Научная статья на тему 'Роль родительской любви в развитии полноценной личности детей младшего школьного возраста'

Роль родительской любви в развитии полноценной личности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2273
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PARENTS' LOVE / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дебриян Елена Александровна

На основании проведенных исследований установлено, что атмосфера любви в семье в сложный для ребенка период школьного детства необходима для его полноценного личностного развития, психологического и физического благополучия, и задачей родителей является создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of parents' love for developing the personality in children of primary school age

On the basis of research it is established that the atmosphere of love in a family in so difficult period of primary school for a child is necessary for developing of his personality, psychological and physical well-being. The aim of the parents is creating conditions for complete revealing of child potential determining the perspective of developing child's individuality and personality.

Текст научной работы на тему «Роль родительской любви в развитии полноценной личности детей младшего школьного возраста»

Библиографический список

1. Аракелов Г.А. Организационно-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления : дис...канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2003. —187 с.

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3 — 12.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

4. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы ; пер. с англ. — М.: «Когито-

Цетр», 1999. — 144 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф Зеер. —М., 2003. — 239 с.

6. Делор, Жак Образование: необходимая утопия // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 3-16.

КАЧУРОВСКАЯ Евгения Николаевна, аспирант кафедры теории и методики обучения и воспитания математике ОмГПУ, ассистент кафедры высшей математики ОмГТУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.09.2008 г.

© Качуровская Е.Н.

УДК 37 011 33 Е. А. ДЕБРИЯН

Омский государственный педагогический университет

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ В РАЗВИТИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На основании проведенных исследований установлено, что атмосфера любви в семье в сложный для ребенка период школьного детства необходима для его полноценного личностного развития, психологического и физического благополучия, и задачей родителей является создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, родительская любовь, развитие личности.

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов и педагогов. Подчёркивается решающая роль отношений с близкими взрослыми для развития ребёнка, однако сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно — историческом подходе. Исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочисленны и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер. В то же время, человек, адаптируясь к изменившимся социальным условиям, сталкиваясь с новыми трудными ситуациями, которые требуют от него особых усилий, проявляет и обнаруживает незаметные для него в обычных условиях качества. Это во многом определяет эффективность социально — психологической адаптации к изменившимся условиям жизни, в данном случае к новому школьному периоду в жизни ребенка.

И.В. Дубровина [2] отмечает, что «эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обще-

стве. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью». Именно отношением к ребенку со стороны его родных взрослых в семье определяется его отношение к другим людям. Под влиянием этих отношений формируется его самопознание. «Ребенок вырастает из наших с ним отношений, — пишет И.В. Дубровина — из нашей любви к нему». Главную особенность семейного воспитания автор видит в эмоциональном характере, эмоциональном контакте детей и взрослых.

Человек обретает свое подлинное человеческое существование, так как в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Ребенок сможет самостоятельно чувствовать и любить, только если мы научим его этому.

В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: либо излишняя опека, либо, наоборот, недостаток внимания. Как известно, и то и другое пагубно отражается на воспитании ребенка.

Ребенок требует особого к себе подхода на каждом этапе своего возрастного развития. Нормальные условия развития ребенка нарушаются, если на одной из

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

возрастных ступеней происходит сбой, в результате этого в последующие периоды свое основное внимание и усилия взрослые вынуждены будут сосредоточить на коррекции. Именно поэтому своевременно создавать благоприятные условия для психического и духовного развития ребенка, не жалеть на это сил и средств — и экономически выгодно, и нравственно оправданно.

Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования, в этот период ведущей деятельностью ребенка становится учеба. Успешность обучения в основной и старшей школе, а также желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь зависит не только от того, насколько будет сформирована эта деятельность и привит интерес к процессу познания, но и насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности. А для этого должны быть созданы комфортные условия для учения, для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации. Атмосфера любви и тепла в семье в сложный для ребенка период перехода от дошкольного образования к воспитанию и обучению в начальных классах необходима для полноценного личностного развития ребенка, его психологического и физического благополучия, задачей родителей является создание в семье условий для более полного раскрытия потенциальных возможностей ребенка, определение перспектив развития его индивидуальности, содействие целостному формированию его личности с учетом ее своеобразия. «Детям, которые остро нуждаются в любви..редко удается найти теплое к себе отношение и бескорыстную привязанность в школе. Взрослому человеку, испытавшему дефицит любви в детском возрасте, очень трудно научиться любить самому» [1, С. 26]. Согласно теории Уильяма Глассера [1], если человек любим и умеет любить сам, он может преуспеть в жизни, поскольку именно любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует ощущению собственной значимости. Исследователь полагает, что очень важно и научиться любить самому, так как, если ребенок не научится любить сам, а будет только требовать любви к себе окружающих, он часто будет заходить в тупик. В пример автор приводит избалованных и изнеженных детей, которые не понимают, почему «весь мир не относится к ним так же, как делают это их недальновидные родители. Любовь и самоуважение ведут к осознанию собственной личной идентичности, потому что лишь тот человек, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, осознает себя полноценной личностью. Он утверждает, что если дома все благополучно, ребенок может добиться успеха и вопреки тому негативному, что происходит в школе.

Социальная ситуация развития ребенка в данном возрасте складывается из отношений: «ребенок — взрослый», «ребенок — родитель», «ребенок -учитель», «ребенок — дети». «У младшего школьника отношения со взрослыми дифференцируются на отношения с учителем и отношения с родителями. Эта система начинает определять отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это отношение впервые становится отношением «ребенок — общество» [7. С. 25]. Расширяется круг отношений, и ребенок входит в мир взрослых, с чем и связан социальный кризис данного возраста. Становятся значимыми отношения между сверстниками, повышается значение коллективных связей, общественного мнения, взаимной оценки и требовательности. Преобладают

отношения с «конкретным взрослым» как с представителем социума.

В отношениях со взрослыми на поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Установлено, что дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства, в условиях внимания, ласки и любви со стороны родителей.

«Школьное детство — это возраст первой социальной ответственности ребенка. Впервые за свою историю развития деятельность ребенка значима не только лично, но и социально. Новая, социальная значимость его деятельности формирует и новое отношение к миру» [6. С. 7].

Д. Нельсен [5] в одной из своих работ утверждал, что дети формируют мнение о себе через ощущение того, как мы их воспринимаем. Мы разделяем точку зрения автора и также полагаем, что ребенок разовьется в полноценную, гармоническую личность только тогда, когда будет чувствовать, что его любят и он важен родителям. Когда родители окружают ребенка любовью и вниманием, уважают его, это увеличивает положительное на него внимание, и он чувствует себя защищенным и уверенным в себе, что, несомненно, повышает его социальный статус. Первичные образцы родительского отношения трансформируются в структуру самоотношения и оказывают определяющее влияние на поведение ребенка.

Говоря о социализации личности младшего школьника в современных условиях, трудно не переоценить значимость родительской любви. Для нашей страны характерна ситуация установившейся социальной нестабильности. Личность, живущая в таких условиях, испытывает трудности конструирования образа социального мира и трудно адаптируется к нему. Личность вынуждена бороться за выживание, и перед человеком очень остро встает проблема переструкту-ризации ценностей. Существует и проблема идентичности личности, которая предполагает отнесенность личности к какому-либо классу, типу, на основании чего она может быть признана целостной, идентичной самой себе.

У детей младшего школьного возраста переживание этих проблем усиливает эмоциональные и поведенческие трудности. К их числу относятся страхи, тревожность, стрессы, депрессии, агрессия и др. На протяжении этого возрастного периода происходит множество изменений, особенно в развитии психических функций и социальной компетенции. В психологии соответствующую этому возрасту стадию психосоциального развития личности иногда называют стадией инициативы и чувства вины, поскольку именно в это время у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. У ребенка рассматриваемого возраста формируется определенный образ действительности. Хотя он и живет в собственном мире, защищенном от повседневных забот взрослых, но в его сознание ежедневно вторгается информация из газет, радио, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах, исчезновениях людей. Этого влияния социума не в силах избежать ни взрослые, ни дети.

Постоянный поток такой информации порождает страх, тревогу, разрушает личность ребенка. Как же трудно им будет в дальнейшем находить взаимопонимание с окружающими, если они не научатся разбираться в людях при нормальном общении.

