Научная статья на тему 'Роль рисков в бухгалтерском учете'

Роль рисков в бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / RISK / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / РЕЗЕРВ / RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуева Оюна Баировна

В статье рассмотрены определение, факторы, критерия признания, группировка рисков, принятые в бухгалтерском учете, а также приведен алгоритм действий при оценке риска и описан основной метод снижения степени влияния процесс создания резервов в бухгалтерском учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLE OF RISK IN ACCOUNTING

The article deals with the definition, factors, recognition criteria, grouping of risks, common in accounting. The algorithm of actions in the risk assessment is presented and the main method to reduce the degree of influence the process of creating reserves in accounting is described.

Текст научной работы на тему «Роль рисков в бухгалтерском учете»

УДК 657.6

РОЛЬ РИСКОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

© Батуева Оюна Баировна, ассистент кафедры бухгалтерского учета и финансов Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: o_batueva@mail.ru

В статье рассмотрены определение, факторы, критерия признания, группировка рисков, принятые в бухгалтерском учете, а также приведен алгоритм действий при оценке риска и описан основной метод снижения степени влияния — процесс создания резервов в бухгалтерском учете. Ключевые слова: риск, бухгалтерский учет, оценка, резерв.

THE POLE OF RISK IN ACCOUNTING

Oyuna B. Batueva, Assistant of the Department of Accounting and Finances,

Buryat State University

24a, Smolin St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article deals with the definition, factors, recognition criteria, grouping of risks, common in accounting. The algorithm of actions in the risk assessment is presented and the main method to reduce the degree of influence — the process of creating reserves in accounting is described. Keywords: risk, accounting, assessment, reserve.

В современных условиях стагнации мировой экономики, понижающихся цен на нефть, падения курса рубля, роста инфляции и экономических санкций деятельность крупных компаний, малого и среднего бизнеса России изменяется, оптимизируется, происходят процессы переструктуризации, изыскания резервов, планирования расходов и пр. Из-за неопределенности, отсутствия надежности в получении ожидаемых результатов, дополнительных убытков коммерческие организации проводят мероприятия по минимизации и недопущению рисков в предпринимательской деятельности. Однако независимо от различных факторов предпринимательство всегда связано с рисками. Функционируя в постоянно меняющейся рыночной среде, организации часто сталкиваются со всевозможными ситуациями неясности и неопределенности, следовательно, возрастает величина непредвиденных потерь. Значительный рост убыточных компаний, объявлений о банкротстве организаций позволяет сделать вывод о том, что без учета фактора риска в предпринимательской деятельности не достичь поставленных целей стабильности, развития, повышения рентабельности, получения максимальной прибыли и т.п.

Риск присущ любой сфере деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на отрицательный исход. Исторически риск отсутствия или изменения намеченных результатов стал проявляться при стремительном развитии товарно-денежных отношений, когда конкуренция в хозяйственном обороте значительно возросла. Поэтому с возникновением и развитием рыночных капиталистических отношений появляются различные теории риска. Нельзя сказать, что в отечественной экономике проблема риска нова. В 1920-х гг. в России был принят ряд законодательных актов, содержащих понятие производственно-хозяйственного риска. В выступлениях руководителей того времени звучали суждения о том, что от разрешения вопроса о риске будут зависеть темпы развития экономики страны. Наиболее явное проявление риска в деятельности хозяйствующих субъектов относится к периоду зарождения и становления рыночной экономики в России. На сегодняшний день с точки зрения предпринимательской деятельности под риском понимается вероятность понести потери в виде конкретного убытка или ущерба.

