год употребляют 12 % девушек и 15 % юношей, 2-3 раза в месяц алкоголь употребляют 3 % девушек и 3,7 % юношей, 1 раз в неделю выпивают 1,6 % девушек и 2,1 % юношей (см. рисунок 2).
24%18% 12%15% Девушки
■ ■ 3% 3,70% 1,60% 2,10%
Праздники, Редко, до 5 раз 8 2-3 раза в месяц 1 раз в неделю семейные год
торжества
Рисунок 2. Частота употребления алкоголя подростками в настоящее время (% от общего числа обследованных)
Отрицательное отношение к употреблению алкоголя у юношей выше на 5,7 %, чем у девушек — 59,1 % девушек и 64,8 % юношей относятся к алкоголю негативно.
Алкоголь в умеренных количествах считают не вредным 26,2 % девушек и 17 % юношей, демонстрируют нейтральное отношение к алкоголю 11,4 % девушек и 11,3 % юношей.
В то же время положительно относятся к употреблению алкогольных напитков 2,8 % девушек и 6,4 % юношей (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Отношение подростков к алкоголю (% от общего числа обследованных)
В качестве основного мотива первой пробы алкоголя 36,1 % девушек и 23,9 % юношей указали семейное торжество или праздник. С товарищами, за компанию первую пробу алкоголя осуществили 4,5 % девушек и 9,4 % юношей. По-видимому, это связано с тем, что девочки-подростки ощущают большую эмоциональную близость с родителями и поддержку внутри семьи, нежели мальчики-подростки с их стремлением «эмансипации от родителей» и утверждением в группе сверстников.
Случайно попробовали алкоголь 7,8 % девушек и 7,4 % юношей. «От нечего делать» отметили 1,2 % подростков (одинаково у девушек и юношей). «Хотелось быть взрослым» отметили 0,3 % девушек и 0,9 % юношей (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Основные мотивы первой пробы алкоголя у подростков (% от общего числа обследованных)
Проведенное исследование подтвердило наличие ряда особенностей подросткового возраста, которые являются факторами риска развития алкогольной зависимости: начало приобщения к алкогольному застолью в родительской семье, стремление постичь нечто новое и неизведанное, незрелость моральных принципов, стремление походить на взрослых, неспособность принять себя, склонность к парадоксальности характера, кризис собственной идентичности в социуме и многие другие [8].
Подростковый алкоголизм формируется при взаимодействии целого ряда факторов. Условно их можно разделить на три основные группы: биологические, социальные, мировоззренческие. На сегодняшний день доказано, что существует наследственная предрасположенность к употреблению спиртных напитков; по статистике, в семьях, где родители употребляют алкоголь регулярно, у детей в 3-4 раза чаще возникает алкогольная зависимость [9]. Однако их основную часть составляет социальная среда с устойчивыми алкогольными установками, пьющие родители, компания сверстников, социально неблагополучные слои населения. К мировоззренческим факторам можно отнести уход от преувеличенных «проблем» в общении, преодоление комплекса собственной неполноценности, хвастовство и стремление быть «крутым».
Можно утверждать, что еще в доподростковый период будущими «трудными» детьми усваиваются разнообразные асоциальные формы поведения, как в семье, так и в школе [8]. С такой предиспозицией ребенок подходит к подростковому возрасту, для которого ведущими потребностями становятся потребность в общении со сверстниками, потребность почувствовать себя взрослым, стремление к самоутверждению и самовыражению. Результаты проведенного исследования показывают, что именно с началом подростничества развертывается приобщение к периодическому, а затем и постоянному употреблению алкоголя. При этом выбирается не алкоголь, а компания, в которой уже, т.е. вторично, обязательным элементом общения, времяпрепровождения является употребление алкогольных напитков. Эта группа («уличная», «дворовая», «асоциальная») чаще бывает разнородной по возрасту, с двумя-тремя старшими заводилами. Главным здесь является то, что в такой компании подростки с «проблемами» в семье и школе нахо-
дят референтную группу себе подобных, реальное поле самоутверждения, обретают высокий статус — иными словами, все то, чего они не в состоянии сделать ни в школе (например, успешно учиться в начальных классах, в связи со стертой формой церебральной недостаточности в анамнезе), ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой внешкольной деятельности.
Также следует отметить гендерные различия, которые, как показало исследование, практически не наблюдаются на протяжении подросткового возраста, однако с окончанием подростничества число зависимых от алкоголя выше среди молодых мужчин, чем среди молодых женщин в возрасте 18 лет [2]. В то же время, начиная с приобщения к алкоголю девочек-подростков в семье, у них с большей вероятностью будет формироваться пристрастие к употреблению алкоголя в ответ на эмоциональный стресс любой модальности.
Таким образом, существует взаимосвязь между культурой семьи, ее традициями, связанными с употреблением алкоголя, и развитием алкогольной зависимости у подростков, в том числе связанное с полом. Функционирование родительской семьи, отношение обоих родителей к поводам употребления алкоголя позволяет предсказывать развитие алкогольной зависимости у подростков не только на протяжении подростничества, но и во взрослом возрасте.
Список литературы
1. Куликов А.А. Современное состояние и профилактика пьянства и алкоголизма в России среди несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2022. № 2. С. 270-275.
2. Marshall E.J. Adolescent alcohol use: Risks and consequences // Alcohol and Alcoholism. 2014. No. 49(2). P. 160-164.
3. Титова М.П. Алкоголизм как фактор девиантного поведения несовершеннолетних в современной России // Алкоголь в России: материалы 8-й научной конференции. Иваново, 27-28 октября 2017 г. Иваново, 2018. 96 с.
4. Overton W.F., Lerner R.M. Fundamental concepts and methods in development science. A relation perspective // Research In Human Development. 2014. No. 11(1). P. 63-74.
5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. M.: Речь, 2001. 144 с.
6. Мушкаров Д.Р., Чигирина Т.И., Бабушкина Е.И., БаранскаяЛ.Т. Формирование алкогольной зависимости у подростков и пути профилактики раннего алкоголизма // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Екатеринбург, 2023. С. 2687-2693.
7. Johnston L.D., O'Malley P.M., Bachman J.G., Schulenberg J.E., Miech R.A. Monitoring the Future national results on adolescent drug use. Institute For Social Research, "tte University Of Michigan, 2015.
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. M.: Смысл, 1998. 301 с.
9. Мосина О.А., Кущ М.А. Анализ проблемы употребления алкоголя в подростковой среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 29. С. 65-69 [Электронный ресурс]: URL: http://e-koncept.ru/2016/56553.htm. (дата обращения 20.01.2024).