И.В. Дубровина [2], рассматривая социализацию

как процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых он растет, утверждала, что семья — главный ее источник. Соглашаясь с автором, мы уверены, что для развития у детей чувства компетентности, уверенности необходимо дома создавать атмосферу любви, психологического комфорта и поддержки. Родителям в первую очередь важно донести свои положительные эмоции, свои чувства до ребенка, создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности. Только родительская любовь, внимание, опека, сопереживание помогут ребенку справиться с проблемами самостоятельно, обрести уверенность и вырасти полноценной личностью. «Если ребёнок действительно уверен в вашей безусловной любви, он сумеет принять неприятные переживания и разочарования, с ними связанные, не как крушение мира, а как опыт, пусть сложный, но такой, который может чему-то научить. Не как тупик, а как поворот, как новый этап пути» [4. С. 144]. Условием нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе является именно эмоциональный комфорт ребенка в семье.

Важно отметить, что данный возраст характеризуется не только новыми возможностями и способностями ребенка, но и наступлением нового возрастного кризиса — кризиса семи лет. В этот период жизни ребенок выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, коллектив.. социум. У него появляются иное общение, иные цели, рождается его социальное «Я». Он стремится занять другое, более взрослое положение в жизни, но оказывается, что это не просто и у «большой жизни» свои требования. Ребенок начинает оценивать ближайшие последствия своих поступков, он уже способен сознательно управлять своим поведением, начинает обобщать свои переживания, а взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным, и, наконец, ребенок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

В этот сложный для ребенка период базальной потребностью становится уважение, отношение к нему как ко взрослому, признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

Родительское участие и поддержка крайне необходимы ребенку в данном возрасте и с точки зрения эмоционального развития. Сейчас оно больше, чем раньше, зависит от того опыта, который ребенок приобретает вне дома. Рамки страхов ребенка, которые отражают восприятие окружающего мира, теперь расширяются. «Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях всегда могут помочь дружеская заинтересованность и любовь родителей.

Итак, «на этой школьной ступеньке ребёнок должен:

• научиться учиться и получать от этого удовольствие;

• научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

• обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя)» [4. С. 140]. Ребенок, уверенный в себе и своих способностях, в дальнейшей жизни также будет вести себя уверенно и адекватно и приобретет такое важное качество, как компетентность. Условия роста и развития очень просты. Вверх — по лестнице развития юного человека толково и бережно ведут Природа и Любовь. Взрослым остаётся только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребёнка, создавая благоприятные условия для этого подъема. В этом и есть родительская задача. Очень важно ценить и любить ребенка «не «за» (за успехи и неудачи), не «потому» (не потому, что он хорошо учится), а просто так, самого по себе, как личность уникальную и неповторимую. Всё, что говорят о ребёнке, конечно, неплохо и слышать, и учитывать, но при этом важно видеть в нём сначала растущего человека, личность и лишь потом ученика. Это спасёт от многих ложных ожиданий. Тогда не нужно будет подгонять ребёнка под какие-то стандарты, не нужно нервничать и злиться, когда у него что-то не получается, а с пониманием отнестись даже к самому неразумному его поступку.

«Это сохранит самое главное: безусловную любовь. Не позволит превратиться ей в узкую, ограниченную, обусловленную чем-то или кем-то. И, может быть, именно и не сломаться, когда он столкнётся с трудностями, чьим-то неверием и осуждением, и не остановиться в своём развитии. Быть и остаться Личностью — счастливой и свободной» [4. С. 141].

Если ребенок понимает, что родители любят его только за что-то — за успехи в школе, похвалу окружающих и сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью и пессимистическим отношением к жизни. У него могут возникнуть болезненная стеснительность и социальная пассивность, поскольку он не решается проявлять себя, боясь неудач, критики или наказания. У ребенка начинает формироваться предубежденность против самого себя, возникает чувство собственной неполноценности и зависимости от социальных оценок.

Э.Фромм [10] уверен, что для большинства детей младшего школьного возраста проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым — быть любимым за то, что они есть. Ребенок младше этого возраста благодарно и радостно принимает то, что он любим, так как он еще не способен любить. Именно в период школьного детства в развитии ребенка появляется новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь родителям, создать для них что-нибудь — стихотворение или рисунок. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить.