Как правило, оценка риска, влияющего на финансово-хозяйственную и предпринимательскую деятельность, зависит и основывается на имеющейся у организации информации. Процесс получения, обработки и анализа информации, которой располагает организация, происходит непрерывно и имеет документальное подтверждение, он упорядочен и систематизирован. Соответственно, речь идет о ведении организацией бухгалтерского учета и анализе информации, влияющей на финансовое и имущественное положение. Взаимосвязь риска и информации особо отражается в порядке формирования бухгалтерской финансовой отчетности и достоверности ее показателей. Поэтому задача финансово-

хозяйственной и предпринимательской деятельности состоит не в том, чтобы аккумулировать безрисковые бизнес-процессы, а правильно управлять ими и принимать экономически верные решения с учетом достоверного и надежного их отражения в бухгалтерской отчетности, основываясь на риск-ориентируемом подходе. Иными словами, не стоит избегать риска в бухгалтерском учете, необходимо уметь оценивать его степень, устанавливать пределы финансовой безопасности и применять методы по его снижению.

Риск в бухгалтерском учете имеет свои характеристики, которые раскрываются в процессе принятия решения о возможности его оценки и способах отражения и минимизации его последствий. К подобным характеристикам можно отнести:

• Неопределенность — параметр риска, при котором существует вероятность различных непрогнозируемых событий в связи с отсутствием информации, нечеткостью ее оценки и многовариантностью неучтенных последствий;

• Значимость — характеристика, определяющая практическое значение риска для получения экономических выгод в интересах деятельности самой организации и конкретных лиц (собственников, акционеров, работников и т.п.);

• Восприимчивость — характеристика, раскрывающая риск как показателя способности и готовности руководителя, главного бухгалтера и иных лиц принять ответственность за результаты его воздействия на деятельность организации;

• Субъективизм — параметр, который позволяет оценить влияние риска на действия и события в будущем с различных субъективных и зачастую противоположных точек зрения, основанных на количественном и качественном анализе ожидаемых потерь и доходов.

С точки зрения бухгалтерского учета риск представляет собой событие, явление, операции, процессы, которые могут привести к убыткам и потерям в денежной форме и искажают достоверность данных бухгалтерской отчетности. Возникновение рисков в бухгалтерском учете связано с неопределенностью, недостаточностью информации или ее отсутствием, что приводит к различным вариантам действия или бездействия бухгалтера в принятии управленческих решений. В подобной ситуации важным является профессиональное суждение бухгалтера, которое предполагает, прежде всего, решение и ответы на вопросы необходимости, целесообразности принятия информации к учету, оценки полученных данных, порядка отражения и формирования показателей в учете и отчетности.

На процесс формирования профессионального суждения бухгалтера влияет множество объективных и субъективных факторов, которые можно сгруппировать по внешним и внутренним признакам.

К внешним факторам риска относятся [4]:

• социально-экономическая ситуация в стране, регионе;

• состояние экономики отрасли;

• финансовое и имущественное положение конкурентов, инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и прочих контрагентов;

• уровень инфляции и ее динамика;

• уровень процентных ставок по банковским кредитам, налоговые ставки, размер таможенных пошлин и прочих обязательных платежей;

• изменение законодательства;

• развитие научно-технического прогресса;

• природно-климатические условия.

Среди внутренних факторов риска выделяют следующие [4]:

• отношение риска в деятельности организации и готовность его принятия;

• способность организации оперативно изменять структуру, вид, направление деятельности;

• текущее финансовое положение организации;

• уровень организации и постановки бухгалтерского учета в организации;

• сегментарное ведение бухгалтерского учета по всем этапам производственного или товарного цикла;

• степень автоматизации и обработки данных бухгалтерского учета;

• соответствие теоретических и методических аспектов учетной политики организации текущей рыночной ситуации;

• состояние менеджмента, уровень квалификации персонала, организационная структура, наличие филиалов и представительств.

Комплекс внешних и внутренних факторов риска влияет в конечном счете на профессиональное суждение бухгалтера об оценке, порядке отражения в учете информации об имуществе, капитале, обязательствах, доходах, расходах и прочих фактов хозяйственной жизни. Принимая управленческое решение, бухгалтер обязан оценить риск, т. е. определить потери и убытки, которые понесет организация в будущем, установить их в текущий момент, дать им стоимостное выражение, применить методы по их минимизации. Тем самым организация при наступлении негативных последствий риска будет готова к потерям, учтенным ранее в качестве резервов предстоящих расходов, страховых, оценочных резервов и расходов будущих периодов.