В своей работе «Азбука для родителей» Алан Фромм [9] говорит о том, что ребенку крайне важно, как мы проявляем свою любовь к нему. Одним из важнейших путей проявления чувства любви к ребенку является уважение его желаний. Важно признавать законность его желаний и не навязывать ему навыки, которым он сопротивляется. Эта тактика поможет ребенку обрести самоутверждение и почувствовать любовь родителей. Мы полностью согласны с автором в том, что любовь нужно проявлять постоянно и стараться раздражаться на детей как можно реже,

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

поскольку, когда родительская любовь исчезает с такой легкостью, то ребенок теряет в ней уверенность. А позднее, когда нужно будет решать много сложных жизненных проблем, эта уверенность может обернуться недоверием к родителям. Автор советует избегать чрезмерных требований к ребенку и постоянно проявлять мягкость, приветливость и чуткость. Более того, проявить свою любовь можно и отдавая без остатка все время ребенку, это полезнее и дороже любой игрушки. И наконец, любовь принесет ребенку больше счастья, если он будет видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

А.С. Спиваковская [8] уверена, что контакт с ребенком — это высшее проявление любви к нему, его следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности. «Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте» [8. С. 32].

Жизненно важно признавать право ребенка на присущую ему индивидуальность, более того, утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Это необходимо в такой сложный период для ребенка, как поступление в школу. В это время необходимо быть особенно внимательными и избегать негативной критики и оценки личности ребенка и присущих ему качеств характера. Мы солидарны с автором, что это наносит глубокий вред контакту ребенка с родителями и нарушает его уверенность в родительской любви и поддержке, которая так ему необходима в данный период жизни. Необходимо подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок, а не оценивать негативно самого ребенка. «Реже мы советчики, чаще суровые судьи, — писал Я.Корчак [3]. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия — это «не люблю, потому что ты — хороший, а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Очень важно, уточняет А.С. Спиваковская [8]., чтобы чувство любви базировалось на признании развития ребенка, его постоянного совершенствования, на понимании бесконечности познания человека, несмотря на то, что он еще слишком мал. Родительская любовь, особенно в описываемом возрасте, должна быть направлена на поддержку сильных сторон личности ребенка, на борьбу со слабостями и несовершенствами. «Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, пытаясь постоянно менять их авторство. Если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы» [8. С. 34].

Младший школьный возраст с началом социализации личности благоприятен для развития гармоничного душевного мира ребенка, его способности

к сопереживанию, к эмоциональному контакту и любви. А для этого сами родители должны уважать чувства и переживания своего ребенка. С началом периода социального роста ребенок должен встать на путь роста личностного.

Проблема целенаправленного развития родительской любви в научном плане до сих пор остается открытой. Но, при этом большое число исследователей отмечают огромную значимость родительской любви для развития полноценной личности ребенка, а также и самого родителя. Более того, проблема заключается еще и в неразвитости родительских чувств, неумении родителей выражать и дозировать свои чувства к ребенку. Часто любовь бывает неразумной и недейственной и не всегда она оказывает позитивное влияние, ее неадекватное выражение влечет за собой негативные последствия для развития личности ребенка (беспомощность, эгоизм, ожесточенность, эмоциональная невежественность, неспособность строить взаимоотношения с другими людьми). Этот вопрос в педагогике недостаточно исследован и не разработана методика целенаправленного развития данной проблемы. Результаты исследования планируется использовать для психолого-педагогической работы с родителями в детских дошкольных и школьных учреждениях г. Омска.

Библиографический список

1. Глассер У. Школы без неудачников ; перевод с англ. ; общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. — М. : Прогресс, 1991. - 184 с.

2. Дубровина И.В. Мир психологии. — 1998. — № 1. — С. 54-57.

3. Корчак Я. Как любить ребенка. — М. : Педагогическое наследие, 1991. -70 с.

4. Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти. — М. : ООО Издательский дом «София», 2006. — 416 с.

5. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн X. Стефен 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я ; перевод с англ. М.В. Шитаревой. — М. : Крон-Пресс, 1995. — 384 с.

6. Павленко Е.А. Условия оказания педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе начальной школы : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Павленко; Тобольск, гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. — Тобольск, 2002 — 129 с. + Прил. (31 с.)

7. Резническо М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. — 1998. — № 1. — С. 25-30.

8. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). — М. : Педагогика, 1986 — 160 с.

9. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1991 — 64 с.

10. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации. — Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1996. — 319 с.

ДЕБРИЯН Елена Александровна, соискатель кафедры педагогики и психологии детства.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.09.2006 г.

© Дебриян Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.