Как отмечалось ранее, риски в бухгалтерском учете — неотъемлемая часть, поэтому они возникают во всех процессах, операциях и явлениях. Многообразие рисков в учете можно сгруппировать по признаку организации и порядка ведения бухгалтерского учета. К группе рисков, обусловленных организацией бухгалтерского учета и формированием бухгалтерской отчетности, относятся:

• Риски достоверности, полноты и надежности информации;

• Риски, связанные с нормами законодательства;

• Риски, связанные с принятыми методами учетной политики;

• Риск, связанный с порядком формирования бухгалтерской финансовой отчетности.

Во вторую группу рисков, связанных с непосредственным ведением бухгалтерского учета, включаются:

• Риск процессов снабжения, производства, реализации, сбыта;

• Риск средств обращения;

• Риск формирования финансовых результатов;

• Риск оценки активов и обязательств;

• Риск формирования оценочных значений и оценочных обязательств;

• Риск банкротства;

• Риск инвестирования;

• Риск кредитования;

• Прочие риски.

В процессе оценки и определения метода снижения риска важным является алгоритм действий, направленных на установление стоимостных показателей влияния тех или иных рисковых событий. На наш взгляд, наиболее общим алгоритмом является следующая последовательность:

1. Сбор, обработка, обобщение всей имеющейся информации о событиях, явлениях, процессах, сделках и прочих фактах хозяйственной жизни.

2. Определение целесообразности принятия риска по различным фактах хозяйственной жизни, как в целом, так и в частности.

3. Количественный и качественный анализ факторов риска, влияющих на решение о принятии к учету факта хозяйственной жизни.

4. Установление допустимого уровня риска потенциально принятых к учету фактов хозяйственной жизни, ориентированных на получение ожидаемых результатов в будущем.

5. Оценка риска конкретного факта хозяйственной жизни и сравнение с допустимым уровнем общего риска.

6. Оценка воздействия риска на показатели учета и отчетности в текущий момент и в будущем (оценка приемлемости).

7. Разработка оптимальных методов снижения степени влияния риска в будущем на показатели учета и отчетности.

8. Определение способа отражения информации о риске фактов хозяйственной жизни в бухгалтерской финансовой отчетности.

9. Формулирование решения о принятии или избегании риска в бухгалтерском учете.

На каждом этапе оценки риска необходимо учитывать вновь появившуюся информацию, делать корректировки, вносить изменения в ожидаемые показатели и допустимый уровень, поскольку от этого будет зависеть не только конечное решение о принятии того или иного рискованного факта хозяйственной жизни к учету, но и достоверность показателей бухгалтерской финансовой отчетности. Как известно, наиболее важными и основополагающими характеристиками информации, раскрыва-

ющейся в отчетности, являются достоверность, надежность, уместность, своевременность, понятность. Следовательно, учитываемые в настоящий момент риски не должны искажать данные, отражаемые в текущем и в будущих периодах. Для этого в бухгалтерском учете разрабатываются и применяются методы снижения риска.

Одним из наиболее распространенных и эффективных методов минимизации рисков в бухгалтерском учете является создание резервов — запасов, образуемых для использования их в случае необходимости. Резервы как способ минимизации потерь от рисков создаются в различных формах:

• Оценочные резервы;

• Резервы по условным фактам хозяйственной жизни;

• Резервы предстоящих расходов;

• Резервы, создаваемые в финансовом и налоговом учете;

• Резервы исключительно финансового учета;

• Резервы исключительно налогового учета.

Формирование резерва по различным формам зависит от конкретного факта хозяйственной жизни и объединяет совокупность объектов учета. Так, например, существуют резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение стоимости материальных ценностей, резерв под обесценение финансовых вложений, резерв на ремонт основных средств, резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков, резерв по оценочным обязательствам и т.п. Несмотря на различия объектов учета, обязательность применения, порядка отражения в учете, создаваемые резервы имеют общее содержание и схему формирования, которая заключается в следующем:

• Признание объекта или факта хозяйственной жизни, требующего создание резерва, в бухгалтерском учете [1];

• Решение о создании резерва и закрепление данного факта в учетной политике;

• Установление предельного размера резерва исходя из ожидаемых потерь в будущем;

• Определение сумм расходов, связанных с формированием резерва;

• Определение срока, на который формируется резерв;

• Определение формул расчета отчислений в резерв;

• Определение порядка отражения в учете операций по созданию, корректировке и списанию резервов;

• Раскрытие информации о создании и погашении резервов в бухгалтерской финансовой отчетности (в т.ч. в пояснительной записке).

Резервы организации как обособленная часть источников, которая концентрируется в капитале и фондах, предназначены для покрытия непредвиденных потребностей, потерь, расходов для страхования деятельности от всевозможных рисков.

Таким образом, категория «риск» существует во всех сферах деятельности и сегментах бухгалтерского учета. На сегодняшний день нет однозначного понимания сущности риска. Это объясняется тем, что данная категория отличается многоаспектностью и практически неотделима от самого объекта учета. Кроме того, риск характеризуется сложностью определения в стоимостном выражении, наличием комплекса факторов, которые достаточно трудно вывести в отдельные показатели, вследствие чего существует множество подходов к изучению риска и его оценке. На наш взгляд, риск можно охарактеризовать как возможные потери или недополучение запланированной прибыли, связанные с неопределенностью ситуации и вероятностью отрицательного исхода событий. Однако нами установлен алгоритм действий для определения степени влияния риска как составной части принятия какого-либо объекта к бухгалтерскому учету.

Для решения вопросов, связанных с минимизацией риска, следует применять не отдельные мероприятия, а внедрять комплексную технологию управления деятельностью организации, в которую должны быть включены меры по нейтрализации риска, резервированию, страхованию, хеджированию и прочее. Принятие риска в бухгалтерском учете должно основываться на двух принципах — не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал, и быть готовым к негативным последствиям риска.

Литература

1. Прудников П. В. Новые положения по бухгалтерскому учету // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. 2008. № 22.

2. Риски в бухгалтерском учете: учеб. пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2009. 304 с.

3. Сотникова Л. В. Бухгалтерский и налоговый учет резервов. М.: Налоговый вестник, 2005. С. 26.

4. Толстова А. С. Бухгалтерские риски и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности: дис. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2009.201 с.

5. Толстова А. С. Риск в бухгалтерском учете предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 9(47). С. 94-97.

References

1. Prudnikov P. V. Novye polozheniya po bukhgalterskomu uchetu [New Accounting Principles]. Novoe v bu-khgalterskom uchete i otchetnosti — New requirements in accountancy. 2008. No. 22.

2. Shevelev Sheveleva E. V. Riski v bukhgalterskom uchete [Risks in accountancy]. 2nd ed., rev. and add. Moscow: KNORUS, 2009. 304 p.

3. Sotnikova L. V. Bukhgalterskii i nalogovyi uchet rezervov [Accountancy and fiscal accounting of reserves]. Moscow: Nalogovyi vestnik, 2005. P. 26.

4. Tolstova A. S. Bukhgalterskie riski i ikh vliyanie na dostovernost' bukhgalterskoi otchetnosti. Dis. ... kand. ekon. nauk [Accounting risks and their impact on accounts credibility. Cand. econ. sci. diss.]. Nizhnii Novgorod, 2009. 201 p.

5. Tolstova A. S. Risk v bukhgalterskom uchete predpriyatiya [Risk in business accounting]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta — Bulletin of Samara State Economic University. 2008. No. 9(47). Pp. 94-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.